МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 150
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 20 20 50 50
Лабораторные 30 30 20 20 50 50
Сам. работа 30 30 20 20 50 50
Итого 90 90 60 60 150 150

Программу составил(и):
преподаватель, первая к.к., Панасенко Анастасия Николаевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Зиновьева Алина Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов общих представлений об основных принципах информатики, сферах ее применения, перспективах развития, способах функционирования и использования информационных технологий, информатизации современного общества

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2 Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 1.3 Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
ПК 3.3 Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
ПК 3.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
ПК 4.1 Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
ПК 4.2 Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами.
ПК 4.3 Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий
Состав, функции и возможности использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации
Основные понятия и методы автоматизированной обработки информации
Виды и возможности специализированных прикладных программ, используемых в профессиональной деятельности
Состав, особенности и возможности использования глобальных, локальных и отраслевых сетей
Информационно-поисковые системы экологической информации
Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности

3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах
Использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального
Использовать сервисы и информационные ресурсы глобальных и локальных сетей для поиска и обработки информации, необходимой при решении профессиональных задач
Защищать информацию от несанкционированного доступа, применять антивирусные средства защиты информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. «Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов» Лекции 2 2 ПК 4.3, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Устный опрос № 1 Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка материала к устному опросу Сам. работа 2 15 ПК 4.3, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.4. «Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов» Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 3.3, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Устный опрос №2 Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Подготовка материала к устному опросу Сам. работа 2 15 ПК 4.3, ПК 3.3, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.8. Устный опрос № 3 Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.9. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Устный опрос № 4 Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.12. Устный опрос № 5 Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.14. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Программный принцип работы компьютера Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.15. Архитектура компьютеров. Основные характеристики. Многообразие компьютеров и внешних устройств, подключаемых к ним Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.16. Операционная система персонального компьютера Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.17. Виды программного обеспечения компьютера Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.18. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных сетях Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.19. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.20. Защита информации, антивирусная защита. Безопасность, гигиена, эргономика рабочего места пользователя ПК. Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.21. Офисный пакет приложений Microsoft Office Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.22. Практическая работа № 1-4 Лабораторные 2 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.23. Практическая работа № 5-8 Лабораторные 2 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.24. Презентация № 1 Лабораторные 2 6 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.25. Тест № 1 Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.26. Тест № 2 Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.27. Текстовый процессор Microsoft Word. Основные функции Лекции 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.28. Промежуточная аттестация. Зачет Лабораторные 2 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Электронные таблицы. Табличный процессор Microsoft Excel. Основные функции. Лекции 3 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Практическая работа № 9 - 11 Лабораторные 3 6 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Повторение материала. Подготовка к практческим занятиям Сам. работа 3 10 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов Лекции 3 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных Лекции 3 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Практическая работа № 12 Лабораторные 3 6 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.7. Повторение материала. Подготовка к практческим занятиям Сам. работа 3 10 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.8. Система управления базами данных Microsoft Access. Основные функции и алгоритм действий Лекции 3 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.9. Общие сведения о географических информационных системах Лекции 3 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.10. Презентация № 2 Лабораторные 3 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.11. Реферат Лабораторные 3 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Геоинформатика. Основные компоненты ГИС Лекции 3 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.13. Технологии ввода данных. Структуры и модели данных Лекции 3 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.14. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Лабораторные 3 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
1. Самая маленькая единица измерения информации:
а) Бит +
б) Байт
в) Килобайт
2. Для чего служат диски:
а) для обработки информации
б) для сохранения информации +
в) для печатания текстов

3. Один из элементов окна приложения Paint:
а) панель Норматирование
б) панель Стандартная
в) кнопка закрыть +

4. Что выполняет компьютер сразу после включения POWER:
а) проверку устройств и тестирование памяти +
б) перезагрузка системы
в) загрузку программы

5. Какое из устройств компьютера не входит в состав системного блока:
а) дисковод
б) звуковая карта
в) принтер +
6. Что необходимо компьютеру для нормальной работы:
а) дискета в дисководе
б) операционная система +
в) различные прикладные программы
7. В каком устройстве компьютера производится обработка информации:
а) сетевая карта
б) внешняя память
в) процессор +
8. Какое наибольшее количество символов имеет расширение имени файла:
а) 3 +
б) 7
в) 4
9. Одна из операций при форматировании документов:
а) вставка
б) замена
в) выравнивание +
10. Как называются данные или программа на магнитном диске:
а) Дискета
б) Файл +
в) Папка
11. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:
а) оперативную память +
б) принтер
в) дисковод
12. К какому типу файла относится расширение jpeg:
а) текстовый
б) графический +
в) исполняемый
13. Одна из операций при форматировании документов:
а) изменение начертания +
б) поиск
в) замена
14. Компьютер в основном работает в режиме:
а) непосредственного управления
б) формального управления
в) программного управления +
15. Один из элементов окна приложения Paint:
а) строка меню +
б) панель Стандартная
в) кнопка перенести

Ключ к тесту:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
а б в а в б в а в б а б а в а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=453039
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Я. Советов Информационные технологии : учебник для СПО М.: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469424
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" (РИПК; преп.Панасенко А.Н.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс(инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в электронном конспекте по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой – в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
2. Лабораторные занятия, на которых проводится выполнение практических работ за компьютером, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и просматриваются презентации. Посещаемость лабораторных занятий входит в балльную оценку по дисциплине. Задания к лабораторным занятиям содержатся в плане лабораторных занятий. При подготовке к практической работе следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме лабораторного занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. Задания по самостоятельным работам содержатся в разделе 2.2 настоящей рабочей программы. В самостоятельную работу студентов входит:
- подготовка к лекционному занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение и доработка практической работы;
- анализ первоисточников;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. В ФОС по каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Приведены критерии оценки и требования к написанию того или иного вида работы.
5. Дифференцированный зачет по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Дифференцированный зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины (в билете 1 вопрос и одно практическое задание).
Для подготовки к дифференцированному зачету следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций, решениями с лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
Критерии для получения дифференцированного зачета содержатся в технологической карте и подробно расписаны в комплекте оценочных средств данной дисциплины.
При реализации учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.