МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнокультурология тюркского мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильЭтнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_История искусств_ЭТМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. культурологии, Доцент, Балакина Елена Ивановна

Рецензент(ы):
канд искусствовед., Доцент, зав. каф., Кирюшина Юлия Влдадимировна

Рабочая программа дисциплины
Этнокультурология тюркского мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации деятельности в сфере изучения искусства славяно-тюркских народов Центральной Азии для достижения практико-ориентированных результатов образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие и особенные духовные традиции в развитии национальных культур и национальных традиций славяно-тюркских народов Центральной Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания для гуманитарного прочтения художественных текстов и воспитания эстетического вкуса и культуры чувств на основе духовного и художественного наследия культур славяно-тюркских народов Центральной Азии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Национальный орнамент как духовный исток искусства народов Центральной Азии
1.1. Сакральный язык национального орнамента тюркских народов Лекции 2 1 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Священные письмена национального орнамента русского народа Практические 2 2 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Синкретические духовные традиции в орнаменте монгольских народов Сам. работа 2 12 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.4. Эпические традиции тюркских народов Лекции 2 1 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Духовные, мировоззренческие особенности тюркского эпоса как феномена культуры Практические 2 2 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.6. Исполнительские и символические особенности тюркского эпоса Сам. работа 2 20 УК-5, УК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Культура тюркского мира как кочевой тип
2.1. Типологические особенности кочевого типа культуры Лекции 2 2 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.3
2.2. Типологические особенности кочевого типа культуры Практические 2 2 УК-5, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.3. Методология исследования культуры тюркского мира Сам. работа 2 22 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.4. Сакральные традиции культуры тюркского мира Лекции 2 2 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.5. Ритуальные практики,дом, костюм и народные промыслы Практические 2 2 УК-5, УК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Ремесленное творчество: знаки и символы в тюркской народной культуре Сам. работа 2 36 УК-5, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
3. Проанализируйте и назовите уникальные особенности казахской народной культуры, выраженные в символике и построении национального орнамента.
4. Выделите и назовите общие черты картины мира и орнаментальной традиции казахского и русского народов.
5. Из предложенного иллюстративного ряда выделите и отберите орнаменты с растительной, зооморфной символикой, с универсальными мотивами космического мироустройства. Поясните кратко ваш выбор.
6. Назовите символы, которые вы встречали в национальных орнаментах русского, казахского и киргизского народа.
7.Чем вы можете объяснить наличие множества сходных простых геометрических символов в орнаментах всех народов Центральной Азии? Приведите примеры.
8. Почему и у кочевых, и у земледельческих народов самое широкое распространение получили растительные орнаменты? Поясните ваши выводы
9. Какое значение имел жанр пейзажа в русской живописи? Приведите пример из известных вам пейзажных работ русских художников.
10. Как изменяются в профессиональном художественном творчестве уже известные вам солярные мотивы традиционной русской культуры? Приведите примеры
11. Какие важные культурно-исторические задачи решало в русском изобразительном искусстве товарищество Передвижников? Кого из художников товарищества Передвижников вы запомнили?
12. Какие жанровые исторические картины вам запомнились? Кто их авторы? Расскажите об одной из них.
13. Какие причины и условия способствовали зарождению и успешному развитию профессионального изобразительного искусства в Казахстане?
14. Что вы могли бы назвать главной особенностью творчества первых казахских художников? Чьи имена и картины вы запомнили?


.
9.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Символы огня в орнаменте русского народа
Символы солнца в орнаменте казахского народа
Символы воды в орнаменте киргизского народа
Символы животных в национальном прикладном искусстве монгольского народа
Священные символы национального орнамента русского народа (на выбор)
Сакральный язык национального костюма казахского народа
Духовный смысл «живых узоров» в убранстве жилища киргизского народа
Символы и традиции в оформлении быта монгольских народов
Творчество русских профессиональных художников (на выбор)
Первые мастера профессионального изобразительного искусства Казахстана (на выбор)
Становление профессионального изобразительного искусства в Кыргызстане (персоналии на выбор)
Творчество первых профессиональных живописцев в Монголии (на выбор)
И т.п.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов М.: Гаудеамус, 2004
Л1.2 Нехвядович Л.И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании: / Л. И. Нехвядович; АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. фак. искусств "Изобразительное искусство и архитектура Сибири": Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л1.3 Тавадов Г.Т. Этнология: учебник М.: Проект, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томилов Н.А. Тюркские народы Восточной Сибири : М.: Наука, 2008
Л2.2 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.3 Л. И. Шерстова; отв. ред. И. В. Октябрьская, В. Д. Славнин Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала ХХ века: монография Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Традиционная культура народов мира. Кунсткамера www.kunstkamera.ru
Э2 ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ bigenc.ru
Э3 Учебный курс в Moodle public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к экзамену

Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.