МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы управления качеством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2022_9кл
Часов по учебному плану 42
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 4
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 4 4 4 4
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 42 42 42 42

Программу составил(и):
преподаватель, Бортникова Екатерина Викторовна;

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Шлыкова Любовь Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Основы управления качеством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (в промышленности) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение систем управления качеством,факторов, влияющих на их функционирование и развитие,показателей оцнеки и контроля их деятельности. Приобретение практического опыта проведения метрологической экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Cодействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 3.2 Осуществлять авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских (дизайнерских) решений при изготовлении и доводке опытных образцов промышленной продукции, воплощении предметно-пространственных комплексов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы метрологического обеспечения на основных этапах жизненного цикла продукции
Порядок метрологической экспертизы технической документации
Принципы выбора средств измерения и метрологического обеспечения технологического процесса изготовления продукции в целом и по его отдельным этапам
Порядок аттестации и проверки средств измерения и испытательного оборудования по государственным стандартам
3.2.Уметь:
3.2.1.Выбирать и применять методики выполнения измерений
Подбирать средства измерений для контроля испытания продукции
Определять и анализировать нормативные документы на средства измерений при контроле качества и испытаниях продукции
Подготавливать документы для проведения подтверждения соответствия средств измерении
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проведения метрологической экспертизы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Сущность качества и управление им.Лекция-беседа Лекции 4 2 ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные методы управления качеством Практические 4 4 ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.3. Тест. Работа малыми группами. Эссе. Практические 4 4 ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.4. Система управления качеством на предприятии Лекции 4 2 ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.5. Аудит системы управления качеством на предприятии Лекции 4 2 ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.6. Организация технического контроля на предприятии Практические 4 4 ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.7. Подготовка доклада-презентации Сам. работа 4 2 ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.8. Метрологическое обеспечение качества продукции Лекции 4 2 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.9. Стандартизация продукции в России. Лекции 4 2 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.10. Сертификация дизайнерской продукции. Лекции 4 2 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.11. Защита прав потребителей товаров и услуг.Лекция-беседа Практические 4 2 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.12. Планирование качества Лекции 4 2 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 05, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.13. Международная система стандартов по качеству ИСО 9000 Лекции 4 2 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 05, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.14. Составление конспекта. Сам. работа 4 2 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 05, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.15. Консультации 4 2 Л2.1
1.16. Промежуточная аттестация. Экзамен 4 6 ПК 3.2, ОК 09, ОК 07, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4161
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Какая философская категория выражает диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта?
a. мера;
b. количество;
c. качество.
2. Какой термин определяется как: «Совокупность свойств продукции, обусловливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением»?
a. свойство;
b. категория;
c. качество.
3. Какой термин определяется как: «Способность товаров более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке»?
a. качество;
b. конкурентоспособность;
c. полезность
4. Какой термин определяется как: «Свойство, определяемое эффектом, который получает потребитель от использования, эксплуатации или потребления продукции»?
a. конкурентоспособность;
b. качество;
c. полезность.
5. К какому подходу в формировании качества продукции относится принцип «Делай все правильно с самого начала»?
a. ориентация на потребителя;
b. ориентация на производство;
c. ориентация на восприятие.
6. Система управления качеством – это:
a. деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества;
b. совокупность организационной структуры, методик, процессов и
ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством;
c. методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
7. Какой из стандартов серии ИСО 9000 является основополагающим при
разработке системы менеджмента качества:
d. ИСО 9001;
e. ИСО 19011;
f. ИСО 9000;
g. ИСО 9004;
h. ИСО 8402.
8. Кто несёт ответственность за функционирование системы качества:
a. генеральный директор;
b. главный инженер;
c. директор по качеству;
d. директор персонала.
9. В каком элементе системы качества изложена информация о политике
организации и целях в области качества:
a. система менеджмента качества;
b. подготовка кадров;
c. ответственность руководства.
10. Система управления качеством направлена на:
a. на сокращение издержек производства;
b. удовлетворение запросов потребителей;
c. рациональную организацию производства;
d. улучшение имиджа организации.
11. Количественная оценка показателей качества в соответствии со стандартом
ISO 9001:2000:
a. обязательна;
b. желательна;
c. не нужна совсем.
12. Цель процедур по управлению несоответствующей продукции заключается в:
a. постоянном поддержании всех элементов системы качества в соответствии с установленными требованиями, а также в улучшении качества продукции;
b. защите потребителя от преднамеренного получения продукции, несоответствующей установленным требованиям;
c. в. обеспечении условий, предотвращающих ухудшение характеристик продукции и её повреждение в процессе хранения.
13. На каком этапе жизненного цикла продукции осуществляется перевод
запросов потребителя на язык технических требований к продукции:
a. проектирование и разработка продукции;
b. планирование и разработка процессов;
c. закупки.
14. Какие виды охватывает после производственная деятельность:
a. хранение;
b. закупки;
c. монтаж;
d. послепродажное обслуживание.
15. На каком этапе жизненного цикла продукции цена ошибки наиболее велика:
a. производство и предоставление услуг;
b. монтаж и ввод в эксплуатацию;
c. маркетинг и изучение рынка.
Правильные ответы:
1 – a
2 – c
3 – b
4 – c
5 – a
6 – b
7 – a
8 – a
9 – a
10 – b
11 – a
12 – b
13 – a
14 – c, d
15 – c
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523550

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. На выполнение теста отводится 30 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбашко, Е. А. Управление качеством: учебник для СПО Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы управления качеством portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения изучаемого междисциплинарного курса (МДК) является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса.

Подготовка к лекциям.

Знакомство с МДК происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.

Рекомендации по работе с литературой.

Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно,основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
пользоваться реферативными и справочными материалами;
контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.

Подготовка к промежуточной аттестации.

При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу.
Составить краткие конспекты ответов (планы ответов).

При реализации МДК "Основы управление качеством" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в в малых группах,составление докладов-презентаций.