МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтное проектирование на территории ОКН и ООПТ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.04.09. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование комфортной среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_04_09_Ландшафтная архитектура_ЛПКС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, Доцент, Останин О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтное проектирование на территории ОКН и ООПТ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)

составлена на основании учебного плана:
35.04.09 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение теоретических знаний в области учения о лесе и практических навыков ведения лесопаркового хозяйства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий
ПК-1.1 Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
ПК-1.2 Умеет применять технологии ландшафтно- архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
ПК-1.3 Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов
ПК-2Способен подготовить и защитить проектную документацию объектов ландшафтной архитектуры
ПК-2.1 Знает перечень проектной документации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-2.2 Умеет составлять проектную документацию объектов ландшафтной архитектуры
ПК-2.3 Владеет навыками представления и защиты проектной документации объектов ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
ПК-2.1. Знает перечень проектной документации объектов ландшафтной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет применять технологии ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов.
ПК-2.2. Умеет составлять проектную документацию объектов ландшафтной архитектуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов.
ПК-2.3. Владеет навыками представления и защиты проектной документации объектов ландшафтной архитектуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особо охраняемые природные территории как объекты ландшафтной архитектуры
1.1. Природоохранное законодательство Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Природоохранное законодательство Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Природоохранное законодательство Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Виды ООПТ Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Особенности ландшафтного проектирования на территории ООПТ Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Особенности ландшафтного проектирования на территории ООПТ Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Особенности ландшафтного проектирования на территории ООПТ Сам. работа 1 25 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Объекты культурного и природного наследия Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.9. ОКН Алтайского региона Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.10. Особенности ландшафтного проектирования на территории ОКН. Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.11. Примеры ландшафтно-архитектурных проектов на территории ОКН и ООПТ Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.12. Особенности ландшафтного проектирования на территории ОКН. Сам. работа 1 25 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.13. Примеры ландшафтно-архитектурных проектов на территории ОКН и ООПТ Сам. работа 1 20 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Решение об организации ООПТ федерального значения может принимать:
а) органы местного самоуправления
б) Правительство Российской Федерации +
в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В каком году был принят закон «Об особо охраняемых природных территориях»:
а) 1991
б) 1993
в) 1995 +

На какой категории ООПТ не предусмотрено законодательством строительство капитальных сооружений:
а) ботанический сад
б) заповедное урочище +
в) национальный парк

Ландшафтно-рекреационный парк:
а) территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса
б) природоохранный рекреационный объект регионального значения, который создается в целях сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов, а также обеспечения условий для организованного отдыха населения +
в) уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения

Особо охраняемые природные территории относятся к категории:
а) лесных объектов;
б) отдельных природных объектов;
в) комплексных природных объектов;
г) земельных объектов

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на правах
а) оперативного управления;
б) распоряжения;
в) владения;
г) пользования

Зеленые зоны являются разновидностью защитных зон и расположены:
а) вокруг городов и промышленных центров;
б) вокруг территорий курортов;
в) вокруг территорий заповедников и национальных парков;
г) вокруг лесных объектов.

Земельные участки в границах охранных зон, образуемых на земельных участках, прилегающих к особо охраняемым природным территориям, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков:
а) изымаются;
б) не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима;
в) используются учреждениями, управляющими особо охраняемыми природными территориями, на правах аренды

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:
а) к землям, обладающие природными ресурсами;
б) к особо охраняемым природным территориям;
в) к особо охраняемым природным объектам;
в) не входят в состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов;

Что является предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия?
а Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
б Соблюдение органами органами местного самоуправления требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия.+
в Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия.
г Выдача разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
д Приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
е Соблюдение индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия.+

Из чего состоят архитектурно-археологические обмеры конструкций (состав чертежей)?
Варианты ответов
а Фотофиксации.
+б Архитектурные обмеры с местами расположения трещин, разломов и величины их раскрытия (в каменных и железобетонных конструкциях).
+в Архитектурные обмеры с местами расположения и величины коррозионных повреждений. Результаты измерений прямолинейности сжатых элементов, искривлений, провисаний. Места с резкими изменениями сечений, фактической длины. Способы соединения стыкуемых элементов. Размещение, количество и диаметр заклепок или болтов (в металлических конструкциях).
+г Архитектурные обмеры с местами расположения и величины: искривлений и коробления элементов, расстройства стыков и разрывов в поперечных сечениях элементов или трещин по их длине, участков биологического поражения древесины (в деревянных конструкциях).
+д Чертежи с указанием наличия, расположения, количества и класса арматуры, признаками и интенсивностью коррозии арматуры и закладных деталей, а также состоянием защитных слоев (в железобетонных конструкциях).
е Расчет сметы.

Что включают предварительные работы при обследовании объекта культурного наследия, отражающего его техническое состояние?
а Выполнение предварительного (визуального) обследования объекта.
б Ознакомление с ранее выпущенной исследовательской, проектной и исполнительной документацией по объекту обследования.
в Определение категории сложности объекта и составление соответствующего акта.
г Сбор необходимой исходно-разрешительной документации.
д Составление технического отчета о состоянии объекта культурного наследия.
е Составление программы обследования на основе проведенных предварительных работ и технического задания заказчика.
ж все верные +



Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Каковы цель и задачи ландшафтного проектирования ООПТ?
2. Какие функции ландшафта реализуются посредством ландшафтного проектирования?
3. Как ландшафтное проектирование соотносится с другими видами/формами территориального планирования?
4. Из каких этапов состоит ландшафтное проектирование и какие задачи решаются на этих этапах?
5. Какая исходная информация используется при проведении ландшафтного проектирования?
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беспаленко, О.Н Лесоводство: учебное пособие , 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Миленин, А.И Рекреационное лесоводство : учебное пособие , 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абаимов, В.Ф. Дендрология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2009
Л2.2 Г. И. Редько, М. Д. Мерзленко, Н. А. Бабич Лесные культуры. В 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/693FF43C-5BBC-4D7C-9B66-DAC89FBC7D88.
Л2.3 Г. И. Редько, М. Д. Мерзленко, Н. А. Бабич Лесные культуры в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/705D22E6-0E77-4AE2-969E-78863AB98341
Л2.4 О.Н. Беспаленко, А.И. Ревин Лесоводство и таксация : учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учение о лесе www.booksite.ru
Э2 Собственно рекреационные леса industrial-wood.ru
Э3 Леса России lesa-rossii.ru
Э4 Курс в Moodle "Ландшафтное проектирование на территории ОКН и ООПТ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.