МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Основы экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 26 26 24 24 50 50
Сам. работа 18 18 18 18 36 36
Итого 54 54 52 52 106 106

Программу составил(и):
преподаватель, первая категория, Бортникова Светлана Викторовна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Стрижкина Ирина Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Основы экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование научного экономического мировоззрения и современного экономического мышления,происходящих в экономикой сфере российского общества, осознанного участия в социально-экономической жизни, овладение экономической культурой

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Предмет, метод, функции и инструменты экономики
Ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей, типы экономических систем, формы собственности
Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике
Сущность и формы монополий
Теорию поведения потребителя
Особенности функционирования рынков производственных ресурсов
Роль и функции государства в рыночной экономике
Способы измерения результатов экономической деятельности,
Макроэкономические показатели состояния экономики,
Модели экономического роста, фазы экономических циклов;
Задачи макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
Закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства

3.2.Уметь:
3.2.1.Оперировать основными категориями и понятиями
Использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки
Строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей
Определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики
Оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем экономики
Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций
предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Тема 1 Предмет и история экономики Лекции 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Основные экономические школы Практические 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Подготовка к практическим занятиям, с использованием методических рекомендаций преподавателяпо вопросам: -Научные школы -Классика и неоклассика -Эволюция предмета исследования -Позитивная и нормативная экономика -Подготовить презентацию или составить таблицу с характеристикой по основным признакам по 2-3 экономическим школам Сам. работа 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Тема 2 Основы современной рыночной экономики Лекции 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л2.1
1.5. Решение задач на построение КПВ Практические 3 6 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Контрольная работа по разделу 1 Практические 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Составить конспект по темам; «Собственность. Право собственности и формы собственности Сам. работа 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2 Микроэкономика
2.1. Тема 3 Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя Лекции 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Построение кривых спроса и предложения. Определение равновесной цены и равновесного количества товаров Практические 3 8 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Проработка учебной и специальной литературы Сам. работа 3 6 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Тема 4 Теория потребительского поведения Лекции 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия Практические 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Контрольная работа по разделу 2 Практические 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя Сам. работа 3 6 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Тема 5 Издержки и результаты производства. Равновесие фирмы Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Решение задач на определение затрат. Практические 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя Сам. работа 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Тема 6 . Модели современного рынка Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Анализ отраслевых рынков Алтайского края Практические 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Оформление практической работы по составлению таблицы «Важнейшие признаки основных рыночных структур Сам. работа 4 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Макроэкономика
3.1. Тема 8 Основные макроэкономические показатели Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Определение основных макроэкономических показателей Практические 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Основные макроэкономические показатели и субъекты хозяйствования в системе национальных счетов Сам. работа 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Тема 9 Макроэкономическое равновесие Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Структура и динамика совокупного спроса и предложения Практические 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Значение теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов Сам. работа 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4 Механизмы макроэкономического регулирования
4.1. Тема 11 Нарушение макроэкономического равновесия: занятость и безработица Лекции 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Определение взаимосвязи безработицы и инфляции Практические 4 6 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Основные денежные агрегаты. Денежная масса Практические 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя Сам. работа 4 6 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Контрольная работа по разделам 3,4 (тест) Практические 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Промежуточная аттестация. Зачет. Практические 4 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4239
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания
1. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
1. производства в масштабе всей экономики;
2. численность занятых в отрасли;
3. общий уровень цен в стране;
4. производство сахара и динамика его цены.
2. Экономическая теория:
1. пригодна только для изучения капиталистической системы;
2. пригодна для изучения всех экономических систем;
3. пригодна только для изучения рыночной системы;
4. все предыдущее неверно.
3. Что из перечисленного можно отнести к макроэкономическим проблемам:
1. определение оптимального объема производства на фирме;
2. определение модели поведения конкретного покупателя на рынке;
3. экономическая эффективность;
4. динамика цены на конкретный товар.
4. Что изучает макроэкономика:
1. цены на нефтяном рынке;
2. количество работников на конкретной фирме;
3. уровень инфляции в стране;
4. объем производства продукции на конкретной фирме.
5. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
1. наука о мотивации поведения человека;
2. наука о наиболее общих законах развития экономической системы в условиях ограниченности ресурсов;
3. наука о динамике материальных и духовных потребностей;
4. наука о производстве и критериях распределения производимых благ.
6. Инфляция и безработица в экономической системе изучается в курсе:
1. микроэкономики;
2. макроэкономики;
3. менеджмента;
4. международных финансов.
7. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:
1. эффективное использование ресурсов;
2. неограниченные производственные ресурсы;
3. максимальное удовлетворение потребностей;
4. материальные и духовные потребности.
8. Экономическая модель не является:
1. идеальным типом экономики или политики, который следует воплотить в жизнь;
2. инструментом для экономических прогнозов;
3. объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора;
4. комплексом экономических принципов.
9. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
1. марксизм;
2. меркантилизм;
3. кейнсианство;
4. неолиберализм.
10. Исследование экономики как целостной системы означает:
1. микроэкономический анализ;
2. макроэкономический анализ;
3. позитивный подход;
4. нормативный подход.
11. Если экономические обобщения основаны на повторяющихся фактах, то такой метод является:
1. описательным;
2. гипотетическим;
3. индуктивным;
4. дедуктивным.
12. Видели причины богатства в торговле:
1. меркантилисты;
2. физиократы;
3. монетаристы;
4. институционалисты.
Ответы
1 4
2 2
3 4
4 3
5 2
6 2
7 4
8 1
9 2
10 2
11 1
12 1
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=341572

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более

за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 288 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
Зачтено -50-100 баллов
Не зачтено – 0-49 баллов
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.И. Поликарпова Основы экономики: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492417
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.Ф. Серегина Микроэкономика. Сборник задач и упражнений: Учеб. пособие для СПО М . : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Родиной Г.А. Основы экономики. Микроэкономика: учебник для СПО М . : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы экономики" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Основа экономики» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и практические занятия
-все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Основы экономики» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Основы экономики».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Основы экономики» предполагает:
•самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
•выполнение заданий для самостоятельной работы;
•изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
•подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
•выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Основы экономики» следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
-изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1.Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2.Чтение текста
3.Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы экономики», овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1.Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2.Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3.Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4.Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5.Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6.Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
-правильность ответов на вопросы;
-полнота и лаконичность ответа;
-способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
-логика и аргументированность изложения.
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1.Определить идею и задачу реферата.
2.Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3.Найти нужную литературу по выбранной теме.
4.Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
-введение – значение проблемы, ее актуальность;
-текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
-заключение
-список использованной литературы
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ
Таблица - вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы
Этапы составления таблицы:
1.изучить информацию по теме;
2.выбрать оптимальную форму таблицы;
3.информацию представить в сжатом виде
4.заполнить основные графы таблицы
Критерии оценки:
-соответствие содержания теме;
-логичность структуры таблицы;
-правильный отбор информации;
-наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
-соответствие оформления требованиям;
-работа сдана в срок.