МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Территориальное планирование в интересах устойчивого развития регионов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.04.09. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование комфортной среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план35_04_09_Ландшафтная архитектура_ЛПКС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Территориальное планирование в интересах устойчивого развития регионов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)

составлена на основании учебного плана:
35.04.09 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2028 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Галина Ильинична


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Галина Ильинична


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков применения знаний о фундаментальных закономерностях организации природной среды в ландшафтном планировании.
Задачи курса
- дать представление о целях ландшафтного планирования как составной части региональной политики и регионального развития;
- познакомиться с отечественным и зарубежным опытом ландшафтного планирования;
- освоить теорию ландшафтного планирования;
- ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением ландшафтного планирования;
- освоить приемы и методы ландшафтного планирования и проектирования;
- приобрести навыки составления ландшафтных планов разных масштабов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий
ПК-1.1 Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
ПК-1.2 Умеет применять технологии ландшафтно- архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
ПК-1.3 Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет применять технологии ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-методические принципы ландшафтного планирования. Структура ландшафтного плана и этапы его составления. Создание отраслевых карт. Разработка структуры ландшафтного плана для конкретной территории.
1.1. Научно-методические принципы ландшафтного планирования Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Геоэкологическая концепция создания культурных ландшафтов Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Нормативно-правовое обеспечение ландшафтного планирования Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Этапы ландшафтного плана Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Содержание ландшафтных планов Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Характеристика части территории природной зоны как основа разработки ландшафтной программы и рамочного ландшафтного плана Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Характеристика положения территории планирования в системе экономико-географического районирования Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Разработка структуры ландшафтной программы Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Правовые основы ландшафтного планирования и экологического проектирования Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Подготовка нормативно-технологической базы ландшафтного планирования для конкретной территории Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Разработка содержания рамочного ландшафтного плана региона Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Разработка ландшафтно-экологического каркаса Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Разработка структуры ландшафтного плана конкретной территории Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Создание отраслевых карт Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Создание отраслевых карт Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Создание интегральных карт ландшафтного планирование Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Создание интегральных карт для рамочного ландшафтного плана Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.18. Разработка структуры ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.19. Разработка карт ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.20. Подготовка презентаций для семинарских занятий Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1234

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий

Вопросы закрытого типа:

1. Выберите из перечня компонент градорегулирования:
а. Градостроительное зонирование и разработка ПЗЗ;
б. Озеленение городов;
в. Дорожное строительство;
г. Создание рекреационных зон.

2. Нормативы градостроительного проектирования, утверждаемые для поселения.
А. Местные нормативы градостроительного проектирования поселений;
Б. Нормативы города;
в. Международные нормативы
г. Федеральные нормативы.
Ответ: а
3. Нормативы градостроительного проектирования, утверждаемые для городского округа.
А. Местные нормативы градостроительного проектирования городских округов;
б. Поселковые нормативы;
в. Международные нормативы;
г. Федеральные нормативы.
Ответ: а.
4.Местные нормативы градостроительного проектирования Муниципальные районы
а. Международные нормативы;
б. Федеральные нормативы;
в. Поселковые нормативы;
г. Местные нормативы градостроительного проектирования межселенных территорий.
Ответ: г

5. Ландшафтная программа — это:
А - обзорный плановый документ (карты и пояснительный текст к ним), регламентирующий развитие целого региона, определяющий основные направления природопользования и соответствующие им функциональные зоны на территории планирования;
Б - программа исследования ландшафтов;
В – программа развития экономики региона;
Г – схема физико-географического районирования территории планирования.
Ответ: А
6. Рамочный ландшафтный план — это:
А - совокупность карт и текстов, содержащих среднемасштабные характеристики природно-ресурсного потенциала, реального использования территории, задач охраны природы и, а также рекомендации по экологически целесообразному природопользованию и целям развития территории планирования;
Б - ландшафтный план, оконтуренный рамкой;
В - план озеленения территории;
Г - план части городского округа, квартала, микрорайона, села, территории предприятия (масштаб 1:25 000 до 1:5 000).
Ответ: А
7. Линейные элементы экологического каркаса территории:
А- транспортная сеть;
Б - экологические коридоры, поддерживающие целостность каркаса за счет связывания резерватов;
В – административные границы;
Г- природные границы.
Ответ: Б
8. Основная функция буферных зон – это:
А – защита других элементов экологического каркаса от антропогенной активности;
Б – осуществление рекреационной деятельности;
В – водоохранная функция;
Г - защита населения.
Ответ: а
9. В чём суть адаптивного или вынужденного ландшафтного планирования?
А - выработка населением ландшафта приемов хозяйственной деятельности, позволяющих ему выживать в конкретных природных условиях.
Б - коренное преобразование структуры ландшафтов.
В – мягкое управление ландшафтом.
Г – жесткое управление ландшафтом.
Ответ: а
10. Что такое «адвокатская планировка»?
А - планировка, которую осуществляют адвокаты.
Б - практическая реализация законов после их истолкования юристами, действующими от имени и в пользу
своих клиентов или планировочных комиссий.
В – применение природоохранного законодательства в ландшафтном планировании;
Г- реализация положений экологического права.
Ответ: б
11. Экологическая ёмкость ландшафта (по отношению к человеку) это:
А - это средняя плотность населения конкретного ландшафта;
Б - численность населения в расчете на единицу площади ландшафта, которую он способен поддерживать
своими естественными ресурсами без ущерба для собственного функциони-рования;
В – продуктивность ландшафта;
Г – численность сельскохозяйственных животных, которых можно выпасать на территории ландшафта.
Ответ: б
12. Карта «Интегральной концепции развития территории» разрабатывается для:
А - выделения территорий, рекомендуемых для сохранения природной среды, для социально-экономического развития, определения территорий восстановления экологического равновесия;
Б – оценки условий землепользования на территории планирования;
В – оценки природно-ресурсного потенциала территории планирования;
Г – установления конфликтов природопользования.
Ответ: а.
13.Сформулируйте основной принцип взаимодействия архитекторов античного времени с природой.
Выберите один ответ:
а. Достижение гармонии с природой.
б. Получение максимального эффекта от использования природных ресурсов.
в. Поляризация.
г. Фрагментация
Ответ: а
14. Кто разработал первую в истории Европы районную планировку Тосканы?
а. Рафаэль Санти;
б. Леонардо да Винчи;
в. Витруви;
г. Иван IV.
Ответ: б
15. Экологическая инфраструктура города — это
а. Хозяйственная инфраструктура территории;
б. комплекс взаимодействующих между собой природных, природно-антропогенных и искусственных систем, обеспечивающих условия сохранения здоровой окружающей среды;
в. Комплекс элементов природы;
г. Транспортная инфраструктура.
Ответ: б.
16. Ландшафтный урбанизм - это
а. Рост городов;
б. Современная градостроительная концепция.
в. Социологические исследования;
г. Рост городов.
Ответ: б.
17. Планировочная единица городского пространства, часть городского района называется:
а. спальным районом;
б. микрорайоном;
в. Промышленной зоной;
г. Рекреационной зоной.
Ответ: б.
17. Основной закон, регламентирующий территориальное планирование и градостроительную деятельность:
а. Конституция;
б. Градостроительный кодекс;
в. Градостроительное зонирование;
г. Схема районной планировки.
Ответ: б.

Вопросы открытого типа:

1. Часть территории города, на которой преобладают жилые дома называется:
Ответ: селитебной зоной.
2. Планировочная единица городского пространства, часть городского района называется: Ответ: микрорайоном.
3. Основной закон, регламентирующий территориальное планирование и градостроительную деятельность.
Ответ: градостроительный кодекс.
4. Город – это Ответ. относительно крупное поселение, обладающее многообразием социально-экономических функций, с высокой плотностью населения, занятого в неаграрных сферах деятельности.
5. Основные функции города. Ответ: промышленная, транспортная, административная, торговая, научная, культурная, образовательная.
6. Градообразующая группа населения. Ответ: трудящиеся предприятий, учреждений и организаций градообразующего значения (промышленное производство, строительство, наука, управление, высшее образование).
7. Градообслуживающая группа населения Ответ: трудящиеся предприятий и учреждений обслуживания населения данного города.
8. Градостроительная деятельность Ответ: деятельность по развитию территорий (территориальное планирование, градостроительное зонирование, ппланировка территории).
9. Функциональные зоны города: селитебная, производственная, административно-торговая, ландшафтно-рекреационная.
10. Основные элементы планировочной структуры города. Ответ: главные и второстепенные оси каркаса; общественные узлы и центры.
11. Виды планировки городов. Ответ: шахматная, линейная структура, радиально-кольцевая планировка, многолучевая (звездчатая структура), многоядерная (лепестковая), иррегулярная.
12. Виды планировки транспортной инфраструктуры города. Ответ: радиальная, радиально-кольцевая, прямоугольная и комбинированная.
13. Сооружения и устройства внешнего транспорта. Ответ: вокзалы, пассажирские станции, порты.
14. Что такое транспортно-планировочная организация города. Ответ: система транспорта и улично-дорожной сети.
15. Перечислите задачи функциональной организации территории города: Ответ: рациональное размещение функциональных зон и создание удобных связей между ними.
16. Селитебная зона. Ответ: территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений города.
17. Производственная зона города. Ответ: территория, предназначенная для размещения промышленных предприятий, научных учреждений, связанных с ними.
18. Ландшафтно-рекреационная зона города включает. Ответ: городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования.
19. 1Функции озелененных территорий. Ответ: архитектурно-художественная и эстетическая; санитарно-гигиеническая и микроклиматическая; рекреационная.
20. Что такое градостроительное зонирование. Ответ: деление территорий муниципальных образований на функциональные зон и установление градостроительных регламентов для них.





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Ландшафтное планирование городских территорий.
2. Ландшафтно-экологический каркас административной территории.
3. Прогнозирование изменения состояния городских ландшафтов в условиях интенсивно-го использования его ресурсов.
4. Информационная база ландшафтного планирования.
5. Инженерно-экологические, инженерно-геологические и инженерно-географические изыскания при ландшафтом планировании.
6. Отраслевое ландшафтное планирование.
7. Интегральное ландшафтное планирование.
8. Опыт ландшафтного планирования Байкальской природной зоны.
9. Специфика ландшафтного планирования в областях развития многолетней мерзлоты.
10. Специфика ландшафтного планирования в горных областях.
11. Экологическая экспертиза проектов ландшафтного планирования.
12. Проблемы ландшафтного планирования.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету
1. Основные термины и понятия ландшафтного планирования.
2. Ландшафтное планирование и концепция устойчивого развития.
3. История становления и развития ландшафтного планирования в России.
4. История становления и развития ландшафтного планирования за рубежом.
5. Цели и задачи ландшафтного планирования.
6. Взаимосвязь ландшафтного планирования, экологического проектирования и экологи-ческой экспертизы.
7. Антропогенный и культурный ландшафт как объекты ландшафтного планирования.
8. Геоэкологическая концепция культурного ландшафта.
9. Экологические функции ландшафта.
10. Социально-экологические функции ландшафта.
11. Устойчивость ландшафта к антропогенным воздействиям.
12. Городской ландшафт. Его специфика.
13. Функциональная оценка городского ландшафта.
14. Правовая основа ландшафтного планирования в России.
15. Законодательная основа ландшафтного планирования в странах ЕЭС. Опыт Германии.
16. Анализ требований российских федеральных законов и нормативных актов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
17. Региональные законодательные и нормативные акты в ландшафтом планировании.
18. Нормирование и стандарты состояния ландшафтов.
19. Обоснование показателей состояния отдельных компонентов ПТК.
20. Интегральные показатели оценки состояния ландшафта.
21. Экологическое нормирование и оценка.
22. Технологическая оценка состояния ПТК.
23. Экономическая оценка хозяйственной деятельности человека.
24. Социальная оценка хозяйственной деятельности человека.
25. Нормативы качества окружающей среды.
26. Геоэкологические принципы ландшафт оного планирования.
27. Организация ландшафтно-планировочных работ.
28. Целевые установки и задачи конкретного плана.
29. Структура ландшафтного плана.
30. Мелкомасштабный ландшафтный план и его содержание.
31. Анализ мелкомасштабных ландшафтных карт для целей ландшафтного планирования.
32. Крупномасштабный ландшафтный план и его содержание.

На экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию фор-мируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студен-ту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить макси-мально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Н. Барышникова, Ю. В. Козырева Основы ландшафтного планирования: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казаков Л. К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008 books.totalarch.com
Л2.2 Д.В. Черных, Д.А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие для экол. спец. Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Ландшафтное планирование» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.
410М кабинет ландшафтоведения и физической географии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; Физическая карта мира М 1:20 000 000; карта Республики Алтай (физическая) М 1:600 000; карта Алтайского края (административная) М 1:600 000; карта Западной Сибири (физическая) М 1:2 500 000
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтное планирование»

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.
Найдите место, с которого хорошо видно и слышно лектора. Вы также должны хорошо видеть доску или экран проектора. Придите на лекцию заранее, чтобы занять удобное место.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Студенты все больше и больше привыкают печатать, а не писать от руки, но все же не стоит сбрасывать со счетов старый проверенный метод "ручка + бумага". Некоторые исследования показывают, что студенты, пишущие от руки, лучше осмысливают и запоминают материал лекции, чем печатающие. Пишущие от руки обычно больше фокусируются на услышанном.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Оставляйте побольше свободного места или хотя бы достаточно широкие поля. Тогда в ваш конспект можно будет вписать дальнейшие комментарии и пояснения. Кроме того, свободно расположенный на странице текст легче читать и усваивать
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Например:
! - важно;
!! - очень важно;
? - под вопросом;
P - проверить;
R - запомнить;
C - скопировать;
Y - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например), и т.д.
Конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Один из методов ведения записей - Метод Корнелла. Заключается он в том, что сначала делаются замет-ки, а затем задаются вопросы к ним. Разделите страницу на две части, проведя вертикальную линию примерно в 6,5 см от левого края страницы. Внизу не доводите ее до конца примерно на 5 см. В этом месте разделите страницу горизонтальной чертой.
В самой большой (правой) секции страницы отмечайте основные мысли лекции. Оставляйте достаточно места для последующих правок. Левая секция страницы отводится для записи вопросов, которые у возникают в отношении записанного материала. Эти вопросы могут помочь прояснить отдельные пункты и термины. Пересмотрите свои заметки в течение одного-двух дней. Это обеспечит лучшее запоминание информации.
Нижняя секция вашей страницы нужна для того, чтобы кратко резюмировать записанный на ней материал. Это поможет вам вспомнить важные моменты данной части лекции.
Важно осуществлять систематическую работу с конспектом лекций. Просматривать конспект сразу после занятий. Помечать материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Пытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.
Если самостоятельно разобраться в материале не удалось, нужно сформулировать вопросы и задать их на текущей консультации или обратиться за помощью к преподавателю на ближайшей лекции или семинаре. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Важно проводить дополнительную работу с текстом конспекта: внимательно прочитать его, дополнить пропуски в записях материалами из других источников, рекомендованных преподавателем; выделить все незнакомые понятия и термины и в дальнейшем поместить их в словарь. При переработке конспекта целесообразно использовать электронные носители информации. Вдумчиво переписав и дополнив конспект лекции в текстовом редакторе, у вас появиться широкие возможности для его использования.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтное планирование» необходимо вести конспекти-рование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предпо-лагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале по-нять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтное планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Ландшафтное планирование»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Ландшафтное планирование», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Самостоятельная работа, предусмотренная учебным планом предполагает:
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы наиболее значимой в теоретическом и прикладном отношении (В.В.Докучаева, Г.Н.Высоцкого, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова, Д.Л.Арманда, Н.А.Солнцева, Ф.Н.Милькова, А.Г.Исаченко и др.;
- изучение современных ландшафтных концепций;
- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературы);
- работа с нормативными документами и законодательной базой;
- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации по основным разделам курса;
- выполнение практических работ.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.