МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Облачные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильЭкономика и финансы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv38_03_01_Экономика_ЭиФ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Канд. физ.-мат. наук, Доц., Юдинцев А.Ю.

Рецензент(ы):
Канд. экон. наук, Доц., Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Облачные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирования знаний об основных технологиях, реализуемых в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
умений формировать виртуальную облачную среду разработки программного обеспечения с использованием современных информационных технологий;
проводить разработку в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач.
ОПК-5.1 Знает современные информационные технологии и программные средства необходимые для профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Умеет использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач
ОПК-6Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-6.1 Знает основные современные информационные технологии, принципы взаимодействия со службами информационных технологий
ОПК-6.2 Умеет применять методы и программные средства обработки деловой информации во взаимодействии со службами информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные технологии, реализуемые в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
знать основные технологии формирования виртуальных облачных сред, технологии разработки программного обеспечения с использованием современных облачных информационных технологий;
знать технологии и методы разработки в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.использоваать основные технологии, реализуемые в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
применять основные технологии формирования виртуальных облачных сред, технологии разработки программного обеспечения с использованием современных облачных информационных технологий;
использовать технологии и методы разработки в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования основных технологии, реализуемые в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
навыками применения основных технологий формирования виртуальных облачных сред, технологий разработки программного обеспечения с использованием современных облачных информационных технологий;
навыками использования технологий и методов разработки в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Облачные информационные технологии и киберфизические системы
1.1. Введение в дисциплину Облачные информационные технологии и киберфизические системы Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 16 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Облачные хранилища данных. AWS, Microsoft, Google, Yandex Лекции 8 4 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Облачные хранилища данных. AWS, Microsoft, Google, Yandex Сам. работа 8 16 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Облачные хранилища данных. AWS, Microsoft, Google, Yandex Лабораторные 8 6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Облачные сервисы Microsoft, Google, Yandex. Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.7. Облачные сервисы Microsoft, Google, Yandex. Лабораторные 8 6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.8. Облачные сервисы Microsoft, Google, Yandex. Сам. работа 8 10 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.9. Выполнение индивидуального задания Лабораторные 8 6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.10. Выполнение индивидуального задания Сам. работа 8 10 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Интернет вещей и киберфизические системы
2.1. Основы промышленного инртернета вещей и киберфизические системы Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.2. Основы промышленного инртернета вещей и киберфизические системы Сам. работа 8 6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Основы промышленного инртернета вещей и киберфизические системы Лабораторные 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.4. Сферы применения индустриальных киберфизических систем Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.5. Сферы применения индустриальных киберфизических систем Сам. работа 8 10 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.6. Сферы применения индустриальных киберфизических систем Лабораторные 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.7. Проектирование индустриальных киберфизических систем Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 10 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.9. Проектирование индустриальных киберфизических систем Лабораторные 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.10. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 10 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.11. Кибербезопасность в Интернете вещей Лекции 8 4 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 10 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.13. Кибербезопасность в Интернете вещей Лабораторные 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.14. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 11 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11534
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Изолированный программный контейнер, который работает с собственной ОС и приложениями, подобно физическому компьютеру – это
(1) виртуальная машина
(2) виртуализация
(3) хостовая операционная система
(4) эмулятор виртуальной машины
Ответ: 1
2.Как называется внедрение облачных вычислений, в котором часть системы размещается в публичном "облаке", а часть в приватном "облаке"?
(1) гибридное облако
(2) публичное облако
(3) частное облако
(4) закрытое облако
Ответ: 1
3.Абстракция вычислительных ресурсов и предоставление пользователю системы, которая "инкапсулирует" (скрывает в себе) собственную реализацию – это
(1) виртуальная машина
(2) виртуализация
(3) хостовая операционная система
(4) эмулятор виртуальной машины
Ответ: 2
4.Набор вычислительных веб-сервисов, которые составляют вычислительную облачную платформу, представленную компанией Amazon – это
(1) Amazon Wuala
(2) Amazon Web Services
(3) Yunpan 360
(4) Amazon OneDrive
Ответ: 2
5.Подход, при котором модификация ядра гостевой ОС выполняется таким образом, что в нее включается новый набор API, через который она может напрямую работать с аппаратурой, не конфликтуя с другими виртуальными машинами, называется
(1) паравиртуализацией
(2) полной виртуализацией
(3) монолитный
Ответ: 1
6.Сервис для построения масштабируемых, устойчивых приложений – это
(1) Amazon DevPay
(2) Amazon CloudFront
(3) Amazon Simple Workflow (SWF)
(4) Amazon Relational Database Service (RDS)
Ответ: 3
7.Какая виртуализация подразумевает использование одного ядра хостовой ОС для создания независимых параллельно работающих операционных сред?
(1) виртуализация на уровне ядра ОС
(2) виртуализация сети
(3) виртуализация приложений
(4) виртуализация представлений
Ответ: 1
8.Как называется облачный диск, который в отличие от многих других подобных хранилищ, передает файлы в интернете только в зашифрованном виде?
(1) Облачный диск Wuala
(2) Яндекс.Диск
(3) Облако@mail.ru
(4) Диск Google
Ответ: 1
9.Комбинация соединений с удаленным рабочим столом и виртуализации – это
(1) Virtual Desktop Infrastructure (VDI)
(2) Технология NVIDIA GRID
(3) Amazon WorkSpace
(4) Сервис DaaS
Ответ: 1
10.Как называется интеллектуальный анализ ретроспективных данных с помощью вычислительных систем для прогнозирования будущих тенденций или поведения?
(1) нейронное обучение
(2) машинное обучение
(3) гибридное обучение
(4) облачные вычисления
Ответ: 2
11.Компоненты, обеспечивающие всестороннюю виртуализацию ресурсов серверов, хранилищ и сетей, их объединение и точное выделение приложениям по требованию и в соответствии с приоритетами бизнеса – это
(1) службы инфраструктуры
(2) службы приложений
(3) технология NVIDIA GRID
(4) сервис DaaS
Ответ: 1
12.Дисковые разделы виртуальных машин, которые хранятся в виде файлов в файловой системе операционной системы узла – это
(1) облачные диски
(2) частные диски
(3) виртуальные диски
(4) публичные диски
Ответ: 3
12.Модель использования сервисов облачных вычислений, предлагающая доступ к низкоуровневым ресурсам (хранилищам данных, вычислительным устройствам и памяти), называется
(1) инфраструктура как сервис
(2) платформа как сервис
(3) приложение как сервис
Ответ: 1
14.Стандартами управления корпоративными и облачными вычислительными ресурсами занимается
(1) Distributed Management Task Force
(2) Cloud Standards Customer Councll
(3) National Institute of Standards and Technology (NIST)
(4) Cloud Data Management Interface (CDMI)
Ответ: 1
15.Модель взаимодействия компонент, которая связывает различные функциональные модули приложений (сервисы) между собой с помощью четко определяемых интерфейсов – это
(1) сервис-ориентированная архитектура
(2) Virtual Desktop Infrastructure (VDI)
(3) технология NVIDIA GRID
(4) сервис DaaS
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Платформа как услуга ….
Ответ: модель PaaS
2. Программное обеспечение, устанавливаемое на хостовую операционную систему и состоящее из монитора виртуальных машин и графической оболочки – это
Ответ: эмулятор виртуальной машины

3. Концепция какого облака позволяет объединить в единое облачное пространство внутреннее (onsite) корпоративное облако и внешнее (offsite) облако сервис-провайдера?
Ответ: гибридного облакa
4. Виртуализация, которая основывается на логическом распределении ресурсов на отдельные части, называется
Ответ: доменной
5. Сеть доставки контента (CDN) для доставки объектов в локации, приближенные к запросу – это
Ответ: Amazon CloudFront
6. При использовании какого типа программной эмуляции инструкции интерпретируются и преобразуются в инструкции, воспринимаемых реальным процессором?
Ответ: полной эмуляции инструкции
7. Как называется веб-сервис, входящий в инфраструктуру Amazon Web Services и предоставляющий вычислительные мощности в облаке?
Ответ: Amazon Elastic Compute Cloud (Amazon EC2)
8. Какая виртуализация подразумевает применение модели сильной изоляции прикладных программ с управляемым взаимодействием с ОС, в которой виртуализируются каждый экземпляр приложений, все его основные компоненты: файлы (включая системные), реестр, шрифты, INI-файлы, COM-объекты, службы?
Ответ: виртуализация приложений
9.Расширение Hadoop на основе облачных технологий – это
Ответ: HDInsight
10.Сочетание возможностей, которое формирует уровень абстракции для ресурсов физического хранилища и поддерживает их адресацию, оптимизацию и администрирование в виртуальной среде – это
Ответ: виртуализация хранилищ
11. Как называются выделенные оптоволоконные подключения частных сетей к Azure?
Ответ: ExpressRoute
12. Какой подход размещает гипервизор в едином уровне, который включает компоненты, такие как ядро, драйверы устройств и стек ввода/вывода?
Ответ: монолитный
13.Какая организация занимается разработкой стандартов в сфере облачных вычислений и их совместимостью?
Ответ: Open Cloud Consortium
14.Модель использования сервисов облачных вычислений, в котором поставщик облачных услуг реализует всю бизнес-логику в рамках определенного приложения, называется
Ответ: приложение как сервис
15. Требования к использованию облачных вычислений в госсекторе США определяет
Ответ: National Institute of Standards and Technology (NIST)
16. Инфраструктура как услуга это …
Ответ: модель IaaS
17.Создание и внедрение технологий, помогающие опосредованно защищать окружающую среду – это
Ответ: IT for green
18.Какая виртуализация подразумевает эмуляцию интерфейса пользователя, т.е. пользователь видит приложение и работает с ним на своем терминале?
Ответ: виртуализация представлений
19. Какой подход использует очень тонкий, специализированный гипервизор, выполняющий лишь основные задачи обеспечения изоляции разделов и управления памятью?
Ответ: микроядерный
20 Программное обеспечение как услуга это….
Ответ: модель SaaS

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Облачный файлообменник Ким Доткома, основателя легендарного Megaupload – это
(1) Mega
(2) Copy
(3) Bitcasa
(4) Yunpan 360
Ответ: 1
2.Как называется операционная система, установленная на реальное оборудование? В рамках этой операционной системы устанавливается программное обеспечение виртуализации как обычное приложение.
(1) виртуальная машина
(2) виртуализация
(3) хостовая операционная система
(4) эмулятор виртуальной машины
Ответ: 3
3.Облачное хранилище данных от компании Mail.Ru Group, позволяющее пользователям хранить свои данные в облаке и синхронизировать данные на разных устройствах, а также делиться ими с другими пользователями – это
(1) Google Drive
(2) Облако@mail.ru
(3) Dropbox@mail.ru
(4) Bitcasa@mail.ru
Ответ: 2
3.Операционная система, устанавливаемая на созданную виртуальную машину – это
(1) гостевая операционная система
(2) хостовая операционная система
(3) эмулятор виртуальной машины
Ответ: 1
5.Система биллинга и управления аккаунтами для приложений, которые построены на Amazon Web Services –
(1) Amazon DevPay
(2) Amazon CloudFront
(3) Amazon Simple Workflow (SWF)
(4) Amazon Relational Database Service (RDS)
Ответ: 1
6.Подход, при котором используются не модифицированные экземпляры гостевых операционных систем, а для поддержки работы этих ОС служит общий слой эмуляции их исполнения поверх хостовой ОС, в роли которой выступает обычная операционная система, называется
(1) паравиртуализацией
(2) полной виртуализацией
(3) монолитный
Ответ: 2
7.Система, которая предоставляет масштабируемый сервер баз данных с поддержкой MySQL и Oracle – это
(1) Amazon DevPay
(2) Amazon CloudFront
(3) Amazon Simple Workflow (SWF)
(4) Amazon Relational Database Service (RDS)
Ответ: 4
8.Полное воспроизведение физической сети программным методом – это
(1) виртуализация на уровне ядра ОС
(2) виртуализация сети
(3) виртуализация приложений
(4) виртуализация представлений
Ответ: 2
9.Служба базы данных документов NoSQL, разработанная для реализации прямой поддержки JSON и JavaScript внутри системы базы данных – это
(1) Azure DocumentDB
(2) HDInsight
(3) Amazon DevPay
(4) Amazon Web Services
Ответ: 1
10.Решение для виртуализации GPU, удаленного доступа и управления сеансом, которое позволяет нескольким пользователям одновременно работать с графически насыщенными приложениями, используя общие ресурсы GPU – это
(1) Virtual Desktop Infrastructure (VDI)
(2) Технология NVIDIA GRID
(3) Amazon WorkSpace
(4) Сервис DaaS
Ответ: 2
11.Как называется приемник в Azure на основе публикации и подписки с высокой степенью масштабируемости, который принимает миллионы событий в секунду, чтобы можно было обработать и проанализировать большой объем данных с подключенных устройств и из приложений?
(1) трансформаторы событий
(2) планировщики событий
(3) концентраторы событий
(4) маршрутизаторы
Ответ: 3
12.Компоненты, предоставляющие встроенные элементы управления уровнями обслуживания для всех приложений на платформе vSphere независимо от их типа или ОС – это
(1) службы инфраструктуры
(2) службы приложений
(3) технология NVIDIA GRID
(4) сервис DaaS
Ответ: 2
13.Комплексное облачное решение для управления идентификацией и доступом, предоставляющее надежные функции для управления пользователями и группами и помогающее обеспечить безопасный доступ к приложениям, включая такие службы Microsoft Online Services, как Office 365 и множество приложений SaaS сторонних разработчиков – это
(1) Azure DocumentDB
(2) Azure HDInsight
(3) AppDynamics
(4) Azure Active Directory
Ответ: 4
14.Прикладной программный интерфейс, обеспечивающий приложению возможность работы в условиях "облаков". Приложение фактически работает под управлением специализированной операционной системы, предоставляемой поставщиком облачных вычислений.
(1) инфраструктура как сервис
(2) платформа как сервис
(3) приложение как сервис
Ответ: 2
15.Разработкой облачных стандартов, отражающих интересы пользователей облачных вычислений, занимается
(1) Distributed Management Task Force
(2) Cloud Standards Customer Councll
(3) National Institute of Standards and Technology (NIST)
(4) Cloud Data Management Interface (CDMI)
Ответ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каком "облаке" доступ к услугам ограничен организацией или другой группой лиц, при этом клиент осуществляет контроль над сервисом или сам владеет им и участвует в его реализации?
Ответ: гибридном облаке
2.Доставка контента пользователям в надежной сети распределенных центров обработки данных в Azure – это
Ответ: сеть кэширующих серверов
3. Спецификацией по управлению облачными системами занимается
Ответ: Cloud Data Management Interface (CDMI)
4. Какая из схем позволяет более быстро выполнять запросы о структуре размерностей?
Ответ: схема "снежинка"
5. Для каких из приведенных ниже целей в Microsoft Data Analyzer используется язык XML?
Ответ: для хранения файлов, для хранения отображений, для хранения вычисляемых измерений
6.Подход, при котором модификация ядра гостевой ОС выполняется таким образом, что в нее включается новый набор API, через который она может напрямую работать с аппаратурой, не конфликтуя с другими виртуальными машинами, называется
Ответ: паравиртуализацией
7.Сервис для построения масштабируемых, устойчивых приложений – это
Ответ: Amazon Simple Workflow (SWF)
8.Какая виртуализация подразумевает использование одного ядра хостовой ОС для создания независимых параллельно работающих операционных сред?
Ответ: виртуализация на уровне ядра ОС
9.Как называется облачный диск, который в отличие от многих других подобных хранилищ, передает файлы в интернете только в зашифрованном виде?
Ответ: Облачный диск Wuala
10. Комбинация соединений с удаленным рабочим столом и виртуализации – это
(2) Технология NVIDIA GRID
(3) Amazon WorkSpace
(4) Сервис DaaS
Ответ: Virtual Desktop Infrastructure (VDI)
11.Модель взаимодействия компонент, которая связывает различные функциональные модули приложений (сервисы) между собой с помощью четко определяемых интерфейсов – это
Ответ: сервис-ориентированная архитектура
12.Как называется операционная система, установленная на реальное оборудование? В рамках этой операционной системы устанавливается программное обеспечение виртуализации как обычное приложение.
Ответ: хостовая операционная система
13.Облачное хранилище данных от компании Mail.Ru Group, позволяющее пользователям хранить свои данные в облаке и синхронизировать данные на разных устройствах, а также делиться ими с другими пользователями – это
Ответ: Облако@mail.ru
14. Операционная система, устанавливаемая на созданную виртуальную машину – это
Ответ: гостевая операционная система
15. Система биллинга и управления аккаунтами для приложений, которые построены на Amazon Web Services –
Ответ: Amazon DevPay
15.Подход, при котором используются не модифицированные экземпляры гостевых операционных систем, а для поддержки работы этих ОС служит общий слой эмуляции их исполнения поверх хостовой ОС, в роли которой выступает обычная операционная система, называется
Ответ: полной виртуализацией
16.Система, которая предоставляет масштабируемый сервер баз данных с поддержкой MySQL и Oracle – это
Ответ: Amazon Relational Database Service (RDS)
17.Полное воспроизведение физической сети программным методом – это
Ответ: виртуализация сети
18. Решение для виртуализации GPU, удаленного доступа и управления сеансом, которое позволяет нескольким пользователям одновременно работать с графически насыщенными приложениями, используя общие ресурсы GPU – это
Ответ: Технология NVIDIA GRID
19.Служба базы данных документов NoSQL, разработанная для реализации прямой поддержки JSON и JavaScript внутри системы базы данных – это
Ответ: Azure DocumentDB
20.Иерархии, в которых число уровней может быть изменено, и каждая ветвь иерархического дерева может содержать объекты, принадлежащие не всем уровням, а только нескольким первым, называют
Ответ: несбалансированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 задания: 1 вопрос теоретического характера и 1 задача практико-ориентированного характера .

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. XML-документы. Well-formed XML документы. Элементная, атрибутная, смешанная модели XML-документов.
2. Использование среды Visual Studio для создания и редактирования XML-документов, создания XSD-схем.
3. XSD-схемы.
4. Валидация XML-документов в .Net.
5. Создание XML-документа из объекта RecordSet ADO.
6. Создание XML-документа из наборов данных .Net.
7. Основы объектной модели Microsoft.XMLDOM.
8. Использование Microsoft.XMLDOM для редактирования XML-данных.
9. Особенности использования XML-данных в HTA, HTML-документах.
10. XML-остров. Динамическое создание XML-объектов в HTA, HTML-документах.
11. HTML-элементы, поддерживающие привязывание данных.
12. Привязывание XML данных к одиночным DHTML-элементам.
13. Привязывание XML данных к табличным DHTML-элементам.
14. Привязывание иерархических данных.
15. Элементы XPath.
16. XSLT преобразования XML документов.
17. Реализация XSLT преобразований на платформе .Net.
18. Использование XSLT c SAX.
19. Основы работы с технологией XAML.
20. Понятие сериализации. Реализация процедуры сериализации в .Net.
21. JSON сериализация в .Net.
22. XML сериализация в .Net.
23. Классы. Списки объектов. Делегаты и анонимные методы.
24. LINQ запросы. LINQ to Object, LINQ to XML.
25. Основы работы с технологией ASP. Асинхронные запросы.
26. Основы работы с технологией AJAX.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Создайте коллекцию сотрудников (класс Сотрудник) и коллекцию должностей (класс Должность). Свойства класса Должность: название, должностные обязанности, оклад. Разместите на форме 3 элемента ComboBox и ListBox. В первом выпадающем списке отобразите фамилии сотрудников, во втором – отделы, в третьем – должности. Выбирая значения из этих списков сформируйте коллекцию «Сотрудники» и отобразите ее в ListBox в виде таблицы с выровненными столбцами.
2. Создайте xml-документ «журнал выполненных сотрудниками работ» с полями: номер лицевого счета, ФИО, оклад, перечень выполненных договоров. Перечень выполненных договоров представляет собой список с полями: номер договора, дата договора, наименование заказчика, сумма.
Создайте два варианта xml-документа: в виде элементной и смешанной модели, используя атрибуты и элементы. Этот документ представляет иерархическую структуру данных. Сделайте hta-документ для отображения, редактирования и сохранения содержимого документа.
3. Создайте xml-документ «список товаров» (10-15 штук) со следующими характеристиками: номер товара, наименование, модель, цвет, цена. У каждого товара должен быть атрибут «наличие на складе». Подключите стилевой файл для демонстрации различных фильтров (выбор товаров определенного цвета, заданной марки, с заданной ценой). Отсортируйте товары по какому-либо полю.
4. Создайте многодокументное приложение с главным окном в виде контейнера. Реализуйте простейшую авторизацию для нескольких групп пользователей.
5. Создайте xml-документ (элементная или атрибутная модель) со списком сотрудников (структура элемента «сотрудник» в документе: номер лицевого счета, ФИО, оклад, номер отдела). В созданном xml-документе выберите всех сотрудников, работающих в отделе с заданным номером и окладом, больше заданного, отсортируйте сотрудников двумя способами: с помощью запроса Linq и обычными средствами C#.
6. Создайте hta-приложение для динамической загрузки данных XML-документа в первоначально пустой XMl-остров (по нажатию на кнопку «Обзор…» происходит выбор XML-файла, затем по щелчку на кнопку «Загрузить XML документ» должно произойти привязывание к таблице).
7. Создайте xml-документ «Список книг в библиотеке» (10-15 штук) со следующими характеристиками: номер , автор, наименование, издательство, количество страниц,. У каждой книги должен быть атрибут «наличие в библиотеке». Подключите стилевой файл для демонстрации различных фильтров (выбор книг определенного автора, издательства). Отсортируйте товары по какому-либо полю.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Отлично: Студентом задание выполнено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логических рассуждениях и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание выполнено рациональным способом.
Хорошо: Студентом задание выполнено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении и выполнении нет существенных ошибок; есть объяснение решения, допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно: Студентом задание выполнено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, задание выполнено не полностью или в общем виде.
Не удовлетворительно: Студентом задание не выполнено.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вязилов Е. Д. Архитектура, методы и средства Интернет-технологий: М. : КРАСАНД, 2009
Л1.2 Рыбальченко М.В. АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Мол Д. Создание облачных, мобильных и веб-приложений на F#: учебное пособие Москва : ДМК Пресс ЭБС «Лань», 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Астапчук В.А., Терещенко П.В. Корпоративные информационные системы: требования при проектировании: Учебное пособие: Учебное пособие Юрайт, 2019// ЭБС Университетская библиотека Online www.biblio-online.ru
Л2.2 И.В. Минина, А.В. Прилепина, Т.Ю. Спивак Основы современных компьютерных технологий [Электронныйй ресурс]: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492637
Л2.3 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Половикова О. Н. Проектирование программных систем на языке UML: метод. пособие по курсу "Технология программирования" Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум по информационным технологиям citforum.ru
Э2 Национальный открытый университет "Интуит" www.intuit.ru
Э3 Открытые системы www.osp.ru
Э4 Андреев, Третьяков Промышленный Интернет вещей books.ifmo.ru
Э5 Облачные технологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Oracle VirtualBox,
GNU/Linux (любой, общего назначения, с поддержкой репозитория),
стандартный набор утилит Linux,
ПО из репозитория GNU/Linux,
IBM Rational Software Architect Designer (дистрибутив),
Alfresco (дистрибутив),
Drupal (дистрибутив),
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3028