МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности рассмотрения экологических и земельных споров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ГП-с,ТП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Калашник Н.И.

Рецензент(ы):
Ст преп, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Особенности рассмотрения экологических и земельных споров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф. Рехтина И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф. Рехтина И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является профессиональная подготовка обучающихся в сфере экологического права и земельного права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и земельного права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение и усвоение процессуальных особенностей споров, вытекающих из экологических и земельных правоотношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданского судопроизводства и трудового права.
ПК-2.1 Знает структуру правоотношений, сферу действия правовых норм и порядок принятия актов правоприменения.
ПК-2.2 Умеет квалифицировать общественные отношения.
ПК-2.3 Владеет навыками вынесения актов правоприменения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2: структуру правоотношений, сферу действия правовых норм и порядок принятия актов правоприменения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2: квалифицировать общественные отношения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2: навыками вынесения актов правоприменения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и признаки экологического и земельного споров Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Классификация экологических и земельных споров Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Досудебное урегулирование споров, возникающих из земельных и экологических правоотношений Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Особенности рассмотрения экологических споров Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Предмет спора, предмет иска и предмет доказывания в спорах, возникающих из экологических и земельных правоотношений. Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Подведомственность и подсудность споров, возникающих из экологических и земельных правоотношений. Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.7. Субъектный состав при рассмотрении в судах споров, возникающих из экологических и земельных правоотношений. Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Возбуждение гражданского судопроизводства по делам, возникающим из экологических и земельных правоотношений. Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Судебно-экологическая экспертиза по исследованию экологического состояния объектов окружающей среды и ее значение. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.10. Судебное разбирательство по спору, возникающему из экологических и земельных правоотношений Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Особенности рассмотрения земельных споров Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Разрешение земельных споров в административном порядке Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Разрешение земельных споров в административном порядке Сам. работа 2 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
Раздел 3.
3.1. Доказывания и доказательства по земельным и экологическим спорам Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Доказывания и доказательства по земельным и экологическим спорам Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2: Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданского судопроизводства и трудового права.

1. Нормами экологического права регулируются отношения
а) по поводу охраны природы;
б) по поводу природопользования;
в) по использованию компонентов природной среды, изъятых из естественной среды обитания.
Ответ : а, б

2. Окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

3. Природная среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

4. Природоохранные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: а

5. Природоресурсные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: б

6. Объектами земельных отношений являются
а) земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков;
б) земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки;
в) земельные участки, части земельных участков.
Ответ: а

7. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится
а) в ведении Российской Федерации;
б) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Ответ: б

8. Земельное законодательство регулирует отношения
а) по использованию и охране земель;
б) по использованию и охране земель, по использованию и охране недр;
в) по использованию земель и недр.
Ответ: а

9. Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ
а) применяются правила международного договора;
б) применяются правила земельного кодекса.
Ответ: б

10. Споры с участием граждан, организаций, возникающие из экологических правоотношений разрешают
а) суды общей юрисдикции;
б) третейские суды;
в) мировые судьи.
Ответ: а

11. Споры с участием граждан, организаций, возникающие из земельных правоотношений разрешают
а) районные суды;
б) третейские суды;
в) мировые судьи.
Ответ: а,в

12. Если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими хозяйственной деятельности, вытекают из экономических отношений данных субъектов, то они подлежат рассмотрению
а) в арбитражном суде;
б) в районном суде;
в) мировым судьей.
Ответ: а

13. В суд с требованиям о защите права граждан на благоприятную окружающую среду вправе обратиться
а) гражданин; общественные объединения и некоммерческие организации, прокурор;
б) общественные объединения и некоммерческие организации;
в) прокурор
Ответ: а

14. До принятия дела к производству судом земельный спор
а) может быть передан сторонами на разрешение третейский суд;
б) не может быть передан сторонами на разрешение третейский суд.
Ответ: а

15. Благоприятной является окружающая среда состояние которой соответствует
а) нормативам качества окружающей среды;
б) нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;
в) нормативам допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Экологические споры — это споры, связанные с вопросами ________________________
Ответ: охраны окружающей среды и природопользования.

2. С какой целью устанавливаются нормативы качества окружающей среды?
Ответ: для оценки состояния окружающей среды.
3.Перечислите нормативы качества окружающей среды
Ответ: нормативы качества, установленные для химических показателей, для физических показателей, для биологических показателей, иные показатели.
4. Экологические споры рассматриваются в _____________________________________________ порядке.
Ответ: судебном
5. Каждый гражданин имеет право на _____________________________________
Ответ: благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
6. Граждане имеют право направлять обращения в _____________________________________ о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране
Ответ: органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам.
7. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие ____________________________
Ответ: в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
8. Общественные объединения могут ли быть участниками экологических споров ?
Ответ: могут
9. Могут ли быть предметом экологического спора решения и мероприятия, связанные с выполнением правил по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию и захоронению производственных и бьгговых отходов?
Ответ: могут

10. ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает______________ разрешения экологических споров
Ответ: порядок
11. Допускается ли внесудебное разрешение экологического спора?
Ответ: допускается
12. Объектами земельных отношений являются________________
Ответ: земля как природный объект и природный ресурс, земельный участок, части земельных участков
13. Земельный участок как объект права собственности является _____________, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи
Ответ: недвижимой вещью
14. Земельный участок имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве____________________________
Ответ: индивидуально определенной вещи
15. Земельные споры рассматриваются в ___________________ порядке.
Ответ: судебном
16. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в _________________________________
Ответ: третейский суд
17. Спор о границах земельного участка является экологическим или земельным спором?
Ответ: земельным спором
18. За совершение экологического правонарушения наступает ___________________________________________________________ ответственность.
Ответ: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
19. . Понятия "земельный спор" и "спор о правах на земельный участок" соотносятся как __________________________________________ .
Ответ: общее и частное
20. Права общественных объединений в области охраны окружающей среды устанавливает ФЗ __________________--
Ответ: «Об охране окружающей среды»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам . В билет входит 2 вопроса.
Вопросы к зачету
1. Понятие и признаки экологического спора
2. Понятие и признаки земельного спора
3. Виды экологических споров
4. Виды земельных споров
5. Отношения, регулируемые экологическим правом
6. Отношения, регулируемые земельным правом
7. Система экологического законодательства
8. Система земельного законодательства
9. Досудебное урегулирование споров, возникающих из экологических, земельных правоотношений
10. Подведомственность и подсудность споров, возникающих из экологических правоотношений
11. Подведомственность и подсудность споров, возникающих из экологических правоотношений
12. Процессуальные особенности рассмотрения судами экологических и земельных споров.
13. Проблемы применения норм экологического права при разрешении экологических споров
14. Проблемы применения норм земельного права при разрешении земельных споров
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скворцов, О. Ю. Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации : учебник : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агапов, А. Б., Административная ответственность : учебник Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
Л2.2 Ярков, В.В. Гражданский процесс: учебник — Москва : Infotropic Media, , 2014 https://e.lanbook.com/book/58142
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Особенности рассмотрения экологических и земельных споров portal.edu.asu.ru
Э2 Федеральное агентство лесного хозяйства - http://www.rosleshoz.gov.ru
Э3 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru
Э4 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - http://www.fsvps.ru
Э5 Федеральное агентство по рыболовству - http://www.fish.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих трудовые отношения. Обучающиеся должны уяснить, что нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов, будь они работниками или работодателями; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов, регламентируют забастовки и т.д. Кроме того, обучающимся необходимо научиться ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два теоретико-практических вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.