МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы управления базами данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильПрограммно-техническое обеспечение инфокоммуникационных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_Информатика и вычислительная техника_ПОИТ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 52 52 52 52
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Рыкшин А.Ю.;Препод., Сергеева Я.С.

Рецензент(ы):
к.т.н., доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы управления базами данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.06.2023 г. № 110/22-23
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.06.2023 г. № 110/22-23
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных электронно-вычислительных и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно:
ознакомить студентов с основами теории базы данных и систем управления базами данных;
привить навыки проектирования баз данных с использованием современных реляционных СУБД;
изучить основы языка SQL.
Курс «Базы данных» занимает важное место в учебном процессе, так как знания, полученные в процессе его освоения, необходимы студенту в его будущей профессиональной деятельности.
Основными задачами изучения дисциплины «Базы данных» являются:
овладение фундаментальными знаниями в области базы и банков данных:
овладение навыками проектирования баз данных;
изучения языка SQL;
приобретение практических навыков проектирования информационной системы с использованием современной СУБД.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знать: современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Уметь: выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеть: навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-8Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
ОПК-8.1 Знать: алгоритмические языки программирования, операционные системы и оболочки, современные среды разработки программного обеспечения
ОПК-8.2 Уметь: составлять алгоритмы, писать и отлаживать коды на языке программирования, тестировать работоспособность программы, интегрировать программные модули
ОПК-8.3 Владеть: языком программирования; навыками отладки и тестирования работоспособности программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
- алгоритмические языки программирования, операционные системы и оболочки, современные среды разработки программного обеспечения
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
- составлять алгоритмы, писать и отлаживать коды на языке программирования, тестировать работоспособность программы, интегрировать программные модули
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
- языком программирования; навыками отладки и тестирования работоспособности программы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базы данных, СУБД и система баз данных.
1.1. СУБД и базы данных Лекции 4 2 ОПК-2.1 Л1.1, Л2.2
1.2. Десктоп СУБД MS Access Лабораторные 4 6 ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2
1.3. Создание БД в MS Access Сам. работа 4 10 ОПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Модели данных.
2.1. Модели данных и их реализации в СУБД. Лекции 4 2 ОПК-8.1 Л1.1
2.2. Реляционная модель данных в СУБД. Лабораторные 4 6 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1
2.3. Реляционная модель данных в СУБД. Сам. работа 4 10 ОПК-8.3 Л1.1
Раздел 3. Реляционная модель данных.
3.1. Реляционная модель данных. Структура реляционных данных. Обеспечение целостности реляционных данных. Лекции 4 2 ОПК-2.1 Л1.1
3.2. Реляционная модель данных Лабораторные 4 6 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1
3.3. Реляционная модель данных. Сам. работа 4 12 ОПК-2.3 Л1.1
Раздел 4. Реляционная алгебра и реляционное исчисление.
4.1. Реляционная алгебра. Лекции 4 2 ОПК-8.1 Л1.1
4.2. Реляционное исчисление Лекции 4 2 ОПК-2.1 Л1.1
4.3. Реляционная алгебра и реляционное исчисление. Лабораторные 4 6 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1
4.4. Реляционная алгебра и реляционное исчисление Сам. работа 4 12 ОПК-8.3 Л1.1
Раздел 5. Семантическое моделирование.
5.1. Моделирование "Сущность-связь", ER модели. Лекции 4 2 ОПК-2.1 Л1.1
5.2. Проектирование БД. Лекции 4 2 ОПК-8.1 Л1.1
5.3. Построение ER модели БД. Лабораторные 4 4 ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2
5.4. Проектирование реляционной БД. Построение ER модели. Сам. работа 4 16 ОПК-8.3 Л1.1
Раздел 6. Проектирование БД средствами нормализации.
6.1. Теория нормализации. Нормальные формы отношений. Денормализация. Лекции 4 2 ОПК-2.1 Л1.1
6.2. Проектирование БД методом Сущность-связь с применением теории нормализации Лабораторные 4 6 ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
6.3. Проверка нормальной формы отношения. Лабораторные 4 6 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1
6.4. Проектирование БД средствами нормализации. Сам. работа 4 16 ОПК-2.1 Л1.1
Раздел 7. Язык SQL
7.1. Язык SQL. Лекции 4 4 ОПК-8.1, ОПК-2.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Выполнение запросов на языке SQL с использованием СУБД MySQL или MariaDB. Лабораторные 4 6 ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Реализация собственной БД в СУБД MySQL или MariaDB. Лабораторные 4 6 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.4. Реализация запросов SQL. Сам. работа 4 32 ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»:
Базы данных (лекционная часть) - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1596
Базы данных / Системы управления базами данных (лабораторная часть) - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8900

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите верный синтаксис операции удаления всех строк в таблице
1. DELETE FROM table1;
2. DELETE ALL FROM table1;
3. DELETE * FROM table1;
4. DELETE ALL * FROM table1;
Ответ: 1

2. Поиск записей о продажах, для которых не установлена дата отгрузки может быть выполнен с помощью следующего запроса
1. SELECT *
FROM SALES
WHERE SHIP_DATE = NULL

2. SELECT *
FROM SALES
WHERE SHIP_DATE IS NULL

3. SELECT *
FROM SALES
WHERE SHIP_DATE IN NULL
Ответ: 2

3. Выберите верный синтаксис операции удаления всех строк в таблице
a. DELETE FROM table1;
b. DELETE ALL FROM table1;
c. DELETE * FROM table1;
Ответ: a

4. Укажите верный способ перечисления нескольких таблиц в предложении from:
a. from stud s, gruppa g
b. from stud s; gruppa g
c. from stud;
Ответ: a

5. Укажите верный способ перечисления нескольких таблиц в предложении from:
a. from stud s, gruppa g
b. from stud s; gruppa g
c. from stud;
Ответ: a

6. Поиск записей о продажах, для которых не установлена дата отгрузки может быть выполнен с помощью следующего запроса
a. FROM SALES WHERE SHIP_DATE = NULL
b. SELECT * FROM SALES WHERE SHIP_DATE IS NULL
c. SELECT FROM SALES WHERE SHIP_DATE IN NULL
Ответ: b

7. Функция, которая позволяет добавить заданное число лет, месяцев, недель, часов, минут, секунд, миллисекунд к заданному значению даты/времени.
a. DATEADD
b. DATE_ADD
c. DATE_ADD()
Ответ: а

8. Модель жизненного цикла ИС, основной характеристикой которой является разбиение всего процесса разработки на этапы, где переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем, называется...
a. каскадной моделью
b. спиральной моделью
c. поэтапной моделью с промежуточным контролем
Ответ: а

9. Модель жизненного цикла ИС, в которой на каждом этапе выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего этапа называется...
a. каскадной моделью
b. спиральной моделью
c. поэтапной моделью с промежуточным контролем
Ответ: b

10. К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие основные модели жизненного цикла
a. каскадной моделью
b. спиральной моделью
c. поэтапной моделью с промежуточным контролем
Ответ: b, a, c

11. Непрерывный
процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации называется...
a. модель
b. изненный цикл ИС
Ответ: b

12. Реальное применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС в конкретной организации и конкретном проекте невозможно без выработки следующих стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта...
a. стандарт проектирования
b. стандарт оформления проектной документации
c. стандарт пользовательского интерфейса
d. стандарт моделирования
Ответ: b, a, c

13. некоторая система, имитирующая структуру </span><span>или </span><span>функционирование исследуемой предметной области и отвечающая основному требованию — быть адекватной этой области,называется...
a. моделью предметной области
b. стандарт оформления проектной документации
c. информационной системой
d. структурой информационной системы
Ответ: a

14. В методах структурного анализа наиболее часто применяют следующие виды графических нотаций (диаграмм)...
a. DFD
b. ERD
c. STD
d. ISO
Ответ: b, a, c

15. К основным элементам диаграмм потоков данных относят ...
a. потоки данных
b. процесс
c. хранилище
d. внешняя сущность
e. внутренняя сущность
f. модель
Ответ: b, a, c, d

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Предикат, дающий возможность поиска по строке, не чувствительный к регистру _______________.
Ответ: CONTAINING

2. Можно ли в одном операторе Insert одновременно добавить несколько строк?
Ответ: нет

3. Предикат вхождения во вможество
Ответ: in

4. Трафаретный символ, используемый для обозначения любого одиночного символа при задании шаблона для предиката LIKE.
Ответ: _

5. Трафаретный символ, используемый для обозначения любой произвольной последовательности символов при задании шаблона для предиката LIKE
Ответ: %

6. Предикат, дающий возможность поиска по строке, не чувствительный к регистру
Ответ: CONTAINING

7. В операторе select режим вывода УНИКАЛЬНЫХ кортежей определяется словом
Ответ: distinct

8. В предложении select режим  вывода всех кортежей задается словом/символом ...
Ответ: all или *

9. Функция выделения подстроки
Ответ: SUBSTRING

10. Знак объединения полей, путем соединения строк-операндов в том порядке, в каком они заданы.
Ответ ||

11. Предикат сравнения с образцом
Ответ: like

12. Предикат сравнения с неопределенным значением, возможно пустым значение
Ответ: is null

13. Функция, которая возвращает всю строку прописными буквами...
Ответ: upper

13. Функция, которая возвращает всю строку строчныыми буквами...
Ответ: lower

14. Агрегатная функция, которая определяет количество строк или непустых значений полей, такие как числовые и символьные поля, которые выбрал запрос
Овтет: COUNT

15. Агрегатная функция, которая определяет среднее арифметическое значений непустых  числовых полей, которые выбрал запрос
Овтет: AVG


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8
Формируются аналогично предыдущей компетенции

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Информационные системы, компоненты ИС. Банк данных, база данных, СУБД, словарь данных, администратор БД, вычислительная система. Локальные и распределенные ИС.
2. Сетевая модель данных, основные понятия, область применения, достоинства и недостатки.
3. Иерархическая модель, основные понятия, область применения, достоинства и недостатки.
4. Реляционная модель данных, основные понятия, область применения, достоинства и недостатки.
5. Реляционная алгебра, операции
6. Реляционное исчисление кортежей. Примеры
7. Реляционное исчисление доменов. Примеры
8. Основы обеспечения целостности данных. Избыточность данных. NULL-значения. Потенциальные, внешние ключи.
9. Метод "Сущность-связь", основные понятия, связи, диаграммы.
10. Этапы проектирования метода "Сущность-связь". Перенос схемы ER-модели в ре-ляционную базу данных
11. Функциональные зависимости. Правила вывода ФЗ Армстронга.
12. Суперключ отношения. Декомпозиция без потерь. Теорема Хеза.
13. Первая, вторая нормальные формы отношений. Пример привидения из более низ-кой к этой форме.
14. Третья нормальная форма. Схема приведения к 3НФ. Пример привидения из более низкой к этой форме.
15. Нормальная форма Бойса-Кодда.Схема приведения к НФБК. Пример привидения из более низкой к этой форме.
16. Многозначные зависимости. Теорема Фейджина. Четвертая нормальная форма. Схема привидения к 4НФ.
17. Зависимости соединения. Пятая нормальная форма. Схема привидения к 5НФ.
18. Язык SQL. Язык определения данных. Команды, синтаксис, примеры.
19. Язык SQL. Ограничения столбца и таблицы, виды, синтаксис, примеры.
20. Язык SQL. Язык манипулирования данными. Команды, синтаксис, примеры.
21. Язык SQL. Операторы, применяемые в условиях. Специальные операторы IN, BETWEEN, LIKE - области применения, синтаксис, примеры.
22. Язык SQL. Работа с NULL-значениями, операторы сравнения. Функции COALESCE, NULLIF и DECODE.
23. Язык SQL. Агрегатные функции. Подсчет количества строк и количества различных значений. Включение дубликатов в агрегатные функции. Примеры запросов.
24. Язык SQL. Агрегатные функции. Применение GROUP BY и HAVING. Примеры.
25. Язык SQL. Упорядочивание результатов выборки, упорядочение по номеру столб-ца. Применение CASE в запросах, синтаксис. Примеры.
26. Язык SQL. Соединения таблиц, примеры. Соединение таблицы с собой, пример.
27. Язык SQL. Простые и соотнесенные запросы, определения, различие. Примеры.
28. Язык SQL. Использование EXISTS, ANY, ALL. Поведение ANY и ALL с пустыми подзапросами. Примеры использования.
29. Язык SQL. Использование предложения UNION, ограничения применения. UNION и дубликаты строк, UNION и упорядочивание. Примеры.
30. Язык SQL. Представления. Создание, удаление, синтаксис, примеры.
31. Язык SQL. Хранимые процедуры и функции, объявления переменных, SELECT INTO, синтаксис. Примеры.
32. Язык SQL. Триггеры, объявления переменных, SELECT INTO, синтаксис. Примеры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и лабораторных занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта и выставления итоговой оценки по всему изученному курсу.
Оценка формируется из:
- итогового тестирования (ограничение по времени прохождения - 120 минут, количество вопросов - 25 вопросов: 16 - общая теория, 9 - SQL). Проходной балл: 17 баллов. Коэффициент влияния на оценку: 0,25.
- ответа на теоретический вопрос по пройденному материалу. Коэффициент влияния на оценку: 0,05.
- итоговой оценки по выполненным лабораторным работам. Коэффициент влияния на оценку: 0,7.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено:
- студент ответил правильно на все вопросы теста и студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
- студент ответил на вопросы теста с небольшими ошибками и студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
- студент ответил на вопросы теста с большим количеством ошибок и студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Не зачтено: студент не смог ответить правильно на вопросы до проходного балла и дан ответ на вопрос, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: теория и практика: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маркин А. В. Построение запросов и программирование на SQL.: Учебное пособие М.: Диалог-МИФИ / ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 www.biblioclub.ru
Л2.2 Астахова И.Ф., Мельников В.М., Толстобров А.П., Фертиков В.В. СУБД: язык SQL в примерах и задачах: Учебное пособие М.: Физматлит // ЭБС "Лань", 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный сайт www.intuit.ru/
Э2 Курс в Modle "Базы данных" portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Базы данных / Системы управления базами данных" portal.edu.asu.ru
Э4 Университетская библиотека biblioclub.ru
Э5 ЭБС Лань e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Денвер (http://www.denwer.ru/), (бессрочно);
Open Server (https://ospanel.io/), (бессрочно);
Mozila FireFox (https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/), (бессрочно);
7-Zip (https://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
Acrobat Reader (https://www.adobe.com/ru/legal/terms.html), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении данного курса используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы, представленной выше. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий желательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.

2. Лабораторные работы и тесты предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
изучить лекционный материал по данной теме;
разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по курсу и контролируются преподавателем.

3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
конспектирование (составление тезисов) лекций;
выполнение контрольных работ, коллоквиума;
решение задач;
работу со справочной и методической литературой;
защиту выполненных работ;
участие в тестировании и др.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
повторение лекционного материала;
подготовки к лабораторным занятиям;
изучения учебной и научной литературы;
решения задач, выданных на практических занятиях;
подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.

Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.


4. Зачет по дисциплине выставляется в соответствии с текущим рейтингом на последнем занятии семестра.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации курса используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в организации работы в малых группах.