Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна
1.1. | Мотивация студентов к пониманию китаеведения как науки и создать мотивационную базу для изучения китайского языка, китайской культуры, экономики, истории и политики Китая. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01 |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ОПК-3.1 | Знает основные требования к информации и методы работы с оригинальными текстами и источниками по профилю деятельности |
ОПК-3.2 | Умеет выделять и систематизировать из массива источников содержательно значимые эмпирические данные и смысловые конструкции для решения конкретной профессиональной задачи |
ОПК-3.3 | Владеет навыками подготовки информационно- аналитического обзора по заданной проблематике |
ОПК-5 | Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации |
ОПК-5.1 | Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне |
ОПК-5.2 | Умеет формировать дайджесты общественно- политической направленности по профилю деятельности |
ОПК-5.3 | Владеет навыками составления аналитического обзора общественно-политической направленности по профилю деятельности |
ОПК-5.4 | Владеет навыками подготовки аналитического материала для публикации в научных журналах и средствах массовой информации |
ОПК-7 | Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности |
ОПК-7.1 | Знает принципы и требования к составлению отчетной документации по результатам профессиональной деятельности |
ОПК-7.2 | Умеет составлять отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами |
ОПК-7.3 | Имеет опыт оформления и преставления отчетной документации по результатам профессиональной деятельности, в том числе с использованием мультимедийных средств |
ПК-7 | Способен разрабатывать проекты международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения в интересах соответствующих министерств, ведомств и профильных организаций. |
ПК-7.1 | Знает принципы подготовки проекта регионоведческого и международного профиля |
ПК-7.2 | Умеет определять тему проекта, его цели и задачи, разрабатывать план реализации |
ПК-7.3 | Осуществляет сбор и анализа исходных данных для реализации проекта в сфере своей регионоведческой / международной специализации |
ПК-7.4 | Способен подготовить отчётную документацию по итогам разработки проекта международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -Сбережение бесценных устных сведений об отечественной и мировой синологии. -Возможность оперативного ввода в мировой научный оборот уникальных сведений, носителями которых являются известные китаеведы разных стран. -Новые возможности для более глубокого осмысления особенностей отдельных национальных китаеведных школ, в т.ч. истории развития и судеб отдельных учёных, методологии и методик, научных структур и источников их финансирования, проблематики и перспектив исследований и пр. -Новые возможности для сравнительного изучения синологических школ, их традиций, особенностей и внешних связей. -Возможность сравнить научные взгляды на Китай извне с самовосприятием китайцев в исторической перспективе. -Эффективное содействие сближению и взаимодействию цивилизаций в интересах глобального мира и гармоничного общественного развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Системно анализировать материал. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами, приемами и способами проектной инновационной деятельности в области обучения китаеведению. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в дисциплину: "Актуальные вопросы современного китаеведения". | ||||||
1.1. | Актуальные вопросы современного китаеведения.Историография. Возникновение российской школы китаеведения. Русская духовная миссия в Пекине. Советские исследователи китайского языка. | Лабораторные | 4 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Формирование практического и академического китаеведения в России в XVIII в. | Лабораторные | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Современный период развития китайской лингвистики. Ма Цзяньчжун, Ли Цзиньси, Люй Шусян, Ван Ли, Гао Минкай и другие. | Лабораторные | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Основные направления исследования Китая (ХIХ- нач. ХХ вв.). Вклад российских ученых по преподаванию и изучению китайского языка. Основные направления и их труды. | Сам. работа | 4 | 35 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Китаеведение на рубеже XX-XXI вв. Итоги и перспективы. Основные центры изучения Китая. Направление и особенности исследований истории и культуры Китая. Современные ученые-китаеведы и их вклад в развитие китаеведения. | Лабораторные | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Петербургская (ленинградская) университетская Серебряков, В.В. Петров, М.Е. Кравцова и другие. | Лабораторные | 4 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | 8 Современное состояние китаеведного литературоведения. | Сам. работа | 4 | 37 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах Европы. 2.Китаеведение в России в XXI в. 3.Актуализация китайской литературы в мире. Причины и факторы популярности китайских авторов в публицистике. 4.Переход на новые стандарты в китаеведение. 5.Современные китаеведческие школы в России. 6.Современная языковая ситуация в Китае. Стандартизированный экзамен по китайскому языку. 7.Общегосударственный закон о языке и письменности в КНР. 8.Языковая политика и языковое строительство «с китайской спецификой». Типы языковой политики на территории КНР. 9.Первый этап в изучения Китая в России. 10.Предметная область классического китаеведения и его хронологические рамки. 11.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах. 12. Академическое и университетское китаеведение и в России: Институционализация и центры (ХIХ в. - 1917 г.)». 13.Становление и развитие китаеведения в Казани, Санкт-Петербурге, Владивостоке. 14.Роль учебных и академических учреждений. 15. Основные китаеведческие академические и университетские центры России. Школы, училища и семинарии. 16.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах Европы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Первый этап в изучения Китая в России. 2.Предметная область классического китаеведения и его хронологические рамки. 3.Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах. 4. Академическое и университетское китаеведение и в России: Институционализация и центры (ХIХ в. - 1917 г.)». 5. Становление и развитие китаеведения в Казани, Санкт-Петербурге, Владивостоке. 6. Роль учебных и академических учреждений. 7. Основные китаеведческие академические и университетские центры России. Школы, училища и семинарии. 8. Современная ситуация развития китаеведения в современных научно-исследовательских центрах Европы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А.В. Лукина | Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений : учебное пособие | Москва : Весь Мир, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229900 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Муратшина К. Г. | Международные отношения. Российско-китайские отношения в конце XX — начале XXI веков : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/080E10DF-DF5D-4731-8218-21E49A78524E |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | РГБ | www.rsl.ru | ||
Э2 | ИВ РАН | ww.ivran.ru | ||
Э3 | ИДВ РАН | www.ifes-ras.ru | ||
Э4 | ИСАА МГУ | iaas.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Институт Востоковедения РАН ttp:// ivran.ru 2.Официальный сайт Института Дальнего Востока РАН http:// www.ifes-ras.ru/ 3. МГУ имени М. В. Ломоносова, институт стран Азии и Африки http:// iaas.msu.ru 4.Библиография работ по истории и культуре Китая. http://www.let.leidenuniv.nl/bth/index.html 5.Искусство современного Китая http://deall.ohio-state.edu/denton.2/art.htm 6. Библиотека профессора СПбГУ Евгения Алексеевича ТОРЧИНОВА http://www.members.tripod.com/~etor_best/pub2.html 7.Восточная коллекция Российской Государственной Библиотеки http://www.rsl.ru/coll_e/fonds/east.htm. 8.Библиотеки стран Азии http://sunsite.berkeley.edu/Libweb/asia.html 9. Синология.Ру: история и культура Китая http:// www.synologia.ru/ |
В ходе изучения дисциплины «Актуальные вопросы современного китаеведения » студентами будет изучен фундамент знаний о современном китаеведении в мире, китайском языке и китайской литературе, создана база для сложения профессиональной личности китаеведа, подготовленного не только к овладению китайским языком на практическом уровне, но и к научно-исследовательской деятельности в области китайской филологии, осознающего взаимообусловленность и взаимосвязь современности с историей китайской цивилизации, письменной культурой прошлого. По итогам работы на семинарских занятиях студентами будут усвоены принципами комплексного анализа, навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. |