МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Экологическая экспертиза и экологический аудит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
Преподаватель высшей категории, Коверникова Евгения Юрьевна

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент , Горбачев Владимир Николаевич

Рабочая программа дисциплины
Экологическая экспертиза и экологический аудит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 22.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понятие структуры экологического законодательства Российской Федерации
Улучшить навыки обращения с экологическим законодательством

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 4.1 Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
ПК 4.2 Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами.
ПК 4.3 Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Типовые формы учетной документации и государственной экологической статистической отчетности в организациях отрасли антропогенного воздействия на окружающую среду
Методики расчета предельно-допустимых концентраций и предельно-допустимых выбросов
Характеристики промышленных загрязнений
Санитарно-гигиенические и экологические нормативы
3.2.Уметь:
3.2.1.Пользоваться правовой и нормативной технической документацией по вопросам экологического мониторинга
Обрабатывать анализировать и обобщать материалы наблюдений и измерений составлять формы статистической отчетности
Производить расчеты по определению величины экономического ущерба и рисков для природной среды
Проводить расчеты по определению экономической эффективности процессов и технологий природопользования и природообустройства
Проводить расчеты платы за пользование природными ресурсами
Собирать и систематизировать данные для экологической экспертиза и экологического аудита
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Индивидуальной работы или работы в составе группы по составлению итоговых отчетов о результатах экологического мониторинга в соответствии с нормативными документами
Работы в составе групп по расчетам и оценке экономического ущерба и рисков для природной среды связанных с антропогенной деятельностью или вызванными природными или техногенными катаклизмами
Сбора и систематизации данных для экологической экспертизы и экологического аудита

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологическая экспетиза
1.1. Введение в экологическую экспертизу как превентивный вид природоохранной деятельности Лекции 5 4 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Дополнение материалов лекции Введение в экологическую экспертизу как превентивный вид природоохранной деятельности Сам. работа 5 2 ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Экологическое право как отрасль Российского права Практические 5 4 ПК 4.3, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Подготовка докладов по теме Экологическое право как отрасль Российского права Сам. работа 5 4 ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Правовые и нормативно-методические основы проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации Лекции 5 4 ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Характеристика этапов развития экологического права России Сам. работа 5 2 ОК 8, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Дополнение материалов лекции правовые и нормативно-методические основы проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации Сам. работа 5 4 ОК 9, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Экологическое обоснование проектов Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.1, ОК 5, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Современные методы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы Лекции 5 4 ОК 8, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Характеристика распределения полномочий между гос органами Сам. работа 5 6 ОК 8, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Экологическое обоснование размещения Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Экологическая эксперитза проектов Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 8, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.13. Порядок организации и проведения государственной экспертизы в РоФ Лекции 5 2 ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Определение степени участия граждан и общественности в управлении экологией Сам. работа 5 2 ОК 9, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности Практические 5 2 ПК 4.3, ОК 5, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.16. Теоретические и методические основы оценки экологического риска технических проектов при экологической экспертизе Лекции 5 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.17. Дополнение материалов лекции Ттеоретические и методические основы оценки экологического риска технических проектов при экологической экспертизе Сам. работа 5 4 ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.18. Оценка экологических рисков Практические 5 2 ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
1.19. Оценка воздействия на окружающую среду - основа экологической экспертизы проектов Лекции 5 4 ПК 4.3, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Программа ОВОС Практические 5 4 ПК 4.3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.21. ОВОС предприятия Практические 5 6 ПК 4.3, ОК 7, ОК 5, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.22. Выполнение проекта ОВОС предприятия Сам. работа 5 6 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экологический аудит
2.1. Введение в экологический аудит как спецефический вид природоохранной деятельности Лекции 5 4 ОК 9, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Выполнение экологического аудирования предприятия Сам. работа 5 4 ПК 4.2, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Экологический аудит как процедура экологического контроля Практические 5 4 ПК 4.3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Нормативно правовая база экологического аудита Лекции 5 2 ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Экологический аудит в международной системе экологического контроля Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.1 Л1.1, Л2.1
2.6. Подготовка докладов по теме Экологический аудит в международной системе экологического контроля Сам. работа 5 6 ОК 6, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.7. Организация проведения экологического аудирования объекта Лекции 5 4 ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.8. Значение экологического аудита для деятельности предприятия Практические 5 4 ПК 4.3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.9. Современные методы в практике экологического аудирования объектов Лекции 5 2 ОК 8, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.10. Экологический аудит производства Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1
2.11. Аудит природопользования в системе экологического менеджмента Лекции 5 2 ОК 9, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Экологический аудит системы экологического менеджмента предприятия Практические 5 2 ПК 4.3, ПК 4.1 Л1.1, Л2.1
2.13. Определение международной ответственности за экологические правонарушения Сам. работа 5 2 ОК 9, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.14. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6778
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1. Суть экологической экспертизы заключается …
а) в установлении соответствия проекта экологическим требованиям;
б) в воспитании экологического мышления;
в) в улучшении экономической ситуации в регионе;
г) в повышении социальной занятости населения региона.
2. Суть экологической экспертизы заключается …
а) в определении допустимости реализации проекта;
б) в воспитании экологического мышления;
в) в улучшении экономической ситуации в регионе;
г) в повышении социальной занятости населения региона
3.Главной целью экологической экспертизы является …
а) предупреждение негативных последствий от реализации проекта для окружающей среды и человека;
б) оценка воздействия на окружающую среду;
в) подбор оптимального варианта размещения проекта;
г) социально-экономический аспект
4. Целью экологической экспертизы является …
а) соблюдение норм экологического законодательства;
б) оценка воздействия на окружающую среду;
в) подбор оптимального варианта размещения проекта;
г) социально-экономический аспект.
5. Основной задачей экологической экспертизы является …
а) подготовка объективного и научно обоснованного экспертного заключения;
б) разработка проекта;
в) мониторинг воздействия хозяйственной деятельности на
окружающую среду;
г) производственный аудит.
6. Видом экологической деятельности не является …
а) экспертиза авторского права на патент;
б) мониторинг состояния окружающей среды;
в) аудит накопления отходов;
г) биоиндикация качества воздуха
7. Главными документами правовой базы экологической
экспертизы являются …
а) Конституция РФ;
б) «Закон об экологической экспертизе»;
в) закон «Об охране окружающей среды»;
г) Конвенция по сохранению биоразнообразия;
д) Указ Президента «Об устойчивом развитии» № 440;
е) положение «Об оценке воздействия на окружающую среду в
РФ»
8.Федеральный закон об экологической экспертизе был
принят в … году
а) 1995;
б) 2002;
в) 2007;
г) 1992.
9. В основе законодательства РФ об экологической экспертизе лежат правовые акты …
а) Земельный кодекс;
б) Уголовный кодекс;
в) Налоговый кодекс;
г) Трудовой кодекс;
д) Водный кодекс
10. Обязательным для принятия материалов на ГЭЭ является условие …
а) экологической оценки деятельности;
б) предоставления сведений о платѐжеспособности компании
заказчика;
в) экономического обоснования намечаемой деятельности;
г) учѐта международного права.
11. Экологические нормативы представляют собой …
а) установленные количественные показатели допустимого
воздействия на ОС;
б) ПДК и другие подобные показатели;
в) признаки и правила оценки качества ОС и еѐ компонентов;
г) регламент проведения ЭЭ;
д) порядок организации ОЭЭ.
12. Экологические нормативы перечислены …
а) в ФЗ «Об охране ОС»;
б) в Конституции РФ;
в) в уставе организации Гринпис;
г) в ФЗ «Об Экологической Экспертизе».
13. ГОСТы представляют собой …
а) узкофункциональные руководства, инструкции, регламенты
видов хоздеятельности;
б) признаки и правила оценки качества ОС и ее компонентов;
в) регламент проведения ЭЭ;
г) правила техники безопасности
14. Общественная экологическая экспертиза организуется
и проводится по инициативе…
а) Президента РФ;
б) органов местного самоуправления;
в) судебных властей;
г) Минздрава РФ
15. Заключение общественной экологической экспертизы …
а) носит рекомендательный характер;
б) само по себе имеет юридическую силу;
в) приобретает юридическую силу после утверждения специально уполномоченным органом в области ЭЭ;
г) не имеет никакого значения
Правильные ответы:






7абв

9ад
10а
11а
12а
13а
14б
15а
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6778
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   КОНТРОЛЬ ЭЭ!.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казанцев С.Я. , Любарский Е. Л. , Саркисов О. Р. Экологическое право: Специальности среднего профессионального образования Издательский центр "Академия", 2021 Заменить ссылку: https://academia-moscow.ru/reader/?id=551772
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов С.А. Основы экологического права: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Moodle Экологическая экспертиза и экологический аудит (преподаватель Коверникова Е.Ю.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или htpp://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (htpp://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (htpp://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
214Н кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. Посещаемость практических занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Задания к практическим занятиям содержатся в плане занятий. При подготовке к практическому занятию следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме занятия.
По темам междисциплинарного курса в конце обучения проводится тестовый опрос и итоговая контрольная работа. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на практическом занятии и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа включает в себя - подготовку к практическому занятию, изучение нормативно-правовых актов по изучаемой теме (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение творческой работы;
- анализ с первоисточниками по рекомендациям преподавателя;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. По каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
5. Дифференцированный зачет по МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит».
Зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам междисциплинарного курса.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий, выполненными самостоятельными работами.
Критерии для получения экзаменационной балльной оценки по МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит» по балльно-рейтинговой шкале.

При реализации учебной дисциплины МДК 04.03 «Экологическая экспертиза и экологический аудит» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: ролевая игра, работа в малых группах, доклад-визуализация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в оформлении презентации.