МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегическое планирование социально-экономического развития территории в условиях цифровой трансформации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и корпоративное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_Государственное и муниципальное управление_ГиКУ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Стратегическое планирование социально-экономического развития территории в условиях цифровой трансформации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1000)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков по методологии планирования социально-экономического развития территорий, умений применять полученные знания в своей практической деятельности.
Задачами изучения являются: сформировать теоретические знания в области планирования социально-экономического развитии территорий;
изучить действующие нормативные документы в сфере планирования социально-экономического развития территорий.
выработать умения использовать нормативные документы в сфере планирования социально-экономической деятельности в своей повседневной работе.
практическое освоение методик анализа планов и программ социально-экономического развития территорий.
обучения умению оценивать планы и программы социально-экономического развития территорий с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных экономических последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять стратегическое планирование деятельности органа власти; организовывать разработку и реализацию управленческих решений; обеспечивать осуществление контрольно-надзорной деятельности на основе риск-ориентированного подхода;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методологические основы принятия и обоснования организационно-управленческих решений
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять стратегическое планирование деятельности органа власти;
Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения и оценивать их эффективность
Умеет обосновывать, организовывать и разрабатывать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Владеет навыками осуществления контрольно-надзорной деятельности на основе риск- ориентированного подхода;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологичекие и теоретические основы планирования социально-экономического развития территории
1.1. Научные основы планирования Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Научные основы планирования Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Научные основы планирования Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Методология планирования Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Методология планирования Лекции 2 2 ОПК-2
1.6. Методология планирования Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Организация планирования социально-экономического развития Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Организация планирования социально-экономического развития Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Исторический опыт социально-экономического планирования в СССР и за рубежом. Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития территорий
2.1. Стратегическое планирование Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Стратегическое планирование Сам. работа 2 17 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Стратегическое планирование Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Программно-целевое планирование Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Территориальное планирование Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Национальные проекты Сам. работа 2 16 ОПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прокопов Ф.Т. - отв. ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 И. Н. Ильина [и др.] ; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сушенцева Н.В., Псарев В.И., Гончаров И.А. Вопросы территориального планирования: учеб.-метод. пособие Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лимонов Л.Э. - под общ. ред., Жихаревич Б.С. - под ред., Одинг Н.Ю. - под ред., Русецкая О.В. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://transeconom.boom.ru – материалы по транзитивной экономике.
Э2 2. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).
Э3 3. http:// www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).
Э4 4. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
Э5 5. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.
Э6 6. http://www.csr.ru – Центр стратегических разработок.
Э7 7. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).
Э8 8. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.
Э9 9. http://www.ido.nstu.ru – Образовательный портал НГТУ, учебные материалы, факультет бизнеса, стратегическое планирование.
Э10 Курс в Moodle Курс в moodle Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.