МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пластическая анатомия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 6
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 6 6 6 6
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
преподаватель, Прусова Ирина Михайловна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Аксёнова Надежда Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Пластическая анатомия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в изображении костно-мышечной системы фигуры человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю развития пластической анатомии, основные термины и понятия используемые в пластической анатомии
Значение пластической анатомии для изучения внешних форм человеческого тела
Строение опорно-двигательного аппарата человека, мышечную систему, кожный покров, их пластические особенности и функциональную взаимосвязь
Пластическую анатомию человека с учетом половозрастных особенностей
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять знания основ пластической анатомии в художественной практике
Различать разновидности телосложения, пропорциональные особенности и особенности пластики лица и фигуры человека
Использовать методику построения человеческой фигуры при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История развития пластической анатомии
1.1. Этапы развития пластической анатомии. Общие сведения об анатомическом строении тела человека Лекции 3 2 ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Работа с литературой. Подготовка реферата по теме "История развития пластической анатомии" Сам. работа 3 1 ОК 09, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Скелет человека
2.1. Лекция-визуализация. Пластическая анатомия скелета туловища. Скелет позвоночника и грудной клетки Лекции 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Выполнение зарисовки и анализа графических схем строения позвоночника и грудной клетки. Практическая работа №1 Практические 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Работа с литературой. Подготовка к тестированию по теме "Пластическая анатомия скелета туловища. Скелет позвоночника и грудной клетки" Сам. работа 3 1 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Пластическая анатомия скелета верхних конечностей и плечевого пояса Лекции 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Выполнение зарисовки и анализа графических схем строения скелета верхних конечностей и плечевого пояса. Практическая работа №2 Практические 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Пластическая анатомия скелета нижних конечностей и тазового пояса Лекции 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Выполнение зарисовки и анализа графических схем строения скелета нижних конечностей и тазового пояса. Практическая работа №3 Практические 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Работа с литературой. Подготовка к тестированию по теме "Пластическая анатомия скелета нижних конечностей и тазового пояса" Подготовка к тестированию по теме "Пластическая анатомия скелета верхних конечностей и плечевого пояса" Сам. работа 3 1 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Пластическая анатомия черепа человека Лекции 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Выполнение зарисовки и анализа графических схем строения черепа. Практическая работа №4 Практические 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Работа с литературой. Подготовка к тестированию по теме "Пластическая анатомия черепа человека" Сам. работа 3 1 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Выполнение набросков и зарисовок Практические 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Мышечная система человека и её пластические особенности
3.1. Мышцы туловища Лекции 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Выполнение зарисовки и анализ строения мышечной системы туловища. Практическая работа №5 Практические 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Выполнений набросков фигуры человека с натуры. Работа с литературой. Подготовка к тестированию по теме "Мышцы туловища" Сам. работа 3 1 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Мышцы верхних конечностей и плечевого пояса. Мышцы нижних конечностей и тазового пояса Лекции 3 4 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Выполнение зарисовки и анализ строения мышечной системы верхних и нижних конечностей. Практическая работа №6, №7 Практические 3 4 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Выполнений набросков фигуры человека с натуры. Работа с литературой. Подготовка к тестированию по темам "Мышцы верхних конечностей", "Мышцы нижних конечностей" Сам. работа 3 1 ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Мышцы головы и шеи человека Лекции 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Выполнение зарисовки и анализ пластики мимических мышц лица. Практическая работа №8 Практические 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Пластические особенности внешности. Пропорции и каноны
4.1. Пропорции туловища. Типы конструкции и телосложения фигуры человека. Пропорции головы и лица Лекции 3 2 ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Выполнение проекта "Анализ пропорциональных схемы туловища и головы человека". Работа в малых группах Практические 3 4 ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Промежуточная аттестация Экзамен 3 6 ОК 09, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы,тесты, реферат) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3136

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Позвоночник человека образован:
а) 30-31 позвонком;
б) 33-34;
в) 36-37.
2. Позвоночник человека имеет:
а) 3 изгиба;
б) 4 изгиба;
в) 5 изгиба;
г) 6 изгиба.
3. Истинные ребра:
а) Сочленяются с грудиной
б) Сочленяются с хрящом вышележащего ребра
в) Заканчиваются свободно в мышцах живота
г) Соединяются с позвоночником
4. Ключица соединена с:
а) лопаткой и грудиной;
б) ребрами и грудиной;
в) грудиной и позвоночником;
г) позвоночником и лопаткой.
5. Плечевой отросток лопатки называется:
а) Симфиз
б) Акромион
в) Фасция
г) Рукоядка
6. Локтевой сустав образован костями:
а) Плечевой и локтевой
б) Лучевой и локтевой
в) Лучевой и плечевой
г) Плечевой, лучевой и локтевой
7. Скелет свободной верхней конечности состоит из:
а) Плечевой кости, лучевой, малой берцовой и кос¬тей, образующих кисть
б) Бедренной, локтевой, лучевой и костей, образую¬щих кисть
в) Плечевой кости, локтевой, лучевой кости, а так¬же костей запястья, пястья и фаланг пальцев

8. Плечевой пояс состоит из:
а) ключиц и лопаток
б) плеча, предплечья и кисти
в) ключиц, лопаток, грудины и рёбер
г) ключиц, лопаток и грудины
9. Тонкая кость, на верхнем конце несет головку, которая сочленяется с большеберцовой костью, дистальный конец вытянут в латыральную лодыжку и прилежит к таранной кости снаружи. Назовите эту кость:
а) Пяточная
б) Лучевая
в) Бедренная
г) Малоберцовая
10. Пояс нижних конечностей образован двумя тазовыми костями. Каждая из них — это результат срастания:
А) Двух костей
б) Трех костей
в) Четырех костей
г) Пяти костей
11. В образовании тазобедренного сустава участвуют кости:
а) Бедренная и локтевая
б) Бедренная и седалищная
в) Бедренная и подвздошная
г) Бедренная, подвздошная и седалищная
д) Бедренная, подвздошная, седалищная и лобковая
12. Как называется сустав, соединяющий кости стопы с костями голени.______________
13.Участвуют в образовании основания и свода мозгового черепа, замыкает его сзади и снизу. Состоит из вогнутой чешуи, парных боковых частей и основной части
а) Теменная
б) Решетчатая
в) Затылочная
г) Лобная
14.К непарным костям мозгового черепа относятся:
а) Теменная, височная, клиновидная
б) Клиновидная, решетчатая
в) Носовая, слезная, скуловая
15.К непарным костям лицевого отдела относят:
а) верхнечелюстная кость;
б) Клиновидная, решетчатая;
в) нижняя челюсть, сошник;
г) скуловые, слезные.
16. Это плоская широкая мышца, занимающая поверхностное положение в задней области шеи и в верхнем отделе спины. Мышечные волокна идут в трех направлениях. Мышца имеет форму треугольника, основанием обращённого к позвоночному столбу, а вершиной — к акромиону лопатки. Её еще называют «капюшонным» мускулом
а) Широчайшая мышца спины
б) Ромбовидный мускул
в) Трапециевидная мышца
г) Мускул поднимающий лопатку
17.Вставьте название мышцы:
____________________________ - это самый большой мускул шеи, начало берет от рукоятки грудины и грудинного конца ключица. Прикрепляется мышца к сосцевидному отростку височной кости и к чешуе затылочной кости.
18. К мышцам спины относятся:
а) квадратная мышца поясницы, ромбовидный мускул, трапециевидный мускул, передний зубчатый мускул
б) трапециевидная, ромбовидная, широчайшая мышца спины
в) малый грудной мускул, мышцы вращатели позвонков, задний нижний зубчатый мускул
19. К мышцам шеи относят:
а) Грудино-щитовидный мускул, двубрюшной мускул, передний лестничный мускул
б) Грудино-щитовидный мускул, Челюстно-подъязычный мускул, межостистые мышцы
в) Межпоперечные мышцы, задний лестничный мускул, ромбовидный мускул
20. К мышцам плеча относятся:
а) плечевой мускул, локтевой мускул, двуглавая мышца плеча
б) трехглавая мышца плеча, лучевой сгибатель кисти, плечевой мускул
в) двуглавая мышца плеча, дельтовидный мускул, длинный ладонный мускул
г) нет правильных вариантов ответа
21. Дельтовидная мышца выполняет функцию:
а) сгибает и приводит плечо
б) отводит руку в плечевом суставе
в) разгибает предплечье
г) сгибает предплечье
22.К мышцам предплечья относятся:
а) плечевой мускул, локтевой мускул, квадратный пронатор
б) лучевой сгибатель кисти, локтевой сгибатель кисти, круглый пронатор
в) дельтовидный мускул, длинный ладонный мускул
г) нет правильных вариантов ответа
23. К мышцам плечевого пояса относятся:
а) плечевой мускул, квадратный пронатор, клювоплечевой мускул
б) квадратный пронатор, супинатор предплечья, круглый пронатор
в) дельтовидный мускул, подлопаточный мускул, надостный мускул
г) нет правильных вариантов ответа
24. Трехглавая мышца голени выполняет функцию:
а) сгибает и приводит плечо
б) разгибает голень
в) сгибает стопу
25. Ахилово сухожилие- это это сухожилие…
а) двуглавой мышцы плеча
б) трехглавой мышцы плеча
в) двуглавой мышцы бедра
г) трехглавой мышцы голени
26. К передней группе мышц бедра относятся:
а) гребешковая мышца
б) портняжная мышца
в) передняя большеберцовая мышца
г) квадратная мышца бедра
д) полуперепончатая мышца

27. К задней группе мышц бедра относятся:
а) гребешковая мышца
б) портняжная мышца
в) передняя большеберцовая мышца
г) квадратная мышца бедра
д) полуперепончатая мышца
28. Выберите несколько вариантов ответа
Назовите мышцы головы, принадлежащие к жевательным.
а) мышца гордецов;
б) височная мышца;
в) наружный крыловидный мускул
г) носовой мускул
д) клыковый мускул
29. Выберите несколько вариантов ответа
К мимическим мышцам относятся:
а) Треугольный мускул
б) Наружный крыловидный мускул
в) Скуловые
г) Височный мускул
д) Носовой мускул
30. Выберите несколько вариантов ответа
К мимическим мышцам глазной щели относятся:
а) скуловой мускул
б) Круговой мускул глаза
в) Треугольный мускул
г) Пирамидальный мускул
д) Мускул сморщивающий бровь

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для рефератов:
1. Этапы развития пластической анатомии человека как науки.
2. Роль древних ученых в развитии анатомии.
3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии.
4. Гиппократ - выдающийся ученый Древней Греции.
5. Аристотель и его вклад в развитие анатомии.
6. Андреас Везалий и его объективный метод наблюдения строения человеческого тела.
7. Леонадро да Винчи - родоначальник пластической анатомии.
8. Леонадро да Винчи. "Золотое сечение" в анатомии
9. Антонио Полайоло - первый исследователь в области пластической анатомии.
10. Анатомические рисунки Микельанджело Буонарроти
11. Каноны фигуры человека Альбрехта Дюрера
12. Герофил - древнегреческий анатом.
13. Клавдий Гален и его трактат "О назначении частей человеческого тела"
14. Развитие анатомии на Древнем Востоке
15. Развитие пластической анатомии в эпоху Средневековья
16. Пластическая анатомия в эпоху Возрождения
17. Николас Тульп, и его роль в развитии пластической анатомии.
18. Уроки анатомии доктора Фредерика Рюйша
19. Французский анатом Мари Франсуа Ксавье Биша: основные труды
20. Первые анатомические атласы
21. А.П. Лосенко и его руководство по изучению пропорций человека
22 Преподавание пластической анатомии в Петербургской академии художеств (1725 - 1850 гг.)
23. Пластическая анатомия П.И. Карузина
24. И.В. Буяльский - русский хирург и профессор Академии художеств.
Студентом может быть выбрана другая тема, не представленная в данном перечне, при предварительном согласовании с преподавателем.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства «Итоговое тестирование» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3136&section=14

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов. В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 117 тестовых задания. На выполнение теста отводится 30 минут . При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лысенков Н. К., Карузин П. И. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рабинович М. Ц. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475748
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Пластическая анатомия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406Н кабинет дизайна; кабинет рисунка; кабинет живописи; лаборатория техники и технологии живописи; лаборатория графики и культуры экспозиции; мастерская рисунка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Мебель для учебных занятий; рабочее место преподавателя; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; мольберты; натюрмортные столы, натюрмортный фонд, наглядные учебные материалы, шкаф, стеллаж для планшетов, осветительные приборы, гипсовые слепки
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины предусматривает последовательное изучение на лекционных и практических занятиях основ пластической анатомии, необходимых студентам для профессионального развития.
Практическую часть дисциплины пластической анатомии сопровождает лекционная часть курса. В лекциях раскрывается межпредметная связь дисциплины с рисунком, живописью, где необходимы знания и умения основ пластической анатомии при изображении фигуры человека, освещаются основные вопросы, касающиеся скелета человека, его мышечного покрова, пропорций и половозрастных особенностей, необходимые для понимания и освоения профессиональных задач в процессе выполнения практических упражнений.

При реализации учебной дисциплины «Пластическая анатомия» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация. В лекции–визуализации передача информации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, слайдов по теме. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал доступным и интересным для студентов.
Помимо знаний, получаемых студентами на лекциях, каждая практическая работа сопровождается пояснением, раскрытием содержания данного задания: основные приемы его решения, связь с последующими заданиями и значение в процессе профессиональной деятельности, объяснение проводится на схемах, таблицах, иллюстрациях, а также с использованием видеоряда по определенной теме.

При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как разработка проекта в малых группах, обсуждение и анализ работ, выполненных на занятиях.
Основными этапами практического занятия являются:
• проверка заданий по самостоятельной работе студентов;
• проверка готовности студентов к занятиям (наличие у студентов необходимых художественных материалов для выполнения практической работы)
• постановка цели и задач по практической работе;
• фронтальная и индивидуальная работа со студентами, выполнение задания;
• анализ и оценка выполненных работ, степени овладения студентами знаний, умений и навыков, полученных при выполнении задания;
• подведение итогов практического занятия.
Планирование и организация практических занятий приведены в фонде оценочных средств и технологической карте по дисциплине «Пластическая анатомия», которые включают наименование раздела и темы практического занятия с указанием формы контроля, даты проведения и присваиваемых баллов по каждой каждому оценочному средству.

Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине включает:
• подготовку к лекционным занятиям (изучение отдельных вопросов по рекомендуемой литературе, просмотр альбомов художников, проработка материалов лекций);
• подготовку к тестированию по темам;
• написание реферата;
• подготовку к промежуточной аттестации.
Выполнение студентами самостоятельной работы контролируется в форме проверки практической работы и проведения тестирования по теме. Результаты проверки заносятся в оценочный лист группы и журнал успеваемости.
Формой проведения промежуточной аттестации по дисциплине является – экзамен. Он имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала по дисциплине, и практическое задание, позволяющие проверить умения по освоению дисциплины. Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, материалами практических занятий, выполненными домашними работами. Вопросы для экзамена размещены в фонде оценочных средств по дисциплине «Пластическая анатомия».