МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование по проблемам здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПК-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 84
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 84 84 84 84
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Доцент, Дынникова Е.С.

Рецензент(ы):
д-р. психол. наук, Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование по проблемам здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании по проблемам здоровья и самочувствия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования
ПК-1.1 Знает методологические и теоретические основы научно-исследовательской деятельности, методы оценки и тестирования в науке и образовании
ПК-1.2 Умеет проектировать дизайн научного исследования
ПК-1.3 Владеет навыками использования математических методов верификации научных гипотез
ПК-2Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса
ПК-2.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-2.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов)
ПК-3Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике
ПК-3.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-3.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики
ПК-4Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания
ПК-4.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-4.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания
ПК-5Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания
ПК-5.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-5.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проектировать дизайн научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологические причины заболеваний
1.1. Психосоматика: понятие, причины возникновения. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2
1.2. Развитие научных представлений о психосоматике. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2
1.3. Зачем нужна болезнь? Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Телесный симптом как нарушение коммуникации. Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2
1.5. Невыраженные переживания как причина возникновения симптома Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Психологичкская природа болезни. Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Специальные вопросы психологического консультирования по проблемам самочувствия и здоровья.
2.1. Консультирование при психосоматических расстройствах. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Совладание с приступами паники. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Психосоматический компонент ОРВИ. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Совладание с тревогой. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Техники работы с клиентом, переживающим утрату. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Консультирование при переживании страха. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.5
2.7. Консультирование клиентов с депрессией. Практические 3 1 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Консультирование при алкоголизме. Практические 3 1 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Консультирование при сексуальных проблемах. Практические 3 1 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.10. Совладание с чувством вины. Практические 3 1 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.11. Беседа с умирающим человеком. Практические 3 1 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.12. Консультирование по проблемам болезни партнера. Практические 3 1 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.13. Консультирование истерических личностей. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.6, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.14. Тревога в структуре невротической личности. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.4, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.15. Понятие внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.5
2.16. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.17. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.18. Консультирование в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.19. Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2
2.20. Консультирование по поводу психологических трудностей в планировании, выполнении различных видов деятельности, осуществлении выбора, постановке целей, поиске способов реализации целей, урегулировании конфликтов. Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.21. Консультирование обессивных личностей. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.22. Консультирование при параноидальных расстройствах. Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Консультативные случаи.
3.1. Разбор консультативных случаев. Практические 3 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.5
3.2. Разбор консультативных случаев. Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.5
Раздел 4. Технические приемы работы с телесным симптомом.
4.1. Техники работы с телесным симптомом. Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.5
4.2. Техники работы с телесным симптомом. Сам. работа 3 17 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.6, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.5
4.3. Консультации 3 84 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.6, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11282

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой тип стресса наиболее характерен для развития язвенной болезни?
А. переживание потери значимого объекта
Б. страх потерять работу, чье-то расположение, признание
В. перемещение и переезды за пределы привычного жизненного пространства
Г. ситуация ожидания
Ответ: А, Б

2. Какой тип внутриличностного конфликта наиболее характерен для психосоматических заболеваний?
А. между желаниями и долгом
Б. между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе
В. между эмоционально значимыми отношениями и агрессивными тенденциями
Ответ: В

3. Выберите общие признаки психосоматических заболеваний:
А. острое начало
Б. хроническое течение
В. относительная взаимосвязь с полом
Г. чаще манифестируют в пожилом возрасте
Ответ: Б, В

4. Какой тип личности из нижеперечисленных более характерен для больных язвенной болезнью?
А. псевдонезависимый
Б. тип "А"
В. неврастенический
Ответ: А

5. Выберите общие признаки психосоматических заболеваний:
А. острое
Б. хроническое
В. относительная взаимосвязь с полом
Г. чаще манифестируют в пожилом возрасте
Ответ: Б, В

6. Одним из основоположников психосоматики является
А. Р. Лурия
Б. Ф. Александер
В. Г. Селье
Ответ: Б

7. К личностным особенностям больных язвенной болезнью относят:
А. эмоциональное спокойствие
Б. склонность к тревоге, опасениям, страхам
Ответ: Б

8. Коронарный тип личности (Ф. Донбар) обнаруживает:
А. скрытность, способность сдерживаться
Б. синтонность
В. гипоманиакальность
Г. неспособность контролировать свои эмоции
Д. астеничность
Ответ: А

9. Оптимизация терапии больных психосоматическими заболеваниями значит:
А. назначение психотропных препаратов
Б. минимизация побочных эффектов
В. получение безусловно положительного эффекта
Г. снижение риска осложнений
Ответ: А, Б, В, Г

10. Термин "алекситимия" означает:
А. расстройство способности чтения
Б. расстройство способности к вербализации чувств, переживаний
В. замедление речи, наступающее во всех случаях заторможенного мышления
Ответ: Б

11. В патогенезе развития психосоматических расстройств по Исаеву Д.Н. имеет значение все, кроме:
А. наследственность
Б. личностные особенности
В. психотравмирующие события
Г. вес при рождении
Ответ: Г

12. Алекситимия рассматривается как психологический фактор риска возникновения:
А. заикания
Б. нервной анорексии
В. психосоматических расстройств
Г. расстройства речи
Ответ: В

13. Психосоматические нарушения:
А. Исчезают, если меняется жизненная ситуация
Б. «органные неврозы»
В. Телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологическими изменениями в органах
Ответ: Б, В

14. Частота встречаемости ПСР у детей и подростков в РФ колеблется:
А. от 40% – 60%
Б. от 4% - 18 %
В. от 25% - 45%
Ответ: А

15. К психосоматическим расстройствам относятся:
А. Бронхиальная астма
Б. О. лейкоз
А. Обмороки
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
Ответ: адаптационное (адаптивное) поведение

2. Стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
Ответ: адекватный стиль общения

3. Инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования или в ходе психокоррекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставленной цели.
Ответ: активная роль (психолога, клиента) в психологическом консультировании (в коррекционной работе)

4. Область осознаваемой действительности, представленной в сознании человека в данный момент времени; то, что человек осознает именно сейчас.
Ответ: актуальное сознание человека

5. Черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера, проявляются в его действиях и поступках.
Ответ: акцентуированные (акцентированные) черты характера

6. Различные, иногда взаимно исключающие друг друга, подходы к психотерапевтическому решению проблем клиента.
Ответ: альтернативные психотерапевтические подходы

7. Разные, нередко противоположные, способы поведения клиента, связанные с практическим решением его проблемы.
Ответ: альтернативные способы поведения клиента

8. Двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку.
Ответ: амбивалентное отношение к человеку

9. Довольно заметная и отчетливая пассивность, не свойственная детям ни по возрасту, ни по характеру – такая, которая явно отличает этих детей от их сверстников.
Ответ: аномальная пассивность детей

10. Регулярное получение человеком от окружающих его людей информации о том, как он воспринимается этими людьми, оценивается ими и выглядит со стороны.
Ответ: анонимное систематическое получение обратной связи

11. Психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
Ответ: апатия

12. Метод психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведения.
Ответ: аутотренинг (аутогенная тренировка)

13. Собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые, можно мотивировать, стимулировать клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.
Ответ: базисная мотивация деятельности (поведения) клиента

14. Отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.
Ответ: безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту

15. Поведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых в свою очередь не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное поведение.
Ответ: беспричинно беспокойное поведение

15. Внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но, тем не менее, оказывают влияние на его психологию и поведение.
Ответ: бессознательные влечения

16. Психологическая или физиологическая недостаточность сна человека для его нормального отдыха, неспособность человека вовремя засыпать и нормально спать тогда, когда это необходимо.
Ответ: бессонница

17. Анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.
Ответ: блоки мозга

18. Одно из основных свойств психодиагностической методики, определяющее ее качество и возможность практического использования. Способность выделять и оценивать именно то психологическое качество, для изучения которого данная методика предназначена.
Ответ: валидность психодиагностической методики

19. Те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие.
Ответ: ведущие виды деятельности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Основные свойства стресса по Селье Г.
А. адаптивность
Б. специфичность
В. неспецифичность
Ответ: А

2. Здоровье — это:
А. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Б. состояние полного физического, духовного благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
В. главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека
Ответ: А

3. Процесс направленных, необратимых и закономерных изменений в организме человека называется:
А. созревание;
Б. рост;
В. развитие.
Ответ: В

4. Наследственность, среда, активность выступают факторами:
А. адаптации;
Б. развития;
В. деятельности.
Ответ: Б

5. Выберите из нижеперечисленного психосоматические заболевания:
А. бронхиальная астма
Б. атопический дерматит
В. хронический лейкоз
Г. посттравматическое стрессовое расстройство
Ответ: А, Б, В

6. Состояние нужды организма в чем-либо называется:
А. установкой;
Б. потребностью;
В. мотивом;
Г. влечением.
Ответ: Б

7. В каком направлении психологии использовался анализ сновидений как один из основных методов:
А. психология сознания;
Б. бихевиоризм;
Г. психология деятельности;
Г. психоанализ.
Ответ: Г

8. В патогенезе психосоматических заболеваний участвуют:
А. черепно-мозговая травма
Б. хроническая психотравма
В. факторы биологического предрасположения
Ответ: Б, В

9. Выделите признаки, которые включают в понятие алекситимии:
А. затрудненность контактов с окружающими
Б. трудность в вербализации чувств
В. трудность разграничения соматических ощущений и эмоций
Ответ: Б

10. Выберите из нижеперечисленного психосоматические заболевания:
А. системная красная волчанка
Б. атопический дерматит
В. ишемическая болезнь сердца
Г. посттравматическое стрессовое расстройство
Ответ: Б, В

11. Разработчиком конверсионной модели психосоматических расстройств является:
А. З. Фрейд
Б. Ф. Александер
В. А. Митчерлих
Ответ: А

12. Какие из перечисленных вариантов развития характерны для психосоматических заболеваний?
А. ситуационный
Б. невротический
В. церебральный
Ответ: А, В

13. К направлениям в исследовании психосоматической медицины относятся все, кроме
А. психодинамического
Б. интегративного
В. гуманистического
Г. психофизиологического
Ответ: В

14. Нозогении относят в группу:
А. соматогенных психических расстройств
Б. психогенных психических расстройств
Ответ: Б

15. К соматоформным психическим расстройствам относятся:
А. соматизированное расстройство
Б. органическое аффективное расстройство
В. ипохондрическое расстройство
Г. генерализованное тревожное расстройство
Ответ: А, В, Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупность генов, унаследованных человеком и определяющих врожденные для него особенности (генотипические).
Ответ: генотип

2. Акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лидерами, не вполне устойчивы по своим интересам, неразборчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.
Ответ: гипертимность

3. Поведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых в свою очередь не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное поведение.
Ответ: беспричинно беспокойное поведение

4. Внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее оказывают влияние на его психологию и поведение.
Ответ: бессознательные влечения

5. Психологическая или физиологическая недостаточность сна человека для его нормального отдыха, неспособность человека вовремя засыпать и нормально спать тогда, когда это необходимо.
Ответ: бессонница

6. Анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.
Ответ: блоки мозга

7. Одно из основных свойств психодиагностической методики, определяющее ее качество и возможность практического использования. В.п.м. – способность выделять и оценивать именно то психологическое качество, для изучения которого данная методика предназначена.
Ответ: валидность психодиагностической методики

8. Те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие.
Ответ: ведущие виды деятельности

9. Способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование психологом-консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у клиента, особенно на стадии проведения исповеди.
Ответ: вербальная поддержка клиента

10. Неудобное, неприятное психологическое состояние человека, вызывающее стойкие отрицательные эмоции. Д. порождается разными причинами: утомлением, усталостью, болезнью, неудачами, неблагополучными отношениями с людьми, неудовлетворенностью важных потребностей и другими.
Ответ: дискомфорт

11. Время, в течение которого психолог-консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним.
Ответ: длительность контакта психолога с клиентом

12. Безусловно доброе, благожелательное, положительное отношение психолога-консультанта к клиенту.
Ответ: доброжелательность психолога-консультанта к клиенту

13. Готовность и способность психолога-консультанта доверять клиенту во всем; вера психолога-консультанта в возможность клиента самостоятельно справиться со своей проблемой.
Ответ: доверие психолога-консультанта клиенту

14. Заболевания, связанные с серьезными нарушениями в психике и поведении человека. К ним. относят, например, истерию, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз.
Ответ: душевные болезни

15. Неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых данный человек тяжело переживает.
Ответ: жизненные неудачи

16. Общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.
Ответ: жизненный тонус

17. Рекомендация, даваемая человеку не на научной основе, а на базе накопленного жизненного опыта или так называемого здравого смысла.
Ответ: житейский совет

18. Черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.
Ответ: зависимость психологическая человека

19. Притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
Ответ: завышенные притязания человека

20. Наличие у человека трудноустранимых недостатков психологического характера, так называемых комплексов, которые мешают ему полностью проявлять свои способности, нормально общаться с людьми, добиваться успехов.
Ответ: закомплексованность человека

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. При психических заболеваниях, осложненных соматической патологией, соматические расстройства являются:
.А. следствием патологических форм поведения
Б. этиологическим фактором
Ответ: А

2. К характерным проявлениям соматоформных вегетативных дисфункций относят:
А. наличие суточной динамики симптоматики
Б. сочетание жалоб специфического и неспецифического (общевегетативного) характера
В. наличие эмоциональных нарушений
Г. похудание на 5 и более % от исходной массы тела
Ответ: Б, В

3. Постоянная озабоченность едой и непреодолимая тяга к еде в большей степени характерны для:
А. больных с депрессией
Б. больных с обссесивно-фобическим расстройством
В. больных с нервной булимией
Ответ: В

4. В основе нервной булимии и нервной анарексии могут лежать:
А. кататонические расстройства
Б. дисморфоманические расстройства
В. фокальные припадки в форме абдоминальных болей
Ответ: Б

5. Характерными осложнениями нервной анорексии являются:
А. кахексия
Б. маточные кровотечения
В. симптомы гиперфункции щитовидной железы
Ответ: А

6. Отсутствие аппетита психогенной этиологии, представляющее угрозу здоровью и даже жизни, называется:
А. психогенная булимия
Б. болезнь Крона
В. нервная анорексия
Г. гипертиреоз
Ответ: В

7. Нервная анорексия чаще возникает:
А. у пожилых людей
Б. у девушек и молодых женщин
В. у юношей и молодых мужчин
Г. у лиц обоего пола после 30 лет
Д. после тяжело протекавшей беременности
Ответ: Б

8. Возникновение внутриличностного конфликта в большей степени обусловлено
А. наследственной предрасположенностью
Б. стилем воспитания
В. психотравмирующими ситуациями
Ответ: Б

9. Симптомами невротического расстройства могут быть:
А. экспираторная одышка
Б. подъем диастолического давления выше границ нормы
В. чувство нарушения сердечного ритма
Ответ: В

10. Ведущая роль в этиологии невротических расстройств принадлежит:
А. наследственным факторам
Б. психотравме
В. соматической ослабленности
Г. социальным факторам
Ответ: Б

11. Психологическая защита – это:
А. самопсихотерапия
Б. психологические приемы, с помощью которых уменьшается психологический дискомфорт
В. сознательная стратегия преодоления ситуаций
Ответ: Б

12. Если психологическая защита не эффективна:
А. возникает нервный срыв
Б. эмоциональное напряжение переключается на соматический уровень реагирования
В. включается копинговое поведение
Ответ: А, Б

13. Факторы, способствующие развитию психогенного расстройства:
А. наличие психотравмирующей ситуации
Б. значимость психотравмы для данной личности
В. повторные черепно-мозговые травмы в анамнезе
Ответ: А, Б, В

14. Больные с невротическим спазмом пищевода:
А. легче глотают твердую пищу
Б. легче глотают жидкую пищу
В. с трудом глотают как твердую, так и жидкую пищу
Ответ: А

15. Конверсионные симптомы отличаются от симптомов, обусловленных соматическим (органическим) заболеванием, тем, что
А. утрата функции соответствует представлению пациента о том, как работает его тело, а не данным анатомии и физиологии
Б. пациент вырабатывает особое отношение к симптому, обычно либо театральное, либо безразличное
В. симптом подтверждается структурным (тканевым, органным) дефектом + 4) можно доказать, что симптом выполняет некоторую функцию в жизни пациента
Ответ: А, Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Жизненный, или практический, интеллект человека, его природные умственные способности, позволяющие ему решать возникающие жизненные задачи без специального обучения, на основе тех знаний, умений и навыков, которые он самостоятельно приобретает в процессе жизни.
Ответ: здравый смысл

2. Один из приемов проведения психологического консультирования, используемый чаще всего на стадии исповеди. Прием 3. состоит в сознательном повторении психологом-консультантом движений клиента, его высказываний вместе с той интонацией, с которой они произносятся самим клиентом, а также его позы, жестов и мимики.
Ответ: зеркализация

3. Психодиагностическое обследование психологом-консультантом клиента как личности с целью выяснения тех индивидуальных его особенностей, которые желательно знать для более глубокого понимания проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию. И.л.к. необходимо также для того, чтобы довести до сознания клиента суть его проблемы и найти наиболее эффективные пути ее решения при активном участии самого клиента.
Ответ: изучение личности клиента

4. Научное, социально-психологическое понятие, обозначающее достаточно устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте жизни данного человека, его личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, психология и поведение людей.
Ответ: имплицитная теория личности

5. Склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на происходящее. И. часто выступает как черта характера человека.
Ответ: импульсивность

6. Область практической психологии и психотерапии; система психотерапевтических (психокоррекционных) методов, рассчитанных на индивидуальную работу психолога (психотерапевта) с каждым клиентом.
Ответ: индивидуальная психотерапия

7. Совокупность психологических черт характера консультанта, проявляющихся в его личном общении с клиентом.
Ответ: интерперсональные качества личности психолога-консультанта

8. Анализ психологом-консультантом совместно с клиентом его рассказа-исповеди для выяснения психологической сути проблемы клиента и причин ее возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.
Ответ: интерпретация исповеди клиента

9. Психологическое консультирование, проводимое в связи с возникновением у клиента проблем интимно-личностного характера, таких, о которых он предпочитает говорить только с достаточно близкими людьми в доверительных отношениях с ними.
Ответ: интимно-личностное психологическое консультирование

10. Близкие, эмоционально очень значимые для человека взаимоотношения с людьми, как правило, скрываемые от посторонних лиц.
Ответ: интимные человеческие взаимоотношения

11. Количество и качество психологической информации о человеке, которую можно получить в результате применения данного теста.
Ответ: информативность психологического теста

12. Подробный рассказ клиента психологу-консультанту о своей проблеме, включая его ответы на вопросы, задаваемые в ходе исповеди психологом-консультантом.
Ответ: исповедь клиента

13. Акцентуированная черта характера человека, проявляющаяся в чрезмерно выраженной его любви к самому себе, в жажде внимания со стороны, в склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.
Ответ: истеричность

14. Познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
Ответ: когнитивные процессы

15. Свод основных законов, положений, правил, которые практический психолог, в том числе психолог-консультант, должен неукоснительно соблюдать, работая с людьми. К. п. э. п. п. принимается профессиональным сообществом психологов и действует в рамках данного сообщества.
Ответ: кодекс профессиональной этики практического психолога

16. Общее число личных встреч психолога-консультанта и клиента в течение определенного времени: недели, месяца или года, – необходимых психологу-консультанту и клиенту для того, чтобы полностью решить проблему клиента.
количество встреч психолога-консультанта с клиентом

17. Необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.
Ответ: комплекс вины

18. Психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.
Ответ: комплекс враждебности

19. Психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок.
Ответ: комплекс защиты

20. Необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
Ответ: комплекс неполноценности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4:
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. У юноши, 17 лет периодически появляются приступы звучной икоты, возникающие, как правило, в публичных местах, а также при волнении. Наиболее вероятен диагноз:
А. хронический гастродуоденит
Б. рефлюкс-эзофагит
В. невротическая икота
Г. релаксация диафрагмы
Д. невротическая аэрофагия
Ответ: В

2. Больная 19 лет, обратилась к врачу с жалобами на боли в области сердца. С трудом может подобрать слова для описания боли: «Что-то расширяет, давит, жжет». Жалуется на плохой сон, тяжесть при пробуждении, усталость. Во второй половине дня чувствует себя несколько легче. Все окружающее представляется в мрачном свете, пессимистически оценивает прошлое и настоящее. Предположительный диагноз:
А. неврозоподобные расстройства при шизофрении
Б. конверсионное расстройство
В. маскированная депрессия
Г. эпилепсия
Ответ: В

3. Оптимизация терапии больных психосоматическими заболеваниями значит:
А. назначение психотропных препаратов
Б. минимизация побочных эффектов
В. достижение безусловно положительного эффекта
Г. снижение риска осложнений
Ответ: А, Б, В, Г

4. Триада качеств психотерапевта по К. Роджерсу включает:
А. эмпатию, безусловно позитивное отношение к пациенту, конгруэнтность
Б. способность к контакту, интеллект, альтруизм
В. уверенность в себе, самодостаточность, критичное отношение к пациенту
Г. искренность, твердость, уважение к пациенту
Ответ: А

5. Противопоказанием для психотерапии является:
А. низкий уровень интеллекта
Б. наличие острой психотической симптоматики
В. эпилепсия
Ответ: Б

6. Эмоциональные реакции психотерапевта на пациента:
А. должны сдерживаться
Б. должны подавляться
В. должны быть выражены адекватно задачам и методу психотерапевтической техники
Г. являются показанием для приема транквилизаторов
Ответ: В

7. Применение неспецифической психотерапии необходимо при работе:
А. только с пациентами, которым показана психотерапия
Б. только с больными невротическими расстройствами
В. только с больными психосоматическими заболеваниями
Г. с любыми больными
Ответ: Г

8. Эффект плацебо:
А. следует избегать, так как он не позволяет оценить истинную эффективность применения подобранного лечения
Б. следует избегать из-за возможности эффекта «отрицательного плацебо»
В. может и должен быть использован при фармакотерапии
Г. следует избегать по этическим соображениям
Ответ: В

9. Психотерапия показана больным с:
А. психосоматическими заболеваниями
Б. острыми психотическими расстройствами
Ответ: А

10. Роль врача-терапевта (педиатра) в психотерапии больных психосоматическими заболеваниями заключается в проведении:
А. неспецифической психотерапии
Б. коррекции внутренней картины болезни
В. обучения навыкам аутотренинга
Г.музыкотерапии
Ответ: А, Б

11. Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии служат для поддержания стабильности:
А. гомеостаза
Б. самооценки
В. семейной ситуации
Г. личностного развития
Ответ: Б

12. Как соотносятся понятия «механизмы совладания» и «механизмы психологической защиты»?
А. диаметрально противоположные и исключающие друг друга
Б. понятия близки по своему содержанию, их отличие в параметре активности /конструктивность/ – пассивности /неконструктивность/
В. понятия являются синонимами, совпадающими по значению друг с другом
Ответ: Б

13. Защитный механизм, посредством которого неприемлемый импульс, чувство, желание или идея удаляются из сознания и становятся бессознательными, называется:
А. рационализация
Б. отрицание
В. вытеснение
Д. изоляция
Ответ: В

14. Процесс, посредством которого психологический комплекс идей, желаний, чувств и т.д. заменяется физическими симптомами, называется:
А. конверсией
Б. вытеснением
В. овеществлением
Ответ: А

15. Безусловно-позитивное отношение к пациенту означает:
А. принятие любого поведения пациента
Б. принятие любых чувств пациента
В. принятие любых высказываний пациента
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Не вполне обоснованная уверенность, установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
Ответ: комплекс превосходства

2. Способ интерпретации исповеди клиента, основанный на совокупности положений, вытекающих из нескольких разных психологических теорий.
Ответ: комплексная теория интерпретации исповеди клиента

3. Такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, соответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в адрес другого человека или выслушивая комплименты в свой собственный адрес.
Ответ: комплиментарное поведение человека

4. Согласие во мнениях, достигаемое между людьми в чем-либо за счет их взаимных уступок.
Ответ: компромисс

5. Поведение человека в ситуации соревнования с другими людьми, рассчитанное на то, чтобы выиграть это соревнование, превзойти этих людей.
Ответ: конкурентное поведение

6. Психологически не совместимые друг с другом, противоречащие друг другу черты характера человека, порождающие несогласованные, противоречивые формы его поведения в одних и тех же ситуациях.
Ответ: конкурирующие черты характера человека

7. Такой ответ человека на действия или высказывания другого человека, который в самом себе содержит полезные предложения о том, как решить проблему, волнующую другого человека.
Ответ: конструктивный ответ человека

8. Стремление психолога-консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на решение данной проблемы (в конструктивное русло).
Ответ: конструктивный подход к решению проблемы клиента

9. Внутреннее, психологическое состояние человека, характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуждений, стремлений, порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые действия.
Ответ: конфликт мотивов человека

10. Психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов. К. ч. практически обнаруживается в том, что там, где он появляется, по его вине часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей на конфликты.
Ответ: конфликтогенность человека

11. Действия человека, которые провоцируют возникновение конфликтов между людьми.
Ответ: конфликтогенные действия человека

12. Тип внутрисемейного конфликта, в котором родители супругов занимают прямо противоположные позиции по какому-либо значимому для молодой семьи вопросу.
Ответ: конфликт типа «разногласие родителей»

13. Профессиональная деятельность психолога, рассчитанная на практическое решение психологических проблем, с которыми в своей жизни столкнулся клиент.
Ответ: коррекционная работа (коррекция, психокоррекция)

14. Исправление, изменение какого-либо, уже принятого решения или процедуры его выполнения после того, как решение принято.
Ответ: коррекция принятого решения

15. Основания, показатели, признаки, по которым можно судить об успешности проведения психологического консультирования и решения психологических проблем клиента.
Ответ: критерии оценки результатов психологического консультирования

16. Персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности – для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.
Ответ: личностный смысл

17. Психологическое понятие, обозначающее наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека, от которых зависят его поступки и поведение в обществе.
Ответ: личность

18. Желание, стремление клиента добиться наиболее благоприятных для себя результатов психологического консультирования, сделать себя почти идеальным человеком, избавиться почти от всех имеющихся недостатков, при минимальных затратах усилий и времени.
Ответ: максимализм клиента

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5:
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Человек получил плацебо в связи с умеренной болью и через 3 минуты сообщил, что боль прошла. На основании этого можно утверждать, что он:
А. страдает конверсионным расстройством
Б. страдает диссоциативным расстройством
В. симулирует
Г. реагирует на плацебо
Ответ: Г

2. Психосоматика занимается изучением
А. Только психосоматических феноменов;
Б. Только соматопсихических феноменов;
В. И психосоматических, и соматопсихических феноменов.
Ответ: В

3. Характеристикой психосоматической личности не является:
А. Алекситимия;
Б. Стремление к «вторичной выгоде» от симптома;
В. Высокая степень тревожности;
Г. Эмоциональная холодность.
Ответ: Г

4.Термин «алекситимия» ввел:
А. А. Эллис;
Б. К.Г. Юнг;
В. П. Сифнеос;
Г. А. Бек.
Ответ: В

5. Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии служат для поддержания стабильности:
А. Гомеостаза;
Б. Самооценки;
В. Семейной ситуации;
Г. Личностного развития.
Ответ: Б

6. В заключительной части диагностической беседы психологу следует:
А. Выявить влияние на пациента других систем (школы, работы, ровесников, семей родственников);
Б. Определить терапевтический запрос и установить контакт;
В. Дать совет относительно способов решения трудной жизненной ситуации;
Г. Определить, какие члены семьи смогут сотрудничать с психотерапевтом, а кто будет сопротивляться изменениям.
Ответ: А, Г

7. Общей особенностью проекционных тестов является:
А. Неопределенность и неоднозначность стимульного материала;
Б. Жесткая структурированность;
В. Наличие шкальных оценок.
Ответ: А

8. Рисуночные проективные тесты позволяют
А. Оценить уровень интеллекта испытуемого;
Б. Оценить уровень алекситимии;
В. Создать «психофизический» портрет индивидуальности на основе впечатлений реципиента о своем теле.
Ответ: В

9. Качества, необходимые успешному психотерапевту:
А. Конгруэнтность;
Б. Эмпатия;
В. Уверенность в себе;
Г. Безусловное положительное отношение к пациенту.
Ответ: А, Б, Г

10. Общая цель психтерапии это:
А. Успокоение пациента;
Б. Помощь пациенту в преодолении эмоционального дистресса;
В. Помощь в изменении личностных особенностей и моделей поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала;
Г. Помощь в развитии зрелых отношений с другими людьми;
Д. Избавление от переживаний.
Ответ: Б, В, Г

11. Болезнь может восприниматься, как
А. Семейное проклятие;
Б. Препятствие, которое должно быть преодолено (например, потеря работы);
В. Враг, угрожающий целостности личности.
Ответ: Б, В

12. К основным типам психотерапевтических неправильностей относят:
А. Негативные чувства по отношению к психотерапевту;
Б. Ложные установки;
В. Опущение;
Г. Искажение.
Ответ: В, Г

13.Какому возрасту соответствует период развития сенсомоторного интеллекта по Ж. Пиаже:
А. 0 – 2 года;
Б. 2 – 11 лет;
В. 11 – 14 лет.
Ответ: А

14. Для стратегия «ОТ людей» К. Хорни характерно
А. Индивид допускает и считает не требующей доказательств враждебность окружающих, и делает выбор в пользу борьбы с ними;
Б. Индивид не желает ни принадлежать другим, ни соперничать с ними и сохраняет отстраненную позицию;
В. Индивид принимает свою беспомощность и полностью полагается на других.
Ответ: Б

15. Надежный тип родительской привязанности характеризуется
А. Младенец занят исследованиями, но его интеракции с родителем мало аффективны.
Б. Младенец охотно отходит от родителя и с удовольствием познает мир.
В. Младенец равнодушен или резистентен к исследованиям и игре и с опаской встречает новые ситуации и незнакомцев.
Г. У младенца отсутствует согласованная стратегия привязанности.
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.
Ответ: медицинская психология

2. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей друг с другом.
Ответ: межличностные психологические проблемы

3. Подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей.
Ответ: мнительность

4. Эмоциональная, словесная поддержка клиента со стороны консультанта-психолога в форме сочувствия, сопереживания ему, одобрения, похвалы и т.п.
Ответ: моральная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта

5. Побуждения к деятельности, исходящие из потребностей, интересов и мотивов данного человека.
Ответ: мотивационные тенденции человека


6. Основные побудительные причины, в силу которых данный человек ведет себя вполне определенным образом.
Ответ: мотивы поведения человека

7. Второй из этапов проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент лично встречаются друг с другом и готовятся к началу совместной работы; клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант – на внимательное, эмпатическое слушание клиента.
Ответ: настроечный этап психологического консультирования

8. Процесс и результат приобретения человеком каких-либо знаний, умений и навыков.
Ответ: научение

9. Формы поведения человека, отклоняющиеся от установившихся норм, препятствующие нормальному общению данного человека с людьми, порождающие проблемы в сфере межличностных отношений.
Ответ: неадаптивные формы коммуникативного поведения человека

10. Такое поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.
Ответ: неадекватное социальное поведение подростка

11. Несоответствие между теми эмоциями, которые возникают и которые реально, в данный момент времени переживает человек, и их внешним выражением в его поведении.
Ответ: неадекватность выражения человеком эмоций

12. Формы коммуникативного поведения человека, с помощью которых неречевым (невербальным) путем передается информация от одного человека к другому. Это, например, жесты, мимика, пантомимика.
Ответ: невербальное поведение

13. Нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными (временными, обратимыми) расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.
Ответ: невроз

14. Человек, страдающий неврозом.
Ответ: невротик

15. Недостаточное развитие у человека знаний, умений и навыков, относящихся к сфере его общения с людьми, в частности – умения слушать, убеждать людей, устанавливать с ними нормальные личные и деловые взаимоотношения, оказывать на них нужное влияние.
Ответ: недостатки в развитии коммуникативных способностей человека

16. Такие взаимоотношения между людьми, подлинная причина которых остается непонятной ни им самим, ни окружающим людям.
Ответ: необъяснимые отношения между людьми

17. Такие черты характера, которые у данного человека реально существуют, определенно влияют на его поведение, но им самим, как свойственные ему, актуально не осознаются.
Ответ: неосознаваемые черты характера человека

18. Неумение человека вести себя в точном соответствии со своими психологическими особенностями, настроением, желаниями, его неумение открыто проявлять свои чувства.
Ответ: неспособность человека быть самим собой

19. Отсутствие у клиента уверенности в своих силах и возможностях в том, что он в состоянии успешно справиться со своими жизненными проблемами.
Ответ: неуверенность клиента в себе

20. То, ради чего клиент обращается в психологическую консультацию.
Ответ: мотивация клиента

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Этические принципы терапевтической и консультативной работы.
2. Сходства и различия психотерапии и психологического консультирования.
3. Основные подходы психотерапевтической помощи.
4. Пространственная и временная организация консультативной беседы и психотерапевтической встречи.
5. Понятие «контакта» с точки зрения представителей различных психотерапевтических ориентаций.
6. Процесс консультирования.
7. Цель, основное содержание этапа знакомства с клиентом и начала беседы.
8. Суть этапа сбора информации о проблеме клиента. Основные технические приемы.
9. Работа с проблемой в рамках консультирования и психотерапии.
10. Характеристика этапа принятия решения в контексте заявленной клиентом проблемы.
11. Содержание работы психолога на этапе завершения беседы.
12. Причины и правила перенаправления клиента к другому специалисту.
13. Технические приемы в консультативной практике.
14. Психосоматика: понятие, причины возникновения.
15. Научные представления о психосоматике.
16. Психологическая природа болезни.
17. Телесный симптом как нарушение коммуникации.
18. Невыраженные переживания как причина возникновения симптома.
19. Борьба между желанием и долженствованием как причина психосоматики.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Консультирование при психосоматических расстройствах.
2. Совладание с приступами паники.
3. Психосоматический компонент ОРВИ.
4. Совладание с тревогой.
5. Работа со стыдом.
6. Внутрипсихический конфликт, стратегии работы.
7. Кризисные состояния, стратегии работы.
8. Работа с горем.
9. Работа с агрессией.
10. Консультирование клиентов с депрессией.
11. Консультирование при алкоголизме.
12. Консультирование при переживании страха.
13. Консультирование при сексуальных проблемах.
14. Совладание с чувством вины.
15. Беседа с умирающим человеком.
16. Консультирование по проблемам болезни партнера.
17. Консультирование истерических личностей.
18. Консультирование обессивных личностей.
19. Консультирование при параноидальных расстройствах.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.5 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.6 Меновщиков В. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями: М.: Смысл, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров М. : Юрайт, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психологическое консультирование по проблемам здоровья" portal.edu.asu.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.