МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Соблюдение норм этики делового общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл
Часов по учебному плану 34
в том числе:
аудиторные занятия 34
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 24 24 24 24
Итого 34 34 34 34

Программу составил(и):
преподаватель, первая категория, Борисова Оксана Александровна

Рецензент(ы):
преподаватель, Тимофеева Виктория Васильевна

Рабочая программа дисциплины
Соблюдение норм этики делового общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО (приказ Минобрнауки России от 12.12.2022 г. № 1100)

составлена на основании учебного плана:
43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Соблюдение норм этики делового общения" является изучение студентами этики делового общения служб предприятий туризма и гостеприимства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.3. Координировать и контролировать деятельность сотрудников служб предприятий туризма и гостеприимства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этику делового общения
3.2.Уметь:
3.2.1.- владеть техникой переговоров, устного общения,
включая телефонные переговоры;
− владеть культурой межличностного общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-использовать технику переговоров, устного общения,
включая телефонные переговоры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как наука
1.1. Общие сведения об этической культуре Лекции 3 6 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.3., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1
1.2. Устный опрос по теме "Общие сведения об этической культур" Практические 3 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
1.3. Решение ситуационных задач по теме "Общие сведения об этической культур" Практические 3 4 ОК 05., ПК 1.3., ОК 04. Л2.1, Л1.1
1.4. Слушание докладов по теме "Этика и мораль делового общения" Практические 3 2 ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация и технологии работы служб предприятий туризма и гостеприимства с клиентами
2.1. Деловое общение Лекции 3 4 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 07., ПК 1.3., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.2. Устный опрос по теме "Деловое общение" Практические 3 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.3. Слушание докладов по теме "Этика разрешения деловых конфликтов" Практические 3 4 ОК 03., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.4. Решение ситуационных задач по теме "Деловое общение служб предприятий туризма и гостеприимства с клиентами" Практические 3 4 ОК 05., ОК 07., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
2.5. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 07., ОК 09., ПК 1.3., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля(тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5344

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Как называется неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку?
a. бестактность;
b. воспитанность;
c. порядочность;
d. тактичность;
e. ,уважение
2. Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
a. долг;
b. достоинство;
c. ответственность;
d. справедливость;
e. честь
3. Какая этическая категория передает моральную необходимость выполнения общественно полезных обязанностей?
a. благо;
b. долг;
c. счастье;
d. честь
4. Каноничные правила представления (два правильных ответа):
a. женщина первая представляется мужчине;
b. лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким;
c. младшие по возрасту представляются старшим;
d. мужчина первым представляется женщине
5. Моральный принцип, предписывающий желание помочь другим:
a. альтруизм;
b. толерантность;
c. честолюбие;
d. эмпатия
6. Ответственность – это:
a. категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;
b. категория этики, опирающаяся на принцип равенства всех людей в моральном отношении;
c. категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу;
d. категория этики, характеризующая моральную ценность личности в связи с его статусом, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами;
e. категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности,
f. амостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения
7. Предмет этики -
a. культура;
b. мораль;
c. прекрасное;
d. социальные отношения
8. Принцип, выражающий любовь к Родине:
a. гуманизм;
b. оптимизм;
c. патриотизм;
d. справедливость
9. Укажите основные категории этики
a. добро и зло;
b. пространство и время;
c. свобода;
d. совесть
10. Честь и достоинство – это …
a. контрольно-императивные категории, которые отражают особые механизмы морального сознания, направленные на согласование частных интересов с общими;
b. нравственные качества человека, которые он проявляет в деятельности, направленной на достижение добра;
c. правила, нормы, ценности, которыми люди руководствуются в своей деятельности и которые регулируют отношения людей друг к другу;
d. этические категории, которые служат для обозначения нравственных чувств, выражающих моральное отношение человека к самому себе
11. Что изучает наука этика?
a. мораль, нравственность;
b. поведение каждого конкретного человека в обществе;
c. политическое устройство общества;
d. социальные проблемы общества;
e. традиции, обычаи, народное творчество
12. Этика - это:
a. учение о боге;
b. учение о морали;
c. учение о правилах хорошего тона;
13. Как иначе называют общегражданский этикет – совокупность правил и традиций, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом?
a. светский этикет
b. придворный этикет
c. дипломатический этикет
14. Как можно назвать форму вежливости, которая проявляется в особой мягкости, чуткости в отношении людей, с которыми происходит общение?
a. деликатность
b. любезность
c. скромность
15. Субординация в деловом этикете в отличие от общегражданского строится
a. по половозрастному принципу
b. по должностному принципу
c. на уважении к этикетным традициям других куль¬тур
16. Отметьте нарушение правил этикета:
a. при приветствии мужчина первым протягивает руку женщине
b. проходящий человек первым здоровается со стоящими людьми
c. при рукопожатии женщина не обязана снимать перчатку

17.Общение как многогранный процесс включает в себя (выберите 3 правильных ответа):
a. обмен информацией
b. восприятие и понимание собеседника
c. формирование отношений между людьми
d. взаимодействие людей
e. конфликты между людьми

18. Общение с точки зрения психологии — это:
a. совместное времяпрепровождение
b. коммуникация
c. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми
19. Средства общения подразделяются на (выберите все правильные ответы):
a. невербальные
b. технические
c. межличностные
d. вербальные
20. Интерактивная сторона общения представляет собой:
a. процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга
b. взаимный обмен информацией, передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств
c. организацию взаимодействия
21. К формам делового общения относятся (выберите все правильные ответы):
a. деловые беседы, совещания, переговоры
b. судебные разбирательства
c. публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия)
d. участие в спортивных мероприятиях
22. Особенностями делового общения являются:
a. обязательность
b. формально-ролевой характер
c. регламентированность
d. конфликтность
23. Этап подготовки к беседе предполагает:
a. предварительный анализ темы, собеседников и составление рабочего плана беседы
b. непосредственную передачу информации и обсуждение проблемы
c. вовлечение собеседника в совместную выработку решения
24. Основная цель беседы – это :
a. обмен информацией
b. описание желательного итога работы
c. решение проблемы, представляющей взаимный интерес
25. Цель инструктивных совещаний —
a. доведение до сотрудников той или иной информации
b. получение информации о текущем состоянии дел.
c. поиск наилучших решений проблемы в кратчайшие сроки

26. Комплиментарный подход, позволяющий эффективно вовлечь потенциального партнера в совместные действия, предполагает...
a. использование комплиментов в общении с потенциальным партнером
b. ссылки на авторитетных клиентов фирмы
c. указание на преимущества предлагаемого на презентации продукта

27. Отметьте тип совещания, на котором выясняется текущее состояние дел в организации:
a. инструктивное
b. проблемное
c. оперативное
28. Отметьте верные утверждения об этике проведения делового совещания:
a. оптимальное число участников совещания 10–12 человек
b. продолжительность совещания не должна превышать 2 часов
c. участников совещания лучше всего рассадить за круглым или овальным столом

29. Перцептивная сторона общения представляет собой:
a. восприятие общающимися друг друга
b. обмен информацией между участниками совместной деятельности
c. взаимодействие общающихся

30. Вербальная коммуникация- это..
a. словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка
b. способ передачи информации через жесты, мимику, пантомимику
c. формулирование идеи или отбор информации

1d
2d
3b
4cd
5a
6e
7b
8c
9a
10d
11a
12b
13a
14a
15b
16c
17abd
18c
19ad
20c
21ac
22b
23a
24f
25f
26a
27c
29a
30a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 0,5 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является дифференцированный зачет, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524491)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа или нескольких ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 0,5 балла, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1),пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 2.   Контроль .docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скибицкая, И. Ю. Деловое общение: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернышова Л. И. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Соблюдение норм этики делового общения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Н кабинет профессиональной этики и психологии делового общения; кабинет социальной психологии; кабинет коммуникативных тренингов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации по изучению дисциплины "Соблюдение норм этики делового общения"
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал

При реализации учебной дисциплины "Соблюдение норм этики делового общения" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: ролевая игра, кейс-стади, деловая игра.

При изучении дисциплины "Соблюдение норм этики делового общения" обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Основы конфликтологии».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
Порядок организации самостоятельной работы
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по изучаемой дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине "Соблюдение норм этики делового общения"предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине "Соблюдение норм этики делового общения"следует:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу\вопросу. План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.