МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение с листа и транспонирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость30 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 1080
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 716
индивидуальные консультации 220
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 21,5 15,329999923706 22,5 15 22 14 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 14 14 22 22 14 14 22 22 14 14 22 22 14 14 22 22 144 144
Сам. работа 58 58 122 122 130 130 78 78 50 50 98 98 58 58 122 122 716 716
Консультации 0 0 0 0 0 0 80 80 80 80 60 60 0 0 0 0 220 220
Итого 72 72 144 144 144 144 180 180 144 144 180 180 72 72 144 144 1080 1080

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Чтение с листа и транспонирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство с лучшими образцами музыкального творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями современных отечественных композиторов;
обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков беглого технологического анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности
ПК-1 .1 Знает: устройство своего инструмента и способы ухода за ним; основные задачи исполнения произведения на эстраде; основные жанры и художественные стили произведений
ПК-1 .2 Умеет: демонстрировать артистизм; целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
ПК-1 .3 Владеет: способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения; основными стилистическими приемами исполнительства; приемами работы над исполнительскими трудностями; ? способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специальную музыкальную терминологию;
основы психологии музыкального восприятия;
особенности чтения с листа и закономерности транспонирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно исполнять партии аккомпанементов с листа;
использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.чтением с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыками систематической работы над совершенствованием исполнительских приемов при чтении партии с листа и транспонировании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Чтение с листа и транспонирование вокального репертуара
1.1. Чтение с листа и транспонирование романсов русских композиторов Практические 1 14 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 1 58 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Чтение с листа и транспонирование романсов зарубежных композиторов Практические 2 22 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. Сам. работа 2 122 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура мелодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. Практические 3 14 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 3 130 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения: мелодия, функциональный бас, гармоническая фигурация, педаль, контрапункт, тональный план. Практические 4 14 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования. Консультации 4 20 Л2.1
1.9. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 4 39 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования. Консультации 4 20 Л2.1
1.11. Роль тембров, штрихов, регистров. Способы чтения и транспонирования и методы анализа произведения. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.12. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования. Консультации 4 20 Л2.1
1.13. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 4 39 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.14. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования. Консультации 4 20 Л2.1
1.15. Определение фактуры аккомпанемента. Гармонический анализ произведения. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.16. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования с листа. Консультации 5 22 Л2.1
1.17. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 5 25 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.18. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования с листа. Консультации 5 22 Л2.1
1.19. Музыкальная форма, фактура. Голосоведение, функции, тональный, динамический план, кульминации. Практические 5 10 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.20. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования с листа. Консультации 5 18 Л2.1
1.21. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 5 25 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.22. Индивидуальная консультация по технике чтения и транспонирования с листа. Консультации 5 18 Л2.1
Раздел 2. Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара
2.1. Чтение с листа и транспонирование аккомпанементов для струнных инструментов и фортепиано Практические 6 11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Индивидуальная консультация по совершенствованию техники чтения и транспонирования с листа. Консультации 6 15 Л2.1
2.3. Чтение партии аккомпенемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. Сам. работа 6 49 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Индивидуальная консультация по совершенствованию техники чтения и транспонирования с листа. Консультации 6 10 Л2.1
2.5. Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара (духовые инструменты) Практические 6 11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Индивидуальная консультация по совершенствованию техники чтения и транспонирования с листа. Консультации 6 15 Л2.1
2.7. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 6 49 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Индивидуальная консультация по совершенствованию техники чтения и транспонирования с листа. Консультации 6 20
2.9. Способы прочтения музыкального материала, выбор приемов игры. Гармонический анализ. Практические 7 7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Чтение и транспонирование партии с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 7 29 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Форма музыкального произведения, фактура, функциональные связи,кульминационные зоны. Регистры, штрихи, тембры. Практические 7 7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 7 29 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.13. Динамический план. Практическое освоение способов переложения оркестровых партитур для фортепиано. Практические 8 11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.14. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 8 61 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.15. Чтение и транспониррование аккомпанементов инструментальных произведений (инструменты народного оркестра) Практические 8 11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.16. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 8 61 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4215
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основной целью освоения узкоспециальных дисциплин в высшем музыкальном учебном заведении является:
а) личностный рост;
б) эстетическое развитие;
в) становление и развитие музыканта-исполнителя и преподавателя.
Правильный ответ: в

2. Какой инструмент предшествовал возникновению молоточкового фортепиано:
а) клавир;
б) клавесин;
в) спинет.
Правильный ответ: а

3. Артикуляция в музыке – это:
а) слуховая координация;
б) умение дослушивать звук до конца;
в) способность к ясному, осмысленному и четкому произнесению музыкальной мысли.
Правильный ответ: в

4. Объединение звуковых элементов в логические структуры и фразы – это:
а) фразировка;
б) декламация;
в) дикция.
Правильный ответ: а

5. Интонирование – это:
а) чистое воспроизведение отдельных звуков;
б) выразительное исполнение музыкальной мысли;
в) членение музыкального текста.
Правильный ответ: б

6. Организацию музыки во времени выражает:
а) ритм;
б) метр;
в) размер.
Правильный ответ: а

7. Штрих – это:
а) окраска звучания, одна из специфических характеристик музыкального звука;
б) это способ извлечения звука, выразительный элемент музыкальной техники;
в) изменение громкости между нотами или фразами.
Правильный ответ: б

8. Интерпретацией музыкального произведения является:
а) прочтение музыкального текста с листа;
б) анализ художественного содержания произведения;
в) художественное истолкование музыкального произведения в процессе непосредственного исполнения музыкантом.
Правильный ответ: в

9. Этап детальной работы над музыкальным произведением предполагает:
а) целостный охват формы произведения;
б) техническую и художественную проработку отдельных эпизодов;
в) ознакомление с текстом.
Правильный ответ: б

10. На каком языке написан классический словарь музыкальных терминов:
а) на итальянском;
б) на английском;
в) на французском.
Правильный ответ: а

11. Какие основные качества необходимы для профессионального музыканта-исполнителя:
а) внешние данные;
б) физические способности;
в) волевые качества и саморегуляция.
Правильный ответ: в

12. Реприза – это:
а) промежуточное звено;
б) знак повторения в нотном тексте;
в) музыкальный фон к основной мелодии.
Правильный ответ: б

13. Отдельно взятый отрезок метра в музыке между двумя сильными долями – это:
а) эпизод;
б) период;
в) такт.
Правильный ответ: в

14. Какое обозначение не относится к быстрым темпам:
а) presto;
б) moderato;
в) vivo.
Правильный ответ: б

15. Композиционная целостность музыкального произведения в единстве всех его структурных единиц:
а) архитектоника;
б) семантика;
в) герменевтика.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: Совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для осуществления концертной деятельности.

2. Что является самым главным в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: Ключевым условием в совершенствовании исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая работа.

3. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: Устройство своего музыкального инструмента и уход за ним.

4. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения?
Правильный ответ: Художественная выразительность и техническое совершенство.

5. Что важно знать для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: Исполнение музыки композиторов различных эпох невозможно без знания основных жанров и стилей музыкальных произведений.

6. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: Во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм. Это совокупность проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности.

7. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: Восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным и грамотным.

8. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: Инструменталист-профессионал должен уметь работать в оркестре, в фортепианном и камерном ансамбле, в смешанных составах.

9. Чем должен владеть концертный исполнитель в условиях подготовки к эстрадному выступлению?
Правильный ответ: Способами и методами подготовки к концертному выступлению.

10. Что важно преодолеть музыканту на концертной эстраде?
Правильный ответ: Сценическое волнение. Эта проблема является одной из наиболее актуальных и важных для музыканта-исполнителя.

11. Какими средствами нужно добиваться достоверности интерпретации музыкального произведения?
Правильный ответ: Основными стилистическими приемами исполнительства.

12. Какие приемы в начальной работе над музыкальным произведением приходится применять исполнителю?
Правильный ответ: Приемы работы над исполнительскими трудностями.

13. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: К осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

14. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: На совершенствование исполнительского мастерства.

15. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: Трудолюбие, терпение.

16. Что должен знать музыкант-профессионал для плодотворной организации самостоятельной работы над текстом музыкального произведения?
Правильный ответ: Методы работы над музыкальным произведением.

17. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные программы?
Правильный ответ: Полифония, пьесы, произведения крупной формы.

18. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: Инструктивный материал. Он включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды, то есть тот материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники исполнителя-музыканта и в преодолении различных технических трудностей.
Гаммы, этюды.

19. Какой режим позволяет музыканту избежать профессиональных заболеваний?
Правильный ответ: Режим труда и отдыха.

20. Чего следует добиваться музыканту-исполнителю в процессе преодоления технических трудностей?
Правильный ответ: Мышечной свободы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированных зачетов в 1,2,3,4,5,6,7,8 семестрах.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На зачете обучающийся должен прочитать с листа две разнохарактерные пьесы, транспонировать по выбору комиссии на м.2, б.2, м.3, б.3 музыкальные произведения соответствующего уровня сложности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Электронный курс Чтение с листа и транспонирование в Moodle portal.edu.asu.ru
Э5 Портал культурного наследия «Культура.РФ» https://www.culture.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
003Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Falkone

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для реализации полученных знаний в игровой практике в музыкальных произведениях различных стилей и жанров необходимо совершенствовать навык чтения с листа и транспонирования нотных текстов в различные тональности.
Следует регулярно обращаться к обширному репертуару музыкально-нотной литературы с тем, чтобы постоянно расширять кругозор, развивать исполнительские навыки чтения незнакомых музыкальных текстов с листа, транспонирования музыкальных сочинений в иные тональности на разные интервалы, что может пригодиться в производственной практике.