МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 134
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 44 44 44 44
Практические 46 46 46 46
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 134 134 134 134

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Арнаут Дарья Васильевна

Рецензент(ы):
канд.геогр.наук, доцент, Антюфеева Татьяна Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний по организации системы управления отходами производства и потребления

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.3 Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
ПК 3.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Устройство и принцип действия очистных установок и сооружений
Порядок проведения регламентных работ
Технические характеристики и устройство очистных установок и сооружений
Эксплуатационные характеристики фильтрующих и сорбирующих материалов
Технологию и конструктивное оформление процессов очистки сбросов и выбросов промышленных в организациях
Нормативные документы и методики сбора, сортировки, переработки, утилизации и захоронения твердых и жидких отходов
Типовые формы отчетной документации
Виды отходов и их характеристики
Методы переработки отходов
Методы утилизации и захоронения отходов
Проблемы переработки и использования отходов
Методы обследования полигонов
Приемы и способы составления экологических карт
Методы очистки и реабилитации полигонов
3.2.Уметь:
3.2.1.Заполнять типовые формы отчетной документации по обращению с отходами производства
Составлять экологическую карту территории
Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов на уровне функционального подразделения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оценки и поддержания работоспособности очистных установок и сооружений; управления процессами очистки и водоотбора промышленных вод, газообразных выбросов
Реализации технологических процессов по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов
Участия в работах по очистке и реабилитации полигонов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления отходами
1.1. Формирование и предпосылки развития современной системы управления отходами Лекции 5 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Образование и классификация отходов Лекции 5 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Динамика образования и использования отходов в России Практические 5 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Оформление практической работы Сам. работа 5 6 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Определение класса опасности отходов Практические 5 2 ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Ассимиляционная емкость окружающей среды. Практические 5 2 ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Система управления отходами Лекции 5 4 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Подготовка к семинару Сам. работа 5 6 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Мировой опыт реализации системы обращения с отходами (семинар) Практические 5 2 ОК 9, ОК 3, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Подготовка к семинару Сам. работа 5 6 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Формирование системы обращения с отходами на региональном уровне (Алтайский край) (семинар) Практические 5 2 ОК 9, ОК 3, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Информационное управление отходами Лекции 5 4 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Оценка вариантов переработки отходов Практические 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 3 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Нормативное управление отходами Лекции 5 4 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Расчет нормативов образования отходов на предприятии Практические 5 4 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Оценка экономического эффекта от переработки ТБО Практические 5 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Платежи за размещение отходов Практические 5 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Экологический контроль Лекции 5 4 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 6 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Контрольная работа Практические 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Способы обращения с отходами
2.1. Транспортирование отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Механические процессы переработки отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Физические, гидро- и аэродинамические процессы видовой сепарации отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Массообменные процессы переработки отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Теплообменные процессы переработки отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 6 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Химические процессы переработки отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Биохимические процессы переработки отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Термические способы переработки отходов Лекции 5 2 ПК 3.3, ОК 7, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Захоронение отходов Лекции 5 2 ПК 3.4, ПК 3.3, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Определение экономического эффекта от использования отходов Практические 5 2 ПК 3.3 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Расчет вместимости полигона ТБО Практические 5 2 ПК 3.4, ПК 3.3 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Обустройство полигона ТБО Практические 5 8 ПК 3.4, ПК 3.3 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Расчет загрязняющих веществ, выделяющихся с биогазом на полигонах ТБО Практические 5 4 ПК 3.4, ПК 3.3 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.16. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.17. Контрольная работа Практические 5 2 ПК 3.4, ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.18. Обращение с радиоактивными отходами Лекции 5 6 ПК 3.3, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.19. Образование, обезвреживание, использование и захоронение радиоактивных отходов Практические 5 4 ОК 9, ОК 5, ОК 3, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.20. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 6 ПК 3.4, ПК 3.3, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6118.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1. Основными причинами образования отходов являются:
А) несовершенство технологий,
Б) низкое качество сырья,
В) недостаток рабочих кадров,
Г) ограниченность ресурсов.

2. Отраслями с наибольшим использованием отходов являются:
А) электроэнергетика,
Б) машиностроение,
В) деревообработка
Г) черная металлургия.

3. Опасными свойствами отходов, которые обязательно указывают в паспорте, являются:
А) класс опасности,
Б) токсичность,
В) высокая реакционная способность,
Г) способность переходить из одного агрегатного состояния в другое.

4. Укажите основной документ, регулирующий обращение с отходами в ЕС:
А) Киотский протокол,
Б) Базельская конвенция,
В) решения конференции в Рио-де-Жанейро,
Г) Шенгенское соглашение.

5.Установите последовательность способов обращения с отходами, согласно европейским нормам:
А) размещение на полигонах,
Б) предотвращение образования отходов,
В) переработка с целью получения вторичных материальных ресурсов
Г) переработка с целью получения энергии,
Д) предварительная обработка, облегчающая повторное использование.

6. Укажите цель обращения с трансграничными отходами, которая разрешена законодательством РФ:
А) обезвреживание и захоронение,
Б) захоронение,
В) использование,
Г) обезвреживание.

7. Укажите оборудование, применяемое для фрагментирования крупногабаритных отходов:
А) ножевая дробилка,
Б) копры,
В) механические ножницы,
Г) дисковые пилы,
Д) смесители.

8. Механическими процессами переработки отходов являются:
А) сепарация,
Б) кристаллизация,
В) дробление,
Г) сортировка.

9. Процесс, который позволяет разделить твердые отходы на фракции по размерам кусков, называется:
А) помол,
Б) сепарация,
В) фильтрование,
Г) грохочение.

10. Установите соответствие между процессом и формой отходов:
А) пакетирование
Б) брикетирование
В) гранулирование
Г) таблетирование
Д) высокотемпературная агломерация
Е) формование
1) пыль и шлам
2) твердые отходы
3) порошки
4) порошки и расплавы
5) резина и пластмасса

11. Процесс однократного испарения жидкой смеси и конденсации образующихся паров называется
А) кристаллизация,
Б) перегонка,
В) дистилляция
Г) абсорбция.

12. Решите задачу.
Работником лесной охраны был задержан водитель швейной фабрики Жирнов во время выгрузки им из автомобиля бытового мусора в лесоохраной зоне. По факту правонарушения был составлен акт. Как выяснилось, о сбросах промышленного и бытового мусора (отходов) в неустановленных местах знали директор фабрики и главный технолог. Подобные факты имели место и ранее. Поясните, кто из названных лиц и к какой ответственности может быть привлечен в связи с совершением данного правонарушения?

13. Сопоставьте термины и определения к ним:
1) Независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности - ____________________________________________________ .
2) Документ, устанавливающий степень опасности отхода, происхождение и возможные способы обращения с ним - _______________________________ .
3) Изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специализированных хранилищах с целью исключения попадания вредных веществ в окружающую среду - ______________________________________ .
4) Выделение из раствора растворенного вещества в виде твердой фазы - ______________________________________________________________

14. Какой категории РАО нет в классификации, принятой в РФ:
А) удаляемые радиоактивные отходы,
Б) ОЯТ
В) особые радиоактивные отходы,
Г) трансурановые отходы.

15. Укажите основные способы обращения с радиоактивными отходами.

Правильные ответы:
1. А, Б
2. В, Г
3. Б.В
4. Б
5. Б, Д, В, Г, А
6. В
7. Б, В, Г
8. В, Г
9. Г
10. А,Б – твердые, В – порошки, расплавы, Г – порошки, Д – пыль и шлам, Е – резина и пластмасса
11. В
12. административная
13. 26. 1 – экологический аудит, 2 – паспорт отхода, 3 – захоронение, 4 - кристаллизация
14. Б, Г
15. СИНРОК, саморасплав, стеклование

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства "Итоговое тестирование" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6118
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 22 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 30 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Харламова М.Д., Курбатова А.И. Управление твердыми отходами: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышенко К.П. Мониторинг загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Каракеян В.И., Кольцов В.Б., Кондратьева О.В. Очистные сооружения в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.4 Каракеян В.И., Кольцов В.Б., Кондратьева О.В. Очистные сооружения в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами" (РИПК, преподаватель Арнаут Д.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Полигон полигон «Опытные почвенные участки» Опытные почвенные участки 2 шт. размером: длина – 3 м; ширина – 1 м; глубина – 1,5 м; почвенный нож – 1 шт.; деревянная киянка – 1 шт.; штыковые лопаты – 3 шт.; рулетка металлическая – 1 шт.; соляная кислота 10% – 50 мл; почвенные полиэтиленовые пакеты; почвенные этикетки; мусорные контейнеры – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Система профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой. При освоении МДК 03.01. Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами используются следующие формы работы:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по междисциплинарному курсу. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Для конспектирования лекционного материала рекомендуется завести отдельную тетрадь. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Записи содержания лекции должны быть четкими, с указанием даты и названия темы. После лекции конспект желательно проработать, т.е. выделить основные положения темы, выводы и рекомендации, уточнить содержание основных понятий и терминов.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендована по теме.

2. Практические работы выполняются в отдельной тетради. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Выполнение практических работ входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Тетрадь для практических занятий должна содержать конспекты литературных источников и выполненные практические работы. Для обязательных заданий желательно использовать правую часть тетради, а левую оставлять чистой и применять для расчетов, пометок, рисунков, графиков и т.д. Такая форма ведения тетради позволит студентам самостоятельно, глубоко прорабатывать материал курса, готовиться к зачету. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь в соответствующий раздел.
Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить:
- все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
- в зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
- каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенда и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.

3. Семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.

4. Самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение творческой работы;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
Время самостоятельной работы отводится на работу с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, работу в библиотеке.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
· сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
· обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
· фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
· готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
· работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
· пользоваться реферативными и справочными материалами;
· контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
· обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
· пользоваться словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.).
Значительная часть времени отводится на самостоятельное изучение географической номенклатуры. Систематическая работа с географической номенклатурой помогает научиться хорошо читать и знать карту, развивает географическое мышление, способствует выработке умения использовать отображенный на карте материал для выявления общих географических закономерностей. Контроль за изучением географической номенклатуры проводится путем выборочного устного опроса студентов или программированного контроля с помощью контурных карт.

5. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Текущий контроль за работой студентов осуществляется в ходе проверки домашних заданий, выполненных практических заданий и результатов контроля знаний во время промежуточной аттестаций.
По темам междисциплинарного курса в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы с возможностью выбора ответа из предложенных вариантов, открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам междисциплинарного курса.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.

При реализации МДК 03.01. Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в малых группах, исследовательских заданиях.