МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись и основы рисунка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2022_9кл
Часов по учебному плану 90
в том числе:
аудиторные занятия 90
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 10 10 80 80 90 90
Итого 10 10 80 80 90 90

Программу составил(и):
Препод., Тарасенко Елена Сергеевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая к.к, Аксёнова Надежда Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Живопись и основы рисунка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Художественно–эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения дисциплины художественно - исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- свойства графических, живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- разнообразные техники рисунка и живописи;
- художественные и эстетические свойства тона и цвета;
- основные закономерности создания тонального и цветового строя, композиционного решения;
3.2.Уметь:
3.2.1.- видеть и передавать тональные и цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- использовать основные техники и материалы;
- последовательно вести работу;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к работе и технические задания
1.1. Оборудование рабочего места и необходимые художественные материалы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Технические задания. Штриховка, тушовка, тональная шкала и тд. Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Технические задания. Краска акварельная: заливка, мазок, лессировка, "по сырому". Краска гуашь: плотность краски, мазок, пятно. Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Натюрморт из предметов быта. Практические 2 12 Л1.1, Л2.1
2.2. Натюрморт из предметов быта (сквозная прорисовка). Практические 2 12 Л1.1, Л2.1
2.3. Творческое задание. Графичный декоративный натюрморт. Практические 2 16 Л1.1, Л2.1
2.4. Этюд несложного натюрморта, включающего предметы, имеющие основные и составные цвета. Гуашь. Практические 2 16 Л1.1, Л2.1
2.5. Творческое задание. Живописный декоративный натюрморт. Практические 2 20 Л1.1, Л2.1
2.6. Промежуточная аттестация. Дифферинцировенный зачёт. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические и самостоятельные работы) размещены на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=9161

I. Выберите один правильный вариант ответа.
1. Что является основным в художественном языке живописи?
а) линия
б) штрих
в) декоративность
г) цвет +
2. Приведите пример холодной цветовой гаммы…
а) зеленый, черный, серый, белый, голубой
б) фиолетовый, розовый, красный, желтый
в) синий, голубой, изумрудно-зеленый, фиолетовый +
3. Какие из перечисленных цветов являются ахроматическими?
а) белый, серый, красный
б) серый, белый, черный +
в) черный, серый, голубой
4. При рассматривании на некотором расстоянии небольших, касающихся друг друга цветовых пятен получается….
а) пространственное смешение цвета +
б) ахроматичность цветов
в) контрастность цветов
г) механическое смешение цвета
5. Укажите первичные цвета.
а) Красный, жёлтый, синий +
б) Красный, зелёный, жёлтый
в) Жёлтый, синий, белый
6. Какой цвет является составным?
а) Синий
б) Оранжевый +
в) Красный
7. Как называется колорит композиции в черно-белой гамме?
а) ахроматический +
б) тёплый
в) холодный
г) основной
8. Холодные цвета – это:
а) производные от желтого, красного и коричневого
б) производные от синего цвета +
в) любой цвет, если в него добавить черный

II. Выберите правильные ответы.
9. Какие сочетания цветов относятся к контрастным?
а) красный – зеленый +
б)желтый - синий +
в) желтый –оранжевый
г) зеленый – оранжевый
10. Какие цвета относятся к пастельным?
а) голубой +
б) оранжевый
в) коралловый
г) сиреневый +

III. Допишите определение термина.
11. Колорит – ________________________________________________________
12. Полярная гармония –_____________________________________________
13. _________________ – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого.
14. _________________ – любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге
15. ____________________ – сравнительная степень отличия светлого от темного.
ответы к III разделу:
11.- особенность цветового и тонального строя произведения; 12.- противопоставление двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными; 13.- хроматические цвета; 14.- родственные цвета; 15.- светлота.

Критерии оценки:
85-100 баллов (оценка «отлично») Выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выполнено 50-74% заданий предложенного теста.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Выполнено 0-49% заданий предложенного теста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=9161

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Диф. зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475748
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. И. Киплик Техника живописи : учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: "Живопись и основы рисунка" (Дизайн, Невара Л.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
406Н кабинет дизайна; кабинет рисунка; кабинет живописи; лаборатория техники и технологии живописи; лаборатория графики и культуры экспозиции; мастерская рисунка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Мебель для учебных занятий; рабочее место преподавателя; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; мольберты; натюрмортные столы, натюрмортный фонд, наглядные учебные материалы, шкаф, стеллаж для планшетов, осветительные приборы, гипсовые слепки
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Живопись и основы рисунка» представляет собой последовательный ряд практических заданий, каждое из которых начинается с короткой вводной беседы по изучаемой теме. Системность обучения заключается в логичности постановки задач, в их последовательном усложнении, в предметной взаимосвязи.
Курс рассчитан на комплексное изучение основ живописной и графической подачи объекта изображения.
При реализации учебной дисциплины "Живопись и основы рисунка" в ходе практической работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий, таких как: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В практическую работу студентов входит:
- выполнение практического задания, придерживаясь методической последовательности выполнения работы, под руководством преподавателя.
Практическая работа является обязательной для каждого студента. Все практические работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости по данной дисциплине.

В процессе обучения студенты обязаны выполнить практические задания в полном объеме. Итоговая оценка за семестр формируется по итогам сдачи текущего контроля. В течении семестра студенты выполняют практические работы, которые оцениваются и вносятся в бально-рейтинговую таблицу успеваемости студентов, на текущих просмотрах преподавателем. Просмотры, с коллективным обсуждением и анализом работ происходят после завершения задания, согласно рабочей программе. Баллы, набранные за практические работы суммируются и выводится оценка за зачет.