МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2022_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 38 38 48 48 86 86
Итого 48 48 68 68 116 116

Программу составил(и):
преподаватель, Вебер Е.В.

Рецензент(ы):
преподаватель. высшая категория, Ляпина Ольга Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (разработчик веб и мультимедийных приложений). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
уметь анализировать произведения художественной литературы
выявлять авторскую позицию
анализировать средства художественной выразительности
понимать значимость русской литературы в мировом художественном контексте

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание изученных литературных произведений
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв
основные закономерности историко-литературного процесса
основные теоретико-литературные понятия
3.2.Уметь:
3.2.1.воспроизводить содержание литературного произведения
анализировать и интерпретировать художественное произведение
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
определять род и жанр произведения
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА.Русская литература середины второй половины 19 века.
1.1. Жизнь и творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Понятие о драме «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера. Жизнь и творчество И.С. Тургенева . « Отцы и дети» : смысл названия и основной конфликт в романе. Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Позиция автора и его идеал. Н.А. Добролюбов ,Д.И. Писарев о драме «Гроза». Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Творческая история романа « Обломов». Штольц и Обломов. Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. прошлое и будущее России в романе И.А. Гончарова « Обломов» Любовь в романе Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Авторская позиция в романе. Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Жизнь, творчество и судьба Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Замысел , жанр, композиция, сюжет, нравственная проблематика, авторская позиция поэмы « Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Философичность поэзии Ф.И. Тютчева. Слияние внешнего и внутреннего мира в поэзии А.А. Фета, раскрытие переживаний лирического героя в стихах А. К. Толстого Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Сведения из биографии Н.С. Лескова. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести « Очарованный странник». Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы писателя. Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Проблема совести и нравственного возрождения человека в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Жизнь, судьба и творчество Ф.М. Достоевского. История создания романа « Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Роль Петербурга в романе. Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Эволюция характера и драматизм судьбы Родиона Раскольникова. Система « двойничества» в романе. «Правда » Сони Мармеладовой. Значение эпилога в романе . Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя .Роман-эпопея « Война и мир»: история создания, жанровое своеобразие, особенности композиции и художественные принципы писателя в изображении русской действительности- следование правде, психологизм, «диалектика души». Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухого, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. «Мысль народная» в романе. Проблемы народа и личности. Война 1812 года и осуждение жестокости войны в романе. Кутузов и Наполеон, развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Л.Толстой и культура 20 века. Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Новаторство А.П. Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Театр Чехова, воплощение кризиса современного общества. « Вишневый сад»- вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль Чехова в мировой драматургии. Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Литература рубежа веков. Введение.Обзор.
2.1. Жизнь и творчество И.А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. : Реализм и символизм в рассказе Бунина « Господин из Сан-Франциско» Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Жизненный и творческий путь А.И. Куприна Лекции 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Смысл названия повести « Гранатовый браслет». Тема бескорыстной любви и неравенства в повести. Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. «Серебряный век русской поэзии» Новаторство литературы начала 20 века.
3.1. Многообразие литературных течений начала 20 века.( символизм,акмеизм,футуризм),отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Общая характеристика поэзии ярких представителей модернистской литературы начала 20 века. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Трагизм судьбы М.И. Цветаевой. Основные темы творчества поэта. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Конфликт быта и бытия , времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы лирики Цветаевой, своеобразие ее стиля. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Литература начала 20 века . Введение
4.1. История создания, смысл названия, герои пьесы «На дне» , спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Творческий путь А.А. Блока. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Символика поэмы « Двенадцать», сюжет поэмы и ее герои. Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Противоречивость развития культуры в 20-е годы 20-го века. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей.
5.1. Жизнь С.А. Есенина. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Художественное своеобразие творчества Есенина; глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. В.В. Маяковский: жизнь и творчество. Поэтическая новизна ранней лирики. Образ лирического героя бунтаря. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Место поэта и его роль в новом обществе.» Новое время- новые песни» Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Обзор творчества Е.И. Замятина и М.М. Зощенко. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Роман-утопия Е. Замятина « Мы» и сатирические рассказы М. Зощенко. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Литература 30-х ,40-х годов 20 века. Обзор.
6.1. Жизненная и творческая судьба М.А. Булгакова. Разнообразие тематики и писательских приемов. Своеобразие жанра романа « Мастер и Маргарита». Система образов в романе. Ершалаимские главы и Москва 30-х годов 20 века. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы(творчество Н. Гоголя ) в творчестве М. Булгакова. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Поиски положительного героя А.П. Платонова. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств.Утопический город счастья в повести Платонова « Котлован» Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике Б.Л. Пастернака. Философичность лирики. Особенности поэтического восприятия. Тема пути- ведущая в поэзии пастернака. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.6. История романа « доктор Живаго» Своеобразие художественной формы стихотворений в романе. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.7. Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Ранняя лирика: глубина,яркость переживаний поэта,радость,скорбь,тревога. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.8. Поэма « Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.9. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. Трагизм ранних рассказов писателя. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.10. Роман «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны.Характеристика Григория Мелехова. Женские судьбы в романе. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Великая Отечественная война в литературе.
7.1. Поэзия и проза периода военного времени. Обзор. Лирические герои в стихах поэтов-фронтовиков О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, Ю. Друнина и др. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева,В. Кожевникова. К. Паустовского, М. Шолохова. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Основные тенденции развития темы войны в послевоенный период.Новое осмысление темы человек на войне в книгах Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Кондратьева. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В. Быкова. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Литература 60-х-80-х годов. Обзор.
8.1. Поэзия середины 60-х-80-х годов. Творчество поэтов военного поколения. Проза А.И.Солженицына. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. «Камерное» течение в поэзии, тихая лирика,гражданская(эстрадная) поэзия. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Проза 60-х-80-х годов. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Отражение кризиса гуманистического сознания, возвращение к изначальным общечеловеческим ценностям .Глубина и цельность духовного мира человека в произведениях В. Белова, В. Астафьева, В.Распутина,В. Шукшина,Ф. Абрамова. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Проблемы деревни в литературе. Обзор. Повесть В. Распутина « Прощание с Матерой» . Нравственная позиция старухи Дарьи. Тема памяти,значение сохранения своих исторических корней. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.6. Анализ повести В. Распутина « Пожар». Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.7. Нравственные проблемы в литературе 50-х-80-х годов. Обзор. «Деревенская» и «городская» проза. В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Астафьев, Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.8. Отношение человека к природе как нравственный критерий. В. Астафьев» Царь-рыба», проблемы добра и зла, разрушение народной этики. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.9. Трагические страницы истории в литературе. « Маленький» человек и « большая» история в произведениях А. Солженицына « Один день Ивана Денисовича», « Архипелаг Гулаг», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», В. Шаламова « Колымские рассказы» и др. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.10. Обзор произведений М. Дудинцева « Белые одежды»,А. Рыбакова « Дети Арбата». Поэма А. Твардовского « По праву памяти» Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.11. Литература «русского зарубежья». Три волны русской эмиграции, особенности творчества отдельных представителей литературы. И. Бунин, В. Набоков, В. Некрасов, И Елагин. Традиции и новаторство. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.12. Духовная ценность наследия писателей «русского зарубежья». Темы России в их творчестве. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.13. Современная проза(обзор). Художественное освоение современного быта в «жестокой прозе» Т. Толстой ,Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.14. Авторы, проблематика и жанры современной драматургии. Театр А. Вампилова. Социально-психологические драмы А. Арбузова. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8642

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Язык – это:
А) результат мышления; Б) многоуровневая система знаков, без которых невозможна речевая деятельность; В) единица речи
2. Речь – это:
А) единица языка; Б) слова, называющие определенный предмет или определенное явление; В) сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств
3. Назовите основную функцию языка:
А) коммуникативная; Б) эмоциональная; В) функция воздействия
4. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:
А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.
5. Значение какого слова определено неверно?
1) КОСНЫЙ – тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному;
2) ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов;
3) ДЕПУТАТ –чиновник, назначенный на какую-либо высшую государственную должность;
4) ТЩЕТНО – напрасно.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
7.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В офис юриста каждый клиент приходит со своей проблемой, и внимательный приём и ДОВЕРЧИВАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.
Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо ОТРЯХНУТЬ от капель и нарезать полосками.
Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.
Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли, которые будут проходить в дни зимних каникул, можно получить в кассах драматического театра.
8.В каком предложении допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
А) В поэме «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющего верность долгу и отчизне.
Б) Орхидеи, появившиеся на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.
В) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшем людей от города.
Г) Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.
9. В каком предложении допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
А) И наш челнок плыл, медленно качаясь, меж топких берегов извилистой реки.
Б) Рогатые улитки медленно ползут, бороздя песчаное дно речки.
В) Идя вдоль берега, морской воздух приятно освежал наши лица.
Г) Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.
10. Выберите признак, характеризующий реферат.
А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;
В) развернутое сообщение на определенную тему.
11. Что такое рецензия?
А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.
12. Конспект – это
А) анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Б) краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги, которая показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
В) критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы.
Г) краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике.

Правильные ответы:
1. А.
2. А
3. А
4. А
5. 3
6. 1
7. доверчивая
8. Б
9. В
10. В
11. А
12. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является экзамен, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/assign/view.php?id=408839
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 395 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   Контроль лит.ра.docx
Приложение 2.   ФОС_Литература_23-24.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. И. Романова [и др.] ; под ред. Г. И. Романовой. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, , 2022 https://urait.ru/bcode/490897
Л1.2 Л. В. Чернец [и др.] ; под ред. Л. В. Чернец. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век: учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Г. Соколов Русская литература конца XIX - начала XX века: учебник для среднего профессионального образования  М. : Издательство Юрайт, , 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Литература (БД, ЭБУ, ИС; 9 кл., преподаватель Алексеева Н.Н. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Литература» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в применении индивидуальных и групповых творческих заданий
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины
лекционные материалы содержатся на электронном портале по дисциплине «Литература»
посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине
семинарские занятия,задания к семинарским занятиям содержатся в плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
Самостоятельная работа включает в себя - подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
выполнение творческой работы;
анализ с первоисточниками по рекомендациям преподавателя/;
знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
работа с контрольно-измерительными материалами. По каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
экзамен по дисциплине «Литература».
экзамен сдается в устно-письменной форме
представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины
для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.
критерии для получения экзаменационной балльной оценки по учебной дисциплине «Литература» по балльно-рейтинговой шкале.