Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Профиль | Управление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович
1.1. | Сформировать у студентов представление о социальной деятельности религизных общин в современном обществе |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01 |
ОПК-1 | Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения |
ОПК-1.1 | Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации |
ОПК-1.2 | Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности |
ОПК-1.3 | Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции |
УК-9 | Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
УК-9.1 | Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды |
УК-9.2 | Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования |
УК-9.3 | Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования. ОПК-1.1. Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-9.3. Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах ОПК-1.2. Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности; ОПК-1.3. Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Религия в современном обществе | ||||||
1.1. | Религия в современном обществе | Практические | 3 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Религия в современном обществе | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Религия в современном обществе | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Религиозный институт в социальной жизни общества | ||||||
2.1. | Религиозный фактор в адаптации мигрантов в современном обществе | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Религиозный фактор в адаптации мигрантов в современном обществе | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Религиозный фактор в адаптации мигрантов в современном обществе | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Социальная деятельность религиозных общин | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Социальная деятельность религиозных общин | Практические | 3 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Социальная деятельность религиозных общин | Сам. работа | 3 | 28 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Работа религиозных общин в судебно-исполнительной системе | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Работа религиозных общин в судебно-исполнительной системе | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Работа религиозных общин в судебно-исполнительной системе | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах тест 1. Кто в достаточно полном объеме объяснил торговые и промышленные успехи старообрядцев рядом причин, из которых первая — необыкновенная солидарность старообрядческих бюргеров: а) Никольский б) Малиновский в) Бердяев 2. Кто называл «логикой партиципации» особое магическое мышление, представление о том, что все связано друг с другом, лежащее в основе магического действия: а) Баур б) Леви-Брюль в) Ренан 3. Какой теорией является теория происхождения религии, возводимая античной традицией к Демокриту, объясняющая происхождение религии страхом перед естественными силами природы: а) антропологическая б) гносеологическая в) психологическая 4. Автором какой книги является Вебер: а) «Два источника морали и религии» б) «Хозяйство и общество» в) «Социальные учения христианских церквей и групп» 5. Какой подход позволяет рассматривать религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен: а) Конта б) Вебера в) Дюркгейма 6. Предназначение религиозных символов, по мнению мыслителя Юнга, изложенного им в работе «Архетип и символ» а) выделять священнослужителей среди мирян б) придавать смысл человеческой жизни в) сплачивать людей вокруг Церкви 7. Согласно … «секты», стоящие на позициях неприятия и осуждения «мира», находят опору в низших социальных слоях, тогда как «церкви», благословляющие существующие порядки, — в высших и средних: а) Трёльчу б) Баховену в) Джемсу 8. Отсутствие деления на … является характерной особенностью секты, надежно отличающая ее от официальной церкви: а) старших и младших б) священнослужителей и мирян в) начальников и подчиненных 9. Как называется восходящая к античной традиции теория происхождения религии, согласно которой началом религии послужил договор правителей и жрецов с народом: а) теория обмана б) натуралистическая теория в) теория договора 10. Изложенные голландским ученым Г. ван дер Леу в работе «Феноменология религии» характеристики отношений субъекта и объекта религиозной веры, верования Древнего Китая — это религия: а) воли и послушания б) уединенности и покоя в) силы и формы 11. Какое название носит политико-философское основание православного культурного мира, в котором явно довлеет приоритет общего над индивидуальным: а) иррационализм б) прагматизм в) реализм 12. Какой теорией является теория, восходящая к античной мысли концепция происхождения религии, считающая Богов обожествленными древними царями и героями: а) психологической б) антропологической в) натуралистической 13. К принципиальным моментам христианской этической концепции понимания места личности в обществе и политике, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве относится: а) солидарность б) взаимопомощь в) правопорядок 14. Что такое партикуляризм: а) приписывание определенных качеств авторитетным религиозным деятелям, на основе чего образуется устойчивое эмоциональное отношение к церковной системе б) отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов религиозной деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в религиозной жизни в) притязания религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью, часто приводящие к методам насильственного насаждения новой веры 15. Религия как разновидность отчужденного сознания, или «опиум народа», с точки зрения Маркса, — это питательная среда для социального(ой): а) конформизма б) отчуждения в) инертности Ответы к тесту 1. а 2 б 3 в 4 б 5 в 6. б 7 а 8б 9 в 10 б 11 в 12 б 13 а 14 в 15 а Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: 1. Процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы и институты религии утрачивают свое социальное влияние, — это ___________________ (секуляризация) 2. Религиозное сознание, религиозная деятельность (культ) и религиозные организации образуют в религии ее _____________ (структуру) 3. Свокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), таких объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий, связанных с жизнедеятельностью общества как целого, образуют основы ______________ (социумные) 4. Теология (теория Бога); космология (теория мира); антропология религиозная (теория человека) обычно представляются элементами религиозной (доктрины) 5. Религию как ступень познания абсолютного духа в формах представления и веры рассматривает _____________ (Гегель) 6. Секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию рассматривает ____________ (П. Бергер) 7. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью может быть выражено в двух типах поведения: аскеза и мистика, по мнению ____________ (М. Вебера) 8. Выделив три важнейшие формы деятельности (рационально-практическую, ритуально-организованную, волевую), общие тенденции изменения политической системы в современном обществе суммировал____________ (А. Гелен) 9. Религию как систему верований и ритуалов, объединяющую тех, кто их придерживается и практикует в моральной общности, называемой церковью, определял _______________ (Э. Дюркгейм) 10. Преобладающую роль религия имеет (по Дюркгейму) в обществах с __________________ солидарностью (механической) 11. Тезис: «Не религия создает человека, а человек — религию», — в социальной науке разрабатывает ___________ (социология марксизма) 12. Отправной точкой марксистской критики религии является ____________ (эмансипация человека) 13. В разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии, влияния протестантизма на «дух капитализма» с успехом использовался метод _____________ (анализа исторических данных (документов, источников)) 14. Угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта, видел_______ (М. Вебер) 15. Человеческое действие как самоорганизующуюся систему, специфика которой заключается, прежде всего, в символичности, наличии символических механизмов регуляции, рассматривает ___________ (Т. Парсонс) 16. То, что развитие рациональной религиозной этики именно в обладающих меньшей социальной значимостью слоях объясняется, прежде всего, их положением в обществе, показал ______________ (М. Вебер) 17. Религиозная вера и практика, по Дюркгейму, выражают зависимость индивида от ______ (общества) 18. Первый социологический прогноз относительно будущего религии на основе своего знаменитого «закона трех стадий» дал _________________ (О. Конт) 19. Религия — одна из форм «ложного сознания», прикрывающая иллюзиями жестокую правду, насилие и эксплуатацию человека человеком, утверждал ____________ (К. Маркс) 20. С точки зрения Дюркгейма в религии символы, значения которых нельзя интерпретировать в терминах присущих им самим свойств, — это ________________ («священные вещи») Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-1 Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения Тест 1. Принципиальный момент христианской концепции понимания места личности в обществе, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве является: а) соборность б) солидарность в) правопорядок 2. По Конту, период первой теологической стадии развития человеческого разума, когда жизнь приписывалась внешним предметам, и люди в них видели богов, называется: а) фетишизм б) тотемизм в) политеизм 3. Кто наиболее ясно описало изменения универсальной религиозной системы как переход от исторической религии к раннесовременной: а) Трёльч б) Белла в) Фрэзер 4. Кто из представленных ниже людей, использовал термин «культурный код», являющийся главным средоточием стабильности сложных систем действия и их изменчивости, имеющей эволюционные последствия: а) Конт б) Вебер в) Парсонс 5. Религия по мнению Джеймса: а) глубоко личное дело, у каждого своя религия б) форма отчуждения человека в) сугубо общее дело, истинна только одна религия 6. Кто видел угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта: а) Дюркгейм б) Маркс в) Вебер 7. Просветители из этой страны выступали в 18-ом веке наиболее последовательными критиками церкви как института, закрепляющего феодальные порядки: а) Италии б) Франции в) Англии 8. Изложенные голландским ученым Г. ван дер Леу в работе «Феноменология религии» характеристики отношений субъекта и объекта религиозной веры, верования Древней Греции — это религия: а) величия и унижения б) уединенности и покоя в) силы и формы 9. Религия, согласно Дюркгейму, выполняет интегрирующую функцию благодаря способности людей: а) к обожествлению (сакрализации) обычных вещей б) разделять мир на чувственный и сверхчувственный в) ощущать страх перед силами природы 10. Основа народного правосознания, с точки зрения русского религиозного мыслителя Ильина: а) ответственность власти перед народом б) гражданская сознательность в) религиозное чувство 11. Укажите форму культового поведения, которое американский социолог Глок относил к одним из основных измерений религиозности: а) миссионерская деятельность б) посещение богослужений в) пострижение в монахи 12. Как называется священная книга ислама: а) Коран б) Талмуд в) Библия 13. Укажите форму культового поведения, которое американский социолог Глок относил к одним из основных измерений религиозности: а) пострижение в монахи б) участие в исповеди и причастии в) миссионерская деятельность 14. Кто из представленных ниже людей полагал, что смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, аппетиты, стремления и чувства: а) Сорокин б) Рассел в) Тиллих 15. Специально разрабатывал сравнительно-исторический метод в собственных работах, в области исследования религии: а) Шампольон б) Спенсер в) Мюллер Ответы: 1 б 2 а 3 б 4 в 5 а 6 в 7 б 8 в 9 а 10 в 11 б 12 а 13 б 14 а 15 в Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: 1. «Демократический фланг» в Русской Православной Церкви, к которому можно отнести достаточно краткий ряд известных в церковной среде священников и несколько представителей епископата, наиболее ярко представлял __________ ( отец А. Мень) 2. «Идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться... богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию», — так производил от латинского глагола religere термин religio и характеризовал религию ____________ (Цицерон) 3. «Слово religio происходит от латинского глагола religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать применительно к религии означает: связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие», — полагал ____ (Лактаций) 4. В политической науке реализация политического процесса осуществляется консервативно-рутинным и радикально-реформаторским ____________ (типом) 5. Вооруженные столкновения, главные цели которых выражаются в религиозных требованиях: обращение необращенных, получение религиозной свободы, восстановление «чистоты» первоначальных принципов религии, утверждение новых вероисповедных «истин», защита «старой» веры, спасение «братьев-единоверцев», освобождение святынь данной религии, защита или разрушение церковных институтов — это религиозные _____________ (войны) 6. Газета «Русский вестник», стоящая на стыке собственно православного мира и мира околоцерковных «патриотов» и националистов выражает позиции отдельных священнослужителей, предпочитающих идеи __________ (радикально-националистические) 7. Государственно-праворелигиозная система, при которой религиозная власть подчинена политической, а глава государства часто становится и главой религиозной организации, — это: _______________ (цезарепапизм) 8. Добровольное, равноправное и самоуправляемое объединение граждан, создаваемое в целях совместного удовлетворения своих религиозных потребностей или содействия удовлетворению таких потребностей последователями вероучения и действующее на основе исповедания религиозного культа, — это религиозная _____________ (организация) 9. Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) совместно с Советом муфтиев России (центр в г. Москве); Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с центром в г. Уфе; духовные управления мусульман регионов Северного Кавказа, объединенные в Координационный центр мусульман Северного Кавказа, — это исламские организации уровня ___________ (национального) 10. Интеграцию отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющую и поддерживающую существующую систему социальных отношений, обеспечивает функция религии _____________ (интегрирующая) 11. Источником политического процесса выступают ______________ (противоречия) 12. Комплекс закрепленных прежде всего Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение, — это ____________ (шариат) 13. Мормоны, сведенборгиане, представители такой влиятельной в Японии необуддистской организации, как Сока-Гаккай, или известной неоиндуистской организации Миссия Рамакришны — это явление распространения религиозности ____________ (маргинальной) 14. Наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение общественных институтов и отношений религиозному влиянию — это ______________ (сакрализация) 15. Наиболее заметная фаза нового религиозного движения и резко негативного отношения к социальному окружению и к господствующим церковным организациям (этим объясняются их характерные названия: «религиозный протест», «альтернативные религии») — это _____________ (консолидация) 16. Небольшая религиозная группа, объединяющая людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющая харизматического лидера, обозначается термином (культ) 17. Одно из важнейших требований, которое религии мира предъявляют к власти и выполнение которого должно обеспечить в обществе отношения мира и согласия, — это забота власти о благосостоянии ______________ (граждан) 18. Определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата — это ___________ (процесс) 19. Особенностью заключительной фазы развития новых религиозных движений в отношении с окружающим миром, умиротворение протеста и ассимиляция в среде «добропорядочных» религиозных объединений, пользующихся общественным признанием и правовым статусом, является смягчение _________________ (конфронтации) 20. Политический процесс, несущий в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей, является характерным признаком типа _______________ (радикально-реформаторского) Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине Вопросы к зачету Социальная концепция русской православной церкви и её роль в жизни общины Роль религиозного института в миграционной политике Благотворительная деятельность религиозных общин Исламский институт и его роль в помощи мигрантам НРД и их социальная активность Работа представителей религиозных институтов в пенициарной системе Место религии в современном обществе Религия, как инструмент социальной мобильности Социальноя роль релииозного института Работа РПЦ в пенициарной сситеме РФ Протестанские движения, и их роль по адаптации нарко и алкозависимого населения на территории РФ Региональная специфика религиозных общин в процессе социальной адаптации населения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сторчак В. М., Элбакян Е. С. | Социология религии: Учебник для вузов: | Москва : Юрайт, 2021 | https: //urait.ru/bcode/470532 |
Л1.2 | Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — | МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Торохтий В. С. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Религия как фактор социальной адаптации в современном мире" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать |