МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Математические методы решения прикладных профессиональных задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Экологическая безопасность природных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_ЭколБезПрирКомплексов-2023_11кл
Часов по учебному плану 32
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,670000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 32 32 32 32

Программу составил(и):
Преподаватель, Власкина Татьяна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, Преподаватель, Кравченко Галина Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Математические методы решения прикладных профессиональных задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 31.08.2022 г. № 790)

составлена на основании учебного плана:
20.02.01 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы, знание математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ПК 1.1. Выбирать методы и средства для проведения экологического мониторинга окружающей среды.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ПК 1.4. Обрабатывать экологическую информацию, в том числе с использованием компьютерных технологий.
ПК 2.1. Выбирать методы, средства для проведения производственного экологического контроля в организациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы математического анализа;
- основы теории вероятности и математической статистики и геостатистики;
- основные понятия и методы дискретной математики, линейной алгебры
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математический анализ
1.1. Множества. Операции над множествами. Последовательности. Предел последовательности. Дифференцирование функции. Неопределённый и определённый интеграл. Методы интегрирования Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ПК 1.1. Л1.1, Л2.1
1.2. Множества. Операции над множествами. Последовательности. Предел последовательности. Дифференцирование функции. Неопределённый и определённый интеграл. Методы интегрирования. Контрольная работа №1 Практические 1 6 ОК 01., ОК 03., ПК 1.1. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Линейная алгебра. Комплексные числа
2.1. Матрицы и определители. Системы линейных уравнений Лекции 1 2 ОК 01., ОК 05., ПК 1.1., ОК 02. Л1.1, Л2.1
2.2. Комплексные числа Лекции 1 2 ОК 01., ОК 05., ПК 1.1., ОК 02. Л1.1, Л2.1
2.3. Матрицы и определители. Системы линейных уравнений. Комплексные числа. Контрольная работа №2 Практические 1 6 ОК 01., ОК 05., ПК 1.1., ОК 02. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы дискретной математики. Основы теории вероятностей и математической статистики. Дифференциальные ряды
3.1. Основы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики Лекции 1 2 ОК 03., ПК 2.1. Л1.1, Л2.1
3.2. Обыкновенные дифференциальные уравнения. Ряды Сам. работа 1 4 ОК 03., ПК 2.1. Л1.1, Л2.1
3.3. Основы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики. Основные приемы и методы решения задач с экологическим содержанием. Решение задач с экологическим содержанием. Контрольная работа №3 Практические 1 6 ОК 03., ПК 2.1. Л1.1, Л2.1
3.4. Дифференцированный зачет Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 07., ПК 1.1., ПК 1.4., ПК 2.1., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (указываются материалы используемые при изучении дисциплины) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11264

Действия над матрицами.
Свойства и вычисление определителей.
Нахождение обратной матрицы.
Решение систем линейных уравнений.
Формулы Крамера.
Числовые множества и функции.
Предел числовой последовательности.
Предел функций в точке.
Основные теоремы о пределах.
Определение производной, основные правила и формулы нахождения производной.
Интеграл. Основные методы интегрирования.
Комплексные числа и действия над ними.
Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными.
Простейшие дифференциальные уравнения второго порядка.
Числовые ряды. Сходимость и расходимость числовых рядов.
Понятие события и вероятности события. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Случайная величина и её свойства
.Генеральная совокупность и выборка. Вариационный ряд.
Гистограмма, полигон, эмпирическая функция распределения, выборочное среднее и дисперсия.
Основы численных методов алгебры

Тестовые задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины:
1. Согласно геометрическому смыслу производной она равна _____________ угла наклона касательной к положительному направления оси Ох.
a. косинусу
b. синусу
c. тангенсу
d. котангенсу
2. Выберите все первообразные для функции f(x)=sin x:
a. sin x+C
b. sin x
c. -cos x+C
d. cos x+C
e. cos x
3. Выберите верное продолжение формулы Ньютона-Лейбница для вычисления определенного интеграла:
...
a. F(b)-F(a)
b. F(a)-F(b)
c. f(b)-f(a)
d. f(a)-f(b)
4. Верно ли, что не всякая критическая точка функции является точкой экстремума?
a. Верно
b. Неверно
5. Вычислите
a. 11
b. -8
c. 0
d. -1
e. 28
6. На рисунке изображен график функции у=f(x). Сколько точек максимума имеет функция?

a. 5
b. 4
c. 6
d. 1
e. 10
7. Предел функции y=x-9 в точке x=-9
a. равен 0
b. равен -18
c. равен 9
d. равен -9
e. не существует
8. По графику функции найти значение предела

a. -3
b. 0
c. 2
d. +∞
e. -∞
9. Производная функции y=cosx*sinx в точке х=0 равна
a. 1
b. -1
c. 0
d. 2
e. -2
10. Производная функции y=4x3+2x2-1 в точке х=1 равна
a. 16
b. 15
c. 5
d. 4
e. -12
11. Выберите правильное обозначение транспонированной матрицы
a. АT
b. ТА
c. Е
d. А-1
12. Выражение (ABT)T эквивалентно
a. АТВТ
b. ВАТ
c. ВТАТ
d. АТВ
13. Определитель матрицы равен
a. 9
b. -9
c. 11
d. 22
14. Если определитель системы ∆≠0, то система имеет одно и только одно решение, причём
a. метод Гаусса
b. метод Крамера
c. матричный метод
d. обратный метод
15. Если система трёх линейных уравнений имеет хотя бы одно решение, то она называется ...
a. совместной
b. несовместной
c. однородной
d. неоднородной

Правильные ответы:
1. с
2. с
3. a
4. a
5. a
6. b
7. a
8. b
9. a
10. a
11. b
12. b
13. b
14. a
15. a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Перечень практических заданий для подготовки к дифференцированному зачету:
1. Вычислите матрицу 2В+3А, если А=(■(1&3&5@2&14&12@-9&4&5)), В=(■(1&2&-1@3&17&2@11&3&-7)).
2. Перемножить матрицы, если это возможно А=(■(1&5&-9@-2&13&0 )) и В=(■(12&13@3&11@1&-10)).
3. Вычислить ранг матрицы А=(■(1&3&5@2&3&12@3&4&5)).
4. Вычислить определитель матрицы методом треугольников А=(■(1&2&-1@3&7&2@2&3&-7)).
Вычислить определитель матрицы методом Гаусса А=(■(1&8&-1@3&7&2@2&-3&1)).
Вычислить определитель матрицы методом разложения по строке А=(■(1&8&-1@3&0&2@12&-3&1)).
Вычислить определитель матрицы методом разложения по столбцу А=(■(0&9&-1@3&10&2@-2&-3&1)).
Найти обратную матрицу методом алгебраических дополнений А=(■(1&3&0@1&3&2@3&-2&5))
Решить однородную СЛУ {■(-5x+y+z=0@x-6y+z=0@x+y-7z=0)┤.
Решить неоднородную СЛУ методом Гаусса .
Решить неоднородную СЛУ методом Крамера .
Решить неоднородную СЛУ с помощью обратной матрицы .
Найти уравнения сторон треугольника АВС, если А(3,-3), В(-1,2), С(5,1).
Найти уравнения высоты, опущенной из вершины А треугольника АВС, если А(3,-3), В(-1,2), С(5,1).
Найти уравнения средней линии и медианы, параллельной стороне АВ треугольника АВС, если А(3,-3), В(-1,2), С(5,1).
Найти уравнения медианы, опущенной из вершины А треугольника АВС, если А(3,-3), В(-1,2), С(5,1).
Найти площадь треугольника, построенного на векторах а ⃗={1,-3,12},в ⃗={13,1,-5}.
Найти объем пирамиды, построенной на векторах а ⃗={1,-3,12},в ⃗={13,1,-5},с ⃗={3,3,-14}.
Найти векторное произведение а ⃗={9,5,1},в ⃗={1,-1,7}.
Найти смешанное произведение а ⃗={9,5,1},в ⃗={1,-1,7},с ⃗={1,3,4}.
Найти значение α, при котором векторы а ⃗-αв ⃗ и а ⃗+αв ⃗, если а ⃗={9,5,1},в ⃗={1,-1,7}.
Компланарны ли векторы а ⃗={9,5,1},в ⃗={1,-1,7},с ⃗={1,3,4}.
Найти производную функции y=sin⁡(5-3x).
Составьте уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке c абсциссой x=a, если f(x)=x^3-3x+5,a=1.
Найти промежутки монотонности и экстремумы функции y=11-5x-x^3.
Найти промежутки монотонности и экстремумы функции
y=√(2x-1)-x.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке y=3/x,[0,3;2].
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке y=-3x^2+6x-10,[-2;9].
Произведение двух положительных чисел равно 484. Найдите эти числа, если известно, что их сумма принимает наибольшее значение.
Для функции y=f(x) найдите хотя бы одну первообразную
f(x)=-13sinx+5/(〖cos〗^2 x).
Для данной функции найти первообразную, проходящую через заданную точку y=1/(〖sin〗^2 x/3),M(3π/4,0).
Вычислите ∫_(2/3)^11▒〖5√(3x-1) dx〗.
Вычислите ∫_0^1▒〖(0,1)/(x+1) dx.〗
Вычислите ∫▒(x+3)cos2xdx.
Вычислите ∫▒〖(2x-4) e^(-x) dx〗.
Вычислите ∫_0^1▒xsin(-5x)dx
Вычислите ∫_(-1)^2▒∫▒〖(x-4) e^(-x) dx〗.
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями
y=x^4,y=0,x=-1,x=2.
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями
y=-x^2+4x,y=0.
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями y=0,x=-2,x=0,y=e^(-x).
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями y=x^2+2x-3,y=-x^2+2x+5.
Вычислить (lim)┬(x→∞)⁡〖(10x^2+4x-3)/(5x^2+2x+1)〗.
Вычислить (lim)┬(x→∞)⁡〖((2x^4+5)/(2x^4-1))^(9x^4 ) 〗.
В чемпионате по футболу участвуют 16 команд, которые жеребьевкой распределяются на 4 группы: A, B, C и D. Какова вероятность того, что команда России не попадает в группу A?
Выпускники одной из школ писали сочинение. Выставлялись две отметки: первая – по литературе, вторая – по русскому языку. Отметки эти таковы:
Составьте сгруппированный ряд отметок по литературе.
Выпишите таблицу распределения данных.
Постройте многоугольник распределения и гистограмму данных.
Найдите среднее значение и дисперсию отметок по литературе.
Летучая мышь за одну ночь съедает примерно 4 г насекомых. Не менее 20% пищи летучих мышей состоит из комаров. Комар весит примерно 2,2 мг. Летний сезон длится 90 дней. Определите, сколько комаров может съесть летучая мышь за одно лето.
Составить закон и функцию распределения случайной величины Х – числа выпадений герба при трех бросаниях монеты. Построить график функции распределения.
В среднем, один взрослый человек за один день выбрасывает 200 г пластика в изделиях. 60% пластикового мусора поступает на переработку, утилизируется на полигонах и в мусоросжигающих заводах, а 40% попадает в природную среду. Всего население Земли составляет 7,7 млрд. человек. 4,7 млрд. человек пользуется пластиковыми изделиями и выбрасывает их в местах сбора и в природную среду. Сколько тонн пластика за один високосный год попадает в окружающую среду и загрязняет почвы и воду?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является дифференцированный зачёт, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории или теоретические вопросы, а также практическое задание),
2) выполнение практического задания (проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524492
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, или теоретический вопрос, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. На выполнение теста отводится 25 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой решение практического задания, студент может получить максимум 75 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое решение,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к практической части отводится 20 минут.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
50-100 баллов («зачтено») - 50-100% правильных ответов
0-49 баллов («незачтено») - 0-49% правильных ответов
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачёта, состоящего из двух блоков, студент может получить 100 баллов.


Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богомолов, Н. В. Алгебра и начала анализа : Учебное пособие для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолов Н. В., Самойленко П. И. МАТЕМАТИКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Эл. курс "Математические методы решения прикладных профессиональных задач" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций:
В ходе лекционных занятий настоятельно рекомендуется вести конспектирование учебного материала.
Запись лекции можно осуществлять в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Однако стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Кроме тезисов важно записывать примеры, доказательства, выводы и замечания.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Основной целью практических работ является: способствование реализации требований ФГОС в части, относящейся к знаниям, умениям, универсальным учебным действиям за счет практической деятельности обучающихся. Практическая работа должна прививать обучающимся «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества, что позволит в дальнейшем легко адаптироваться в трудовом коллективе.
Виды заданий для практической работы:
• для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы): составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со справочниками, учебно-исследовательская работа;
• для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; тестирование и др.;
• для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение задач и выполнение упражнений по заданным условиям; выполнение практических работ по теме; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; рефлексивный анализ полученных знаний.
Выполнение этих работ поможет обучающемуся усвоить, расширить, закрепить, углубить, систематизировать теоретический материал и приобрести практические навыки и овладеть универсальными учебными действиями.
Приступая к подготовке к практическому занятию необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, главы учебников и методических пособий, разобрать примеры, ознакомиться с дополнительной литературой. Конспектирование дополнительных источников также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Следует готовить все вопросы соответствующего занятия: необходимо уметь давать определения основным понятиям, знать основные положения теории, правила и формулы, предложенные для запоминания к каждой теме.
Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий:
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. Литература для самостоятельной работы обучающимся предлагается преподавателем, ведущим учебную дисциплину или междисциплинарный курс, исходя из рабочих программ и учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Обучающимися могут быть использованы и другие литературные источники, выбранные самостоятельно, а также ресурсы интернета.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по математике являются письменные работы и устный опрос. Основными видами письменных работ являются: упражнения, составления схем и таблиц, текущие письменные самостоятельные (обучающие и проверочные) работы, тесты, контрольные работы и т.п. При оценке письменных и устных ответов преподаватель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися погрешность может рассматриваться преподавателем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах как недочет.
Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записанное решение.
Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по бально - рейтинговой системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 0-49 (неудовлетворительно),50-69(удовлетворительно), 70-84(хорошо), 85-100(отлично). По данной дисциплине предусмотрен зачет.
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
При выставлении оценки обучающегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Для повышения рейтинга студенту предлагаетя экзаменационная (зачетная) работа. Экзамен или зачет осуществляется в форме устного испытания и включает в себя вопросы по различным разделам, изучаемым в ходе освоения дисциплины. Экзаменационный билет включает в себя 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание. Задания, вынесенные на экзамен (зачет) оценивается по критериям оценки устных ответов и письменных работ обучающихся по математике.

При реализации учебной дисциплины «Математика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция,лекция- беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, мозговой штурм,дискуссия, Дерево решений.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий, спарринг-партнерстве.