Закреплена за кафедрой | Отделение экономики и информационных технологий |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.06. специальность Финансы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | 38_02_06_Финансы-2022_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 38 | 38 | 44 | 44 |
Практические | 10 | 10 | 54 | 54 | 64 | 64 |
Итого | 16 | 16 | 92 | 92 | 108 | 108 |
1.1. | Формирование у обучающихся системы знаний об основах финансовых отношений |
---|
Цикл (раздел) ООП: СОО.03 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы и закономерности развития финансовых отношений; - содержание основных финансовых категорий; - основные особенности российской финансовой системы, ее институциональную структуру, направления финансовой политики государства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - исследовать проблемные ситуации при использовании финансового механизма; - решать конкретные задачи, связанные с финансовыми отношениями; - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; - рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы основные экономические и социально-экономические показатели; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; - организовать выполнение конкретного порученного этапа работы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – владеть механизмом применения финансовых категорий в практике финансовой работы; - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие финансовых отношений | ||||||
1.1. | Сущность финансовых отношений. Финансовая система. | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.2, Л1.3 | |
1.2. | Семинар | Практические | 1 | 2 | Л1.2 | |
1.3. | Решение ситуационных задач | Практические | 1 | 2 | Л2.1 | |
1.4. | Финансовые правоотношения | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.2, Л1.3 | |
1.5. | Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые отношения комерческих и некомерческих организаций | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
1.6. | Роль финансовых отношений в развитии экономики. | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.2 | |
1.7. | Решение ситуационных задач | Практические | 1 | 2 | Л2.3 | |
1.8. | Решение ситуационных задач | Практические | 1 | 2 | Л2.1 | |
1.9. | Политика финансовых отношений | Лекции | 2 | 2 | Л2.3, Л1.2 | |
1.10. | Понятие финансового планирования и прогнозирования. Финансовый контроль. | Лекции | 2 | 6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3 | |
1.11. | Решение задач | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
1.12. | Семинар | Практические | 2 | 4 | Л2.3, Л1.2 | |
1.13. | Решение задач | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 2. Финансовые отношения экономических субъектов | ||||||
2.1. | Основы финансовых отношений в разных сферах деятельности. | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3 | |
2.2. | Финансовые отношения коммерческих организаций | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л1.2 | |
2.3. | Решение задач | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
2.4. | Семинар | Практические | 2 | 4 | Л2.3, Л1.3 | |
2.5. | Решение ситуационных задач | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
2.6. | Финансовые отношения некоммерческих организаций | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л1.1 | |
2.7. | Решение задач | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1 | |
2.8. | Семинар | Практические | 2 | 4 | Л1.1 | |
2.9. | Решение ситуационных задач | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
2.10. | Особенности организации финансовых отношений кредитных учреждений, инвестиционных фондов, страховых организаций и других финансово-кредитных институтов | Лекции | 2 | 6 | Л1.2, Л2.2, Л1.3 | |
2.11. | Решение задач | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.2, Л1.3 | |
2.12. | Семинар | Практические | 2 | 4 | Л2.3, Л1.3 | |
2.13. | Решение ситуационных задач | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.3 | |
2.14. | Сущность, значение и основы организации финансовых отношений страховых организаций | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.15. | Решение задач | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.3 | |
2.16. | Семинар | Практические | 2 | 4 | Л2.3, Л1.3 | |
2.17. | Решение ситуационных задач | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.3 | |
2.18. | Основы государственных и муниципальных финансовых отношений | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1 | |
2.19. | Решение задач | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.3 | |
2.20. | Семинар | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.2 | |
2.21. | Решение ситуационных задач | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.3 | |
2.22. | Финансовые отношения внебюджетных фондов | Лекции | 2 | 4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1 | |
2.23. | Решение задач | Практические | 2 | 4 | Л2.3, Л1.3 | |
2.24. | Итоговый семинар | Практические | 2 | 4 | Л2.3, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Закреплено в приложении ФОС_ОФО_ФИН Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для подготовки) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10461 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1. Система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления, и обеспечения условий расширенного воспроизводства называется: а) кредитование; б) финансы; в) финансовая политика 2. Создание вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения относится к: а) Контрольной функции б) Восстановительной функции в) Распределительной функции 3. Целью политики финансовых отношений является: а) повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов; б) распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджета в) формирование финансовых ресурсов для различных бюджетов 4. Документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период – это: а) Финансовый прогноз б) Финансовый бюджет в) Финансовый план 5. Деятельность каких организаций характеризуется, с одной стороны, извлечением прибыли, а с другой стороны, их деятельность направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике: а) страховые компании; б) кредитные организации; в) акционерные общества. 6. Совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов – это: а) государственные и муниципальные финансы б) финансы коммерческих и некоммерческих организаций в) финансы благотворительных фондов 7. Причиной создания внебюджетных фондов является: А) возникновение бюджетного профицита; Б) возникновение бюджетного дефицита; В) оба ответа верны 8. В состав внебюджетных фондов входит: А) Социальный фонд России; Б) Пенсионный фонд РФ; В) Фонд социального страхования 9. Решите задачу: Рассчитать сумму дефицита бюджета и субвенций, если сумма доходов бюджета 640 млн. руб., сумма расходной части бюджета 820 млн. руб., сумма субвенций составляет 30% от суммы дефицита. А) дефицит 185 млн. руб. и субвенция 50 млн. руб. Б) Дефицит 180 млн. руб. и субвенции 54 млн. руб. В) Дефицит 183 млн. руб. и субвенции 54 млн. руб. 10. Рассчитайте размер аннуитетного платежа, если сумма кредита 50 000 руб., срок кредита, 5 мес., процентная ставка по кредиту – 18,8% А) 10 417 руб. Б) 10 000 руб. В) 12 452 руб. Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 б в б в б а в а б а Критерии оценивания: 85-100 баллов (оценка «отлично») 85-100% правильных ответов 70-84 баллов (оценка «хорошо») 70-84% правильных ответов 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») 50-69% правильных ответов 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») 0-49% правильных ответов |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Закреплено в приложении ФОС_ОФО_ФИН |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплено в приложении ФОС_ОФО_ФИН Закреплено в приложении ФОС_ОФО_ЭБУ Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету: 1. Предмет и сущность финансов, их необходимость. 2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями. 3. Функции финансов. 4. Необходимость финансов в условиях товарного хозяйства. 5. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. 9. Роль финансов в решении социальных проблем. 10.Финансовая политика государства. Содержание и значение финансовой политики. 11.Содержание и значение финансового контроля. 12.Финансы коммерческих, предприятий. 13.Финансовые ресурсы предприятия, особенности их формирования и использования в условиях рынка. 14.Финансы некоммерческих учреждений и организаций. Источники финансовых ресурсов. 15.Финансы общественных объединений. Содержание финансов, основы их организации. 16.Сущность и значение страхования. 17.Сущность и значение социального страхования. 18.Общая характеристика государственных финансов. 19.Сущность доходов и расходов бюджета. 20.Сущность местных финансов, их состав и роль. 21.Местные бюджеты, их доходы и расходы. 22.Сущность, функции и задачи внебюджетных фондов. Примеры задач закреплены в примере итогового теста (в. 9,10) Критерии оценивания 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний. 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические работы. |
Приложения |
Приложение 1.
Контроль.docx
Приложение 2.
ФОС_ОФО_ФИН.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Буракова Д.В | Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник и практикум по СПО | М: Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Дыдыкин А. В. ; Под ред. Чалдаевой Л. | Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для СПО | М: Издательство Юрайт, 2019 | urait.ru |
Л1.3 | Буракова Д.В | Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник и практикум по СПО | М: Издательство Юрайт , 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М.А.Абрамова,Л.С.Александрова | Деньги,кредит,банки. Денежный и кредитный рынки: Учебник и практикум для СПО | Юрайт, 2018 | urait.ru |
Л2.2 | Кропин Ю.А. | ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л2.3 | Финансы: теоретический и научно-практический журнал | М. - Финансы и статистика, | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс "Основы финансовых отношений" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows и/или AstraLinux Специализированное и общее ПО Open Office или Libreoffice 3D Canvas Blender Visual Studio Community Python c расширениями PIL, Py OpenGL FAR XnView 7-Zip AcrobatReader GIMP Inkscape Paint.net VBox Mozila FireFox Chrome Eclipse (PHP,C++, Phortran) VLC QTEPLOT Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/ Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |