Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | Этнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_История искусств_ЭТМ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна
1.1. | • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации деятельности в сфере изучения искусства славяно-тюркских народов Центральной Азии для достижения практико-ориентированных результатов образования |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие и особенные духовные традиции в развитии национальных культур и национальных традиций славяно-тюркских народов Центральной Азии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания для гуманитарного прочтения художественных текстов и воспитания эстетического вкуса и культуры чувств на основе духовного и художественного наследия культур славяно-тюркских народов Центральной Азии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Национальный орнамент как духовный исток искусства народов Центральной Азии | ||||||
1.1. | Сакральный язык национального орнамента тюркских народов | Лекции | 2 | 1 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
1.2. | Священные письмена национального орнамента русского народа | Практические | 2 | 2 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
1.3. | Синкретические духовные традиции в орнаменте монгольских народов | Сам. работа | 2 | 12 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
1.4. | Эпические традиции тюркских народов | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3 | |
1.5. | Духовные, мировоззренческие особенности тюркского эпоса как феномена культуры | Практические | 2 | 2 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.6. | Исполнительские и символические особенности тюркского эпоса | Сам. работа | 2 | 20 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 2. Культура тюркского мира как кочевой тип | ||||||
2.1. | Типологические особенности кочевого типа культуры | Лекции | 2 | 2 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.3 |
2.2. | Типологические особенности кочевого типа культуры | Практические | 2 | 2 | УК-5, УК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Методология исследования культуры тюркского мира | Сам. работа | 2 | 22 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3 |
2.4. | Сакральные традиции культуры тюркского мира | Лекции | 2 | 2 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
2.5. | Ритуальные практики,дом, костюм и народные промыслы | Практические | 2 | 2 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
2.6. | Ремесленное творчество: знаки и символы в тюркской народной культуре | Сам. работа | 2 | 36 | УК-5, УК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
3. Проанализируйте и назовите уникальные особенности казахской народной культуры, выраженные в символике и построении национального орнамента. 4. Выделите и назовите общие черты картины мира и орнаментальной традиции казахского и русского народов. 5. Из предложенного иллюстративного ряда выделите и отберите орнаменты с растительной, зооморфной символикой, с универсальными мотивами космического мироустройства. Поясните кратко ваш выбор. 6. Назовите символы, которые вы встречали в национальных орнаментах русского, казахского и киргизского народа. 7.Чем вы можете объяснить наличие множества сходных простых геометрических символов в орнаментах всех народов Центральной Азии? Приведите примеры. 8. Почему и у кочевых, и у земледельческих народов самое широкое распространение получили растительные орнаменты? Поясните ваши выводы 9. Какое значение имел жанр пейзажа в русской живописи? Приведите пример из известных вам пейзажных работ русских художников. 10. Как изменяются в профессиональном художественном творчестве уже известные вам солярные мотивы традиционной русской культуры? Приведите примеры 11. Какие важные культурно-исторические задачи решало в русском изобразительном искусстве товарищество Передвижников? Кого из художников товарищества Передвижников вы запомнили? 12. Какие жанровые исторические картины вам запомнились? Кто их авторы? Расскажите об одной из них. 13. Какие причины и условия способствовали зарождению и успешному развитию профессионального изобразительного искусства в Казахстане? 14. Что вы могли бы назвать главной особенностью творчества первых казахских художников? Чьи имена и картины вы запомнили? . 9. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Символы огня в орнаменте русского народа Символы солнца в орнаменте казахского народа Символы воды в орнаменте киргизского народа Символы животных в национальном прикладном искусстве монгольского народа Священные символы национального орнамента русского народа (на выбор) Сакральный язык национального костюма казахского народа Духовный смысл «живых узоров» в убранстве жилища киргизского народа Символы и традиции в оформлении быта монгольских народов Творчество русских профессиональных художников (на выбор) Первые мастера профессионального изобразительного искусства Казахстана (на выбор) Становление профессионального изобразительного искусства в Кыргызстане (персоналии на выбор) Творчество первых профессиональных живописцев в Монголии (на выбор) И т.п. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Этнокультурология тюркского мира.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лурье С.В. | Историческая этнология: учеб. пособие для вузов | М.: Гаудеамус, 2004 | |
Л1.2 | Нехвядович Л.И. | Этническая традиция в современном гуманитарном знании: / Л. И. Нехвядович; АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. фак. искусств "Изобразительное искусство и архитектура Сибири": Монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | |
Л1.3 | Тавадов Г.Т. | Этнология: учебник | М.: Проект, 2004 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Томилов Н.А. | Тюркские народы Восточной Сибири : | М.: Наука, 2008 | |
Л2.2 | Степанская Т.М. | Очерки истории искусства Алтая: | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Л. И. Шерстова; отв. ред. И. В. Октябрьская, В. Д. Славнин | Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала ХХ века: монография | Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Традиционная культура народов мира. Кунсткамера | www.kunstkamera.ru | ||
Э2 | ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ | bigenc.ru | ||
Э3 | Учебный курс в Moodle | public.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Правила самостоятельной работы с литературой Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Методические указания по подготовке к экзамену Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом. При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты: • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале). • Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей. • Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. • Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения. Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте. |