МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика с основами психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика с основами психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов теоретических знаний и практических умений по педагогике с основами психологии,развитие профессионально-педагогического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1: Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3: Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4: Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
УК-3.2: Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-6.2: Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
УК-6.4: Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3: Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-6.3: Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология педагогической деятельности и личности учителя
1.1. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности Лекции 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса Лекции 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Психологические требования к личности учителя Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Психологические требования к личности учителя Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Психологические особенности педагогического коллектива Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Психологические особенности педагогического коллектива Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Психологические особенности педагогического коллектива Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Социально-психологические основы педагогического конфликта
2.1. Общая характеристика понятия "конфликт" Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе Практические 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Социально-психологические проблемы педагогического коллектива Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Социально-психологические проблемы педагогического коллектива Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе Сам. работа 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно- воспитательном процессе Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно- воспитательном процессе Практические 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно- воспитательном процессе Сам. работа 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
3.1. Организация обучения детей в младшем школьном возрасте Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Организация обучения детей в младшем школьном возрасте Сам. работа 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Психологические основы учебной деятельности подростка Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Психологические основы учебной деятельности подростка Практические 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Психологические основы учебной деятельности подростка Сам. работа 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника Сам. работа 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Профессионализация трудовых умений и навыков Лекции 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Профессионализация трудовых умений и навыков Сам. работа 4 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Профессионализация трудовых умений и навыков Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-1.4, УК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11268.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,применять системный подход для решения поставленных задач.
Вопрос 1.Дайте определение понятия "педагогическая деятельность".
1. Педагогическая деятельность — это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является
воспитание подрастающего поколения.
2.Педагогическая деятельность — отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.
3. Педагогическая деятельность — руководство приобретением и реализацией социального опыта учениками и передача накопленных человечеством знаний.
4. Педагогическая деятельность — различные виды предметной теоретической и практической деятельности.
5. Педагогическая деятельность — процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение
ребенка
Ответ:1
Вопрос 2. Отметьте компоненты, включенные в структуру педагогической деятельности:
1. конструктивный;
2. организаторский;
3. коммуникативный;
4. психологический;
5. эмоциональный.
Ответ: 1, 2, 3.
Вопрос 3. Отметьте психологические функции педагогической деятельности:
1. информационная;
2. развивающая;
3. ориентационная;
4. мобилизационная;
5. исследовательская.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "учитель" по В. Далю:
1. наставник, преподаватель;
2. организатор учебного процесса;
3. источник знаний;
4. тьютор;
5. проводник.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Отметьте функции учителя в учебно-воспитательном процессе:
1. руководство приобретением социального опыта учащимися;
2. руководство реализацией социального опыта учащимися;
3. передача накопленных человечеством знаний учащимся;
4. психолога;
5. психотерапевта.
Ответ: 1, 2, 3.
Вопрос 6. В чем проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
1. в темпе и ритме осуществления педагогической деятельности;
2. в характере реакции на педагогические ситуации;
3. в выборе методов обучения;
4. в подборе средств воспитания;
5. в стиле педагогического общения;
6. в реагировании на действия и поступки детей;
7. в манере поведения;
8. в предпочтении поощрения или наказания;
9. в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Ответ: 1-9.
Вопрос 7. Дайте определение понятию "педагогический конфликт".
1. 0сознанное столкновение, противоборство как минимум двух личностей (групп) с взаимно противоположными, несовместимыми, исключающими друг друга потребностями, интересами, целями, типами поведения, отношениями, установками, существенно значимыми для личностей и групп.
2. Противоречия, которые возникают между педагогами (воспитателями) в рамках одного учебного заведения, а также между администрацией школы и педагогом
(воспитателем).
Ответ: 2.
Вопрос 8. В структуру конфликта входят:
1. стороны конфликта (участники);
2. условия протекания конфликта;
3. образы конфликтной ситуации;
4. возможные действия участников конфликта;
5. исходы конфликтных действий.
Ответ 1-5.
Вопрос 9. Назовите стадии кнфликта:
1. противоречие;
2. возникновение объективной конфликтной ситуации;
3. осознание объективной конфликтной ситуации;
4. переход к конфликтному поведению;
5. разрешение конфликта.
Ответ: 2-5.
Вопрос 10. Назовите функции конфликта:
1. деструктивная;
2. конструктивная.
Ответ: 1-2.
Вопрос 11.Типология конфликта М. Дойча включает:
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный (условный) конфликт.
3. Смещенный конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный конфликт.
6. Ложный конфликт.
Ответ:1-6.
Вопрос 12. Назовте признаки конфликтов.
1. существование объективной конфликтной ситуации;
2. факт осознания этой ситуации;
3. адекватность этого осознания.
Ответ: 1-3
Вопрос 13.Назовите типы конфликтов:
1. внутриличностный;
2. межличностный;
3. внутригрупповой;
4. межгрупповой.
Ответ: 1-4.
Вопрос 14. Назовите причины конфликтов, связанных с оцениванием учебных успехов школьников.
1. использование отметки не по назначению (за поведение, как награда или наказание);
2. предвзятость и несправедливость преподавателей при выставлении оценок (завышение отличникам, занижение двоечникам);
3. манипуляции с отметками — двойные отметки в разных школьных документах, уничтожение и исправление ранее выставленных оценок и т. д.;
4. тенденции к внезапности контроля у учителей, резкое неприятие ими взаимопомощи при затруднениях товарищей;
5. завышение оценок при снижении требований к знаниям старшеклассника;
6. влияние на отметку учительских симпатий и антипатий;
7. зависимость отметки от сиюминутных настроений учителя.
Ответ: 1-7.
Вопрос 15. Назовите стили поведения в конфликтной ситуации.
1. конкуренции;
2. уклонения;
3. приспособления;
4. сотрудничества;
5. компромисса.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Дайте поределение понятию "классный руководитель".
Ответ: Официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы во вверенном ему классе.
Вопрос 2. Перечислите функции классного руководителя.
Ответ: воспитательная формирование личности и коллектива); организаторская проведение работы по всем педагогическим аспектам); координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); административная (ведение документации).
Вопрос 3. Перечислите компоненты системы работы классного руководителя.
Ответ: изучение учащихся и коллектива класса; формулировка воспитательных задач; планирование воспитательной работы; организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом; анализ и оценка результатов воспитания.
Вопрос 4. Назовите направления деятельности классного руководителя.
Ответ:здоровье, учение, общение, досуг, семья.
Вопрос 5. Назовите психологические требования к личности классного руководителя.
Ответ: главные и второстепенные.
Вопрос 6. Кто выступает сторонами педагогического конфликта?
Ответ: Сторонами педагогического конфликта могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации,которые выполняют образовательные и воспитательные
функции.
Вопрос 7. Назовите условия протекания конфликта.
Ответ: помимо характеристик участников конфликт детерминируется внешними обстоятельствами, в которых он возникает и развивается. Его наиболее
существенной частью является именно социально-психологическая среда, которая, как правило, представлена различными социальными группами с их специфической
структурой, динамикой, нормами и санкциями, иерархиейценностей и т. д.
Вопрос 8. Что является образом конфликтной ситуации?
Ответ: внутренние картины включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящей
стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Вопрос 9. Что представляют собой исходы конфликтных действий?
Ответ: последствия, результаты конфликтных действий.
Вопрос 10. Дайте определение подлинного конфликта по М. Дойчу.
Ответ: Подлинный конфликт - «существует объективно и воспринимается адекватно».
Вопрос 11.Дайте определение понятию "смещенный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ: Смещенный конфликт - «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, латентный конфликт, лежащий в основе явного.
Вопрос 12. Дайте определение понятию "неверно приписанный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ: Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно истолкованных проблем».
Вопрос 13. Дайте определение понятию "латентный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ: Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он не осознается сторонами.
Вопрос 14. Дайте определение понятию "ложный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ:Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.
Вопрос 15.Дайте определение понятия "воспитание" с психологической точки зрения.
Ответ: планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок.
Вопрос 16. Обозначьте этапы процесса воспитания.
Ответ: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов.
Вопрос 17. Назовите общие цели воспитания.
Ответ: сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.
Вопрос 18. Назовите специальные цели воспитания.
Ответ: вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
Вопрос 19. Что понимают под средствами воспитания.
Ответ: способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Вопрос 20. Что понимают под психологическими средствами воздействия.
Ответ:действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
Вопрос 1. Отметьте психологические функции педагогической деятельности:
1. информационная;
2. развивающая;
3. ориентационная;
4. мобилизационная;
5. исследовательская.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
Вопрос 2. Отметьте функции учителя в учебно-воспитательном процессе:
1. руководство приобретением социального опыта учащимися;
2. руководство реализацией социального опыта учащимися;
3. передача накопленных человечеством знаний учащимся;
4. психолога;
5. психотерапевта.
Ответ: 1, 2, 3.
Вопрос 3. В чем проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
1. в темпе и ритме осуществления педагогической деятельности;
2. в характере реакции на педагогические ситуации;
3. в выборе методов обучения;
4. в подборе средств воспитания;
5. в стиле педагогического общения;
6. в реагировании на действия и поступки детей;
7. в манере поведения;
8. в предпочтении поощрения или наказания;
9. в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Ответ: 1-9.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "педагогический конфликт".
1. 0сознанное столкновение, противоборство как минимум двух личностей (групп) с взаимно противоположными, несовместимыми, исключающими друг друга потребностями, интересами, целями, типами поведения, отношениями, установками, существенно значимыми для личностей и групп.
2. Противоречия, которые возникают между педагогами (воспитателями) в рамках одного учебного заведения, а также между администрацией школы и педагогом
(воспитателем).
Ответ: 2.
Вопрос 5. В структуру конфликта входят:
1. стороны конфликта (участники);
2. условия протекания конфликта;
3. образы конфликтной ситуации;
4. возможные действия участников конфликта;
5. исходы конфликтных действий.
Ответ 1-5.
Вопрос 6. Назовите стадии кнфликта:
1. противоречие;
2. возникновение объективной конфликтной ситуации;
3. осознание объективной конфликтной ситуации;
4. переход к конфликтному поведению;
5. разрешение конфликта.
Ответ: 2-5.
Вопрос 7. Назовите функции конфликта:
1. деструктивная;
2. конструктивная.
Ответ: 1-2.
Вопрос 8.Типология конфликта М. Дойча включает:
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный (условный) конфликт.
3. Смещенный конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный конфликт.
6. Ложный конфликт.
Ответ:1-6.
Вопрос 9. Назовте признаки конфликтов.
1. существование объективной конфликтной ситуации;
2. факт осознания этой ситуации;
3. адекватность этого осознания.
Ответ: 1-3
Вопрос 10.Назовите типы конфликтов:
1. внутриличностный;
2. межличностный;
3. внутригрупповой;
4. межгрупповой.
Ответ: 1-4.
Вопрос 11. Назовите причины конфликтов, связанных с оцениванием учебных успехов школьников.
1. использование отметки не по назначению (за поведение, как награда или наказание);
2. предвзятость и несправедливость преподавателей при выставлении оценок (завышение отличникам, занижение двоечникам);
3. манипуляции с отметками — двойные отметки в разных школьных документах, уничтожение и исправление ранее выставленных оценок и т. д.;
4. тенденции к внезапности контроля у учителей, резкое неприятие ими взаимопомощи при затруднениях товарищей;
5. завышение оценок при снижении требований к знаниям старшеклассника;
6. влияние на отметку учительских симпатий и антипатий;
7. зависимость отметки от сиюминутных настроений учителя.
Ответ: 1-7.
Вопрос 12. Назовите стили поведения в конфликтной ситуации.
1. конкуренции;
2. уклонения;
3. приспособления;
4. сотрудничества;
5. компромисса.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Перечислите функции классного руководителя.
Ответ: воспитательная формирование личности и коллектива); организаторская проведение работы по всем педагогическим аспектам); координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); административная (ведение документации).
Вопрос 2. Перечислите компоненты системы работы классного руководителя.
Ответ: изучение учащихся и коллектива класса; формулировка воспитательных задач; планирование воспитательной работы; организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом; анализ и оценка результатов воспитания.
Вопрос 3. Назовите направления деятельности классного руководителя.
Ответ:здоровье, учение, общение, досуг, семья.
Вопрос 4. Назовите психологические требования к личности классного руководителя.
Ответ: главные и второстепенные.
Вопрос 5. Кто выступает сторонами педагогического конфликта?
Ответ: Сторонами педагогического конфликта могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации,которые выполняют образовательные и воспитательные
функции.
Вопрос 6. Назовите условия протекания конфликта.
Ответ: помимо характеристик участников конфликт детерминируется внешними обстоятельствами, в которых он возникает и развивается. Его наиболее
существенной частью является именно социально-психологическая среда, которая, как правило, представлена различными социальными группами с их специфической
структурой, динамикой, нормами и санкциями, иерархиейценностей и т. д.
Вопрос 7. Что является образом конфликтной ситуации?
Ответ: внутренние картины включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящей
стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Вопрос 8. Что представляют собой исходы конфликтных действий?
Ответ: последствия, результаты конфликтных действий.
Вопрос 9. Обозначьте этапы процесса воспитания.
Ответ: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов.
Вопрос 10. Назовите общие цели воспитания.
Ответ: сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.
Вопрос 11. Назовите специальные цели воспитания.
Ответ: вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
Вопрос 12. Что понимают под средствами воспитания.
Ответ: способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Вопрос 13. Что понимают под психологическими средствами воздействия.
Ответ:действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
Вопрос 1. Отметьте психологические функции педагогической деятельности:
1. информационная;
2. развивающая;
3. ориентационная;
4. мобилизационная;
5. исследовательская.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
Вопрос 2. Отметьте функции учителя в учебно-воспитательном процессе:
1. руководство приобретением социального опыта учащимися;
2. руководство реализацией социального опыта учащимися;
3. передача накопленных человечеством знаний учащимся;
4. психолога;
5. психотерапевта.
Ответ: 1, 2, 3.
Вопрос 3. В чем проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
1. в темпе и ритме осуществления педагогической деятельности;
2. в характере реакции на педагогические ситуации;
3. в выборе методов обучения;
4. в подборе средств воспитания;
5. в стиле педагогического общения;
6. в реагировании на действия и поступки детей;
7. в манере поведения;
8. в предпочтении поощрения или наказания;
9. в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Ответ: 1-9.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "педагогический конфликт".
1. 0сознанное столкновение, противоборство как минимум двух личностей (групп) с взаимно противоположными, несовместимыми, исключающими друг друга потребностями, интересами, целями, типами поведения, отношениями, установками, существенно значимыми для личностей и групп.
2. Противоречия, которые возникают между педагогами (воспитателями) в рамках одного учебного заведения, а также между администрацией школы и педагогом
(воспитателем).
Ответ: 2.
Вопрос 5. В структуру конфликта входят:
1. стороны конфликта (участники);
2. условия протекания конфликта;
3. образы конфликтной ситуации;
4. возможные действия участников конфликта;
5. исходы конфликтных действий.
Ответ 1-5.
Вопрос 6. Назовите стадии кнфликта:
1. противоречие;
2. возникновение объективной конфликтной ситуации;
3. осознание объективной конфликтной ситуации;
4. переход к конфликтному поведению;
5. разрешение конфликта.
Ответ: 2-5.
Вопрос 7. Назовите функции конфликта:
1. деструктивная;
2. конструктивная.
Ответ: 1-2.
Вопрос 8.Типология конфликта М. Дойча включает:
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный (условный) конфликт.
3. Смещенный конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный конфликт.
6. Ложный конфликт.
Ответ:1-6.
Вопрос 9. Назовте признаки конфликтов.
1. существование объективной конфликтной ситуации;
2. факт осознания этой ситуации;
3. адекватность этого осознания.
Ответ: 1-3
Вопрос 10.Назовите типы конфликтов:
1. внутриличностный;
2. межличностный;
3. внутригрупповой;
4. межгрупповой.
Ответ: 1-4.
Вопрос 11. Назовите причины конфликтов, связанных с оцениванием учебных успехов школьников.
1. использование отметки не по назначению (за поведение, как награда или наказание);
2. предвзятость и несправедливость преподавателей при выставлении оценок (завышение отличникам, занижение двоечникам);
3. манипуляции с отметками — двойные отметки в разных школьных документах, уничтожение и исправление ранее выставленных оценок и т. д.;
4. тенденции к внезапности контроля у учителей, резкое неприятие ими взаимопомощи при затруднениях товарищей;
5. завышение оценок при снижении требований к знаниям старшеклассника;
6. влияние на отметку учительских симпатий и антипатий;
7. зависимость отметки от сиюминутных настроений учителя.
Ответ: 1-7.
Вопрос 12. Назовите стили поведения в конфликтной ситуации.
1. конкуренции;
2. уклонения;
3. приспособления;
4. сотрудничества;
5. компромисса.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Перечислите функции классного руководителя.
Ответ: воспитательная формирование личности и коллектива); организаторская проведение работы по всем педагогическим аспектам); координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); административная (ведение документации).
Вопрос 2. Перечислите компоненты системы работы классного руководителя.
Ответ: изучение учащихся и коллектива класса; формулировка воспитательных задач; планирование воспитательной работы; организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом; анализ и оценка результатов воспитания.
Вопрос 3. Назовите направления деятельности классного руководителя.
Ответ:здоровье, учение, общение, досуг, семья.
Вопрос 4. Назовите психологические требования к личности классного руководителя.
Ответ: главные и второстепенные.
Вопрос 5. Кто выступает сторонами педагогического конфликта?
Ответ: Сторонами педагогического конфликта могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации,которые выполняют образовательные и воспитательные
функции.
Вопрос 6. Назовите условия протекания конфликта.
Ответ: помимо характеристик участников конфликт детерминируется внешними обстоятельствами, в которых он возникает и развивается. Его наиболее
существенной частью является именно социально-психологическая среда, которая, как правило, представлена различными социальными группами с их специфической
структурой, динамикой, нормами и санкциями, иерархиейценностей и т. д.
Вопрос 7. Что является образом конфликтной ситуации?
Ответ: внутренние картины включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящей
стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Вопрос 8. Что представляют собой исходы конфликтных действий?
Ответ: последствия, результаты конфликтных действий.
Вопрос 9. Обозначьте этапы процесса воспитания.
Ответ: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов.
Вопрос 10. Назовите общие цели воспитания.
Ответ: сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.
Вопрос 11. Назовите специальные цели воспитания.
Ответ: вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
Вопрос 12. Что понимают под средствами воспитания.
Ответ: способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Вопрос 13. Что понимают под психологическими средствами воздействия.
Ответ:действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах.
Вопрос 1. Отметьте психологические функции педагогической деятельности:
1. информационная;
2. развивающая;
3. ориентационная;
4. мобилизационная;
5. исследовательская.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
Вопрос 2. Отметьте функции учителя в учебно-воспитательном процессе:
1. руководство приобретением социального опыта учащимися;
2. руководство реализацией социального опыта учащимися;
3. передача накопленных человечеством знаний учащимся;
4. психолога;
5. психотерапевта.
Ответ: 1, 2, 3.
Вопрос 3. В чем проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
1. в темпе и ритме осуществления педагогической деятельности;
2. в характере реакции на педагогические ситуации;
3. в выборе методов обучения;
4. в подборе средств воспитания;
5. в стиле педагогического общения;
6. в реагировании на действия и поступки детей;
7. в манере поведения;
8. в предпочтении поощрения или наказания;
9. в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Ответ: 1-9.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "педагогический конфликт".
1. 0сознанное столкновение, противоборство как минимум двух личностей (групп) с взаимно противоположными, несовместимыми, исключающими друг друга потребностями, интересами, целями, типами поведения, отношениями, установками, существенно значимыми для личностей и групп.
2. Противоречия, которые возникают между педагогами (воспитателями) в рамках одного учебного заведения, а также между администрацией школы и педагогом
(воспитателем).
Ответ: 2.
Вопрос 5. В структуру конфликта входят:
1. стороны конфликта (участники);
2. условия протекания конфликта;
3. образы конфликтной ситуации;
4. возможные действия участников конфликта;
5. исходы конфликтных действий.
Ответ 1-5.
Вопрос 6. Назовите стадии кнфликта:
1. противоречие;
2. возникновение объективной конфликтной ситуации;
3. осознание объективной конфликтной ситуации;
4. переход к конфликтному поведению;
5. разрешение конфликта.
Ответ: 2-5.
Вопрос 7. Назовите функции конфликта:
1. деструктивная;
2. конструктивная.
Ответ: 1-2.
Вопрос 8.Типология конфликта М. Дойча включает:
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный (условный) конфликт.
3. Смещенный конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный конфликт.
6. Ложный конфликт.
Ответ:1-6.
Вопрос 9. Назовте признаки конфликтов.
1. существование объективной конфликтной ситуации;
2. факт осознания этой ситуации;
3. адекватность этого осознания.
Ответ: 1-3
Вопрос 10.Назовите типы конфликтов:
1. внутриличностный;
2. межличностный;
3. внутригрупповой;
4. межгрупповой.
Ответ: 1-4.
Вопрос 11. Назовите причины конфликтов, связанных с оцениванием учебных успехов школьников.
1. использование отметки не по назначению (за поведение, как награда или наказание);
2. предвзятость и несправедливость преподавателей при выставлении оценок (завышение отличникам, занижение двоечникам);
3. манипуляции с отметками — двойные отметки в разных школьных документах, уничтожение и исправление ранее выставленных оценок и т. д.;
4. тенденции к внезапности контроля у учителей, резкое неприятие ими взаимопомощи при затруднениях товарищей;
5. завышение оценок при снижении требований к знаниям старшеклассника;
6. влияние на отметку учительских симпатий и антипатий;
7. зависимость отметки от сиюминутных настроений учителя.
Ответ: 1-7.
Вопрос 12. Назовите стили поведения в конфликтной ситуации.
1. конкуренции;
2. уклонения;
3. приспособления;
4. сотрудничества;
5. компромисса.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Перечислите функции классного руководителя.
Ответ: воспитательная формирование личности и коллектива); организаторская проведение работы по всем педагогическим аспектам); координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); административная (ведение документации).
Вопрос 2. Перечислите компоненты системы работы классного руководителя.
Ответ: изучение учащихся и коллектива класса; формулировка воспитательных задач; планирование воспитательной работы; организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом; анализ и оценка результатов воспитания.
Вопрос 3. Назовите направления деятельности классного руководителя.
Ответ:здоровье, учение, общение, досуг, семья.
Вопрос 4. Назовите психологические требования к личности классного руководителя.
Ответ: главные и второстепенные.
Вопрос 5. Кто выступает сторонами педагогического конфликта?
Ответ: Сторонами педагогического конфликта могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации,которые выполняют образовательные и воспитательные
функции.
Вопрос 6. Назовите условия протекания конфликта.
Ответ: помимо характеристик участников конфликт детерминируется внешними обстоятельствами, в которых он возникает и развивается. Его наиболее
существенной частью является именно социально-психологическая среда, которая, как правило, представлена различными социальными группами с их специфической
структурой, динамикой, нормами и санкциями, иерархиейценностей и т. д.
Вопрос 7. Что является образом конфликтной ситуации?
Ответ: внутренние картины включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящей
стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Вопрос 8. Что представляют собой исходы конфликтных действий?
Ответ: последствия, результаты конфликтных действий.
Вопрос 9. Обозначьте этапы процесса воспитания.
Ответ: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов.
Вопрос 10. Назовите общие цели воспитания.
Ответ: сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.
Вопрос 11. Назовите специальные цели воспитания.
Ответ: вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
Вопрос 12. Что понимают под средствами воспитания.
Ответ: способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Вопрос 13. Что понимают под психологическими средствами воздействия.
Ответ:действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психологические особенности личности учителя.
2. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
3. Синдром эмоционального выгорания: сущность и профилактика.
4. Конфликты в педагогическом коллективе.
5. Коммуникативная компетентность учителя.
6. Повышение эффективности деятельности учителя.
7. Повышение мотивации учителя к педагогической деятельности.
8. Социально-психологический климат в классе.
9. Повышение мотивации учения.
10. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.
11. Повышение эффективности учебной деятельности.
12. Психология педагогического воздействия на уроке.
13. Управление вниманием учащихся на уроке.
14. Управление восприятием учащихся на уроке.
15. Управление памятью учащихся на уроке.
16. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке.
17. Развитие вообращение в учебной деятельности.
18. Управление творческой активностью на уроке.
19. Использование мнемотехники на уроке.
20. Использование стимульных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. Педагогика: учебник М. : Академия, 2011, 10 шт.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Н. В. Бордовская, С. И. Розум Психология и педагогика: учебник СПб.: Питер, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Педагогика с основами психологии" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно- методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций:
1) с целью снятия возможных затруднений;
2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.