МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 38 38 48 48 86 86
Итого 48 48 68 68 116 116

Программу составил(и):
Преподаватель, первая категория, Кровякова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
Преподаватель, первая категория, Антипова Виктория Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия отечественной литературы
Развитие и совершенствование интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе простых наблюдений и исследований, анализа, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков
Освоение знаний о современном состоянии и развитии русской литературы; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими влияние на развитие отечественной и мировой культуры
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемых из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы
Применение полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни в качестве социального опыта; повышение уровня общей культуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Образную природу словесного искусства
Содержание изученных литературных произведений
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-XX века
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
Основные теоретико-литературные понятия; связь языка и истории, культуры русского и других народов
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать произведения русской литературы с точки зрения их национальной, культурной, общечеловеческой значимости; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Проводить анализ художественного произведения и его эпизода в аспекте проблематики, рода, жанра и стиля
Использовать основные виды читательской деятельности в зависимости от задач литературного развития
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Применять приобретённые знания и умения в практике учебной читательской деятельности и общекультурного общения, в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 2. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
2.1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.2. Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837). Поэма «Медный всадник» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.3. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841). В.Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.4. Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. «Портрет» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 3. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
3.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово» Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.2. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и др.) Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.3. Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев). Драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова и её сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.4. Александр Николаевич Островский (1823 – 1886). Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Драма «Гроза» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.5. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишённой народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.6. Иван Александрович Гончаров (181-1891). «Обломов» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.7. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Типичность образа Обломова Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.8. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.) Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.9. Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Роман «Отцы и дети» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.10. Базаров в системе образов романа. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович) Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.11. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889). Роман «Что делать?» (обзор с чтением фрагментов) Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.12. Николай Семенович Лесков (1831 – 1895). Повесть «Очарованный странник» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.13. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889). Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.14. Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881). Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.15. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.16. Символическое значение образа «вечной Сонечки». «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.17. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир» Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.18. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.19. Правдивое изображение войны и русских солдат – художественное открытие Л.Н. Толстого. Кутузов и Наполеон в авторской оценке Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.20. Антон Павлович Чехов (1860 – 1904). Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.21. Драматургия Чехова. Комедия «Вишнёвый сад» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 4. Поэзия второй половины XIX века
4.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.2. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А. Фета. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.3. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840 – 1850-х и 1860 – 1870-х годов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 5. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
5.1. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.2. Лирика И.А. Бунина. Рассказы «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи». Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.3. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.4. Максим Горький (1868 – 1936). Правда жизни в рассказах М. Горького. Пьеса «На дне» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.5. Серебряный век русской поэзии. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX века Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.6. Александр Александрович Блок (1880 – 1921). Поэма «Двенадцать» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 6. Особенности развития литературы 1920-х годов
6.1. Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930). «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.2. Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925). Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.3. Александр Александрович Фадеев (1901 – 1956). Роман «Разгром» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 7. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов
7.1. Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.2. Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899 – 1951). Рассказ «В прекрасном и яростном мире Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.3. Исаак Эммануилович Бабель (1894 – 1940). Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.4. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891– 1940). Роман «Мастер и Маргарита» Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.5. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940). Роман «Мастер и Маргарита» Практические 2 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.6. Алексей Николаевич Толстой (1883 – 1945). Роман «Петр Первый» – художественная история России XVIII века Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.7. Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). Трагический пафос «Донских рассказов». Роман-эпопея «Тихий Дон» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 8. Раздел 8. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
8.1. Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966). Поэма «Реквием». Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960). Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 9. Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов
9.1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950 – 1980-х годов. Литературные объединения и направления в поэзии 1950 – 1980-х годов Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
9.2. Особенности драматургии 1950 – 1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950 – 1960-х годов Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
9.3. Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971). «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
9.4. Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
9.5. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 10. Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции)
10.1. Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции) Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 11. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов
11.1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ – начала ХХI века Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
11.2. Основные направления развития современной литературы Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
11.3. В. Астафьев. «Прокляты и убиты» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
11.4. Л. Улицкая. «Русское варенье». В. Пелевин. «Жёлтая стрела» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
11.5. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7091

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?
1) 1861;
2) 1859;
3) 1860;
4) 1862.
2. О чем был сон Обломова?
1) Ему снились его сослуживцы и время службы коллежским секретарем.
2) Он видел пророческий сон, что скоро встретит Ольгу.
3) Во сне Илья Ильич видел своё счастливое и спокойное детство в Обломовке.
4) Обломову приснился фантастический мир, где он оказался на другой планете.
3. В каком литературном жанре написано произведение «Отцы и дети»?
1) роман;
2) повесть;
3) рассказ;
4) эпопея.
4. В каком году автор написал сказку «Карась-идеалист»?
1) 1874;
2) 1864;
3) 1884;
4) 1894.
5. В какое время года начинается роман «Преступление и наказание»?
1) в мрачные дни осени;
2) в жаркое время июля;
3) в лютую зимнюю стужу;
4) во время весенней Пасхи.
6. В чём особенность диалога героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?
1) неупорядоченный разговор – герои не слышат друг друга;
2) классический диалог – реплика является ответом на предыдущую;
3) диалог построен как диалог-монолог;
4) диалог построен как подводное течение.
7. В каком журнале были опубликованы стихи Ф.И. Тютчева в 1836 году?
1) «Москвитянин»;
2) «Вестник Европы»;
3) «Современник»;
4) «Отечественные записки».
8. Как назывался первый сборник Н.А. Некрасова?
1) «Подорожник»;
2) «Белая стая»;
3) «Золото в лазури»;
4) «Мечты и звуки».
9. Назовите адресата любовной лирики А.А. Фета.
1) А.П. Керн;
2) Мария Лазич;
3) Е.А. Денисьева;
4) Амалия Крюндер.
10. Какая проблема не поднята в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
1) разрушающего влияния денег;
2) чести;
3) истинной любви;
4) самопожертвования ради любви.
11. Начало какого произведения разучивала героиня рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина?
1) «Полонеза Огинского»;
2) «Лунной сонаты»;
3) «К Элизе»;
4) «Тоска».
12. Что не относится к чертам акмеизма как литературного направления?
1) отрицание мистического;
2) преемственность с предшественниками;
3) мистическое постижение мира;
4) декларация разрыва с символизмом.
13. В каких годах был написан роман «Мастер и Маргарита»?
1) 1928 – 1940;
2) 1930 – 1948;
3) 1927 – 1939;
4) 1931 – 1949.
14. Центральное место среди мотивов, сопровождающих тему творчества, у М.И. Цветаевой занимает мотив _.
1) творческого провидения;
2) предназначения;
3) любовных переживаний;
4) избранничества поэта.
15. Кто предложил название для цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
1) А. Блок;
2) А. Ахматова;
3) А. Белый;
4) В. Брюсов.

Правильные ответы:
1. 2
2. 3
3. 3
4. 3
5. 2
6. 1
7. 3
8. 4
9. 2
10. 1
11. 2
12. 3
13. 1
14. 4
15. 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является дифференцированный зачет, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523419)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 395 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   Контроль Литература.docx
Приложение 2.   ФОС_литература_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Н. Михайлов, И. О. Шатанов, В. А. Чалмаев [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под редакцией В. П. Журавлева Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Часть 2: Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089807
Л1.2 Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс. Часть 2. Базовый уровень: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.3 Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс. Часть 1. Базовый уровень: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.4 О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Часть 1: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Литература" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация студентов проводится по результатам работы в двух семестрах. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета и по результатам текущих форм контроля (опроса, тестирования, сочинений, самостоятельных работ), оценивание фактических результатов обучения студентов осуществляется преподавателем.
Оценивание осуществляется по балльно-рейтинговой системе. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
1) При подготовке к лекционным занятиям вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
При работе с конспектом лекций учитывать, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов.
При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с обратной связью. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал личностно-значимым и осмысленно-ценностным.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать тексты; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
2) Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к практическому занятию следует начать с ознакомления с планом, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, обязательного чтения художественного текста в полном объеме, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как написание сочинения-рассуждения на общественно-лингвистическую тематику, составление словаря студента, создание профессионально-ориентированного текста. Это позволит совершенствовать учебные умения студентов, формировать будущие профессиональные речевые умения и их реализацию в ходе практического занятия.
3) Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из повторения лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; подготовки к контрольным работам, тестированию; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки презентаций или другого иллюстративного материала.
В ходе самостоятельной работы студентов использование интерактивных форм заключается в поиске и систематизации языкового (словарного) материала, подборе цитатного материала и составлении профессионально-ориентированных текстов, работе в группах.
К самостоятельной работе также относится подготовка к промежуточной и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета или экзамена. К методическим указаниям прилагаются вопросы для аттестации и вопросы для самостоятельной подготовки.
4) Дифференцированный зачет/экзамен по дисциплине имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала, и письменное задание по русскому языку. Для подготовки к дифференцированному зачету/экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектами лекций и материалами практических занятий, выполненными домашними работами.