МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Элементы высшей математики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2023_9кл
Часов по учебному плану 148
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 32 32 28 28 60 60
Практические 30 30 34 34 64 64
Сам. работа 20 20 4 4 24 24
Итого 82 82 66 66 148 148

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Савичкин Роман Тимурович;преподаватель, высшая категория, Байкин Андрей Анатольевич

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Исаева Ольга Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Элементы высшей математики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование. Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук, доцент, Глубокова Л. Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Сформировать представления об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; воспитывать понимание значимости изучения дисциплины для развития общественного прогресса;
- Ознакомить студентов с ролью математики в современном мире, общности её понятий и представлений;
- Дать студентам знания, которые будут способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
- Дать студентам знания, которые будут способствовать развитию общих и профессиональных компетенций и обеспечивающих их умений для осуществления профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные понятия и методы линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа;
• основы дифференциального и интегрального исчисления;
• основы теории комплексных чисел;
• значение математики в профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.• выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;
• решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;
• применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
• решать дифференциальные уравнения;
• пользоваться понятиями теории комплексных чисел;
• применять методы и алгоритмы различных разделов математики для решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы линейной алгебры
1.1. Понятие матрицы. Операции над матрицами Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Определитель матрицы. Свойства определителей Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Обратная матрица. Ранг матрицы Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Системы линейных уравнений (СЛУ). Методы решения СЛУ Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Решение СЛУ методом Гаусса Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Понятие матрицы. Операции над матрицами Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Определитель матрицы. Свойства определителей Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Обратная матрица. Ранг матрицы Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Системы линейных уравнений (СЛУ). Методы решения СЛУ Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Решение СЛУ методом Гаусса Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Контрольная работа по разделу Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Элементы аналитической геометрии
2.1. Понятие вектора. Операции над векторами, их свойства Лекции 3 4 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Прямая на плоскости. Расстояние от точки до прямой Лекции 3 4 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Кривые второго порядка. Основные понятия Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Понятие вектора. Операции над векторами, их свойства Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Прямая на плоскости. Расстояние от точки до прямой Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Кривые второго порядка Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Контрольная работа по разделу Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Основы математического анализа
3.1. Понятие функции. Основные понятия и свойства Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Числовые последовательности. Предел последовательности Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Предел функции в точке и на бесконечности. Основные неопределенности. Лекции 3 4 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Замечательные пределы Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Непрерывность функции. Точки разрыва функции Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Числовые последовательности. Предел последовательности Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Предел функции в точке и на бесконечности. Основные неопределенности. Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Замечательные пределы Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Непрерывность функции. Точки разрыва функции Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.10. Контрольная работа по разделу Практические 3 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Выполнение индивидиаульных работ по пройденным темам Сам. работа 3 20 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Дифференциальное исчисление функции
4.1. Определение производной. Таблица основных производных. Производная сложной функции Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Произодные и дифференциалы высших порядков. Правило Лопиталя Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Исследование функции и построение графика Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Предел и непрерывность функции нескольких переменных (ФНП). Частные производные и дифференциалы высших порядков Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.5. Исследование ФНП на экстремум Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.6. Определение производной. Таблица основных производных. Производная сложной функции Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.7. Произодные и дифференциалы высших порядков. Правило Лопиталя Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.8. Исследование функции и построение графика Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.9. Предел и непрерывность функции нескольких переменных (ФНП). Частные производные и дифференциалы высших порядков Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.10. Исследование ФНП на экстремум Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.11. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Интегральное исчисление функции
5.1. Неопределенный интеграл и его свойства Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Методы вычисления неопределенного интеграла Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Определенный интеграл. Приложения определенного интеграла Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.4. Методы вычисления определенного интеграла. Несобственные интегралы Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.5. Двойные интегралы и их свойства. Повторные интегралы. Приложения двойных интегралов Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.6. Неопределенный интеграл и его свойства Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.7. Методы вычисления неопределенного интеграла Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.8. Определенный интеграл. Приложения определенного интеграла Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.9. Методы вычисления определенного интеграла. Несобственные интегралы Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.10. Двойные интегралы и их свойства. Повторные интегралы. Приложения двойных интегралов Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.11. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Обыкновенные дифференциальные уравнения и ряды
6.1. Комплексные числа. Действия с комплексными числами Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Обыкновенные дифференциальные уравнения 1 и 2 порядка Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Числовые ряды. Свойства рядов и исследование сходимости Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.4. Функциональные последовательности и ряды. Свойства рядом и исследование сходимости Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.5. Комплексные числа. Действия с комплексными числами Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.6. Обыкновенные дифференциальные уравнения 1 и 2 порядка Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.7. Числовые ряды. Свойства рядов и исследование сходимости Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.8. Функциональные последовательности и ряды. Свойства рядом и исследование сходимости Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.9. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.10. Выполнение индивидиаульных работ по пройденным темам Сам. работа 4 4 ОК 01., ОК 05. Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале Курс: Элементы высшей математики (ИСиП, А.А. Байкин, Р.Т. Савичкин), ссылка на курс: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8524

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины:

Пример тестовых заданий для итогового теста:

1. Матрица – это ...
а) прямоугольная таблица чисел;
б) отличный от нуля минор;
в) определитель;
г) неопределяемое понятие

2. Чтобы вычислить произведение матрицы на число, нужно ...
а) умножить элементы главной диагонали на это число;
б) умножить элементы первого столбца на это число;
в) умножить элементы первой строки на это число;
г) умножить каждый элемент матрицы на это число

3. Матрица, у которой число строк равно числу столбцов, называется…
а) диагональной;
б) квадратной;
в) единичной;
г) нулевой

4. Правило треугольников это ...
а) правило преобразования определителя;
б) правило вычисления определителя третьего порядка;
в) правило вычисления определителя любого порядка;
г) правило образования миноров исходного определителя

5. Минор определителя это ...
а) сумма элементов главной диагонали;
б) произведение элементов главной диагонали;
в) другой определитель;
г) значение определителя, взятое с обратным знаком

6. Если система линейный алгебраических уравнений имеет хотя бы одно решение, то она называется…
а) определенной;
б) неопределенной;
в) совместной;
г) несовместной

7. Метод Гаусса для решения систем линейных уравнений заключается …
а) в нахождении обратной матрицы;
б) в последовательном исключении переменных;
в) в последовательном исключении свободных членов;
г) в вычислении вспомогательных определителей системы

8. Вектор АВ задан координатами начала и конца, т.е. А(-2;-1;8), В(1;3;-5), тогда он имеет координаты...
а) (3; 4; -13);
б) (-1; 2; -13);
в) (-3; -4; 13);
г) (-3; -4; 3)

9. Если скалярное произведение векторов равно 0, то векторы…
а) противоположно направлены;
б) параллельны;
в) перпендикулярны;
г) сонаправлены

10. Выберите определение предела функций
а) приращение двух функций;
б) число называется пределом от заданной функций при х стремящемуся к а, если найдется число δ;
в) число А называется пределом функций при х стремящемуся к а, если для любого положительного числа ε найдется число δ, которое будет удовлетворять неравенство |f(x)-A|<ε при условий 0<|x-a|<δ;
г) нет правильного ответа;

11. Сколько замечательных пределов существует?
а) 5;
б) 2;
в) 4;
г) 3;

12. Произведение бесконечно большой и малой величин представляет собой…
а) бесконечно малую величину;
б) ситуацию неопределённости;
в) ограниченную функцию;
г) бесконечно большую величину

13. Зависимость между переменными, когда каждому Х однозначно определено значение У, называется ...
а) функцией;
б) пределом;
в) аргументом;
г) переменной

14. Как проходит прямая, заданная уравнением y=0?
а) пересекает оси ОХ и ОУ;
б) параллельно оси ОУ;
в) совпадает с осью ОУ;
г) совпадает с осью ОХ;

15. Даны три точки А(1;2), В(8;4) и С(-2;-1).Составить уравнение прямой, проходящей через точку С перпендикулярно прямой АВ:
а) 7х+2у+12=0;
б) 4х-7у+1=0;
в) 5х+3у+8=0;
г) х+у+1=0;

Правильные ответы: 1а, 2г, 3б, 4б, 5в, 6в, 7б, 8а, 9в, 10в, 11б, 12б, 13а, 14г, 15а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов


Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины:

Пример тестовых заданий для итогового теста:

1. Что такое производная функции?
a) Значение функции в определенной точке.
б) Скорость изменения функции в определенной точке.
в) Площадь под графиком функции.
г) Интеграл функции.

2. Какая функция является первообразной для функции f(x) = 2x?
a) F(x) = x^2 + C
б) F(x) = x^3 + C
в) F(x) = 2x + C
г) F(x) = 2x^2 + C

3. Чему равен интеграл ∫(3x^2 + 2)dx?
a) x^3 + 2x + C
б) x^2 + 2x + C
в) 3x^3 + 2x + C
г) x^2 + 2x^3 + C

4. Что такое комплексное число?
a) Число, содержащее только вещественную часть.
б) Число, содержащее только мнимую часть.
в) Число, содержащее и вещественную, и мнимую части.
г) Число, содержащее только действительную часть.

5. Что такое модуль комплексного числа z = a + bi?
a) a
б) b
в) a + b
г) √(a^2 + b^2)

6. Что такое сопряженное комплексное число z = a + bi?
a) a
б) b
в) a + b
г) a - bi

7. Что такое алгебраическая форма записи комплексного числа?
a) z = a + bi
б) z = r(cosθ + isinθ)
в) z = a - bi
г) z = a

8. Что такое тригонометрическая форма записи комплексного числа?
a) z = a + bi
б) z = r(cosθ + isinθ)
в) z = a - bi
г) z = a

9. Какая формула позволяет вычислить модуль комплексного числа z = a + bi?
a) |z| = a
б) |z| = b
в) |z| = a + b
г) |z| = √(a^2 + b^2)

10. Какая формула позволяет вычислить аргумент комплексного числа z = a + bi?
a) θ = arctan(b/a)
б) θ = arctan(a/b)
в) θ = a + bi
г) θ = a - bi

11. Чему равен cos(π/6)?
a) 1/2
б) √3/2
в) 1
г) 0

12. Чему равен sin(π/4)?
a) 1/2
б) √2/2
в) 1
г) 0

13. Чему равен производный аргумент комплексного числа z = 2 + 3i?
a) Не определен
б) 2 + 3i
в) 2 - 3i
г) 3 + 2i

14. Чему равен интеграл ∫(e^x)dx?
a) e^x + C
б) e^x + 1
в) e^x - 1
г) e^x

15. Чему равна производная функции f(x) = cos(x)?
a) -sin(x)
б) cos(x)
в) -cos(x)
г) sin(x)
Правильные ответы: 1б, 2а, 3а, 4в, 5г, 6г, 7а, 8б, 9г, 10а, 11б, 12б, 13а, 14а, 15а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета

Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Зачетное занятие по итогам семестра» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=488251


Процедура проведения дифференцированного зачета

Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг Rдиф.зач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест для дифференцированного зачета» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=456591
Приложения
Приложение 1.   Контроль_ЭВМ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баврин, И. И.  Математика: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хрипунова М.Б ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. Учебник и практикум для СПО : Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Савичкин Р.Т Элементы высшей математики: Учебное пособие для СПО ФГУП НТЦ "Информрегистр", 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Элементы высшей математики (ИСиП, А.А. Байкин, Р.Т. Савичкин) portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Элементы высшей математики» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Важно научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать и оценивать полученную информацию;
• фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно, основную идею, составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться справочными материалами;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам;
• повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
• внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
• внимательно прочитать рекомендованную литературу;
• составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
• порешать основные типовые задачи.

При реализации учебной дисциплины «Элементы высшей математики» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.