МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материаловедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 72 45 72
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 135 108 135

Программу составил(и):
ст.преп., Цивенко О.В.;Доцент, Нечаева А.С.;Доцент, Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Материаловедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к:
– производственно-технической и проектной деятельности в области создания новых проектов,
– научно-исследовательской деятельности, связанной с выбором необходимых методов исследования, проведением экспериментальных исследований и анализом их результатов,
– самообучению и самосовершенствованию; умению нести ответственность за принятие своих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы измерения параметров и свойств материалов;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов;
область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять поиск и использование информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн-проекте;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн - проекте;
применять материалы с учетом их формообразующих свойств;
выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация и структура материалов
1.1. Что изучает материаловедение? Классификация конструкционных материалов. Типы химической связи в твердых телах. Свойства металлов. Атомно-кристаллическое строение металлов Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
1.2. Классификация и структура материалов Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
1.3. Изменение структуры и свойств деформированного металла при нагреве Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Традиционные и современные декоративно-отделочные материалы
2.1. Основные требования к декоративно-отделочным материалам. Краткий обзор их свойств. Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
2.2. Роль и место отделочных материалов при проектировании. Специфические характеристики отделочных материалов Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
2.3. Комплексное использование отделочных и конструкционных материалов при проектировании. Последние достижения в области декоративных материалов. Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Полимерные материалы
3.1. Общие сведения о полимерных материалах Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
3.2. Пленочные полимерные материалы. Клеящие материалы и герметики Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
3.3. Фотополимеризующиеся композиции. Резиновые материалы Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 4. Основные компоненты печатных красок
4.1. Красящие вещества. Связующие печатных красок. Лакокрасочные материалы. Функциональные добавки лакокрасочных материалов Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
4.2. Органические растворители Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
4.3. Масла Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 5. Текстиль
5.1. Сырье для производства текстильной тары. Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
5.2. Области применения текстиля в дизайне. Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
5.3. Разновидности и свойства текстиля. Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
5.4. Контроль качества текстильной тары Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 6. Материалы используемые в полиграфической продукции
6.1. Дерево, Метал, Пленки Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
6.2. Бумага, картон,пластик. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 7. Технология обработки материалов
7.1. Способы обработки материалов для создания конструкций Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
7.2. Особенности и виды нанесения рекламной графики Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
7.3. Термическая обработка материала Сам. работа 4 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 8. Современные материалы в графическом дизайне
8.1. Эстетическое свойство материалов,цвет, фактура, форма. Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
8.2. Композиты: соединение несоединимого Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
8.3. Металлические конструкционные материалы Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 9. Технологические процессы и опирации послепечатной обработки
9.1. Классификация отделочных работ Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
9.2. Фальцовка. Кругление блоков. Комплектовка блоков. Скрепление блоков Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
9.3. Разрезка и высекание. Резка с использованием одноножевой резальной машины. Характеристика резки рулонов и листов Сам. работа 4 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
9.4. Зачет 4 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   44_03_04_ПО_ДПИиД-1- 2018.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Аббасов И.Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS3: Учебное пособие "ДМК Пресс"//"ЭБС Лань", 2009 e.lanbook.com
Л1.3 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ярмарка мастеров www.livemaster.ru
Э2 Лекции.org lektsii.org
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.