МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научный проект "Актуальные вопросы современного китаеведения"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Научный проект "Актуальные вопросы современного китаеведения"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Мотивация студентов к пониманию китаеведения как науки и создать мотивационную базу для изучения китайского языка, китайской культуры, экономики, истории и политики Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Знает основные требования к информации и методы работы с оригинальными текстами и источниками по профилю деятельности
ОПК-3.2 Умеет выделять и систематизировать из массива источников содержательно значимые эмпирические данные и смысловые конструкции для решения конкретной профессиональной задачи
ОПК-3.3 Владеет навыками подготовки информационно- аналитического обзора по заданной проблематике
ОПК-5Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ОПК-5.1 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ОПК-5.2 Умеет формировать дайджесты общественно- политической направленности по профилю деятельности
ОПК-5.3 Владеет навыками составления аналитического обзора общественно-политической направленности по профилю деятельности
ОПК-5.4 Владеет навыками подготовки аналитического материала для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ОПК-7Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ОПК-7.1 Знает принципы и требования к составлению отчетной документации по результатам профессиональной деятельности
ОПК-7.2 Умеет составлять отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами
ОПК-7.3 Имеет опыт оформления и преставления отчетной документации по результатам профессиональной деятельности, в том числе с использованием мультимедийных средств
ПК-7Способен разрабатывать проекты международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения в интересах соответствующих министерств, ведомств и профильных организаций.
ПК-7.1 Знает принципы подготовки проекта регионоведческого и международного профиля
ПК-7.2 Умеет определять тему проекта, его цели и задачи, разрабатывать план реализации
ПК-7.3 Осуществляет сбор и анализа исходных данных для реализации проекта в сфере своей регионоведческой / международной специализации
ПК-7.4 Способен подготовить отчётную документацию по итогам разработки проекта международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-Сбережение бесценных устных сведений об отечественной и мировой синологии.
-Возможность оперативного ввода в мировой научный оборот уникальных
сведений, носителями которых являются известные китаеведы разных
стран.
-Новые возможности для более глубокого осмысления особенностей отдельных национальных китаеведных школ, в т.ч. истории развития и судеб отдельных учёных, методологии и методик, научных структур и источников
их финансирования, проблематики и перспектив исследований и пр.
-Новые возможности для сравнительного изучения синологических школ,
их традиций, особенностей и внешних связей.
-Возможность сравнить научные взгляды на Китай извне с самовосприятием
китайцев в исторической перспективе.
-Эффективное содействие сближению и взаимодействию цивилизаций в интересах глобального мира и гармоничного общественного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.Системно анализировать материал.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами, приемами и способами проектной инновационной деятельности
в области обучения китаеведению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину: "Актуальные вопросы современного китаеведения".
1.1. Актуальные вопросы современного китаеведения.Историография. Возникновение российской школы китаеведения. Русская духовная миссия в Пекине. Советские исследователи китайского языка. Лабораторные 4 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Формирование практического и академического китаеведения в России в XVIII в. Лабораторные 4 8 Л1.1, Л2.1
1.3. Современный период развития китайской лингвистики. Ма Цзяньчжун, Ли Цзиньси, Люй Шусян, Ван Ли, Гао Минкай и другие. Лабораторные 4 8 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные направления исследования Китая (ХIХ- нач. ХХ вв.). Вклад российских ученых по преподаванию и изучению китайского языка. Основные направления и их труды. Сам. работа 4 35 Л1.1, Л2.1
1.5. Китаеведение на рубеже XX-XXI вв. Итоги и перспективы. Основные центры изучения Китая. Направление и особенности исследований истории и культуры Китая. Современные ученые-китаеведы и их вклад в развитие китаеведения. Лабораторные 4 8 Л1.1, Л2.1
1.6. Петербургская (ленинградская) университетская Серебряков, В.В. Петров, М.Е. Кравцова и другие. Лабораторные 4 6 Л1.1, Л2.1
1.7. 8 Современное состояние китаеведного литературоведения. Сам. работа 4 37 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах Европы.
2.Китаеведение в России в XXI в.
3.Актуализация китайской литературы в мире. Причины и факторы популярности китайских авторов в публицистике.
4.Переход на новые стандарты в китаеведение.
5.Современные китаеведческие школы в России.
6.Современная языковая ситуация в Китае. Стандартизированный
экзамен по китайскому языку.
7.Общегосударственный закон о языке и письменности в КНР.
8.Языковая политика и языковое строительство «с китайской спецификой». Типы языковой политики на территории КНР.
9.Первый этап в изучения Китая в России.
10.Предметная область классического китаеведения и его хронологические рамки.
11.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах.
12. Академическое и университетское китаеведение и в России: Институционализация и центры (ХIХ в. - 1917 г.)».
13.Становление и развитие китаеведения в Казани, Санкт-Петербурге, Владивостоке.
14.Роль учебных и академических учреждений.
15. Основные китаеведческие академические и университетские центры России. Школы, училища и семинарии.
16.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах Европы.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Первый этап в изучения Китая в России.
2.Предметная область классического китаеведения и его хронологические рамки.
3.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах.
4. Академическое и университетское китаеведение и в России: Институционализация и центры (ХIХ в. - 1917 г.)».
5. Становление и развитие китаеведения в Казани, Санкт-Петербурге, Владивостоке.
6. Роль учебных и академических учреждений.
7. Основные китаеведческие академические и университетские центры России. Школы, училища и семинарии.
8. Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах Европы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А.В. Лукина Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений : учебное пособие Москва : Весь Мир, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229900
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. Международные отношения. Российско-китайские отношения в конце XX — начале XXI веков : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/080E10DF-DF5D-4731-8218-21E49A78524E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 РГБ www.rsl.ru
Э2 ИВ РАН ww.ivran.ru
Э3 ИДВ РАН www.ifes-ras.ru
Э4 ИСАА МГУ iaas.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Институт Востоковедения РАН ttp:// ivran.ru
2.Официальный сайт Института Дальнего Востока РАН http:// www.ifes-ras.ru/
3. МГУ имени М. В. Ломоносова, институт стран Азии и Африки http:// iaas.msu.ru
4.Библиография работ по истории и культуре Китая. http://www.let.leidenuniv.nl/bth/index.html
5.Искусство современного Китая http://deall.ohio-state.edu/denton.2/art.htm
6. Библиотека профессора СПбГУ Евгения Алексеевича ТОРЧИНОВА http://www.members.tripod.com/~etor_best/pub2.html
7.Восточная коллекция Российской Государственной Библиотеки http://www.rsl.ru/coll_e/fonds/east.htm.
8.Библиотеки стран Азии http://sunsite.berkeley.edu/Libweb/asia.html
9. Синология.Ру: история и культура Китая http:// www.synologia.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Актуальные вопросы современного китаеведения » студентами будет изучен фундамент знаний о современном китаеведении в мире, китайском языке и китайской литературе, создана база для сложения профессиональной
личности китаеведа, подготовленного не только к овладению китайским языком на практическом уровне, но и к научно-исследовательской деятельности в области китайской филологии, осознающего взаимообусловленность и взаимосвязь современности с историей китайской цивилизации, письменной культурой прошлого.
По итогам работы на семинарских занятиях студентами будут усвоены принципами комплексного анализа, навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.