МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическое право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Калашник Н.И.

Рецензент(ы):
Ст преп, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Экологическое право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф. И.В. Рехтина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф. И.В. Рехтина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является профессиональная подготовка специалистов в сфере экологического права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение основных положений действующего экологического законодательства и основных достижений науки экологического права, правоприменительной практики, воспитание правовой культуры студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
ПК-2.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2 Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-2.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК - 8: терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности.
ОПК - 3:нормы материального и процессуального права.
ПК - 1 : виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-8: разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОПК - 3 : применять нормы материального и процессуального права при решении профессиональных задач.
ПК-1 : определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-8 : опытом использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
ОПК - 3:навыками квалификации юридико-фактических обстоятельств
ПК-1 : навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Часть общая
1.1. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Сам. работа 7 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Источники экологического права Становление и развитие экологического законодательства России Понятие, особенности и система источников экологического права на современном эта-пе. Конституционные основы экологического права. Закон как источник экологического права. Подзаконные нормативные правовые акты как источники экологического права. Региональные нормативные правовые акты как источники экологического права. Соот-ношение экологического законодательства Российской Федерации и экологического за-конодательства субъектов Российской Федерации. Роль судебной и арбитражной прак-тики в регулировании экологических отношений Сам. работа 7 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Сам. работа 7 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Практические 7 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Сам. работа 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Сам. работа 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Экологический контроль Понятие, стадии, формы, виды и принципы экологического контроля Государственный экологический надзор Производственный и общественный экологический контроль Сам. работа 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Правовые формы использования природных ресурсов. Правовая охрана природных объектов Понятие, виды и основные принципы права природопользования Субъекты и объекты права природопользования Основания возникновения и прекращения права природопользования Содержание права природопользования Осуществление, ограничение и защита права природопользования Требования по правовой охране отдельных природных объектов Сам. работа 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Лекции 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях хозяйства и сферах дея-тельности Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в экс-плуатацию объектов Экологические требования при эксплуатации объектов Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве Правовая охрана окружающей среды в энергетике Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности Правовая охрана здоровья человека и окружающей среды от радиационной опасности Правовая охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов Правовая охрана окружающей среды от вредного биологического воздействия (биологиче-ского загрязнения) Правовая охрана озонового слоя Земли. Охрана климата Сам. работа 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов (правовой ре-жим природно-заповедного фонда) Понятие, виды, общая характеристика и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов Правовой режим государственных природных заповедников Правовой режим государственных природных заказников Правовой режим национальных парков и природных парков Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов Правовой режим памятников природы Организация охраны особо охраняемых природных территорий и объектов Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений Правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочислен-ных народов Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия Сам. работа 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Специальная часть
3.1. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Понятие, значение, объекты и принципы международно-правовой охраны окружающей среды Международные конференции по охране окружающей природной среды Международные экологические организации Источники международно-правовой охраны окружающей среды Сам. работа 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах Правовая охрана окружающей природной среды в Соединенных Штатах Америки Правовая охрана окружающей природной среды в странах Европы Сам. работа 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Экзамен
4.1. Экзамен Экзамен 7 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2 Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами

Примеры заданий закрытого типа

1. окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) использование производства и потребления.
Ответ: а,б

3. Министерство природных ресурсов и экологии РФ – это орган
а) общей компетенции;
б) ведомственной компетенции;
в) специальной компетенции.
Ответ: а

4. К нормативам качества окружающей среды относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: а

5. К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: в

6. Виды экологической экспертизы
а) государственная;
б) производственная;
в) общественная
Ответ: а, в

7. Каждый гражданин имеет право
а) на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
б) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
в) на возмещение вреда окружающей среде.
Ответ: а

8. Государственный экологический надзор включает в себя
а) федеральный государственный надзор;
б) региональный государственный надзор;
в) муниципальный надзор
Ответ: а,б

9. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается
а) административная и уголовная ответственность;
б) дисциплинарная, административная и уголовная ответственность;
в) имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
Ответ: в

10. Природная среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

11. Природоохранные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: а

12. Природоресурсные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: б

13. К природоресурсным актам относятся
а) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "О животном мире";
б) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ответ: а

14. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на
а) Конституции РФ;
б) международных договорах;
в) правовой доктрине
Ответ: а

15. Большая часть природных ресурсов в РФ является
а) государственной собственностью;
б) муниципальной собственностью;
в) частной собственностью.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. ФЗ «О животном мире» является природоохранным или природоресурсным законом _________________________________________ ?
Ответ: природоресурсным
2. ФЗ «Об экологической экспертизе » является природоохранным или природоресурсным законом ___________________________________________ .
Ответ : природоохранным
3. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды по вопросам __________________________________________ .
Ответ: местного значения

4. Экологические споры рассматриваются в _____________________________________________ порядке.
Ответ: судебном

5. КоАП – это природоохранный , природоресурсный или экологизированный акт?
Ответ: экологизированный

6. Основополагающим источником экологического права является ______________________________________
Ответ: Конституция РФ

7. Укажите виды ответственности за нарушение экологического законодательства ______________________________________________
Ответ: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность

8. Прогулка по лесу - это пример права общего или специального природопользования ?
Ответ: общего

9. Добыча полезных ископаемых - это пример права общего или специального природопользования ?
Ответ: специального

10. Права общественных объединений в области охраны окружающей среды устанавливает ФЗ __________________--
Ответ: «Об охране окружающей среды»

11. Недра являются _________________________________ собственностью.
Ответ: государственной

12. Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" природа - это _________________________________________________
Ответ: совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов

13. Искусственное озеро – это пример природно-антропогенного или антропогенного объекта ?
Ответ: природно-антропогенного

14. Животное в зоопарке не является объектом природы, потому что _____________________________________________
Ответ: отсутствует состояние естественной свободы

15. Моря являются ________________________________ собственностью.
Ответ: федеральной
16. ФЗ «Об охране окружающей среды» - это кодифицированный или некодифицированный источник экологического права?
Ответ: некодифицированный

17. Лесной кодекс – это общий или специальный источник экологического права?
Ответ: специальный
18 . В Алтайском крае органом экологического управления специальной компетенции является ________________________________________
Ответ: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края

20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в _______________________ объеме.
Ответ: полном

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

1. Природа как объект экологического права.
2. Формы взаимодействие общества и природы
2. Экологические правоотношения
3. Основные принципы охраны окружающей среды
4. Понятие и система экологического права
5. Предмет и метод экологического права
6. Экологические функции государства и права
8. Особенности системы источнико экологического права
9. Права и обязанности граждан в сфере охраны окружающей среды
10. Право собственности на природные ресурсы (понятие, формы, виды, содержание)
12. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления
13. Государственные органы экологического управления общей компетенции
14. Государственные органы экологического управления специальной компетенции
15. Государственные кадастры (реестры) природных ресурсов и их природоохранное значение
16. Нормирование в области охраны окружающей среды (основы нормирования, виды нормативов)
17. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
18. Экологическая экспертиза
19. Экологический надзор (контроль) (понятие, формы, виды, принципы)
20. Государственный экологический надзор
21. Производственный и общественный экологический контроль
22. Особенности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением
23. Государственный экологический мониторинг
24. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды
25. Понятие и содержание права природопользования
30. Виды природопользования
32. Основные права и обязанности природопользователей
33. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения
34. Состав экологических правонарушений
35. Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения
36. Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения
37. Принципы и источники международно-правовой охраны окружающей среды
40. Понятие, виды и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов С.А. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Братковская Л.Б. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 24-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ерофеев Б. В. ; под науч. ред. Братковской Л. Б. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 25-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ерофеев Б. В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТИ 25-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Экологическое право portal.edu.asu.ru
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства «Лань»
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 Сервер органов государственной власти Российской Федерации - http://www.gov.ru
Э5 Министерство юстиции Российской Федерации - http://www.minjust.ru
Э6 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - http://www.mnr.gov.ru
Э7 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - http://www.meteorf.ru
Э8 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - http://rpn.gov.ru
Э9 Федеральное агентство водных ресурсов - http://voda.mnr.gov.ru
Э10 Федеральное агентство по недропользованию - http://www.rosnedra.com
Э11 Федеральное агентство лесного хозяйства - http://www.rosleshoz.gov.ru
Э12 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru
Э13 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - http://www.fsvps.ru
Э14 Федеральное агентство по рыболовству - http://www.fish.gov.ru
Э15 Министерство экономического развития Российской Федерации - http://www.economy.gov.ru
Э16 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - http://www.rosreestr.ru
Э17 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - http://www.rosim.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, нормативных положений. Студентам необходимо научиться ориентироваться в действующем законодательстве, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Выносимые на практические занятия вопросы, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с нормативными правовыми актами, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка к участию в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося. При подготовке к занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти. После изучения теоретических вопросов темы следует решить задачи с обоснованием принимаемых решений.