МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика отрасли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2022_9кл
Часов по учебному плану 44
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 8 8 8 8
Итого 44 44 44 44

Программу составил(и):
Преподаватель, высшая категория, Кисиль М.С.

Рецензент(ы):
Солопова Н.Н

Рабочая программа дисциплины
Экономика отрасли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (разработчик веб и мультимедийных приложений). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук, доцент, Глубокова Л. Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать формированию у студентов нового экономического мышления, дать развернутое представление об экономическом механизме деятельности предприятия в условиях рынка и конкуренции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 5.1. Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информационную систему.
ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации.
ПК 9.7. Осуществлять сбор статистической информации о работе веб-приложений для анализа эффективности его работы.
ПК 9.9. Модернизировать веб-приложение с учетом правил и норм подготовки информации для поисковых систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Общие положения экономической теории.
Организацию производственного и технологического процессов.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.
Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования.
Методику разработки бизнес-плана
3.2.Уметь:
3.2.1.Находить и использовать необходимую экономическую информацию.
Рассчитывать по принятой методологии основные техникоэкономические показатели деятельности организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы функционирования субъектов хозяйствования
1.1. Отрасль в системе национальной экономики.Экономика ИТ - отрасли Лекции 5 2 ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике Лекции 5 2 ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 5 2 ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Ресурсы хозяйствующих субъектов и эффективность их использования
2.1. Производственные ресурсы и капитал предприятия Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2
2.2. Основные и оборотные средства Лекции 5 4 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.3. Основные и оборотные средства Практические 5 4 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Трудовые ресурсы Лекции 5 2 ПК 9.9., ПК 9.7., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Формы и системы оплаты труда Практические 5 6 ПК 9.7., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 5 2 ПК 9.9., ПК 9.7., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта
3.1. Доходы предприятия Лекции 5 2 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Расходы предприятия Лекции 5 2 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Себестоимость продукции: сущность, виды и факторы снижающие ее. Практические 5 2 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Прибыль предприятия Лекции 5 2 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. функции прибыли и основные источники ее образования Практические 5 2 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 05., ОК 04., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Выполнение домашнего задания Сам. работа 5 2 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 05., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Планирование и развитие деятельности хозяйствующего субъекта
4.1. Планирование деятельности предприятия Лекции 5 2 ПК 5.1., ОК 09., ОК 05., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Итоговое занятие Практические 5 2 ПК 9.9., ПК 9.7., ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 5 2 ПК 9.7., ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, тесты, вопросы для коллоквиума) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5133
Контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1Не относятся к коммерческим организациям (исключить лишнее):
а) хозяйственные общества;
б) хозяйственные товарищества;
в) благотворительные фонды;
2 К признакам юридического лица относится:
а) наличие обособленного имущества;
б) способность отвечать по обязательствам своим имуществом;
в) способность выступать в хозяйственном обороте;
г) все ответы правильные.
3 По виду затрат организации делятся:
а) на энергоемкие, трудоемкие, наукоемкие, фондоемкие, материалоемкие;
б) специализированные, многопрофильные, узкоспециализированные, комбинированные;
в) производственные и непроизводственные;
г) добывающей и обрабатывающей промышленности;
д) нет правильного ответа.
4 Участники полного товарищества по его обязательствам несут ответственность:
а) всем принадлежащим им имуществом;
б) в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
в) в пределах стоимости принадлежащих им акций (паев);
г) нет правильного ответа.
5 Холдинг – это:
а) организации, объединенные в единую структуру;
б) головная компания, которая обладает контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью;
в) объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между собой;
г) все варианты правильные.
6 Производительность труда означает:
а) норму управляемости;
б) затраты времени на изготовление всего объема продукции;
в) количество продукции, произведенной в единицу времени одним работником;
г) норму времени;
7 Основными показателями производительности труда являются:
а) фондоотдача и фондоемкость;
б) выработка продукции, трудоемкость продукции;
в) коэффициент интенсивного использования оборудования;
г) фондовооруженность и фондоотдача;
8 Отношение количества работников, принятых на работу за данный период, к среднесписочной численности работников за тот же период – это коэффициент:
а) выбытия кадров;
б) приема кадров;
в) стабильности кадров;
г) текучести кадров;.
9 Первоначальная стоимость ОФ – это:
а) стоимость воспроизводства ОФ в современных условиях;
б) стоимость по приобретению, доставке и подготовке ОФ к эксплуатации;
в) разность между восстановительной стоимостью и физическим износом ОФ;
г) стоимость по приобретению ОФ.
10.К линейным методам начисления амортизации относят:
а) метод равномерного начисления;
б) метод суммы чисел лет;
в) метод уменьшаемого остатка;
г) нет правильного ответа.
11 Отношение выбывших ОФ за год к объему ОФ на начало года определяет коэффициент:
а) обновления;
б) ввода;
в) годности;
г) выбытия.
12.По функциональному назначению ОФ делятся:
а) на производственные и непроизводственные;
б) активные и пассивные;
в) собственные и арендованные;
г) находящиеся в эксплуатации и находящиеся в запасе;
д) здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства.
13 Состав оборотных средств – это:
а) оборотные производственные фонды и фонды обращения;
б) оборотные фонды в производственных запасах и находящиеся в процессе производства;
в) сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство, товары, отгруженные покупателю;
г) дебиторская задолженность, денежные средства;
14.Показатели эффективности использования оборотных средств (ОС) – это:
а) скорость оборота и сумма ОС, приходящихся на один рубль реализованной продукции;
б) длительность оборота в днях, коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки оборотных средств;
в) характер производства, масштаб выпуска, номенклатура, степень освоения продукции;
г) объем реализованной продукции, фондоемкость;

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В
2. Г
3. А
4. А
5. Г
6. В
7. Б
8. Б
9. Г
10. А
11. Г
12. А
13. А
14. Б
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более
70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на на 70-84%.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.
Практическое задание
Задание 1 На производство 4000 электродвигателей было израсходовано основных материалов на сумму 978 млн. рублей; вспомогательных материалов – на сумму 80 млн. рублей. Основная заработная плата производственных рабочих составила 140 млн. рублей, расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования – 12 млн. рублей. Цеховые расходы – 60%, общезаводские – 40%, внепроизводственные – 2%. Определите технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость производства одного электродвигателя.

Задание 2. Определить фондоотдачу и фондоемкость и фондовооруженность, фондорентабельность ОПФ, указать на каком предприятии лучше используются ОПФ.
Показатели Предприятие А Предприятие Б
Выпуск товарной продукции, тыс. руб. 520 000 340 000
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 346 000 12600
Среднесписочная численность рабочих, чел. 800 560
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 8800 6700

Задание 3. Определить сумму заработной платы Медведевой В.А. за апрель 2023 года.
В соответствии с трудовым договором для сборщицы сборочного цеха организации Медведевой В.А. установлена сдельно-премиальная система оплаты труда. В апреле 2023 г. Медведева В.А. изготовила 600 ед. продукции. Положением о премировании предусмотрена 20-процентная премия за выполнение нормы. В апреле 2023 г. норма выработки составляла 600 ед. Сдельная расценка за единицу продукции – 30 руб.

Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») -выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
70-84 баллов (оценка «хорошо») - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») -выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы

Коллоквиум
Примерные вопросы:
1Понятие финансовые ресурсы их источники формирования.
2 Понятие и составляющие финансового механизма.
3 Понятие основные фонды и их стоимость.
4 Показатели состояния и использования основных фондов.
5 Экономическое содержание оборотных средств.
6 Классификация оборотных средств.
7 Показатели эффективности использования оборотных средств.
8 Трудовые ресурсы их состав и структура.
9 Понятие производительности труда, факторы роста.
10 Сущность и функции заработной платы.
11 Системы оплаты труда.
12 Понятие доходов и их классификация.
13 Выручка: понятие, значение выручки для предприятия, методы учета и планирования выручки.
14 Направления распределения выручки.
15 Понятие затрат, их классификация (основные, накладные, постоянные, переменные)
16 Виды издержек: бухгалтерские, экономические, возвратные, частные, внутренние.
себестоимости
Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильную формулировку понятий и категорий; собственные выводы; полные ответы на дополнительные вопросы.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса; несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения; отвечает на дополнительные вопросы.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- общее направление изложения лекционного материала; наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах; отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- не раскрытие темы; большое количество существенных ошибок; отсутствие выводов; не отвечает на дополнительные вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов
1. Конкурентоспособность продукции: экономическая сущность, методы оценки.
2. Конкурентоспособность предприятия: экономическое содержание, методы оценки.
3. Инвестиционная привлекательность отрасли: понятие, методы оценки.
4. Инновационные факторы развития отрасли (отечественный и зарубежный опыт).
5. Интеграционные процессы в отрасли.
6. Экономическая концентрация в отрасли.
7. Роль малых предприятий в развитии отрасли.
8. Неценовая конкуренция в отрасли.
9. Размер предприятия в отрасли: понятие, определяющие факторы.
10. Олигополистическое ценообразование.
11. Кластерная форма организации экономики.
12. Аутсорсинг в отрасли: отечественный и зарубежный опыт.
13. Вступление России в ВТО как фактор влияния на отраслевую структуру экономики.
14. Промышленная политика как фактор изменения отраслевой структуры экономики.
15. Олигополистическая конкуренция.
16. Концентрация рынка и рыночная власть.
17. Ценовая дискриминация.
18. Дифференциация продукта и рыночная власть.
19. Слияния и поглощения в отрасли.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет проводится в форме письменной работы. Студенты допускаются к зачету, если полностью выполнены все виды учебной работы в семестре, предусмотренные программой дисциплины, индивидуальный рейтинг за семестр не менее 50 баллов.
Примерное задания для проведения зачета .
Вариант 1
1. 1.Планирование в условиях рыночной экономики: сущность, цели и задачи, принципы. Виды планов, их назначение и взаимосвязь
2. 2. Отрасль в системе национальной экономике.
3. Практическое задание Исходные данные - предприятие имеет следующие показатели ОПФ:
Балансовая стоимость ОПФ на конец периода, 220 000 тыс. руб. Стоимость ОПФ на начало периода, 100 000 тыс.руб. Стоимость выбывающих ОПФ, 1000 тыс.руб. Сумма начисления износа основных фондов 50 000 тыс.руб. Стоимость ввода в эксплуатацию новых фондов — 6000 тыс. руб. Определить показатели использования основных фондов на предприятии? Определите остаточную стоимость ОПФ, если балансовая (первоначальная) стоимость 20 тыс. руб., а срок службы 10 лет. Оборудование использовалось в течение 7 лет.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации
1. Национальная экономика. Сферы, секторы, виды экономической деятельности
2 Организация оплаты труда
3 Организационно-правовые формы организаций (предприятий): товарищество,
индивидуальное предпринимательство, акционерное общество и др.
4 Издержки производства и реализации продукции
5 Организация (предприятие): характеристика, функции организации
6 Сдельная и повременная формы оплаты труда, условия их применения
7 Основной капитал и его роль в производстве
8 Ценообразование, ценовая политика субъекта хозяйствования
9 Амортизация и износ основного капитала
10 Виды цен, их характеристика
11 Характеристика показателей основного капитала
12 Финансы организации: структура и их состав
13 Оборотный капитал
14 Балансовая прибыль: состав и источники ее формирования
15 Характеристика показателей оборотного капитала
16 Распределение и использование прибыли в организации
17 Аренда имущества: понятие, виды аренды
18 Рентабельность: характеристика, виды рентабельности
19 Кадры организации, персонал: качественная и количественная характеристики
20 Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
21 Производительность труда: выработка, трудоемкость, факторы и резервы роста производительности
22 Основные направления улучшения использования основных средств
23 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
24 Понятие и виды риска деятельности предприятия
25 Нормируемые и ненормируемые оборотные средства, улучшение использования оборотных средств
26 Организация (предприятие): характеристика, функции организации, понятие юридического лица
27 Сущность, назначение, состав и структура основных средств
28 Организационно-правовые формы организаций (предприятий): общества, их структура (ООО, ОАО и др)
29 Понятие капитальных вложений (инвестиции) инвестиционный проект
30 Системы повременной заработной платы
31 Балансовая прибыль: состав и источники ее формирования
32 Системы сдельной заработной платы, надбавки и доплаты
33 Рентабельность: характеристика, виды рентабельности
34 Классификация затрат на производство продукции
35 Нематериальные активы, оценка и амортизация нематериальных активов
36 Определение себестоимости продукции
37 Бестарифные и смешанные системы оплаты труда
38 Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики: классификация по характеру деятельности, размеру, собственности
39 Структура финансов предприятия
40 Бизнес – план и его структура
Критерии оценивания
Отлично» (85-100балоов) выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
«Хорошо» (84-70 баллов): выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
«Удовлетворительно» (69-50 баллов) выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ
«Неудовлетворительно» (0-49 баллов): выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Клочкова, Экономика организации: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Чалдаева, Основы экономики организации. Практикум: учеб.пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Л.А. Чалдаева, Основы экономики организации: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Вопросы экономики: журнал М. - НП Редакция журнала "Вопросы экономики", https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=7715
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
OC Linux
Приложения MS Office
Приложения LibraOffice
7-Zip
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения профессионального модуля необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и лабораторные занятия
-все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
При подготовке к лабораторному занятию следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе;
-изучить конспект лекций по данной теме.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует закреплением материала, с использованием при необходимости соответствующих программных продуктов.
При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.