Закреплена за кафедрой | Кафедра уголовного процесса и криминалистики |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность |
Специализация | Судебная деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 66 | 39 | 66 | 39 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович
1.1. | Целью изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика» является формирование у студентов целостного представления о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. Достижение указанной цели в ходе обучения предполагает последовательное решение следующих основных задач. Задачи изучения дисциплины «Профессиональная этика»: - получение знаний об основных теоретических положениях профессиональной этики юриста (понятие, предмет, система курса); - усвоение основных нравственных принципов профессиональной деятельности юриста; - выработка правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий, и умение применять их на практике; - формирование основных навыков анализа, оценки и определения собственной осмысленной позиции с точки зрения нравственности ситуаций, возникающих в сфере действия правового регулирования; - воспитание высоконравственной личности, приверженной общечеловеческим ценностям и следующей им не только в профессиональной деятельности, но и в жизни. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-8 | Способен соблюдать принципы этики юриста, проявлять нетерпимость к коррупционному и иному противоправному поведению, в том числе в сфере своей профессиональной деятельности |
ОПК-8.1 | Знает основные этические понятия и категории, антикоррупционные стандарты поведения. |
ОПК-8.2 | Умеет выявлять несоответствие поведения этическим нормам поведения юриста при решении задач профессиональной деятельности, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения. |
ОПК-8.3 | Владеет навыками предупреждения и пресечения юридически неэтичного поведения, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения. |
УК-11 | Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности |
УК-11.1 | Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения |
УК-11.2 | Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения основные этические понятия и категории, антикоррупционные стандарты поведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности выявлять несоответствие поведения этическим нормам поведения юриста при решении задач профессиональной деятельности, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками предупреждения и пресечения юридически неэтичного поведения, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия | ||||||
1.1. | Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста | ||||||
2.1. | Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности | ||||||
3.1. | Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания | ||||||
4.1. | Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.2. | Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 5. Этика предварительного следствия | ||||||
5.1. | Этика предварительного следствия | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
5.2. | Этика предварительного следствия | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
5.3. | Этика предварительного следствия | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 6. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений | ||||||
6.1. | Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений | Практические | 4 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
6.2. | Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений | Сам. работа | 4 | 3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=455. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-11: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. К моральным санкциям относятся: а) моральное поощрение; б) моральное одобрение; в) оба варианта верны; г) нет верного ответа; Правильный ответ: в 2. Совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина., изучающая специфику проявления требований морали в этой области: а) судебная практика; б) судебная этика; в) судебный баланс; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 3. Предпочтение собственных интересов интересам других: а) добродетель; б) забота; в) эгоизм; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 4. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя: а) намерение; б) последствие поступка; в) оба варианта верны; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 5. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает: а) мораль; б) справедливость; в) нравы; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 6. Принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества: а) коллективизм; б) гуманизм; в) милосердие; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 7. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали: а) правила этики; б) законы этики; в) категории этики; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 8. «Суд не может требовать истины от сторон, ни даже откровенности: они обязаны перед ним только к правдивости!..». Данное высказывание принадлежит: а) Пороховщикову; б) Кокореву; в) Строговичу; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а 9. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе: а) этические нормы; б) общественные нормы; в) моральные нормы; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 10. Предмет … - изучение применения норм нравственности не только в уголовном процессе, но и в гражданском процессе, во всех сферах деятельности юристов: а) юридической психологии; б) юридической этики; в) теории государства и права; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 11. Учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться: а) нравственная этика; б) общественная этика; в) социальная этика; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а 12. Понятие «юстиция» по латыни означает: а) честь; б) справедливость; в) право; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 13. Деяние не является элементом поступка, так ли это: а) нет; б) да; в) зависит от деяния; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а 14. В УПК РФ впервые закреплен принцип: а) неприкосновенности личности; б) презумпции невиновности; в) свободы оценки доказательств; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 15. Одним из элементов морали является: а) нравственное сознание; б) социальное сознание; в) общественное сознание; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий; «Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий; «Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий; «Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий. ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку: Ответ: общее направление деятельности 2. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой, - это: Ответ: совесть 3. Моральные нормы - это: Ответ: социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе 4. Согласно М.С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, - это: Ответ: нравственность 5. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться, - это: Ответ: нравственная этика 6. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали, - это: Ответ: категории этики 7. Согласно А.С. Кобликову ведущей функцией морали считается: Ответ: регулятивная 8. Моральные принципы охватывают: Ответ: всех людей 9. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности НЕ включает в себя: Ответ: моральные нормы 10. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является: Ответ: человек 11. Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственномудолгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, - это: Ответ: справедливость 12. Нравственная этика - это: Ответ: учение о том. как должен поступать человек 13. Под гуманизмом понимается: Ответ: признание человека высшей ценностью 14. Мораль определяется уровнем: Ответ: общественного и индивидуального сознания 15. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает: Ответ: нравы 16. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, - это: Ответ: моральные нормы 17. Понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества, - это: Ответ: моральные идеалы 18. Категории этики представляют собой: Ответ: основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали 19. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя: Ответ: намерение и последствие поступка 20. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований … независимым и беспристрастным судом. Ответ: справедливости КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен соблюдать принципы этики юриста, проявлять нетерпимость к коррупционному и иному противоправному поведению, в том числе в сфере своей профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. К моральным санкциям относятся: а) моральное поощрение; б) моральное одобрение; в) оба варианта верны; г) нет верного ответа; Правильный ответ: в 2. Совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина., изучающая специфику проявления требований морали в этой области: а) судебная практика; б) судебная этика; в) судебный баланс; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 3. Предпочтение собственных интересов интересам других: а) добродетель; б) забота; в) эгоизм; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 4. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя: а) намерение; б) последствие поступка; в) оба варианта верны; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 5. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает: а) мораль; б) справедливость; в) нравы; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 6. Принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества: а) коллективизм; б) гуманизм; в) милосердие; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 7. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали: а) правила этики; б) законы этики; в) категории этики; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 8. «Суд не может требовать истины от сторон, ни даже откровенности: они обязаны перед ним только к правдивости!..». Данное высказывание принадлежит: а) Пороховщикову; б) Кокореву; в) Строговичу; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а 9. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе: а) этические нормы; б) общественные нормы; в) моральные нормы; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 10. Предмет … - изучение применения норм нравственности не только в уголовном процессе, но и в гражданском процессе, во всех сферах деятельности юристов: а) юридической психологии; б) юридической этики; в) теории государства и права; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 11. Учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться: а) нравственная этика; б) общественная этика; в) социальная этика; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а 12. Понятие «юстиция» по латыни означает: а) честь; б) справедливость; в) право; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: б 13. Деяние не является элементом поступка, так ли это: а) нет; б) да; в) зависит от деяния; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а 14. В УПК РФ впервые закреплен принцип: а) неприкосновенности личности; б) презумпции невиновности; в) свободы оценки доказательств; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: в 15. Одним из элементов морали является: а) нравственное сознание; б) социальное сознание; в) общественное сознание; г) нет правильного ответа. Правильный ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий; «Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий; «Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий; «Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий. ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку: Ответ: общее направление деятельности 2. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой, - это: Ответ: совесть 3. Моральные нормы - это: Ответ: социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе 4. Согласно М.С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, - это: Ответ: нравственность 5. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться, - это: Ответ: нравственная этика 6. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали, - это: Ответ: категории этики 7. Согласно А.С. Кобликову ведущей функцией морали считается: Ответ: регулятивная 8. Моральные принципы охватывают: Ответ: всех людей 9. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности НЕ включает в себя: Ответ: моральные нормы 10. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является: Ответ: человек 11. Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственномудолгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, - это: Ответ: справедливость 12. Нравственная этика - это: Ответ: учение о том. как должен поступать человек 13. Под гуманизмом понимается: Ответ: признание человека высшей ценностью 14. Мораль определяется уровнем: Ответ: общественного и индивидуального сознания 15. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает: Ответ: нравы 16. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, - это: Ответ: моральные нормы 17. Понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества, - это: Ответ: моральные идеалы 18. Категории этики представляют собой: Ответ: основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали 19. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя: Ответ: намерение и последствие поступка 20. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований … независимым и беспристрастным судом. Ответ: справедливости КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА: 1. Понятие, предмет и система дисциплины «Профессиональная этика» юриста. 2. Понятие морального сознания. Моральные отношения. Мораль и право, их соотношение и взаимодействие, общие черты и отличия. 3. Профессиональная этика юриста: понятие и виды. 4. Понятие морального выбора в деятельности юриста. Содержание и структура морального выбора. 5. Мораль в системе факторов правоохранительной деятельности. 6. Взаимосвязь дисциплины «Профессиональная этика юриста» с другими науками и учебными дисциплинами. 7. Этика делового общения юриста. 8. Профессиональный долг. Моральная ценность объективного содержания долга. Степень зависимости нравственного поведения от морального сознания. 9. Взаимосвязь права и морали. Общие и отличительные признаки норм морали и права. 10. Мораль: понятие и происхождение. Место морали в системе социальных регуляторов общественных отношений. Значение в профессиональной деятельности юриста. 11. Особенности делового этикета юриста. 12. Нравственный конфликт. Моральная ответственность. Понятие и виды стресса. 13. Содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности. 14. Основные этические категории: понятие, содержание. 15. Этические и правовые требования, предъявляемые к проведению допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей 16. Нравственные качества юриста. 17. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. 18. Обеспечение основных прав и свобод личности как главная задача уголовного правосудия. 19. Характеристика профессиональной деятельности юриста. 20. Сущность профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее предупреждения и преодоления. ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА: Задача № 1. В коллегию адвокатов поступила жалоба на адвоката 3. В ходе проверки сведения о том, что он грубо нарушил нормы адвокатской этики и фактически уклонился от выполнения взятых на себя обязательств перед доверителем, хотя оплату за работу получил в полном объеме согласно заключенному договору, подтвердились. Решением общего собрания коллегии адвокатов 3. был привлечен к ответственности согласно уставу адвокатского образования. Деньги доверителю были возвращены в полном объеме. Однако через некоторое время по новой жалобе доверителя 3. был вызван в квалификационную комиссию для дачи объяснения по существу жалобы. Вправе ли была квалификационная комиссия вызывать адвоката при указанных выше обстоятельствах? Может ли быть адвокат вновь привлечен к ответственности, теперь уже советом адвокатской палаты, и если да, то к какой именно? Задача № 2. Гражданка С. обратилась к адвокату с просьбой осуществить защиту ее сына в ходе предварительного следствия по уголовному делу об убийстве, где ее сын подозревался в совершении данного преступления. Однако адвокат отказался от заключения договора с С., сославшись на то, что он является адвокатом-хозяйственником и на делах об убийстве не специализируется. Правомерен ли отказ адвоката ? Не нарушен ли в данном случае закон, запрещающий адвокату отказываться от принятия на себя защиты? Соблюдены ли положения Кодекса профессиональной этики адвоката? Задача № 3. Адвокат С., представляя интересы своего доверителя в переговорах с бизнесменом Б. и его адвокатом П., допустил нелестные высказывания в адрес своего коллеги П., назвав подготовленный им документ (возражение на претензию к Б.) «туфта», а самого Б. - «деятель, по которому тюрьма давно плачет». Дайте оценку действиям С. с точки зрения требований этических норм и адвокатской этики. Как следует вести себя адвокату в конфликтной ситуации с противоположной стороной по делу (спору)?Допустимы ли подобные высказывания адвоката о своих коллегах по адвокатуре и своем процессуальном противнике? Задача № 4. Адвокат Н. при ознакомлении с материалами уголовного дела в отношении гражданина В., обвиняемого в совершении кражи, установил, что рапорт сотрудника милиции об обнаружении признаков преступления, протокол осмотра места происшествия, а также протокол выемки похищенных обвиняемым вещей составлен с грубыми нарушениями УПК РФ. Обвиняемый свою вину в хищении некоторых вмененных ему в вину вещей отрицал. Как должен поступить адвокат? Чем он должен руководствоваться: законом или нормами адвокатской этики? Какой документ должен составить адвокат по результатам обнаружения им нарушений закона? Задача № 5. Адвокат Л., руководствуясь подп. 2 п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», опросил с их согласия соседей и знакомых своего доверителя - гражданина Д. и установил, что в момент инкриминируемого Д. следователем и прокурором преступления он находился совершенно в другом месте и данное преступление никак не мог совершить. Как должен поступить Л., чтобы добытые им сведения стали допустимыми доказательствами по уголовному делу? Задача № 6. Хватов с женой и 19 - летней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбил пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания. Имеет ли Хватова право отказаться от дачи показаний? Дайте морально-этическую оценку решению Хватовой. Задача № 7. При расследовании уголовного дела по обвинению В. в убийстве с особой жестокостью своей жены на глазах малолетних детей возникла необходимость установить принадлежность ножа, которым было совершено преступление. Выяснить это можно было путем предъявления ножа для опознания 11-летнему сыну В. Когда следователь спросил его, какой был у отца нож и может ли он его опознать, мальчик заплакал, стал говорить, что не хочет, чтобы ему показывали этот нож. Как поступить следователю в этой ситуации? Задача № 8. Ваш клиент очень переживает по поводу исхода его дела. В связи с этим он просит Вас пообещать Ему положительный исход по его делу и готов, в связи с этим, увеличить размер Вашего гонорара. Как Вы поступите? На основе анализа ситуации примите решение. Этично ли дать взятку, чтобы фирма могла получить выгодный контракт? Задача № 9. Начальник следственного отделения при планировании работы не советовался со следователями, нетерпимо относился к критическим замечаниям в свой адрес при обсуждении работы следственного отделения, высказывал грубые суждения к замечаниям подчиненных. Какова этическая характеристика такого метода руководства? Задача № 10. Прокурор района оказался свидетелем автодорожного происшествия. Автобус, в котором следовал прокурор, поворачивал с магистрального шоссе. В это время его пытался обогнать грузовик-самосвал, которым управлял С.А. Гурин. Обгон происходил на повороте. С.А. Гурин хотел выехать на грейдерную дорогу раньше автобуса, но столкнулся с ним. Водитель автобуса П.Р. Цветков скончался на месте, несколько пассажиров получили значительные телесные повреждения. Прокурор задержал С.А. Гурина и вместе с пассажирами автобуса начал его избивать. Прибывшие на место происшествия сотрудники полиции попытались остановить действия прокурора, однако последний не подчинился требованиям сотрудников полиции и, сославшись на прокурорскую неприкосновенность, продолжил избивать задержанного. Оцените действия прокурора с нравственно-этической стороны. Совместимы ли в действиях прокурора моральное сознание и моральная практика? КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Носков И. Ю. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА. Учебник для ВО: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.2 | Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. | Юридическая психология: Учебник и практикум | М. : Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ «Профессиональная этика юриста» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MicrosoftOffice; - Microsoft Windows; - 7-Zip; - AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); 2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 4. Научная электронная библиотека «Elibrary» (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
402С | кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебный курс по дисциплине реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами. Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, ее анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале. Организационные формы обучения: - контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; - индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями; - групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; - организация работы групп обучающихся по индивидуальным заданиям; - самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний; - выполнение индивидуальных заданий творческого характера; - внеаудиторная работа, исследовательская работа. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений. При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы. На лекционных занятиях: проблемная лекция. На практических занятиях: устные опросы. На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы ее изменить. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. |