МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента, управление персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 32
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 2
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 2 2 2 2
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 32 32 32 32

Программу составил(и):
Канд.экон.наук, преподаватель , высшая категория, Воложанина Виктория Юрьевна

Рецензент(ы):
Канд.экон.наук, доцент, Ануфриева Ирина Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента, управление персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (в промышленности) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение практического опыта работы с коллективом исполнителей,
умение принимать самостоятельные решения по вопросам совершенствования организации управленческой работы в коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 4.1 Планировать работу коллектива
ПК 4.3 Контролировать сроки и качество выполненных заданий
ПК 4.4 Осуществлять приём и сдачу работы в соответствии с техническим заданием
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему управления трудовыми ресурсами в организации
Методы и формы обучения персонала
Способы управления конфликтами и борьбы со стрессом
3.2.Уметь:
3.2.1.Принимать самостоятельные решения по вопросам совершенствования организации управленческой работы в коллективе
Осуществлять контроль деятельности персонала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Работы с коллективом исполнителей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы менеджмента
1.1. Тема 1. Менеджмент как система управления организацией Лекции 6 2 ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.2. Тема 2. Дизайн менеджмент в системе менеджмента организации Лекции 6 2 ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.1, ОК 05, ОК 04, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.3. Практическая работа 1. Построение модели организации Практические 6 2 ОК 09, ОК 04, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.4. Тема 3. Управленческие решения и методы их принятия Лекции 6 2 ПК 4.4, ПК 4.1, ОК 04, ОК 03, ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.5. Практическая работа 2. Построение дерева целей реализации стратегии развития организации Практические 6 2 ПК 4.1, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 02 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Управление персоналом
2.1. Тема 4. Управление персоналом в системе менеджмента организации Лекции 6 2 ПК 4.3, ПК 4.1, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 01 Л1.2, Л2.2
2.2. Тема 5. Методы и стили управления персоналом Лекции 6 2 ПК 4.4, ПК 4.1, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 01 Л1.2, Л2.2
2.3. Тема 6. Управление креативной командой Лекции 6 2 ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.1, ОК 09, ОК 04, ОК 01 Л1.2, Л2.2
2.4. Практическая работа 3. Проведение SWOT-анализа Практические 6 2 ПК 4.1, ОК 09, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.2
2.5. Тема 7. Контроль деятельности и оценка персонала Лекции 6 2 ПК 4.4, ПК 4.3, ОК 09, ОК 04, ОК 01 Л1.2, Л2.2
2.6. Подготовка к экзамену Сам. работа 6 2 ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.1, ОК 09, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Разбор экзаменационных заданий Консультации 6 2 ОК 05, ОК 01 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Промежуточная аттестация Экзамен 6 8 ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.1, ОК 09, ОК 06, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (лабораторные работы, самостоятельная работа, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4167

Контрольные вопросы и задания ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (экзамен) по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:

1. Какое понятие характеризует следующее определение: "Категория людей, профессионально занимающихся управлением - руководители, руководящий аппарат, управляющие"
А Менеджмент
Б Управленцы
В Топ-менеджеры
Г Власть

2. В чем проявляется тенденция развития современного менеджмента "бурное развитие культуры организации":
А Культура организации на современном этапе рассматривается как важный фактор конкурентоспособности организации, как один из критических факторов её успеха
Б Изменение ценностей, идеалов организации, формирование истории, ритуалов, позитивного образа организации
В Переход на бизнес-планирование культуры организации
Г Формирование нового направления - "культурного менеджмента"

3. Выберите и укажите все правильные высказывания:
А Иерархия - это подчиненность нижних звеньев некоторой системы высшим
Б Цель организационной структуры управления - увеличение числа элементов и уровней в структуре управления
В Изменение структуры всегда затрагивает все части системы
Г Эффективность управления деятельностью организации не зависит от того, как выстроена её организационная структура управления

4. Выберите все верные утверждения, касающиеся значительной роли дизайна (дизайнеров) в повышении эффективности бизнеса:
А Дизайнер – инициатор изменений и тот, кто продвигает оптимальные решения
Б Дизайн позволяет работодателю позиционировать себя на рынке
В Дизайн не является стратегическим активом в капитал бренда многих компаний
Г Любая организация может обойтись без дизайнеров

5. Выберите все пункты, в которых обозначено, что включает в себя управление дизайном:
А Образовательные программы колледжей и вузов, по которым идёт подготовка специалистов в области дизайна
Б Конъюнктуру рынка, которая позволяет увеличивать фирме объемы продаж
В Бизнес-решения и стратегии, позволяющие внедрять инновации в области разработки продукции и услуг
Г Текущие процессы, включающие выполнение работ по разработке дизайна продукции

6. Выберите характеристики, которые присущи незапрограммированным управленческим решениям:
А Решения являются довольно сложными и оказывают влияние длительное время +
Б Каждая ситуация, по которой принимается решение, представляет собой постоянно решаемую задачу с отработанными вариантами
В Решения принимаются мидл-менеджерами
Г Для принятия решения необходимо много времени, осмотрительности и рассуждений

7. Определите, на каком из этапов выявляются слабые и сильные места принятых решений и планов их реализации:
А Диагностика ситуации
Б Отбор основных вариантов управляющих воздействий
В Анализ результатов развития ситуации после управляющих воздействий
Г Получение информации о ситуации

8. Выберите позицию, которая указывает на необходимость использовать неформализованные методы в процессе принятия управленческих решений:
А Существует возможность разработки адекватных моделей для расчета итоговых показателей
Б Проблема является стандартной и не требует творческого подхода к решению
В Можно быть полностью уверенными в достоверности предоставленных статистических данных
Г Необходимая информация может отсутствовать или её недостаточно, чтобы принять полностью обоснованные решения

9. Укажите, что относится к пониманию, что такое "человеческие ресурсы" и "управление человеческими ресурсами":
А Не способны к постоянному совершенствованию и развитию
Б Могут приносить достаточно большие дивиденды
В Решает вопросы привлечения, сохранения и мотивации работников
Г Отражается оперативный подход к развитию организации

10. Выберите все утверждения, которые отражают особенности управления творческими работниками:
А Эффективность работы персонала в творческих организациях сильно зависит от психоэмоционального состояния работников
Б Для удержания в организации и стимулирования труда творческих работников необходима стандартная система мотивации сотрудников
В Управление персоналом в творческих организациях/подразделениях может строиться без учета вклада каждого работника в общий результат
Г В творческих организациях размер заработной платы сотрудников в меньшей степени зависит от их иерархического положения

11. Укажите, что не относится к административным методам управления персоналом:
А Мотивация для труда основана на трудовой дисциплине и чувстве долга
Б Руководитель использует для мотивации сочетание кнута и пряника
В В процессе управления не уделяется внимание потребностям сотрудников
Г При применении данных методов работников не стараются мотивировать психологическими методами и объяснять видение дальнейшего развития организации

12. Выберите утверждение, которое характеризует экономические методы управления:
А Это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей
Б Суть таких методов – в использовании достижений социологии и психологии для формирования положительной атмосферы в коллективе
В Когда появляются проблемы, сотрудников не штрафуют, а помогают им
Г Это совокупность способов воздействия путём создания экономических условий, побуждающих работников организации действовать в нужном направлении

13. Какой принцип управления креативной командой отражён следующей фразой: "Руководитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого члена команды в его потребностях, интересах, ценностных ориентациях. Для это он должен постоянно заботиться о моральном и материальном стимулировании творческих работников"
А Принцип превентивной оценки работы
Б Принцип индивидуальной компенсации
В Принцип отказа от тотального контроля
Г Принцип перманентного информирования

14.Определите, верно ли следующее утверждение: "Управление креативным бизнесом имеет точный структурированный план работы. Руководитель не должен допускать изменений этих планов в период их выполнения"
А Верно
Б Неверно

15. Выберите положение, которое характеризует метод "360 градусов":

А Представляет собой “узкую” оценку деятельности творческого работника
Б Цель - выявить недостатки работы коллектива
В При использовании метода высока вероятность проявления субъективизма Г Метод исключает использование различных анкет

Ответы:

1. А
2. А,Б
3. А,В
4. А,Б
5. В,Г
6. А,Г
7. В
8. Г
9. Б
10. А,Г
11. Б
12. Г
13. Б
14. Б
15. В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

"отлично" - верно выполнено 85-10% заданий;
"хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий;
"удовлетворительно" - верно выполнено 50-69% заданий;
"неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50% заданий.

Примечание: каждое задание оценивается 1-м баллом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую оценку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rзач.

НЕОБХОДИМО ВСТАВИТЬ ТЕСТЫ В ФОС И УКАЗАТЬ ЭТО ЗДЕСЬ.


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзаменационная оценка «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа и выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. Всего в банке более 45 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 25 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 1.   Контроль_ОМУП.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцов А.А. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
Л1.2 Горленко О.А. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарапова Т.В. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
Л2.2 Тебекин А.В. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы менеджмента,управление персоналом portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения междисциплинарным курсом МДК.04.01 Основы менеджмента, управление персоналом необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины.
Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе МДК.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине предполагает:
самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
выполнение заданий для самостоятельной работы;
изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой МДК;
выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам МДК.

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
При подготовке к практическому занятию по междисциплинарному курсу «Основы менеджмента,управление персоналом» следует:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе МДК;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
Контрольное тестирование - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающей знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения МДК.
Цель контрольного тестирования- закрепление и углубление теоретических знаний по МДК.
Этапы подготовки:
1.Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2.Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3.Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4.Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5.Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6.Выучите определения основных понятий, законов.

При реализации междисциплинарного курса МДК.04.01 Основы менеджмента,управление персоналом используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа
При проведениии практических занятий: деловая игра,работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах.