МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные органы и их правовые акты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственные органы и их правовые акты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса. Учебный курс «Государственные органы и их правовые акты» призван сформировать у студентов юридического факультета комплексное представление о теоретических воззрениях в области построения и функционирования государственного аппарата. Студенту предлагается изучить теоретические основы деятельности органов государства, порядок и сущность принимаемых ими правовых актов, а также основы организации государственного аппарата России.
Задачи курса. Изучение курса предполагает глубокое и объективное освоение студентами знаний по специальному учебному курсу «Государственные органы и их правовые акты. Изучая закономерности функционирования государственного аппарата студенты должны уяснить теорию разделения властей, освоить теоретические воззрения по понятию и видам органов государства и по понятию и видам нормативных правовых актов. Кроме того студенты должны получить комплексное представление об основах функционирования органов государства в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
ПК-1.1 Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2 Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3 Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
ПК-3Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
ПК-3.1 Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
ПК-3.2 Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
ПК-3.3 Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает стадии правотворческого процесса и полномочия компетентных органов.
ПК-4.1. Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства



3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет определять орган или должностное лицо, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта
ПК-4.2. Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками подготовки и оформления сопроводительных документов
ПК-4.3. Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Система разделения властей и государственный аппарат Лекции 9 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Система разделения властей и государственный аппарат Практические 9 4 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Система разделения властей и государственный аппарат Сам. работа 9 12 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Теория государственных органов Лекции 9 2 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Теория государственных органов Практические 9 4 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Теория государственных органов Сам. работа 9 12 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Теория правовых актов Лекции 9 2 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Теория правовых актов Практические 9 6 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Теория правовых актов Сам. работа 9 12 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Лекции 9 4 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Практические 9 4 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Сам. работа 9 10 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Лекции 9 2 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Практические 9 4 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Сам. работа 9 10 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Судебная система и правовые акты судов Лекции 9 2 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Судебная система и правовые акты судов Практические 9 4 ПК-3.2 Л1.1
1.18. Судебная система и правовые акты судов Сам. работа 9 10 ПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6231

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 : Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что является заключительным этапом правотворческого процесса?
а) законодательная инициатива
б) разработка законопроекта
в )принятие нормативно-правового акта
г) официальное опубликование документа
Ответ: г

Вопрос 2. Основной законодательной палатой Федерального Собрания РФ является:
а) Государственная Дума
б) Совет Федерации
в) Аппарат Государственной Думы
г) Правительство РФ
Ответ: а

Вопрос 3. Что НЕ является принципом правотворчества?
а) демократизм
б) равноправие
в) законность
г) научный характер
Ответ: б

Вопрос 4. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»?
а) правотворчество шире, чем законотворчество
б) являются синонимами
в) правотворчество уже, чем законотворчество
г) вне ответы неправильные
Ответ: а

Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении?
а) юридический документ
б) устное соглашение
в) негласное правило
г) договор между людьми
Ответ: а

Вопрос 6. Для какой правовой системы характерно использование понятия «нормативно-правовой акт» для обозначения позитивного права:
б) правовой системы Израиля
в) правовой системы России
г) правовой системы Великобритании
д) правовой системы Франции
Ответ: в

Вопрос 7. Как соотносятся понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование»?

а) правовое воздействие – шире и включает в себя правовое регулирование.
б) правовое регулирование включает правовое воздействие.
в) равновеликие понятия.
г) различные понятия, не связанные друг с другом.
Ответ: а

Вопрос 8. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов НЕ относится к подзаконным:
а) Конституция;
б) указ президента;
в) постановление правительства;
г) приказ министра.
Ответ: а

Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу:
а) законы;
б) указы;
в) постановления;
г) распоряжения.
Ответ: а

Вопрос 10. Что НЕ относится к источникам права?
а) нормативно-правовой акт
б) законопроект
в) судебный прецедент
г) правовой обычай
Ответ: б

Вопрос 11.Что НЕ является нормативно-правовым актом?
а) решение профсоюзного комитета
б) постановление правительства
в) конституция
г) все перечисленные
Ответ: а

Вопрос 12.Что является формой права?
а) разновидность права
б) внешнее выражение права
в) процесс создание права
г) соблюдение права
Ответ: б

Вопрос 13. Какой из источников права является результатом правотворчества?
а) правовая доктрина;
б) правовой обычай;
в) нормативно-правовой акт;
г) принцип международного права
Ответ: в

Вопрос 14. Какой из перечисленных должностных лиц и органов РФ НЕ обладает правом законодательной инициативы?
а) сенаторы Совета Федерации
б) депутаты Государственной Думы РФ
в) Верховный Суд РФ
г) генеральный прокурор РФ
Ответ: г

Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу?
а) Постановление Правительства РФ
б) Указ Президента РФ
в) Постановление Администрации Алтайского края
г) Приказ директора юридического института АлтГУ
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 __________ __________ __________- систему правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющую претворить в жизнь, содержащиеся в нормах правила поведения
Ответ: механизм правового регулирования

Вопрос 2. Как называется официальный акт правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы.
Ответ: нормативный правовой акт

Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом?
Ответ: нет (не является)

Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения?
Ответ: локальный

Вопрос 5. На какие виды подразделяются нормативно-правовые акты зависимости от юридической силы?
Ответ: На законы и подзаконные акты

Вопрос 6. Правотворческие __________ - неправильные действия нормотворческого органа, совершенные по добросовестному заблуждению, повлекшие неблагоприятные социальные и юридические последствия
Ответ: ошибки


Вопрос 7.В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом?
Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права

Вопрос 8. Принцип ____________как принцип правотворчества – это открытость процесса принятия нормативно-правового акта для общества.
Ответ: гласности
Вопрос 9. Как называются нормативно-правовые акты Правительства РФ?
Ответ: Постановления

Вопрос 10. Федеральное Собрание является представительным и _______________органом Российской Федерации.
Ответ: законодательным

Вопрос 11. Правительство относиться к ____________ ветви власти, но может принимать нормативно-правовые акты.
Ответ: исполнительной

Вопрос 12. Правительство Российской Федерации принимает ______________ и распоряжения
Ответ: постановления

Вопрос 13. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ вопрос регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина находится в ведении ______________________
Ответ: Российской Федерации

Вопрос 14. Как называет законодательный орган Алтайского края?
Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Вопрос 15. Председатель Правительства РФ организует работу Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ, указами, распоряжениями и ____________Президента РФ.
Ответ: поручениями

Вопрос 16. ______________ государственные органы – органы, осуществляющие свою деятельность в какой-либо определенной сфере (министерства, службы, агентства)
Ответ: Специальные

Вопрос 17. _________________государственные органы – органы, решения которых принимаются законодательно установленным количеством голосов членов данного органа
Ответ: коллегиальные

Вопрос 18. Из каких палат состоит Федеральное Собрание РФ?
Ответ: Государственная Дума и Совет Федерации

Вопрос 19. Кем могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ РФ, указам и распоряжениям Президента РФ?
Ответ: Президентом РФ

Вопрос 20. Как называются члены Совета Федерации?
Ответ: сенаторы Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Правопорядок — это:
а) предпосылка установления законности;
б) результат действия права и законности;
в) основание наступления юридической ответственности;
г) гарантия законности.
Ответ: б


Вопрос 2.Нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства, должны содержать:
а)реквизиты
б)требования
в)условия
г)идеи
Ответ: а

Вопрос 3. К принципам законности НЕ относится:
а) единство законности
б) всеобщность законности
в) верховенство закона
г) правовой идеализм
Ответ: г


Вопрос 4. Под эффективностью нормативных правовых актов, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства принято считать:
а)соотношение поставленных целей и достигнутых результатов
б)соотношение намеченных идей и предполагаемых результатов
в)соотношение выдвижения инициатив и фактический результат
г) выполнение формальных процедур независимо от фактического результата
Ответ: а

Вопрос 5. общее руководство государственными органами обеспечения
безопасности в РФ осуществляет
а) ФСБ
б)ГД РФ
в) Президент РФ
г) Правительство РФ
Ответ: в

Вопрос 6. Правовую основу обеспечения безопасности РФ составляет:
а) Конституция РФ
б) Федеральный закон «О безопасности»
в) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
г) все вышеперечисленное
Ответ: г

Вопрос 7. Совет Безопасности РФ является
а) органом законодательной власти
б) органом судебной власти
в) органом исполнительной власти
г) конституционным совещательным органом
Ответ: г

Вопрос 8. Председателем Совета Безопасности РФ является:
а) Президент РФ
б) директор ФСБ РФ
в) Председатель ГД РФ
г) Генеральный прокурор РФ
Ответ: а

Вопрос 9. К правоохранительным органам НЕ относится:
а) Правительство РФ
б) МВД РФ
в) Конституционный суд РФ
г) Министерство юстиции
Ответ: а

Вопрос 10. Основным назначением органов внутренних дел не является
а)обеспечение общественного порядка
б)обеспечение общественной безопасности
в) борьба с преступлениями и иными правонарушениями
г)принятие нормативно-правовых актов
Ответ: г

Вопрос 11. Категория законности относится к сфере:
а) политического сознания;
б) эстетического сознания;
в) правового сознания;
г) нравственного сознания.

Ответ: в

Вопрос 12. К принципам правопорядка НЕ относится:
а) определенность
б) гарантированность
в) настойчивость
г) устойчивость.
Ответ: в

Вопрос 13. Признак единства правопорядка предполагает, что правопорядок:
а) обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
б) является единым на всей территории страны;
в) обеспечивается общей отлаженной системой правовых
средств и методов;
г) достаточно стабилен и устойчив.
Ответ: б

Вопрос 14. какой из названных не является принципом законности?
а) верховенство закона.
б) равенство всех перед законом.
в) единство закона.
г) целесообразность.
Ответ: г

Вопрос 15. Какой правовой акт Президента РФ имеет высшую юридическую силу?
а) Распоряжение Президента РФ
б)Поручение Президента РФ
в) Послание Президента РФ Федеральному собранию
г)Указ Президента РФ
Ответ: г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 _______________обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.

Ответ: Система

Вопрос 2. ___________ - соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Ответ: Законность

Вопрос 3. Правоохранительные органы или органы ___________— обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка, правопорядка и законности в обществе и государстве.
Ответ: правопорядка

Вопрос 4._ Правовую основу обеспечения безопасности Российской Федерации составляют _________________, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности..
Ответ: Конституция РФ

Вопрос 5 Кто согласно ФЗ «О безопасности» определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности.
Ответ: Президент РФ

Вопрос 6. Какой государственный орган принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности?
Ответ: Государственная Дума РФ

Вопрос 7. Требование ___________ означает, что любой нормативный правовой акт по содержанию должен соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу.
Ответ: законности

Вопрос 8. __________ законности - комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства.
Ответ: Гарантии

Вопрос 9. Установление мер ответственности за правонарушение относится к _____________ гарантиям законности.
Ответ: юридическим

Вопрос 10. Принцип ____________законности означает единую направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений
Ответ: всеобщности

Вопрос 11. Принцип ___________________законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности
Ответ: целесообразности

Вопрос 12. Какой государственный орган рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности.
Ответ: Совет Федерации РФ

Вопрос 13. Какой государственный орган формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию?
Ответ: Правительство РФ

Вопрос 14. Кто формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ?
Ответ: Президент РФ

Вопрос 15. К основным __________ относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности
Ответ: принципам обеспечения безопасности


Вопрос 16. Какой внутренний ведомственный нормативно-правовой акт устанавливает основные правила организации деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации?
Ответ: Регламент ФСБ РФ

Вопрос 17. __________ ________________– это такое состояние человека, при котором в силу отсутствия опасности или защищенности ничего не угрожает его жизни, его здоровью (физическому и психическому, его возможностям функционировать и развиваться как биологическому и социально-духовному существу.
Ответ: Безопасность личности

Вопрос 18. ___________ _______ _____________— это общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и непосредственно посягающие на безопасность жизни, здоровья, свободу, честь и достоинство, половую неприкосновенность, конституционные права и свободы человека и гражданина, интересы семьи и несовершеннолетних.

Ответ: Преступления против личности

Вопрос 19. Целью общественного порядка является создание благоприятных условий для нормальной деятельности всех организаций, для труда и отдыха граждан, обеспечение личной и общественной______________.
Ответ: безопасности

Вопрос 20. Как называется федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации?
Ответ: ФСБ России

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. Теория государства и права: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
Л1.2 Агапов А. Б. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации www.gov.ru
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
Э3 Курс в Moodle (Государственные органы и их правовые акты) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office;
7-Zip;
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).
Курс в Moodle (Государственные органы и их правовые акты): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6231

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tgip.worldpress.com, на сайте образовательного портала «Юридическая Россия», Научной электронной библиотеки e-library.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Методические указания для подготовки к №1 семинарскому занятию «Система разделения властей и государственный аппарат». Прежде всего, необходимо ознакомиться с лекционным материалом и соответствующим разделом учебной литературы. Необходимо обратить внимание на соотношение понятий государственный аппарат и механизм государства, учитывая при этом, что отдельные исследователи их отождествляют.
Методические указания для подготовки к №2 семинарскому занятию «Теория государственных органов». При изучении представленных вопросов необходимо обратить внимание на основы создания и функционирования органов государства в зарубежных странах. При подготовке этих вопросов вначале ознакомится с лекцией, а затем с дополнительной литературой. Особо заострить внимание на их видах и типологии. Выполнение задания № 2 начать с общего ознакомления с ФКЗ «О Правительстве РФ» предварительно выписав признаки органа государства в тетрадь. Затем найти проявление этих признаков в Законе и с указанием статьи выписать в тетрадь.
Методические указания для подготовки к №3 семинарскому занятию «Теория правовых актов». Раскрытие вопроса № 1 предполагает, уяснение студентом различных подходов к пониманию источников права. Ответ должен содержать исторический, материальный, марксистский и формальный подходы к пониманию источников права. Кроме того, при характеристике видов источников права необходимо исходить из их традиционного и нетрадиционного понимания. Ответ на вопрос № 5 должен содержать характеристику как публичного, так и частного договора. Вопрос №7 предполагает раскрытие законодательного процесса с теоретических позиций, а не применительно к Российской Федерации.
Методические указания для подготовки к №4 семинарскому занятию «Федеральное Собрание Российской Федерации». Данное занятие нацелено на самостоятельное формирование взглядов студентов на проблемы формирования и деятельности Федерального Собрания РФ. Для чего в первую очередь предлагается ознакомится с предложенным нормативным материалом. При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на организацию деятельности палат Федерального собрания, которая регулируется соответственно Регламентом Государственной Думы и Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме этого выполнять задание нужно также основываясь на Регламенте Государственной Думы от 22 января 1998 г.
Методические указания для подготовки к семинарскому занятию №5 «Федеральная исполнительная власть». При подготовке занятия необходимо особо обратить внимание на вопрос №2. Его необходимо подготовить на основании Регламента Правительства РФ. Подготовка вопросов № 4-6 должна включать изучение положений об конкретных федеральных органах исполнительной власти.
Методические указания для подготовки к №6 семинарскому занятию «Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты». Данное занятие разбито на 2 части. Первая часть заключается в ответе на поставленные вопросы и выполнении задания. При подготовке к этому занятию необходимо ознакомиться с лекционным материалом, а так же уставами и конституциями субъектов Российской Федерации. Второе занятие включает выполнение практической работы по сравнению Конституции РФ и Устава Алтайского края.
Методические указания для подготовки к №7 семинарскому занятию «Правовые акты судебных органов». Практическое занятие разбито на 2 занятия. На первом занятии студентам предлагается подготовить теоретические вопросы на основании предложенных источников и специальной литературы. На втором занятии студенты выполняют итоговую контрольную работу по всему курсу «Государственные органы и их правовые акты».