МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальный педагог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальный педагог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями и умениями в области профессионаотной деятельности социального педагога по сопровождению детей и подростков группы риска

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-3 Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы планирования и организации профессиональной деятельности по профилактике и социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы адаптации, социализации, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для осуществления планирования и организации профессиональной деятельности по профилактике и социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процесс психолого-педагогического сопрвождения
1.1. Профессиональная деятельность социального педаога по сопровождению детей и пожростков группы риска Лекции 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Процесс психолого-педагогического сопровождения: принципы, пожхрды, этапы Лекции 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Профессиональная деятельность социального педаога по сопровождению детей и пожростков группы риска Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Процесс психолого-педагогического сопровождения: принципы, пожхрды, этапы Сам. работа 10 9 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Профессиональная деятельности по профилактике обучающихся с девиантным поведением
2.1. Основы профилактической работы социального педагога Лекции 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Принципы, методы профилактической работы социального педагога Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы, методы профилактической работы социального педагога Сам. работа 10 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Профессиональная деятельности по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
3.1. Основы профессиональнщй деятельности по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением Лекции 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Принципы, методы профессиональнщй деятельности по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Принципы, методы профессиональнщй деятельности по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением Сам. работа 10 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. "Мишени" психолого-психолого-педагогического соровождения
4.1. Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации Лекции 10 1 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема Лекции 10 1 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Социальнопедагогическая работа в психоневрологических интернатах Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Социальнопедагогическая работа с людьми без определенного места жительства Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Социальнопедагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Социальнопедагогическая работа с зависимостями Сам. работа 10 6 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию Сам. работа 10 6 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Программа психолого-педагогического соровождения
5.1. Основы разработки программы психолого-педагогического соровождения Лекции 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Техники психолого-педагогического сопровождения Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Основы разработки программы психолого-педагогического соровождения Сам. работа 10 20 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Экспетиза программы психолого-педагогического сопровождения Практические 10 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией А.В. Иванова Социальная педагогика : М.: Дашков и Ко, 2011
Л1.2 Т. В. Лодкина Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукина, А.К. Социальная педагогика: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Социальная педагогика ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Социальная педагогика Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Социальная педагогика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.