МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Промышленная экология и промышленная радиоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 246
в том числе:
аудиторные занятия 164
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 66 66 66 66
Практические 98 98 98 98
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 246 246 246 246

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Арнаут Дарья Васильевна

Рецензент(ы):
канд.геогр.наук, доцент, Отто Ольга Витальевна

Рабочая программа дисциплины
Промышленная экология и промышленная радиоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с вопросами анализа путей воздействия промышленных предприятий на окружающую природную среду, основ техники защиты основных природообразующих сфер от техногенных загрязнений, а так же основ экологического нормирования техногенных нагрузок на экосистемы в зонах влияния промышленных предприятий

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
ПК 2.2 Контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Структуру организации мониторинга и контроля технологических процессов в организациях
Основы технологии производств, и их экологические особенности
Устройство, принцип действия, способы эксплуатации, правила хранения и несложного ремонта приборов и оборудования экологического контроля
Состав промышленных выбросов и сбросов различных производств
Основные способы предотвращения и улавливания выбросов и сбросов
Принципы работы, достоинства и недостатки современных приборов и аппаратов очистки
Источники выделения загрязняющих веществ в технологическом цикле
Технические мероприятия по снижению загрязнения природной среды промышленными выбросами
Современные природосберегающие технологии
Основные принципы организации и создания экологически чистых производств
Технологии малоотходных производств
Систему контроля технологических процессов
Директивные и распорядительные документы
Правила и нормы охраны труда и технической безопасности
Основы трудового законодательства
Принципы производственного экологического контроля
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать и проводить мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях
Эксплуатировать приборы и оборудование экологического контроля и средств инженерной защиты окружающей среды
Участвовать в испытаниях природоохранного оборудования и введении его в эксплуатацию
Осуществлять в организациях контроль соблюдения установленных требований и действующих норм, правил и стандартов
Составлять и анализировать принципиальную схему малоотходных технологий
Осуществлять производственный экологический контроль
Применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проведения экспертиз технической документации, технологического и средозащитного оборудования и средств экологического контроля, выявление резервов, установление Причин существующих недостатков и неисправностей в их работе, принятие мер по их устранению и повышению эффективности использования
Проведения мониторинга и контроля входных данных потоков для технологических процессов в организации
Применения природосберегающих технологий в организациях
Проведения химических анализов в контрольных точках технологических процессов
Работы в группах по проведению производственного экологического контроля

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о промышленной экологии
1.1. Промышленная экология как наука Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Подготовка к семинару Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Экологические проблемы (семинар) Практические 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Экологическое равновесие уранизированных территорий Практические 4 2 ОК 8, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Законодательство в области промышленной экологии Лекции 4 2 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Закономерности производственных процессов
2.1. Иерархическая организация и общие закономерности производственных процессов Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Расчет категории опасности промышленного объекта Практические 4 8 ПК 2.1, ОК 9, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Критерии оценки эффективности производства Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Технологические системы Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Расчет товарного и технологического балансов Практические 4 2 ПК 2.1, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Общий экологический анализ деятельности предприятия Практические 4 2 ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Интегральная балльная оценка тяжести труда на рабочем месте Практические 4 2 ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Территориально-производственные комплексы, промышленные экосистемы и эколого-промышленные парки Лекции 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Домашнее задание. Материальный баланс веществ при сжигании основных видов топлива Сам. работа 4 2 ПК 2.1, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Техногенные системы и экологический риск Лекции 4 4 ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Оценка риска угрозы здровью человека при воздействии беспороговых токсикантов Практические 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 6 ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.13. Контрольная работа Практические 4 2 ПК 2.1, ОК 7, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Антропогенное воздействие на окружающую среду
3.1. Основные виды воздействия на окружающую среду Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Подготовка к семинару Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Основные загрязнители атмосферы (семинар) Практические 4 2 ПК 2.1, ОК 9, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Динамика загрязнения атмосферы в РФ (по данным отчетов о состоянии окружающей природной среды) Практические 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Рачет шумового загрязнения горордской территории Практические 4 2 ОК 8, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Техногенное воздействие на атмосферу Лекции 4 4 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.7. Методы и средства защиты атмосферы от техногенного воздействия Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.8. Оформление практической работы Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.9. Расчет ПДВ загрязняющих веществ от стационарных источников Практические 4 4 ОК 9, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.10. Расчет загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от передвижных источников Практические 4 6 ОК 9, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.11. Антропогенное воздействие на гидросферу Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.12. Охрана от загрязнения воды на предприятиях Практические 4 6 ПК 2.1, ОК 9, ОК 3, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.13. Городски сточные воды Практические 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.14. Рачет зоны загрязнения от сточных вод Практические 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.15. Защита водных объектов от загрязнений Лекции 4 0 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.16. Домашнее задание. ПАнтропогенное воздействие на гидросферу Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.17. Антропогенное воздействие на литосферу Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.18. Обращение с отходжами производства и потребления Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.19. Оценка объемов образования отходов производства и потребления Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.20. Антропогенное воздействие на биотические сообщества Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.21. Нормирования загрязняющих веществ в почве Практические 4 4 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.22. Транспортное воздействие на окружающую природную среду Лекции 4 4 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.23. Экологические проблемы отдельных отраслей промышленности Лекции 4 6 ПК 2.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.24. Подготовка к семинару Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.25. Химические аварии и их последствия (семинар) Практические 4 4 ОК 9, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.26. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.27. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Наблюдение за загрязнением окружающей природной среды
4.1. Основные понятия о нормировании в области охраны окружайющей среды Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Приборы измерения и контроля загрязняющих веществ Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Подготовка к семинару Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Приборы измерения и контроля загрязняющих веществ (семинар) Практические 4 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Санитарно-защитные зоны предприятий Лекции 4 2 ПК 2.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Расчет потребного воздухообмена Практические 4 4 ПК 2.1, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Оценка эффективности улавливания промышленных выбросов Практические 4 4 ПК 2.1, ОК 9 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.8. Технологический расчет аппаратов для улавливания пыли под действие силы тяжести Практические 4 2 ПК 2.1, ОК 9, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.9. Экологическая паспортизация предприятий Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.10. Система экологической оценки Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.11. Предотвращение загрязнения водных объектов Практические 4 4 ПК 2.1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.12. Оценка пространственных масштабов загрязнения Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.13. Суммарный показатель загрязнения почвы Практические 4 4 ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.14. Оформление практической работы Сам. работа 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.15. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 6 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.16. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Радиоэкология
5.1. Общие принципы радиоэкологии. Источники радиационного излучения. Радиационный мониторинг Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Подготовка к семинару Сам. работа 4 6 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Воздействие радиации на организмы и экосистемы Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Радиационные аварии и их последствия (семинар) Практические 4 4 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.5. Нормы радиационной безопасности и радиационная защита Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.6. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 6 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.7. Определение содержания радионуклидов в продуктах питания Практические 4 2 ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.8. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Экологическая политика на производстве
6.1. Безотходные и малоотходные производства Лекции 4 4 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 4 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Производственный экологический контроль Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.5. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.6. Защита практических работ Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 8, ОК 7, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.7. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 20 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1594.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1. Выбросы углекислого газа в атмосферу по масштабности распространения относятся к:
А) локальным;
Б) региональным;
В) местным;
Г) глобальным.

2. Средние источники выброса имеют высоту:
А) более 10 м
Б) 10-20 м
В) 10-50 м
Г) 25-50 м
Д) 50-60 м

3. Источник, осуществляющий выброс через специально сооруженные устройства, называется:
А) точечным
Б) стационарным
В) организованным
Г) плоскостным
Д) линейным

4. К хозяйственно-бытовым сточным водам относятся воды:
А) от полива улиц
Б) карьерные
В) от фонтанов
Г) от лечебных учреждений

5. К устройствам механической очистки отходящих газов относятся:
А) сепараторы и пылеуловители,
Б) фильтры,
В) скрубберы,
Г) абсорберы.

6. Из приведенного перечня устройств выберите аппарат с наименьшей степенью улавливания:
А) циклон,
Б) пылеотстойник,
В) скруббер Вентури,
Г) электрофильтр.

7. Взвеси – это:
А) твердые частицы в атмосферном воздухе,
Б) взвешенные частицы размером 10-1000 нм,
В) видимые гетерогенные частицы в воде,
Г) шлам, образовавшийся после газоочистки.

8. Грибковые микроорганизмы приводят к биологическим обрастаниям коммуникаций. Наиболее эффективным способом борьбы с ними является добавление в воду реагентов, содержащих:
А) железо,
Б) озон,
В) гербициды,
Г) хлор

9. Экологическая безопасность – это:
А) совокупность действий для достижения поставленных экологических целей и задач
Б) основные положения, находящиеся в основе безопасного взаимодействия общества и природы
В) состояние потенциального объекта опасности, при котором сводится к минимуму возможность его неблагоприятного воздействия на окружающую среду
Г) система норм права, регулирующая общественные экологические отношения в области взаимодействия общества и природы

10. Предельно допустимый выброс (ПДВ) –
А) это выброс данного вещества в окружающую среду в единицу времени, не оказывающий влияние на здоровье человека и его потомство при контакте с ним (веществом) в течение определенного промежутка времени
Б) это выброс вещества, не оказывающий влияние на здоровье человека и его потомство при ежедневном контакте с ним (веществом) в течение 8 часов в течение всего рабочего стажа
В) максимальное количество вещества, которое может быть выброшено в воздух данным предприятием в единицу времени, не ведущее к превышению в воздухе его предельно допустимой концентрации
Г) максимальный объем сточных вод, выбрасываемых в водный объект за единицу времени, не приводящий к превышению в воде предельно допустимой концентрации данной примеси
Д) предельное количество отходов, разрешенных к выбросу в данном месте

11. Какие объекты включаются в промышленную зону города:
А) Корпуса заводов и цехов с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями
Б) Корпуса заводов и цехов с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, внутренними улицами и зелеными насаждениями
В) Корпуса заводов и цехов
Г) Все ответы верны

12. Минимальная протяженность СЗЗ для предприятий V класса опасности составляет:
А) 100 м
Б) 300 м
В) 50 м
Г) 200 м
Д) 150 м

13. Участки водоемов, используемые в качестве источников для централизованного или нецентрализованного питьевого водоснабжения, а также водоснабжения предприятий пищевой промышленности, относятся к категории водопользования:
А) первой
Б) второй
В) третьей
Г) не имеют категории
Д) категория зависит от размера населенного пункта

14. Концентрация загрязнений в атмосфере, создаваемая всеми источниками, кроме рассматриваемого, называется:
А) среднегодовой
Б) приземной
В) среднемесячной
Г) фоновой
Д) разовой

15. Отходы производства – это
А) отходы лечебно-профилактических учреждений
Б) отходы, которые образуются там, где производят материальную продукцию или доставляют её потребителю
В) отходы, образующиеся при уборке территорий населённых пунктов
Г) твёрдые бытовые отходы

Правильные ответы:
1. Г
2. В
3. В
4. Г
5. А, В
6. Б
7. В
8. Г
9. В
10. В
11. Б
12. В
13. А
14. Г
15. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства "Итоговое тестирование" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1594
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 40 вопросов, студент может получить максимум 40 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 200 тестовых задания. На выполнение теста отводится 50 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: Учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Экология и промышленность России: научно-технический РАН, Государственное учреждение МИСИ, ЗАО "Калвис", elibrary.ru
Л2.2 Латышенко К.П. Мониторинг загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Андросова Н. К., Милютин А. Г., Калинин И. С., Порцевский А. К. ; Под ред. Милютин А.Г. ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Промышленная экология и промышленная радиоэкология" (РИПК, преподаватель Арнаут Д.В.)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
214Н кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
518К лаборатория аналитического контроля живых и техносферных систем; лаборатория водоподготовки и водоочистки; лаборатория дозиметрии; лаборатория промышленной радиоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная переносная - 1шт. Вытяжной шкаф 4-х секционный; лабораторные столы; набор химической посуды; набор ареометров; иономер-кондуктометр; весы аналитические; весы технические; штативы металлические; электроплитки; шкаф сушильный; электроаспиратор; газоанализатор портативный; магнитные мешалки; подъемный столик; вискозиметр Энглера; термостат; прибор для определения температуры вспышки в закрытом тигле; аппарат АРН-ЛАБ-03 для определения фракционного состава нефтепродуктов; прибор для определения вспышки по Мартенс-Пенскому; насос для отбора проб воздуха; газоадсорбционные трубки; мешки для хранения газовых проб; рН-метр 150МИ; весы НВ-600М

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Система профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой. При освоении МДК 02.01 Промышленная экология и промышленная радиоэкология используются следующие формы работы:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по междисциплинарному курсу.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Для конспектирования лекционного материала рекомендуется завести отдельную тетрадь. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Записи содержания лекции должны быть четкими, с указанием даты и названия темы. После лекции конспект желательно проработать, т.е. выделить основные положения темы, выводы и рекомендации, уточнить содержание основных понятий и терминов.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендована по теме.

2. Практические работы выполняются в отдельной тетради. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Выполнение практических работ входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы.
Тетрадь для практических занятий должна содержать конспекты литературных источников и выполненные практические работы. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь в соответствующий раздел.
Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить:
- все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
- в зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
- каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенда и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.

3. Семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.

4. Самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
Время самостоятельной работы отводится на работу с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, работу в библиотеке.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
· сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
· обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
· фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
· готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
· работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
· пользоваться реферативными и справочными материалами;
· контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
· обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
· пользоваться словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.).

5. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Текущий контроль за работой студентов осуществляется в ходе проверки домашних заданий, выполненных практических заданий и результатов контроля знаний во время промежуточной аттестаций.
По темам междисциплинарного курса в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы с возможностью выбора ответа из предложенных вариантов, открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Экзамен сдается в устной форме.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.

При реализации МДК 02.01 Промышленная экология и промышленная радиоэкология используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в малых группах, исследовательских заданиях.