МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Буллинг в школьной среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Е.А. Петухова

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, И.А. Ральникова

Рабочая программа дисциплины
Буллинг в школьной среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение вопросов, связанных с буллингом в школьной среде

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-1.1 Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
ПК-1.2 Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-1.3 Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-5Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье
ПК-5.1 Знает: основы психолого-педагогической коррекции обучающихся с девиантным поведением
ПК-5.2 Умеет: информировать обучающихся, их родителей (законных представителей) педагогов о факторах риска формирования девиантного поведения
ПК-5.3 Владеет: навыками психолого-педагогической коррекции психического развития обучающихся с девиантным поведением
ПК-6Способен разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.1 Знает психолого - педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.2 Умеет подбирать методические инструменты для осуществления социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.3 Владеет навыками составления индивидуальных программ социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением
ПК-5.1: Знает: основы психолого-педагогической коррекции обучающихся с девиантным поведением
ПК-6.1: Знает психолого - педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-5.2: Умеет: информировать обучающихся, их родителей (законных представителей) педагогов о факторах риска формирования девиантного поведения
ПК-6.2: Умеет подбирать методические инструменты для осуществления социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-5.3: Владеет: навыками психолого-педагогической коррекции психического развития обучающихся с девиантным поведением
ПК-6.3: Владеет навыками составления индивидуальных программ социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Происхождение насилия в обществе. Понятие «буллинг»
1.1. Типология насилия: прямое, структурное, культурное насилие. Природа человеческой агрессивно-сти. Биогенетические, психологические, экологические и социальные подходы в объяснении агрессивности человека. Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Насилие как одно из свойств человеческой природы. Цели и мотивы насилия. Насилие как сред-ство доминирования и господства. Насилие как борьба за существование. Эмоционально-психологические компоненты насилия. Последствия насилия. Механизмы ограничения человече-ской агрессивности. Нравственные ограничения: насилие и мораль. Идея ограничения насилия в обществе. Концепция ненасильственного развития общества. Профилактика насилия и жестокости в современном обществе. Практические 7 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям) более слабому Сам. работа 7 19 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Причины, последствия, психологические особенности участников буллинга в обра-зовательной организации
2.1. Факторы, провоцирующие жестокость в школьной среде. Внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Предшествующий опыт жизнедеятельно-сти школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения анало-гичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверст-ников, в учреждениях образования, посещаемых ранее Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий пси-хоэмоциональный фон учреждения, его «политическая » система, особенности отношения педа-гогов к школьникам, система взаимоотношений внутри классного коллектива как референтной группы, наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина», традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации Практические 7 6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Психологические особенности жертв буллинга: физические недостатки, особенности по-ведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети), болезни, низкий интеллект и трудности в обучении Сам. работа 7 19 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Особенности деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга с учащимися разных возрастов
3.1. Буллинг в начальной школе - учащимся младших классов больше, чем старшим детям, свой-ственны физические методы. Травля производится путем толкания, щипков, битья и пристава-ний. Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Подростки- жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Беззащитность и угне-тенность жертвы перед обидчиком, чувство постоянной опасности, страх, и как следствие, утрата уважения к себе и веры в собственные силы. Практические 7 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Последствия травли - жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли - и обидчиков, и жертв, особенно у жертв - значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении Сам. работа 7 19 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Работа с семьей и педагогами как направления профилактики школьного насилия
4.1. Формы работы с семьей. Психологическое консультирование помощь в разрешении се-мейных трудностей (работа с негативными переживаниями и поиск позитивного смысла, помощь в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи, разрешение типичных семейных проблем Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Родительские группы - преодоление изоляции семей и отдельных ее членов, формирование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание групп родителей, реализующих соци-альные инициативы; сопровождение семьи и отдельных ее членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции; информационная поддержка; помощь в разрешении семейных и личных трудностей Практические 7 6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Профилактическая программа работы с педагогами. психологическое просвещение педагогов. Повышение уровня профессиональных коммуникативных навыков, компетенции в области конструктивного разрешения конфликтов. Развитие педагогической рефлексии. Обучение навыкам саморегуляции и релаксации. Развитие рационального и позитивного оценивания стрессовых ситуаций. Обогащение поведенческого репертуара конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций. Снижение тревожности, агрессивности, уровня депрессивных со-стояний Сам. работа 7 19 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-5: Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье
ПК-6: Способен разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
Примеры заданий закрытой формы
1. Психология девиантного поведения относится к одной из следующих наук:
а) общей психологии;
б) психиатрии;
в) патопсихологии;
г) междисциплинарной науке;
д) психопатологии.
Ответ; г) междисциплинарной науке;
2. Признаки поведенческой патологии в виде склонности к дезадаптации, тотальности и стабильности описал:
а) П. Б. Ганнушкин;
б) К. Ясперс;
в) 3. Фрейд;
г) И. П. Павлов;
д) В. А. Петровский.
Ответ: а) П. Б. Ганнушкин;
3. Выделяются все нижеперечисленные подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций, за исключением:
а) социального;
б) психиатрического;
в) психологического;
г) конфессионального;
д) профессионального.
Ответ: г) конфессионального;
4. Понятие «саморазрушающего поведения» является основополагающим в одном из следующих подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций:
а) социальном;
б) психиатрическом;
в) психологическом;
г) конфессиональном;
д) профессиональном.
Ответ: а) социальном;
5. В понятие идеальной нормы помимо параметров, входящих в гармоничное поведение, включается:
а) адаптивность;
б) самоактуализация;
в) нравственность;
г) креативность;
д) коммуникабельность.
Ответ: г) креативность;
6. Индивидуальное целостное психическое переживание испытуемого, диагностируемое в плане оценки психических и поведенческих расстройств, называется:
а) симптомом;
б)синдромом;
в) феноменом;
г) симптомокомплексом;
д) казусом.
Ответ: в) феноменом;
7. «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомом) признается лишь то, что может быть таковой доказано», — гласит принцип:
а) Шнайдера;
б) презумпции психической нормальности;
в) эпохе;
г) Кандинского — Клерамбо;
д) Гуссерля.
Ответ: а) Шнайдера;
8. Наряду с критерием доказанности, в принцип Курта Шнайдера включается и критерий: а) обоснованности;
б) убедительности;
в) реальности;
г) предположительности;
д) вероятностного распределения (вероятности).
Ответ: д) вероятностного распределения (вероятности).
9. Диагностический принцип, при котором следует «воздерживаться от преждевременных суждений», называется принципом:
а) контекстуальности;
б) эпохе;
в) точности;
г) убедительности;
д) осторожности.
Ответ: б) эпохе;
10. Оценка состояния индивида типа «У больного скорбное выражение лица» не учитывает один из нижеследующих диагностических принципов:
а) контекстуальности;
б) эпохе;
в) точности;
г) убедительности;
д) осторожности.
Ответ: а) контекстуальности;
11. Феноменологический подход к диагностическому процессу использует принципы:
а) объясняющей психологии;
б) понимающей психологии;
в) психиатрии;
г) патопсихологии;
д) психопатологии.
Ответ: б) понимающей психологии;
12. Девиантное поведение встречается:
а) только у психически здоровых;
б) только у психически больных;
в) только у лиц, находящихся в пограничном психическом состоянии;
г) и у психически здоровых, и у психически больных;
д) только у творческих личностей.
Ответ: г) и у психически здоровых, и у психически больных;
13. Гипердиагностическая парадигма с использованием выделения т. н. донозологических расстройств характерна для одного из следующих подходов к оценке девиантного поведения:
а) социального;
б) психологического;
в) психиатрического;
г) феноменологического;
д) профессионального.
Ответ: б) психологического;
14. Девиантные формы поведения являются исключительно:
а) детским феноменом;
б) подростковым феноменом;
в) феноменом зрелого человека;
г) феноменом пожилого человека;
д) ни один из ответов не верен.
Ответ: б) подростковым феноменом;
15. Постулат о том, что «взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой осуществляются все без исключения формы его активности», называется постулатом:
а) соответствия;
б) адаптивности;
в) гармоничности;
г) сообразности;
д) целесообразности.
Ответ: б) адаптивности
Примеры заданий открытой формы
1. Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением
Ответ: девиантное поведение
2. Чем отличается психологический подход к понятию норма от социального?
Ответ: Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения.
3. В чем заключается гендерный подход к понятию норма?
Ответ: Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации.
4. Вставьте пропущенное слово:
Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление ______________ (социальной составляющей психической индивидуальности)
Ответ: личности
5. Совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов – это
Ответ: гармоничные черты характера
6. Что раскрывается в понятии «здравый смысл»
Ответ: Под здравым смыслом понимается познавательный процесс, в основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла поступков окружающих
7. Один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций – это____________
Ответ: Аддиктивное поведение
8. Чем отличается аутоагрессивное поведения от агрессии?
Ответ: Аутоагрессивное поведение, в отличие от агрессивного, направлено на причинение вреда самому человеку, а не его окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносное воздействие на близкое окружение)
9. В чем заключается атарактическая мотивация?
Ответ: Атарактическая мотивация заключается в стремлении применить какое либо психоактивное вещество с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта.
10. Дайте определение понятию «нервная анорексия»
Ответ: Нервная анорексия представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом
11. Опишите особенностями воздействия тоталитарных сект на личность (по А.Ю. Егорцев)
Ответ: 1) установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина; внушение чувства вины перед организацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
2) формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению; требование разрыва с критически настроенными людьми; ограничение круга общения только членами секты; отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины).
12. В чем заключается клептомания?
Ответ: Клептомания характеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи.
13. В чем заключаются навязчивые ритуалы?
Ответ: Навязчивые ритуалы — это труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида, символически выражающие надежду предотвратить предполагаемое несчастье.
14. Чем характеризуется тревожное расстройство личности (напишите 3 признака)?
Ответ: Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности характеризуется:
1) постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями;
2) представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим;
3) повышенной озабоченностью критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
4) нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться;
5) ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
6) уклонением от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения.
15. Чем характеризуется Аутистическое поведение
Ответ: Аутистическое поведение характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества.
16. Какое поведение является противоположностью аутистического и почему?
Ответ: Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени
17. Опишите отличительную черту нигилизма в коммуникации
Ответ: Его отличительной чертой является активная, всепроникающая склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других
18. Что такое компульсии?
Ответ: Компульсии проявляются навязчивыми, не поддающимися коррекции и полной контролируемости действиями.
19. В чем выражается диссоциативная амнезия?
Ответ: Диссоциативная амнезия выражается в потере памяти на недавние существенно значимые события, вызвавшие шоковую аффективную реакцию
20. Дайте определение понятию безнравственное поведение
Ответ: Безнравственным называют отклоняющееся поведение в виде действий и деятельности, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам независимо от оценки личностью, их совершающей.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чалдини Р. Психология влияния: учебное пособие СПб. : Питер, 2012
Л1.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: [учеб. пособие] М.: Академия, 2009
Л1.3 Куницина В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов СПб.: Питер, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лабунская В.А. Экспрессия человека:общение и межличностное познание: , 1999
Л2.2 Московичи С. Социальная психология: , 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Буллинг в школьной среде Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Э2 Буллинг в школьной среде ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Буллинг в школьной среде
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.