МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.наук, Доцент, Галкина А.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение профессионального кругозора специалистов
воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
3.2.Уметь:
3.2.1.рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и навыками критического анализа музыкальных произведений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие смычкового искусства до XIX века
1.1. Средневековые смычковые инструменты, их роль в формировании скрипичного семейства Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Итальянские скрипичные школы Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Народные истоки чешского и польского смычкового искусства. Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Скрипичное искусство Германии Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Знакомство с произведениями композиторов по нотам. Слушание музыки. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Смычковое искусство Австрии Лекции 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Смычковое искусство Франции Лекции 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Английское смычковое искусство Лекции 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.9. Знакомство с произведениями композиторов по нотам. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. Сам. работа 6 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.10. Русское смычковое искусство Лекции 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.11. Знакомство с произведениями. Слушание музыки. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Возникновение и развитие романтической эстетики в скрипичном искусстве
2.1. Скрипичное творчество зарубежных композиторов XIX века Практические 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Новый тип «концертирующего виртуоза». Романтизм в скрипичном искусстве. Никколо Паганини (1782-1840). Жизненный путь. Исполнительское творчество. Эволюция исполнительства. Сущность новаторства Паганини. Новые технические приемы Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Шпор, Давид, Иоахим – деятели немецкого исполнительства и педагогики, жизненный путь, традиции, особенности. Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Прогрессивные методические принципы педагогов Парижской консерватории. Творческое наследие Ж. Виотти. Выдающиеся выпускники Парижской консерватории XIX века: Генрик Венявский и Пабло Сарасате. Жизнь, биография, творчество Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Основоположник бельгийской скрипичной школы Шарль Берио. Выдающийся скрипач, педагог, ученик Берио – Анри Вьетан Жизнь, биография, творчество. Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Знакомство с произведениями композиторов различных школ по нотам. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Русское скрипичное искусство XIX-XX века
3.1. Русское скрипичное искусство 19 века. Обращение русских композиторов к скрипичному жанру Практические 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Выдающиеся русские скрипачи XIX-начала XX века. Школа Л.С. Ауэра.Школа П.С. Столярского Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.3. Скрипичные классы Московской консерватории Практические 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.4. Скрипичное творчество отечественных композиторов XX века Практические 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.5. Выдающиеся отечественные скрипачи XX века Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.6. Знакомство с произведениями различных школ. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Выдающиеся зарубежные скрипачи XX века
4.1. Выдающиеся зарубежные скрипачи XX века Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.2. История зарубежного скрипичного исполнительства XX века Практические 6 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Знакомство с историей развития инструментов и крупнейшими исполнителями. Слушание музыки в исполнении выдающихся музыкантов. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. История исполнительства на альте, виолончели и контрабаса
5.1. Зарождение и развитие альтового исполнительства Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
5.2. История виолончельного искусства Практические 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
5.3. История контрабасового искусства Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
5.4. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей-струнников. Сам. работа 6 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гинзбург М. История скрипичного искусства. : М., 1990
Л1.2 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Князева Н.А. История исполнительского искусства : учебно-методическое пособие : Учебное пособие для Вузов Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487678
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум о классической музыке www.forumklassika.ru
Э2 Московская государственная консерватория www.mosconsv.ru
Э3 Дисциплина "История исполнительского искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
003Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Falkone

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать инструментальное исполнительство как часть духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.