МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия как фактор социальной адаптации в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Шершнёва Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Кащаева М.В.

Рабочая программа дисциплины
Религия как фактор социальной адаптации в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов представление о социальной деятельности религизных общин в современном обществе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-1.1 Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации
ОПК-1.2 Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности
ОПК-1.3 Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды


3.2.Уметь:
3.2.1.УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования.
ОПК-1.1. Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-9.3. Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
ОПК-1.2. Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности;
ОПК-1.3. Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия в современном обществе
1.1. Религия в современном обществе Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Религия в современном обществе Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Религия в современном обществе Сам. работа 3 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Религиозный институт в социальной жизни общества
2.1. Религиозный фактор в адаптации мигрантов в современном обществе Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Религиозный фактор в адаптации мигрантов в современном обществе Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Религиозный фактор в адаптации мигрантов в современном обществе Сам. работа 3 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Социальная деятельность религиозных общин Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Социальная деятельность религиозных общин Практические 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Социальная деятельность религиозных общин Сам. работа 3 28 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа религиозных общин в судебно-исполнительной системе Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Работа религиозных общин в судебно-исполнительной системе Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Работа религиозных общин в судебно-исполнительной системе Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
тест
1. Кто в достаточно полном объеме объяснил торговые и промышленные успехи старообрядцев рядом причин, из которых первая — необыкновенная солидарность старообрядческих бюргеров:
а) Никольский
б) Малиновский
в) Бердяев
2. Кто называл «логикой партиципации» особое магическое мышление, представление о том, что все связано друг с другом, лежащее в основе магического действия:
а) Баур
б) Леви-Брюль
в) Ренан

3. Какой теорией является теория происхождения религии, возводимая античной традицией к Демокриту, объясняющая происхождение религии страхом перед естественными силами природы:
а) антропологическая
б) гносеологическая
в) психологическая

4. Автором какой книги является Вебер:
а) «Два источника морали и религии»
б) «Хозяйство и общество»
в) «Социальные учения христианских церквей и групп»

5. Какой подход позволяет рассматривать религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен:
а) Конта
б) Вебера
в) Дюркгейма

6. Предназначение религиозных символов, по мнению мыслителя Юнга, изложенного им в работе «Архетип и символ»
а) выделять священнослужителей среди мирян
б) придавать смысл человеческой жизни
в) сплачивать людей вокруг Церкви

7. Согласно … «секты», стоящие на позициях неприятия и осуждения «мира», находят опору в низших социальных слоях, тогда как «церкви», благословляющие существующие порядки, — в высших и средних:
а) Трёльчу
б) Баховену
в) Джемсу

8. Отсутствие деления на … является характерной особенностью секты, надежно отличающая ее от официальной церкви:
а) старших и младших
б) священнослужителей и мирян
в) начальников и подчиненных

9. Как называется восходящая к античной традиции теория происхождения религии, согласно которой началом религии послужил договор правителей и жрецов с народом:
а) теория обмана
б) натуралистическая теория
в) теория договора

10. Изложенные голландским ученым Г. ван дер Леу в работе «Феноменология религии» характеристики отношений субъекта и объекта религиозной веры, верования Древнего Китая — это религия:
а) воли и послушания
б) уединенности и покоя
в) силы и формы

11. Какое название носит политико-философское основание православного культурного мира, в котором явно довлеет приоритет общего над индивидуальным:
а) иррационализм
б) прагматизм
в) реализм

12. Какой теорией является теория, восходящая к античной мысли концепция происхождения религии, считающая Богов обожествленными древними царями и героями:
а) психологической
б) антропологической
в) натуралистической

13. К принципиальным моментам христианской этической концепции понимания места личности в обществе и политике, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве относится:
а) солидарность
б) взаимопомощь
в) правопорядок

14. Что такое партикуляризм:
а) приписывание определенных качеств авторитетным религиозным деятелям, на основе чего образуется устойчивое эмоциональное отношение к церковной системе
б) отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов религиозной деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в религиозной жизни
в) притязания религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью, часто приводящие к методам насильственного насаждения новой веры

15. Религия как разновидность отчужденного сознания, или «опиум народа», с точки зрения Маркса, — это питательная среда для социального(ой):
а) конформизма
б) отчуждения
в) инертности


Ответы к тесту
1. а
2 б
3 в
4 б
5 в
6. б
7 а

9 в
10
б
11 в
12 б
13 а
14 в
15 а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы и институты религии утрачивают свое социальное влияние, — это ___________________ (секуляризация)
2. Религиозное сознание, религиозная деятельность (культ) и религиозные организации образуют в религии ее _____________ (структуру)
3. Свокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), таких объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий, связанных с жизнедеятельностью общества как целого, образуют основы ______________ (социумные)
4. Теология (теория Бога); космология (теория мира); антропология религиозная (теория человека) обычно представляются элементами религиозной (доктрины)
5. Религию как ступень познания абсолютного духа в формах представления и веры рассматривает _____________ (Гегель)
6. Секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию рассматривает ____________ (П. Бергер)
7. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью может быть выражено в двух типах поведения: аскеза и мистика, по мнению ____________ (М. Вебера)
8. Выделив три важнейшие формы деятельности (рационально-практическую, ритуально-организованную, волевую), общие тенденции изменения политической системы в современном обществе суммировал____________ (А. Гелен)
9. Религию как систему верований и ритуалов, объединяющую тех, кто их придерживается и практикует в моральной общности, называемой церковью, определял _______________ (Э. Дюркгейм)
10. Преобладающую роль религия имеет (по Дюркгейму) в обществах с __________________ солидарностью (механической)
11. Тезис: «Не религия создает человека, а человек — религию», — в социальной науке разрабатывает ___________ (социология марксизма)
12. Отправной точкой марксистской критики религии является ____________ (эмансипация человека)
13. В разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии, влияния протестантизма на «дух капитализма» с успехом использовался метод _____________ (анализа исторических данных (документов, источников))
14. Угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта, видел_______ (М. Вебер)
15. Человеческое действие как самоорганизующуюся систему, специфика которой заключается, прежде всего, в символичности, наличии символических механизмов регуляции, рассматривает ___________ (Т. Парсонс)
16. То, что развитие рациональной религиозной этики именно в обладающих меньшей социальной значимостью слоях объясняется, прежде всего, их положением в обществе, показал ______________ (М. Вебер)
17. Религиозная вера и практика, по Дюркгейму, выражают зависимость индивида от ______ (общества)
18. Первый социологический прогноз относительно будущего религии на основе своего знаменитого «закона трех стадий» дал _________________ (О. Конт)
19. Религия — одна из форм «ложного сознания», прикрывающая иллюзиями жестокую правду, насилие и эксплуатацию человека человеком, утверждал ____________ (К. Маркс)
20. С точки зрения Дюркгейма в религии символы, значения которых нельзя интерпретировать в терминах присущих им самим свойств, — это ________________ («священные вещи»)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-1 Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
Тест
1. Принципиальный момент христианской концепции понимания места личности в обществе, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве является:
а) соборность
б) солидарность
в) правопорядок

2. По Конту, период первой теологической стадии развития человеческого разума, когда жизнь приписывалась внешним предметам, и люди в них видели богов, называется:
а) фетишизм
б) тотемизм
в) политеизм

3. Кто наиболее ясно описало изменения универсальной религиозной системы как переход от исторической религии к раннесовременной:
а) Трёльч
б) Белла
в) Фрэзер

4. Кто из представленных ниже людей, использовал термин «культурный код», являющийся главным средоточием стабильности сложных систем действия и их изменчивости, имеющей эволюционные последствия:
а) Конт
б) Вебер
в) Парсонс

5. Религия по мнению Джеймса:
а) глубоко личное дело, у каждого своя религия
б) форма отчуждения человека
в) сугубо общее дело, истинна только одна религия
6. Кто видел угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта:
а) Дюркгейм
б) Маркс
в) Вебер

7. Просветители из этой страны выступали в 18-ом веке наиболее последовательными критиками церкви как института, закрепляющего феодальные порядки:
а) Италии
б) Франции
в) Англии

8. Изложенные голландским ученым Г. ван дер Леу в работе «Феноменология религии» характеристики отношений субъекта и объекта религиозной веры, верования Древней Греции — это религия:
а) величия и унижения
б) уединенности и покоя
в) силы и формы

9. Религия, согласно Дюркгейму, выполняет интегрирующую функцию благодаря способности людей:
а) к обожествлению (сакрализации) обычных вещей
б) разделять мир на чувственный и сверхчувственный
в) ощущать страх перед силами природы

10. Основа народного правосознания, с точки зрения русского религиозного мыслителя Ильина:
а) ответственность власти перед народом
б) гражданская сознательность
в) религиозное чувство

11. Укажите форму культового поведения, которое американский социолог Глок относил к одним из основных измерений религиозности:
а) миссионерская деятельность
б) посещение богослужений
в) пострижение в монахи

12. Как называется священная книга ислама:
а) Коран
б) Талмуд
в) Библия

13. Укажите форму культового поведения, которое американский социолог Глок относил к одним из основных измерений религиозности:
а) пострижение в монахи
б) участие в исповеди и причастии
в) миссионерская деятельность

14. Кто из представленных ниже людей полагал, что смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, аппетиты, стремления и чувства:
а) Сорокин
б) Рассел
в) Тиллих

15. Специально разрабатывал сравнительно-исторический метод в собственных работах, в области исследования религии:
а) Шампольон
б) Спенсер
в) Мюллер

Ответы:
1 б
2 а
3 б
4 в
5 а
6 в
7 б
8 в
9 а
10 в
11 б
12 а
13 б
14 а
15 в
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. «Демократический фланг» в Русской Православной Церкви, к которому можно отнести достаточно краткий ряд известных в церковной среде священников и несколько представителей епископата, наиболее ярко представлял __________ ( отец А. Мень)
2. «Идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться... богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию», — так производил от латинского глагола religere термин religio и характеризовал религию ____________ (Цицерон)
3. «Слово religio происходит от латинского глагола religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать применительно к религии означает: связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие», — полагал ____ (Лактаций)
4. В политической науке реализация политического процесса осуществляется консервативно-рутинным и радикально-реформаторским ____________ (типом)
5. Вооруженные столкновения, главные цели которых выражаются в религиозных требованиях: обращение необращенных, получение религиозной свободы, восстановление «чистоты» первоначальных принципов религии, утверждение новых вероисповедных «истин», защита «старой» веры, спасение «братьев-единоверцев», освобождение святынь данной религии, защита или разрушение церковных институтов — это религиозные _____________ (войны)
6. Газета «Русский вестник», стоящая на стыке собственно православного мира и мира околоцерковных «патриотов» и националистов выражает позиции отдельных священнослужителей, предпочитающих идеи __________ (радикально-националистические)
7. Государственно-праворелигиозная система, при которой религиозная власть подчинена политической, а глава государства часто становится и главой религиозной организации, — это: _______________ (цезарепапизм)
8. Добровольное, равноправное и самоуправляемое объединение граждан, создаваемое в целях совместного удовлетворения своих религиозных потребностей или содействия удовлетворению таких потребностей последователями вероучения и действующее на основе исповедания религиозного культа, — это религиозная _____________ (организация)
9. Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) совместно с Советом муфтиев России (центр в г. Москве); Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с центром в г. Уфе; духовные управления мусульман регионов Северного Кавказа, объединенные в Координационный центр мусульман Северного Кавказа, — это исламские организации уровня ___________ (национального)
10. Интеграцию отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющую и поддерживающую существующую систему социальных отношений, обеспечивает функция религии _____________ (интегрирующая)
11. Источником политического процесса выступают ______________ (противоречия)
12. Комплекс закрепленных прежде всего Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение, — это ____________ (шариат)
13. Мормоны, сведенборгиане, представители такой влиятельной в Японии необуддистской организации, как Сока-Гаккай, или известной неоиндуистской организации Миссия Рамакришны — это явление распространения религиозности ____________ (маргинальной)
14. Наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение общественных институтов и отношений религиозному влиянию — это ______________ (сакрализация)
15. Наиболее заметная фаза нового религиозного движения и резко негативного отношения к социальному окружению и к господствующим церковным организациям (этим объясняются их характерные названия: «религиозный протест», «альтернативные религии») — это _____________ (консолидация)
16. Небольшая религиозная группа, объединяющая людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющая харизматического лидера, обозначается термином (культ)
17. Одно из важнейших требований, которое религии мира предъявляют к власти и выполнение которого должно обеспечить в обществе отношения мира и согласия, — это забота власти о благосостоянии ______________ (граждан)
18. Определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата — это ___________ (процесс)
19. Особенностью заключительной фазы развития новых религиозных движений в отношении с окружающим миром, умиротворение протеста и ассимиляция в среде «добропорядочных» религиозных объединений, пользующихся общественным признанием и правовым статусом, является смягчение _________________ (конфронтации)
20. Политический процесс, несущий в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей, является характерным признаком типа _______________ (радикально-реформаторского)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к зачету
Социальная концепция русской православной церкви и её роль в жизни общины
Роль религиозного института в миграционной политике
Благотворительная деятельность религиозных общин
Исламский институт и его роль в помощи мигрантам
НРД и их социальная активность
Работа представителей религиозных институтов в пенициарной системе
Место религии в современном обществе
Религия, как инструмент социальной мобильности
Социальноя роль релииозного института
Работа РПЦ в пенициарной сситеме РФ
Протестанские движения, и их роль по адаптации нарко и алкозависимого населения на территории РФ
Региональная специфика религиозных общин в процессе социальной адаптации населения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сторчак В. М., Элбакян Е. С. Социология религии: Учебник для вузов: Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/470532
Л1.2 Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Торохтий В. С. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Религия как фактор социальной адаптации в современном мире" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать