МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Основы проектирования баз данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2023_11кл
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 2
контроль 18
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 22 22 36 36
Лабораторные 18 18 30 30 48 48
Сам. работа 8 8 8 8 16 16
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 18 18 18 18
Итого 40 40 80 80 120 120

Программу составил(и):
Препод., Дворских А.В.

Рецензент(ы):
Препод., Лыскова О.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектирования баз данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (разработчик веб и мультимедийных приложений). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Глубокова Л.Г., канд. эконом. наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами теории базы данных и систем управления базами данных, формировать навыки проектирования баз данных с использованием современных реляционных СУБД, изучить основы языка запросов SQL

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы теории баз данных
Модели данных
Особенности реляционной модели и проектирование баз данных
Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании
Основы реляционной алгебры
Принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных
Средства проектирования структур баз данных
Язык запросов SQL

3.2.Уметь:
3.2.1.Проектировать реляционную базу данных
Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия баз данных
1.1. Основные понятия теории БД Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.2. Технологии работы с БД Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.3. Технологии работы с БД Лабораторные 1 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.4. Технологии работы с БД Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей
2.1. Логическая и физическая независимость данных Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.2. Типы моделей данных. Реляционная модель данных Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.3. Типы моделей данных. Реляционная модель данных Лабораторные 1 8 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.4. Типы моделей данных. Реляционная модель данных Сам. работа 1 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.5. Реляционная алгебра Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Этапы проектирования баз данных
3.1. Основные этапы проектирования БД Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.2. Концептуальное проектирование БД Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.3. Концептуальное проектирование БД Лабораторные 1 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.4. Концептуальное проектирование БД Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.5. Нормализация БД Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.6. Нормализация БД Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.7. Нормализация БД Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Проектирование структур баз данных
4.1. Средства проектирования структур БД Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
4.2. Средства проектирования структур БД Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
4.3. Организация интерфейса с пользователем Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
4.4. Организация интерфейса с пользователем Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
4.5. Проектирование структур баз данных Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Организация запросов SQL
5.1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.3. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.5. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL Лабораторные 2 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.6. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL Консультации 2 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.7. Организация запросов SQL Сам. работа 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.8. Сортировка и группировка данных в SQL Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1
5.9. Сортировка и группировка данных в SQL Лабораторные 2 8 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9870

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1. Выберите из предложенных примеров тот, который иллюстрирует между указанными отношениями связь 1:1
1) Нет подходящего варианта
2) Студенты : Преподаватели
3) Студент : Стипендия
4) Студенты : Группа
5) Дом : Жильцы
2. Различные приложения пользователей, которые формируют запросы к серверу, проверяют допустимость данных и получают ответы - это
1) Клиенты
2) Нет правильного ответа
3) Коммуникационное программное обеспечение
4) Сеть
5) Сервер базы данных
3. В данном предложении задаются предикаты-условия, накладываемые на каждую группу…
4. Эта модель данных позволяет отображать разнообразные взаимосвязи элементов данных в виде произвольного графа, обобщая тем самым иерархическую модель данных
1) сетевая модель
2) иерархическая модель
3) постреляционная модель
4) реляционная модель
5. Оператор выбора, в зависимости от указанных условий возвращает одно из множества возможных значений.
6. Включает все записи из обоих наборов данных.
1) Полное соединение
2) Правое соединение
3) Левое соединение
7. собирательное понятие, некоторая абстракция реально существующего объекта, процесса или явления, о котором необходимо хранить информацию в базе данных.
1) атрибут
2) сущность
8. Ограничение уникальности, значения вторичных ключей при данном ограничении не могут дублироваться
1) NOT NULL
2) UNIQUE
9. совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных
1) База данных (БД)
2) Информационная система (ИС)
3) Система управления базами данных (СУБД)
10. Часть реального мира, которая моделируется информационной системой называется ее ...
11. поименованная характеристика сущности, которая принимает значения из некоторого множества значений (домена)
1) атрибут (свойство)
2) сущность
12. комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей называется....
13. Агрегатная функция, которая возвращает минимальное значение непустых полей, такие как числовые и символьные поля, которые выбрал запрос.
1) MAX
2) AVG
3) MIN
14. Включает все записи из правого набора данных и те записи из левого набора данных, которые удовлетворяют условию соединения
1) Внешнее правое соединение
2) Перекрестное соединение
3) внешнее левое соединение
15. Реляционная модель представления данных - данные для пользователя передаются в виде
1) Списков
2) Файлов
3) Графа типа дерева
4) Произвольного графа
5) Таблиц
16. Эта архитектура баз данных разделяет функции приложения пользователя (называемого клиентом) и сервера. Как называется эта архитектура
1) клиент – сервер
2) файл – сервер
17. Позволяет добавить заданное число лет, месяцев, недель, часов, минут, секунд, миллисекунд к заданному значению даты/времени
1) DATEDIFF
2) EXTRACT
3) DATEADD
18. К основным нарушениям целостности БД относятся....
1) избыточность данных
2) аномалии обновления
3) избыточность связей
4) аномалии ввода
5) аномалии атрибутов
6) аномалии удаления
19. Предикат сравнения с образцом
20. ключ, созданный самой СУБД или пользователем с помощью некоторой процедуры, который сам по себе не содержит информации.
1) Искусственный (суррогатный) ключ
2) Естественный ключ
21. процесс реорганизации данных путем ликвидации повторяющихся групп и иных противоречий называется....
22. Сетевая модель представления данных - данные представлены с помощью
1) Упорядоченного графа
2) Таблиц
3) Файлов
4) Произвольного графа
5) Списков
23. Какая из перечисленных видов связи в реляционных СУБД непосредственно не поддерживается?
1) Связь многие ко многим
2) Связь один к одному
3) Связь отсутствует
4) Связь один ко многим
5) Связь многие к одному
24. это атрибут (или множество атрибутов) одного отношения, являющийся ключом другого (или того же самого) отношения.
1) естественный ключ
2) первичный ключ
3) внешний ключ
4) сложный ключ
25. Эта связь означает, что каждому экземпляру одного типа сущностей (А) обязательно соответствует 1 или более экземпляров другого типа сущностей (В), однако каждому экземпляру типа В соответствует только один экземпляр типа А.
1) один к одному
2) один ко многим
3) многие ко многим
Правильные ответы:
1. 3
2. 1
3. Having
4. 1
5. Case
6. 1
7. 2
8. 2
9. 3
10. Предметной областью
11. 1
12. Информационной системой
13. 3
14. 1
15. 5
16. 1
17. 3
18. 1, 2, 6
19. Like
20. 1
21. Нормализацией
22. 4
23. 1
24. 3
25. 2

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора и практическое задание). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524482

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, с представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 25 вопросов, студент может получить максимум 25 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 69 тестовых задания. На выполнение теста отводится 30 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1) и заданий Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100 баллов
4 (хорошо) 70-84 баллов
3 (удовлетворительно) 50-69 баллов
2 (неудовлетворительно) 0-49 баллов
Приложения
Приложение 2.   Контроль_БД.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Илюшечкин Основы использования и проектирования баз данных: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. Базы данных : учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Основы проектирования баз данных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office: MS Word, MS Excel,MS PowerPoint,
7-Zip,
Стандартное специализированное программное обеспечение в соответствиии с наименованием кабинетов
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения учебной дисциплины "Основы проектирования баз данных" осуществляется в
соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов.
Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.
При изучении учебной дисциплины используются следующие виды учебных занятий:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной учебной дисциплины. Материалы лекций
можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную
оценку по учебной дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на
категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические
рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных
теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений,
разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы,
рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить
основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях:
журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по учебной дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в
зависимости от типа задания. В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке к лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического
материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном
портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть
восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна.
Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и
фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент
должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а
также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по
изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым
вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются
знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При
необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо
продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Практические работы также входят в балльную оценку по учебной дисциплине и контролируются преподавателем.
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от
обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в
библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который
разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной
программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов
осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- повторение лекционного материала;
- подготовки к практическим занятиям;
- изучения учебной и научной литературы;
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа
на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в организации работы в малых
группах.