МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Очистные сооружения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Арнаут Дарья Васильевна

Рецензент(ы):
канд.геогр.наук, доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Очистные сооружения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить эксплуатации очистных установок, очистных сооружений и полигонов, управлению процессами очистки и обработки сбросов и выбросов

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.1 Обеспечивать работоспособность очистных установок и сооружений.
ПК 3.2 Управлять процессами очистки и обработки сбросов и выбросов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Устройство и принцип действия очистных установок и сооружений
Порядок проведения регламентных работ
Технические характеристики и устройство очистных установок и сооружений
Эксплуатационные характеристики фильтрующих и сорбирующих материалов
Технологию и конструктивное оформление процессов очистки сбросов и выбросов в промышленных организациях
3.2.Уметь:
3.2.1.Контролировать технологические параметры очистных сооружений и установок
Контролировать эффективность работы очистных сооружений и установок
Поддерживать работоспособность очистных установок и сооружений
Выбирать методы водоподготовки для различных целей, очистки промышленных сточных вод и выбросов в атмосферу
Отбирать пробы в контрольных точках технологического процесса
Составлять отчеты об охране атмосферного воздуха и использовании воды в организациях
Давать характеристику выбросов конкретного производства и предлагать методы очистки или утилизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оценки и поддержания работоспособности очистных установок и сооружени
Управления процессами очистки и водоотбора промышленных вод, газообразных выбросов; реализации технологических процессов по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы работы очистных сооружений
1.1. Проблемы защиты окружающей среды Лекции 5 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Классификация основных процессов защиты окружающей среды на основе физических, химических и физико-химических закономерностей Лекции 5 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 6 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Сооружения очистки воздуха
2.1. Методы сепарации пыли из газового потока Лекции 5 2 ПК 3.2, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Аппараты сухой механической очистки газов Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Расчет аппаратов механической очистки газов Практические 5 2 ПК 3.1, ОК 9, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Аппараты фильтрующего действия Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Расчет фильтров Практические 5 6 ПК 3.1, ОК 9, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Электрическая очистка газов Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Аппараты мокрой очистки газов Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Сорбционные методы очистки от вредных газообразных выбросов и использование уловленных компонентов Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Расчет сорбционных устройств Практические 5 2 ПК 3.1, ОК 9, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 6 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Каталитическая очистка и термическое обезвреживание газов Лекции 5 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.12. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 6 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.13. Контрольная работа Практические 5 2 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Процессы и аппараты защиты гидросферы
3.1. Процессы защиты гидросферы Лекции 5 2 ПК 3.2, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Проектирование очистных сооружений канализации (часть 1) Практические 5 6 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Механические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Физико-химические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Химические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Проектирование очистных сооружений канализации (часть 2) Практические 5 6 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Биохимические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Термические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 ПК 3.1, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.9. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.10. Проектирование очистных сооружений канализации (часть 3) Практические 5 4 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.11. Водозаборно-очистные сооружения и устройства Лекции 5 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.12. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.13. Контрольная работа Практические 5 2 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.14. Подготовка к зачету Сам. работа 5 6 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.15. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 5 2 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6157.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета с оценкой по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:

1. Отделение газа или превращение в безвредное состояние загрязняющих веществ, поступающих из промышленных источников, называют:
1. Выброс
2. Стационарный источник выбросов
3. Очистка газа
4. Сепарация пыли

2. Газообразные отходы очищают от:
1. Взвешенных частиц и пара
2. Пыли, туманов и брызг, газовых и парообразных примесей
3. Нефтепродуктов, пыли и тяжелых металлов
4. Смога, тумана, пыли и пара

3. Термические методы очистки используют для:
1. Токсичных и дурнопахнущих газов
2. Газообразных и парообразных примесей
3. Пыли и токсичных веществ
4. Коррозионно активных веществ

4. Адгезионные свойства пыли – это:
1. Склонность частиц к слипаемости
2. Возможность проводить электрический ток
3. Способность впитывать влагу
4. Способность к самовозгоранию

5. Пылеосадительные камеры относятся к:
1. Аппаратам фильтрующего действия
2. Электрической очистке газов
3. Аппаратам сухой механической очистки газов
4. Аппаратам мокрой очистки газов

6. Недостатком работы циклонов является трудность работы с частицами размером:
1. Более 5 мкм
2. От 5 до 10 мкм
3. Менее 5 мкм
4. Более 10 мкм

7. Для физической абсорбции применяют:
1. Цеолиты и иониты
2. Воду и органические растворители
3. Активированный уголь
4. Химические реагенты

8. Эффективность очистки от пыли более 99% возможна на:
1. Фильтрах тонкой очистки
2. Промышленных фильтрах
3. Фильтрах для очистки атмосферного воздуха
4. Все варианты верны
5. Нет верного

9. К макрокомпонентам химического состава природных вод относятся:
1. О2, N2, H2S, NH3
2. H2SiO3, H4SiO4
3. Бактерии и микроорганизмы
4. Растворенные органические вещества
5. Биогенные вещества
6. K+, Na+, Mg2+, Ca2+, Cl-, HCO3

10. Очистка стоков от мелких твердых частиц размером менее 0,1 мкм производится с помощью:
1. Фильтрования
2. Отстаивания
3. Гравитационного отстаивания
4. Ценрифугирования

11. Процесс укрупнения дисперсных частиц в результате из взаимодействия и объединения в агрегаты называется:
1. Флотация
2. Флокуляция
3. Коагуляция
4. Сорбция

12. Метод флотации применяют при наличии в воде:
1. Гидрофильных частиц
2. Гидрофобных частиц
3. Взвешенных частиц
4. Суспензии

13. Метод адсорбции позволяет удалять из воды:
1. Фенолы, гербициды и красители
2. Нефтепродукты и масла
3. Органические вещества
4. Радионуклиды

14. К электрохимическим методам разделения относятся:
1. Электрокоагуляция и электрическая деструкция
2. Электроосаждение и электрохимическое обеззараживание
3. Электрофлотация и электрофильтрование
4. Электроосмос и электрокристаллизация

15. Процесс озонирования позволяет:
1. Обеззараживать воду
2. Проводить очистку от ПАВ, цианидов и пестицидов
3. Устранять привкус и запах
4. Удалять органические примеси
5. Удалять тяжелые металлы

Правильные ответы:
1. 3
2. 2
3. 1
4. 1
5. 3
6. 3
7. 2
8. 1
9. 6
10. 1
11. 3
12. 2
13. 1
14. 3
15. 1, 2, 3

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета с оценкой:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства "Итоговое тестирование" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6157
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 25 вопросов, студент может получить максимум 25 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 100 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 30 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И., Кольцов В.Б., Кондратьева О.В. Очистные сооружения в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Каракеян В.И., Кольцов В.Б., Кондратьева О.В. Очистные сооружения в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Латышенко К.П. Мониторинг загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Очистные сооружения" (РИПК, преподаватель Арнаут Д.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
518К лаборатория аналитического контроля живых и техносферных систем; лаборатория водоподготовки и водоочистки; лаборатория дозиметрии; лаборатория промышленной радиоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная переносная - 1шт. Вытяжной шкаф 4-х секционный; лабораторные столы; набор химической посуды; набор ареометров; иономер-кондуктометр; весы аналитические; весы технические; штативы металлические; электроплитки; шкаф сушильный; электроаспиратор; газоанализатор портативный; магнитные мешалки; подъемный столик; вискозиметр Энглера; термостат; прибор для определения температуры вспышки в закрытом тигле; аппарат АРН-ЛАБ-03 для определения фракционного состава нефтепродуктов; прибор для определения вспышки по Мартенс-Пенскому; насос для отбора проб воздуха; газоадсорбционные трубки; мешки для хранения газовых проб; рН-метр 150МИ; весы НВ-600М

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Система профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой. При освоении МДК используются следующие формы работы:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по междисциплинарному курсу.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Для конспектирования лекционного материала рекомендуется завести отдельную тетрадь. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Записи содержания лекции должны быть четкими, с указанием даты и названия темы. После лекции конспект желательно проработать, т.е. выделить основные положения темы, выводы и рекомендации, уточнить содержание основных понятий и терминов.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендована по теме.

2. Практические работы выполняются в отдельной тетради. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Выполнение практических работ входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Тетрадь для практических занятий должна содержать выполненные практические работы. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь в соответствующий раздел.
Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить:
- все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
- в зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
- каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенда и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.

3. Самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
Время самостоятельной работы отводится на работу с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, работу в библиотеке.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
· сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
· обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
· фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
· готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
· работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
· пользоваться реферативными и справочными материалами;
· контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
· обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
· пользоваться словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.).

4. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Текущий контроль за работой студентов осуществляется в ходе проверки домашних заданий, выполненных практических заданий и итогов контроля знаний во время промежуточной аттестаций.
По темам междисциплинарного курса в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы с возможностью выбора ответа из предложенных вариантов, открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.

При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Дифференцированный зачет сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам междисциплинарного курса.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.

При реализации МДК 03.02 Очистные сооружения используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в малых группах, исследовательских заданиях.