МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архивов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 49
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 49 49 49 49
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История архивов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования и деятельности архивов России, преемственности практики комплектования, хранения и использования документов российских архивов в дореволюционный период и в новейшее время; познакомить с проблемами, связанными с собиранием и освоением наследия прошлого, в конкретной исторической обстановке. В их числе: развитие отечественного архивного дела, формы и методы управления архивами, влияние исторических условий на жизнь и деятельность архивов, разработка научно-справочного аппарата; использование архивных документов в практических, политических, научных и культурных целях. Кроме того, конечной целью курса является воспитание у студентов сознание гуманистической миссии архивиста в современном мире, связанной с постоянно возрастающей ценностью архивов как основного элемента возникающей в XXI веке новой «глобальной информационной инфраструктуры» (по терминологии ЮНЕСКО), или «единого архивно-информационного пространства» (по терминологии современных отечественных архивоведов).
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- сформировать у студентов исторически конкретное представление об архивах России;
- проследить основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы;
- научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать ключевые этапы в развитии отечественного архивного строительства;
- дать анализ типологии и организационной структуры государственных и негосударственных архивов;
- определить закономерности и особенности истории отечественного архивного дела;
- дать историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов;
- изучить историю формирования научно-справочного аппарата архивов
Кроме того, одной из задач курса является научить студентов самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории Отечества, а также его взаимообусловленность с историей духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.3 Владеет навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.процесс формирования системы государственного управления российскими архивами;
генезис и особенности функционирования государственных, негосударственных и личных архивов в прошлом и на современном этапе;
место отечественных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять общее и особенное в развитии и деятельности отечественных архивов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки и анализа деятельности отечественных архивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архивы и архивное дело в IX-XVII вв.
1.1. Архивы в русских землях в период феодальной раздробленности (XII – конец XIII вв.). Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Архивы в период Русского централизованного государства. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Виды архивов Древнерусского государства. Статус, состав документов. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Архивы и архивное дело Русского централизованного государства (конец XV – начало XVII вв.) Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Архивы и архивное дело в IX-XVII вв. Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Консультации 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2. Архивы и архивное дело в период Российской империи.
2.1. Реорганизация архивного дела в России в XVIII в. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Архивы и архивное дело на рубеже XIX-XX вв. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Н.В. Калачов и Д.Я. Самоквасов: вклад в развитие архивного дела России Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Архивное законодательство Российской империи. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Архивы и архивное дело в период Российской империи. Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Консультации 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г.
3.1. Разработка и принятие Декрета СНК РСФСР "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" от 01.06.1918 г. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Складывание основ организации архивного дела в РСФСР-СССР. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Макулатурные кампании и становление системы отбора документов на государственное хранение. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Декрет "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР". Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Консультации 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. 4. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР.
4.1. Передача архивного дела в ведение НКВД СССР. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Архивы и архивное дело в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Изменения в архивном деле в 1950-е гг. Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Архивы и архивное дело в годы ВОВ. Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Консультации 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. 5. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг.
5.1. Передача ГАУ из системы МВД в подчинение Совета Министров СССР. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Изменения в экспертизе ценности документов и комплектовании государственных архивов . Упорядочение документов в государственных и ведомственных архивах. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Основные тенденции архивного дела СССР в 1960-е-1980-е гг. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Архивы и архивное дело с конца 1950-х гг. до конца 1980-х гг. Задание Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Руководители архивной службы России (1918-2009) Задание Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.6. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.7. Консультации 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. 6. Реформирование архивного дела в 1990-е гг.
6.1. Изменения в системе архивного дела в России после распада СССР. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Складывание нормативно-правовой базы российского архивного дела в 1990-е гг. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Основные факторы и проблемы развития архивного дела России в 1990-е - начале 2000-х гг. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Основные изменения в архивном законодательстве Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.5. Реформирование архивного дела в 1990-е гг. Сам. работа 4 13 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.6. Консультации 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое условие можно считать обязательным для появления первых архивов в широком значении этого термина?
А. Появление письменности.
В. Изобретение бумаги.
С. Появление государственных учреждений.
Ответ: А.

Вопрос 2. Как назывался свод древнерусских законов конца X – XII вв.?
А. «Соборное уложение».
В. «Русская Правда».
С. Судебник.
Ответ: В.

Вопрос 3. Назовите два вида документов, бытовавших в период Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности.
А. Протоколы заседаний.
В. Циркуляры.
С. Жалованные грамоты на землю.
D. Различного рода договоры.
Ответ: С, D.

Вопрос 4. Выделение архивных документов из общего комплекса ценностей в самостоятельную группу произошло в:
А. XIII в.
В. XVIII в.
С. XX в.
Ответ: А.

Вопрос 5. «Ларь святой Троицы» - так назывался архив, сформировавшийся:
А. В Пскове.
В. В Киеве.
С.В Москве.
Ответ: А.

Вопрос 6. Какие два из перечисленных документов могли храниться в архиве Поместного приказа?
А. Договоры с иностранными государствами.
В. Писцовые книги.
С. Дозорные книги.
D. Статейные списки.
Ответ: В, С.

Вопрос 7. Какой из перечисленных архивов располагался в Новгороде?
А. Архив Киево-Печерского монастыря.
В. Архив Десятинной церкви.
С. Архив Вечевой башни.
Ответ: С.

Вопрос 8. Архивист, историк, археолог, который ввёл в отечественное архивоведение понятие «фонд»:
А. Воронов А.П.
В. Калачов Н.В.
С. Андреевский И.Е.
Ответ: В.

Вопрос 9. Была ли в России к началу 1900-х гг. проведена архивная реформа?
А. Были проекты реформы, но они не были реализованы.
В. Успешно проведена по проекту Н.В. Калачова.
С. Успешно проведена по проекту Д.Я. Самоквасова
Ответ: А.

Вопрос 10. Московский археологический институт был открыт в:
А. 1908 г.
В. 1912 г.
С. 1907 г.
Ответ: С.

Вопрос 11. Декрет «О реорганизации и централизации архивного дела» принят:
А. 10 марта 1918 г.
В. 1 июня 1918 г.
С. 22 июня 1941 г.
Ответ: В.

Вопрос 12. Положение «О Главном архивном управлении при Совете Министров СССР» было утверждено:
А. 28 июля 1961 г.
В. 1 июня 1940 г.
С. 10 марта 1958 г.
Ответ: А.

Вопрос 13. Последним руководителем государственной архивной службы СССР был:
А. Никитинский И.И.
В. Ваганов Ф.М.
С. Самоквасов Д.Я.
Ответ: В.

Вопрос 14. Козлов В.П. – это:
А. Автор первой архивной реформы в России.
В. Руководитель Росархива в 1996—2009 годах.
С. Руководитель Главархива в 1918 г.
Ответ: В.

Вопрос 15. Указ Президента «О партийных архивах» был принят:
А. 24 августа 1991 г.
В. 25 марта 2004 г.
С. 12 июня 1993 г.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. На какие две части делился Архивный фонд СССР до 1991 г.?
Ответ: Государственный и Партийный архивные фонды.
2. Как назывался орган управления архивным делом в годы ВОВ?
Ответ: Управление государственными архивами при НКВД СССР.
3. Как расшифровывается ЕГАФ?
Ответ: Единый Государственный архивный фонд.
4. Как расшифровывается МГИАИ?
Ответ: Московский государственный Историко-архивный институт.
5. Как называется исследовательское учреждение, созданное для решения методических и методологических проблем в делопроизводстве и архивном деле СССР?
Ответ: Всесоюзный (Всероссийский) научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.
6. Что такое Истпарт?
Ответ: Комиссия – научно-исследовательское учреждение по истории Октябрьской революции и компартии большевиков.
7. О ком идет речь: «Руководитель Главархива с сентября 1920 г. до 1932 г. Был инициатором идеологических «чисток» научных кадров. В области архивного строительства он активно боролся против «рязановщины». Добился перевода Главного управления архивным делом из ведения Наркомпроса в подчинение ВЦИК (1921), придав ему статус государственного учреждения с отчетливо выраженными политическими функциями, а также принятия «Положения о Центральном архиве РСФСР» (1922). При этом главное внимание уделялось «особо важным в историко-революционном и научном отношении актохранилищам на всей территории РСФСР». Вводилось четкое деление на «архивы Октябрьской революции», которым придавалось приоритетное значение, и «Исторические архивы».»?
Ответ: Покровский М.Н.
8. Как называется программный комплекс, разработанный по заказу Федерального архивного агентства, который предназначен для предоставления пользователям информации об архивных фондах, хранящихся во всех федеральных архивах, государственных и муниципальных архивах субъектов Российской Федерации?
Ответ: Центральный фондовый каталог.
9. Какой закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства?
Ответ: Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».
10. Русский юрист, историк, археограф, архивист, писатель, профессор истории русского права, действительный член Санкт-Петербургской академии наук, сенатор, с 1865 года и до конца жизни был управляющим Московским архивом Министерства юстиции. В 1873—1880 годах возглавлял временную комиссию об устройстве архивов, созданную при Министерстве образования. Был организатором создания и первым директором Петербургского археологического института. Лично инициировал принятие в 1884 году решения о формировании в Российской империи сети губернских исторических архивов и губернских ученых архивных комиссий, опубликовал ряд работ по теории и практике архивного дела. Стремился к созданию сети центральных и местных архивов, заботился о сохранности документов и пытался сделать их достоянием широких кругов исследователей. – Кто это?
Ответ: Калачов Н.В.
11. С 1884 г. по инициативе Н. В. Калачова начинают учреждаться Губернские _____________________. Они должны были разбирать дела местных учреждений, выделенные к уничтожению, составлять к отобранным материалам описи и указатели, располагать документы в таком порядке, чтобы они были доступны исследователям, то есть создавать на местах исторические архивы.
Ответ: ученые архивные комиссии.
12. О ком идет речь: «Неоднократно настаивал на проведении архивной реформы, требуя создания главного архивного органа, централизации исторических архивов, прекращения уничтожения дел, постройки новых помещений под архивохранилища. Для подготовки архивных кадров необходимо было, по его мнению, создание школ архивоведения при государственных архивах древних актов в Москве и Киеве и профессур архивоведения при Московском и Киевском университетах»?
Ответ: Самоквасов Д.Я.
13. Первый исторический архив в России, юридически оформился в 1724 г. Основу архива составили документы архива бывшего Посольского приказа.
Ответ: Московский архив Коллегии иностранных дел.
14. Почему XVIII век Самоквасов Д.Я. называл «золотым веком для архивов»?
Ответ: из-за большого количества выходивших законодательных документов, посвященных архивам.
15. Назовите двух авторов первых проектов реформирования архивного дела в XIX веке.
Ответ: Калачов Н.В., Самоквасов Д.Я.
16. Назовите учреждения, на базе которых сформировался нынешний Российский государственный гуманитарный университет как учреждение для подготовки квалифицированных архивных кадров.
Ответ: Институт архивоведения - Историко-архивный институт- Московский государственный Историко-архивный институт.
17. Какие положительные черты для архивного дела можно выделить в макулатурных кампаниях первой половины ХХ века?
Ответ: формирование экспертизы ценности архивных документов – органов ее проведения и критериев, нормативных документов для отбора документов; освобождение площадей для приема новых документов на хранение в архивы; получение архивами финансовых средств от продажи бумажного сырья.
18. В январе 1929 г., вместо отборочных списков, была введена система перечней по трем видам документов. Какие это были виды документов?
Ответ: постоянного хранения, срочного хранения и уничтожаемые.
19. С какого года начали применяться термин «Экспертиза ценности документов» и система экспертных архивных органов?
Ответ: с 1940 г.
20. Один из наиболее известных преподавателей Историко-архивного института, автор первого отечественного учебника по истории архивного дела в России – это __________.
Ответ: Маяковский И.Л.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в форме письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется исследовательское учреждение, созданное для решения методических и методологических проблем в делопроизводстве и архивном деле СССР?
Ответ: Всесоюзный (Всероссийский) научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.
2. Что такое Истпарт?
Ответ: Комиссия – научно-исследовательское учреждение по истории Октябрьской революции и компартии большевиков.
3. О ком идет речь: «Руководитель Главархива с сентября 1920 г. до 1932 г. Был инициатором идеологических «чисток» научных кадров. В области архивного строительства он активно боролся против «рязановщины». Добился перевода Главного управления архивным делом из ведения Наркомпроса в подчинение ВЦИК (1921), придав ему статус государственного учреждения с отчетливо выраженными политическими функциями, а также принятия «Положения о Центральном архиве РСФСР» (1922). При этом главное внимание уделялось «особо важным в историко-революционном и научном отношении актохранилищам на всей территории РСФСР». Вводилось четкое деление на «архивы Октябрьской революции», которым придавалось приоритетное значение, и «Исторические архивы».»?
Ответ: Покровский М.Н.
4. Как называется программный комплекс, разработанный по заказу Федерального архивного агентства, который предназначен для предоставления пользователям информации об архивных фондах, хранящихся во всех федеральных архивах, государственных и муниципальных архивах субъектов Российской Федерации?
Ответ: Центральный фондовый каталог.
5. Какой закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства?
Ответ: Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Владимиров, А. С. Щетинина История архивоведения и архивоведческой мысли [Электронный ресурс]: учеб. пособие , 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Щетинина А.С. Источники по российской истории в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Российской Федерации: , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История архивов России". URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории отечественных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.

Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Итоговые тесты по темам учебной дисциплины.
Тест 1 состоит из 30 вопросов. Продолжи-тельность – 45 минут.
Тест 2 состоит из 20 вопросов. Продолжительность 35 минут.
Общая продолжительность тестирования: 80 минут.
Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается из среднего значения всех набранных оценок по 5-балльной шкале.
0-2 балла – оценка «не удовлетворительно»
3 балла – оценка «удовлетворительно»
4 балла – оценка «хорошо»
5 баллов – оценка «отлично».