МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы безопасности жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 70
в том числе:
аудиторные занятия 70
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 20 20 22 22 42 42
Итого 34 34 36 36 70 70

Программу составил(и):
Препод., Карушева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
Препод., Функ Татьяна Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (в промышленности) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы военной службы и обороны государства, организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Основы военной службы и обороны государства;

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

Способы защиты населения от оружия массового поражения;

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Причины их возникновения, меры профилактики;

Основные положения здорового образа жизни и личной гигиены;
О вредных привычках и их влияния на здоровье человека;

Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.


3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Разбираться в вопросах порядка прохождения военной службы по призыву и по контракту;

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Применять первичные средства пожаротушения;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, травмах;

Проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Культура безопасности жизнедеятельности. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Комплексная безопасность личности, общества и государства. Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Модели поведения участников дорожного движения. Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
2.1. Личная безопасность,здоровье и здоровый образ жизни. Лекции 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Основы здорового образа жизни. Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Государственная система обеспечения безопасности населения
3.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Лекции 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.Классификация ЧС. Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Средства индивидуальной и коллективной защиты от поражающих факторов мирного и военного времени. Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.6. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Основы медицинских знаний
4.1. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Классификация и характеристика инфекционных заболеваний. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Первая помощь и особенности её оказания. Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Первая помощь при неотложных состояниях. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.5. Первая помощь при травмах и ранениях. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Основы обороны государства и воинская обязанность
5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Военные реформы России. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Воинская обязанность и учет. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.4. Основы законодательства Российской Федерации в области обороны государства и воинской обязанности. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.5. Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.6. Правовые основы военной службы. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.7. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.8. Подготовка и призыв граждан к военной службе. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.9. Ритуалы и традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.10. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения междисциплинарного курса.

1. 1.Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
a. пешеход;
b. водитель;
c. дорожный рабочий.
i. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
d. нет;
e. да;
f. да, если с вами идут взрослые.
2. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
a. да;
b. да, т. к. будет включен зеленый сигнал;
c. нет.
i. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за город?
d. по правой стороне дороги;
e. навстречу движению транспорта;
f. в попутном направлении.
3. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?
a. да;
b. нет;
c. нет, т. к. находится в транспорте.
4. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
a. да;
b. да, в сопровождении не менее 2- x взрослых;
c. нет.
5. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
a. пешеходов-детей;
b. пешеходов-инвалидов;
c. пешеходов.
6. Обстоятельства военного, экономического, криминального, политического и семейно-бытового характера относятся к
a. ЧС техногенного характера;
b. ЧС природного характера;
c. экологического характера;
d. ЧС социального характера.
7. К социально обусловленным заболеваниям относят:
a. грипп, ангина, пневмония, сифилис;
b. венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулез;
c. кишечные инфекции, простудные заболевания, туберкулез;
d. венерические заболевания, кишечные заболевания.
8. Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к…
a. увеличению продолжительности жизни в стране;
b. уменьшению продолжительности жизни в стране;
c. не влияют на продолжительность жизни.
9. Чрезвычайные ситуации экономического характера приводят к …
a. снижению социальной активности населения страны;
b. повышению социальной активности населения страны;
c. не влияют на социальную активность населения страны.
10. При обнаружении признаков ограбления квартиры необходимо…
a. выбежать на улицу и постараться догнать вора;
b. сообщить в полицию;
c. начать уборку помещений;
d. позвонить соседям и рассказать им о краже.
11. К социальным опасностям, связанным с физическим воздействием на человека, относится …
a. венерические заболевания;
b. воровство;
c. заложничество;
d. суицид.
12. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
a. ЧС экологического характера;
b. ЧС природного характера;
c. ЧС техногенного характера;
d. стихийным бедствиям.
13. Чем отличается катастрофа от аварии:
a. наличием человеческих жертв, значительным ущербом;
b. воздействием поражающих факторов на людей;
c. воздействием на природную среду.
14. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей, либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, это:
a. аварийней объект;
b. потенциально опасный объект;
c. катастрофически опасный объект.
15. Взрыв характеризуется следующими особенностями:
a. большой скоростью химического превращения;
b. большим количеством газообразных продуктов;
c. резким повышением температуры;
d. сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
e. мощным дробящим действием.
16. Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:
a. повышение температуры внутри производственного оборудования;
b. понижение давления в технологическом оборудовании;
c. несвоевременное проведение ремонтных работ;
d. отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
e. неосторожное обращение с взрывчатыми веществами;
f. повышение давления в технологическом оборудовании;
g. отсутствие специальных устройств дымоудаления;
17. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
a. открытый огонь;
b. разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
c. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
d. токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
e. образование облака зараженного воздуха.
18. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей?
a. остановитесь и объясните им, что это опасно;
b. пройдете мимо;
c. попытаетесь занять их чем-то другим;
d. затушите костер.
19. Аварийно- химически опасное вещество – это:
a. опасное, химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти загрязнение окружающей среды и поражению людей;
b. проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
c. лучистый поток энергии.

Ответы:
1 А
2 В
3 С
4 А
5 А
6 В
7 С
8 С
9 В
10 В
11 С
12 А
13 С
14 В
15 С
16 А
17 В
18 С
19 А
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой
зачетный рейтинг 0,3*Rзач. Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=532947
3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,7*Rзач. Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 17 вопросов, студент может получить максимум 17 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке тестовых заданий 40 тестовое задание. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов.

Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_ОБЖ_2023 — Дизайн.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089933 (дата обращения
Л1.2 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная; Под ред. С. Н. Егорова Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: М.:Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Кадыков В. А. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Основы безопасности жизнедеятельности (Колледж АлтГУ, преп.Карушева Н.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, подготовка презентаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с информационными компьютерными технологиями.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).