МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
--, Старший преп., Воронкова Е.О.

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Ювенальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 14.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 14.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины является овладение студентами системой научных знаний и практических навыков, касающихся уголовно-правовых и криминологических аспектов ювенальной юстиции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности.Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.
Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве
1.1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Практические 4 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы
2.1. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Преступления, совершаемые несовершеннолетними
3.1. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
4.1. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
4.3. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Ювенальная юстиция
5.1. Ювенальная юстиция Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
5.2. Ювенальная юстиция Сам. работа 4 22 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3534.
ПК-3
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. По отношению к осужденным персонал обязан
A) вежливо обращаться
B) сообщать по требованию число и месяц
C) сообщать количество отбытого времени, оставшегося до окончания наказания
D) ежедневно применять специальные меры и средства для наилучшего достижение целей наказания
ОТВЕТ: A
2. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей и законных требований администрации учреждения, исполняющего наказание, влекут
A) установленную законом ответственность
B) штраф
C) водворение в сизо
D) выговор
ОТВЕТ: A
3. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается получать ______ посылок или передач и 6 бандеролей в течение года
A) 6
B) 3
C) 4
D) 5
ОТВЕТ: A
4. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается иметь 6 краткосрочных свиданий и _________ длительных свидания в течение года
A) 4
B) 6
C) 5
D) 2
ОТВЕТ: A
5. Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в _________
A) камерах
B) общежитиях
C) ПКТ
D) ШИЗО
ОТВЕТ: A
6. Осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в _____________.
A) запираемых общих камерах
B) ШИЗО
C) общежитиях
D) карцере
ОТВЕТ: A
7. Закончите предложение;
Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается
A) бесплатный проезд к месту жительства в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
B)бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
C) бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным муниципальным органом
D) бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Ответ: В
8. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью ___ часа на территории исправительного учреждения

A)1
B)6
C)3
D)4
Ответ: D
9. Осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью ___ суток на территории исправительного учреждения
A)1
B)2
C)3
D)6
ОТВЕТ: С

10.Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание _________, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения ___________.
A) краткосрочным выездом с выходом с территории ИУ/ телефонным разговором
B) телефонным разговором / краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии
C)дополнительной посылкой/ краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии
D) ) краткосрочным выездом с выходом с территории ИУ/ телефонным разговором
Ответ: В

11. По общему правилу, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы ______
A) но не более 3 единиц в день
B) но не более 3 единиц в месяц
C) но не более 3 единиц в неделю
D)без ограничения их количества
Ответ: D
12. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы ______ цензуре со стороны администрации исправительного учреждения за исключением случаев, указанных в законе.

A) подвергаются
B) не подвергаются
C) подвергаются, в определенных уголовно- исполнительным законом случае
D) подвергаются, по решению администрации ИУ
Ответ: А

13. Водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до ¬¬¬¬____ суток

A)15
B)7
C)30
D)2

14. Принцип уголовно-исполнительного права, заключающийся в главенствующем положении закона при осуществлении уголовно-исполнительной деятельности, - это принцип
A) законности
B) равенства всех перед законом
C)демократизма
D) гуманизма
Ответ: А

15. Уголовно-исполнительное право как отрасль права
A) характеризуется собственными предметом, принципами и методом
B) характеризуется собственными предметом
C) характеризуется собственными принципами и методом
D) характеризуется собственными методами
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПК-3
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ – это
Ответ: установленная в обязывающих и запрещающих нормах права мера необходимого поведения осужденных во время отбывания наказания, обеспечивающая достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов, как самого обязанного лица, так и иных лиц
2. РЕЖИМ – это
Ответ: установленный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
3. РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ – это
Ответ: вводится в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных
4. СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ – это
Ответ: - это определение порядка и условий исполнения конкретного вида наказания; обязанностей и прав осужденных; обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих наказание; применения средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации.
5. СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ – это
Ответ: совокупность прав и обязанностей субъектов, определенных нормами уголовно- исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений
6. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ – это
Ответ: закрепленные законом и гарантируемые государством реальные варианты возможного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемые юридическими обязанностями должностных лиц, органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
7. Разрешено ли проводить кино- и фотосъемку осужденных в местах отбывания наказания?
Ответ : только с согласия осужденных
8. Общественный контроль – это
Ответ: контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации
9. Перевод в колонию – поселение возможен:
Ответ: из колоний общего и строго режима
10. Могут ли лица, осужденные к лишению свободы, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости?
Ответ: Осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
11. Где действуют режимные требования?
Ответ: В исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения)
12. Метод правового регулирования уголовно-исполнительных отношений – это
Ответ: Императивный и диспозитивный
13. Где отбываются исправительные работы?
Ответ: Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.(Ст. 39 УИК)
14. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ – это
Ответ: закрепленные законом и гарантируемые государством реальные варианты возможного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемые юридическими обязанностями должностных лиц, органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
15. ТЮРЬМОВЕДЕНИЕ – это
Ответ: подотрасль уголовного права и уголовной науки в царской России
16. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – это
Ответ: деятельность государства по определению целей, принципов, стратегии, государства, по исполнению наказаний.
17. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ – это
Ответ: учреждения, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.
18. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙФ (ФСИН) – это
Ответ: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
19. ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДА-ТЕЛЬСТВА – это Ответ: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ)

20 . Задачи уголовно исполнительного права – это
Ответ: Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена по всему изученному курсу. Зачет / экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Особенности психического развития несовершеннолетних.
2. Основы конституционно–правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации.
3. Права детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Особенности Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Особенности ответственности несовершеннолетних (административная, гражданско–правовая, дисциплинарная, уголовная).
7. Международное сотрудничество по проблемам ювенальной юстиции.
8. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
9. «Пекинские правила» 1985 года.
10. «Эр–Риядские принципы» 1990 года.
11. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 года.
12. Юридическое значение результатов конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, их роль в развитии теории и практики ювенальной юстиции.
13. Виды преступлений против несовершеннолетних и их общая характеристика.
14. Преступления против несовершеннолетних и преступное поведение самих несовершеннолетних: вопросы взаимосвязи.
15. Проблемы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений.
16. Проблемы уголовной и административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
17. Проблемы уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
18. Проблемы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и нормального нравственного и полового развития несовершеннолетних. Вопросы совершенствования Российского законодательства в этой области.
19. Криминологическая характеристика и детерминация преступлений, посягающих на несовершеннолетних.
20. Профилактика преступлений, совершаемых против несовершеннолетних.
21. Виды преступлений, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними и их общая характеристика.
22. Особенности преступности несовершеннолетних и ее тенденции. Состояние, уровень, динамика, тенденции преступности несовершеннолетних в мире на современном этапе. Преступность несовершеннолетних в России и Алтайском крае.
23. Причины преступного поведения несовершеннолетних.
24. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.
25. Профилактика преступлений несовершеннолетних и ее уровни.
26. Опыт зарубежных стран в противодействии преступности несовершеннолетних.
27. Возраст уголовной ответственности и его социальное обоснование. Проблемы возраста уголовной ответственности в российском уголовном праве.
28. Проблемы и особенности практики назначения несовершеннолетним уголовного наказания.
29. Проблемы и особенности практики освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
30. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
31. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы.
32. История возникновения ювенальной юстиции в России.
33. Специфика реализации судебной власти в отношении несовершеннолетних в современный период.
34. Организационные и правовые предпосылки создания и функционирования ювенальной юстиции в современной России.
35. Англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции.
36. Анализ существующих Концепций и Проектов федеральных законов о целесообразности внедрения ювенальной юстиции в России.
37. Мнения представителей российской юридической науки и правоприменительной практики о внедрении ювенальной юстиции в России.
38. Практический опыт создания ювенальной юстиции в России.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань». e.lanbook.com
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». www.biblioclub.ru
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 5. Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, Abbyy FineReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2060

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практи-ческих занятий. Занятия по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по дисциплине «Уголовное право РФ;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность студентов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овла-дение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориенти-ры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лек-ционные формы, как информационная и обзорная лекции.
Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Глав-ной целью семинаров является обсуждение теоретических и практических вопросов уго-ловно-исполнительного права. На семинарских занятиях студенты совершенствуют уме-ния убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается зада-ние в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоя-тельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала сту-дент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложен-ную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литерату-ры в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. Наличие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, а также иных рекомендованных нормативных актов является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям закона. Сту-денты должны свободно ориентироваться в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и чет-ко понимать его содержание.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у студентов навык обоснован-ной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных за-мечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекоменда-ции по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии (например, вместо юридическо-го термина «исправительная колония» произносили бытовую фразу «тюрьма» и т.п.), обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов уда-рение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсужде-ния темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дис-куссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по об-суждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложен-ными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основы-ваясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариан-тов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правопри-менительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оце-нивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем сту-дентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учеб-ной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, по-скольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний сту-дентами по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских и практи-ческих занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный тематический контроль по крупным разделам учеб-ной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен для студентов дневного отделения и зачет для студентов отделения заочного обучения.
При выставлении оценки на экзамне или зачете по дисциплине с целью ее объек-тивности также следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.