МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 112
самостоятельная работа 149
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 10 20 18 40 28
Практические 36 20 36 36 72 56
Сам. работа 88 6 61 99 149 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 36 144 180 288 216

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, Доцент, Канакова А.Е.

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой Аничин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Конституционное право" является формирование компетенций,закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-1.1 Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.2 Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-1.3 Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-2Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения
ОПК-2.1 Знает природу правоотношений и юридических фактов.
ОПК-2.2 Умеет определять правовую природу общественных отношений.
ОПК-2.3 Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений.
ОПК-7Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов
ОПК-7.1 Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов правовых актов и иных юридических документов.
ОПК-7.2 Умеет самостоятельно составлять проекты правовых актов и иных юридических документов.
ОПК-7.3 Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков проектов правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
ПК-1.1 Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2 Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3 Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-7.1. Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-2.1. Знает стадии правотворческого процесса и полномочия компетентных органов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-7.2. Умеет самостоятельно составлять проекты правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-2.2. Умеет определять орган или должностное лицо, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-7.3. Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков проектов правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
ПК-2.3. Владеет навыками подготовки и оформления сопроводительных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в конституционное право Российской Федерации.
1.1. Введение в конституционное право Российской Федерации. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в конституционное право Российской Федерации. Практические 1 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в конституционное право Российской Федерации. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы конституционного строя.
2.1. Основы конституционного строя. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы конституционного строя. Практические 1 6 Л1.1, Л2.1
2.3. Основы конституционного строя. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы правового статуса личности.
3.1. Основы правового статуса личности. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Основы правового статуса личности. Практические 1 8 Л1.1, Л2.1
3.3. Основы правового статуса личности. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Федеративное устройство России.
4.1. Федеративное устройство России. Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
4.2. Федеративное устройство России. Практические 2 12 Л1.1, Л2.1
4.3. Федеративное устройство России. Сам. работа 2 33 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Избирательное право.
5.1. Избирательное право. Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
5.2. Избирательное право. Практические 2 12 Л1.1, Л2.1
5.3. Избирательное право. Сам. работа 2 30 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
6.1. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
6.2. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Практические 2 12 Л1.1, Л2.1
6.3. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Сам. работа 2 36 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-1. Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права

ОПК-1.1. Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.

1. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ?
а) Президент РФ;
б) Совет министров РФ;
в) Правительство РФ;
г) Кабинет министров РФ;
д) Администрация Президента РФ.

2. Выделяя признаки правового государства, школьник Иванов перечислил:
а) верховенство закона;
б) принцип разделения властей;
в) гарантированность прав и свобод личности;
г) федеративное устройство.
В чем ошибся Иванов?

3. Как официально называются территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление?
а) муниципалитеты;
б) общины;
в) муниципальные образования;
г) префектуры.

4. Какой из приведенных терминов означает прием в гражданство?
а) реинтеграция;
б) натурализация;
в) филиация;
г) экстрадиция.

5. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность:
а) Президентом РФ;
б) Правительством РФ;
в) Государственной Думой Федерального Собрания РФ;
г) Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

6. Кто или что является высшей ценностью в Российской Федерации?
а) суверенитет субъектов РФ;
б) территориальная целостность государства;
в) разделение властей;
г) суверенитет государства;
д) человек, его права и свободы.

7. На каком принципе НЕ основывается федеративное устройство РФ?
а) разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной;
б) разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами;
в) равноправие и самоопределение народов РФ;
г) государственная целостность РФ;
д) единство системы государственной власти.

8. Что такое референдум в соответствии с конституционным правом?

а) это опрос, проводимый какой-либо партией;
б) выборочный опрос представителей какой-либо социальной группы;
в) выборочный опрос населения какой-либо части страны;
г) опрос населения по интересующему государство вопросу;
д) всенародное голосование по наиболее важным государственным и общественным вопросам.

9. Государственная власть России разделяется на ...
а) правотворческую, исполнительную и судебную;
б) законодательную, исполнительную и судебную;
в) представительную, распорядительную и правоохранительную;
г) законодательную, исполнительную и правоохранительную;
д) законодательную, распорядительную и судебную.

10. Местное управление в конституционном праве означает управление ...
а) государственными делами и делами местного значения лицами, избранными населением РФ;
б) государственными делами органами местного самоуправления;
в) делами местного значения органами местного самоуправления;
г) делами местного значения лицами, избранными гражданами данной местности;
д) делами местного значения органами и лицами, назначенными вышестоящими государственными органами.

11. Видами субъектов Российской Федерации являются республики, края, автономная область, автономные округа, а также __________________________________.

12. Отрасль права, именуемая на современном этапе «конституционное право» в дореволюционный и советский периоды называлась ___________________________.

ОПК-1.2. Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.

13. Как называется высший законодательный орган в Российской Федерации:
а) Президент РФ;
б) Федеральное Собрание РФ;
в) Правительство РФ;
г) Совет Федерации;
д) Совет министров РФ.

14. Единственным источником власти в Российской Федерации является:
а) парламент;
б) референдум;
в) система представительных органов;
г) избиратели;
д) народ.

15. «Принцип почвы» - это определение гражданства:
а) по составу почвы, на которой родился человек;
б) по тому государству, в котором человек родился;
в) по гражданству родителей;
г) по времени, в котором родился человек.

16. Единая вертикаль государственной власти РФ и ее субъектов относится к:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) судебной власти;
г) вертикаль Конституционного Суда РФ и конституционных и уставных судов субъектов РФ.
17. Правовому государству НЕ свойственны ...
а) непризнание международных договоров и фетишизация права;
б) гарантия прав и свобод личности;
в) ограничение государства правом;
г) действие правового закона;
д) верховенство права.

18. Какое различие между конституционной федерацией и договорной федерацией?
а) первая основана на конституциях субъектов федерации, вторая — на договоре;
б) первая основана на договорной конституции, вторая — на неписаной конституции;
в) первая основана на конституциях субъектов федерации и договорах между союзными частями, вторая — лишь на договорной основе;
г) первая основана на конституции федерации, вторая — на конституциях субъектов;
д) первая основана на конституции федерации, вторая — на договоре между союзными частями.

19. Какие обязанности из перечисленных НЕ возложены на Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ?
а) разработка федерального бюджета;
б) представление отчета Госдуме об исполнении федерального бюджета;
в) обеспечение исполнения федерального бюджета;
г) внесение поправок в федеральный бюджет в процессе его исполнения;
д) представление проекта федерального бюджета Госдуме РФ.

20. Парламентские расследования, парламентские слушания, парламентские запросы являются формами ______________________________.

21. Органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему ___________________ в Российской Федерации.
22. Верховенство государственной власти Российской Федерации в пределах собственной территории и независимость во внешних делах именуется _________________________.

23. Согласно действующей Конституции Российской Федерации, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения _____________________________ права и свободы человека.

24. Право на жизнь и личную неприкосновенность относится к группе ____________ прав и свобод.

ОПК-1.3. Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.

25. Субъектами конституционного права РФ НЕ могут быть ...
а) неформальные группы людей;
б) политические партии;
в) общественные объединения;
г) субъекты РФ;
д) депутаты.

26. На какие гарантии прав и свобод человека и гражданина государство НЕ может опираться?
а) социальные;
б) юридические;
в) религиозные;
г) политические;
д) экономические.

27. Допускается ли в РФ двойное гражданство?
а) в законе это не предусмотрено;
б) все иностранные граждане, проживающие на территории РФ, имеют двойное гражданство;
в) не допускается;
г) все граждане РФ имеют двойное гражданство: РФ и субъекта РФ;
д) допускается.

28. Как решается в РФ вопрос о гражданстве детей, родившихся от родителей, имеющих гражданство РФ и гражданство другого государства?
а) по гражданству отца;
б) по решению суда;
в) по решению Президента РФ;
г) по письменному соглашению родителей;
д) по гражданству матери.

29. Президент РФ может быть отрешен от должности ...
а) Федеральным Собранием РФ;
б) Конституционным Судом РФ;
в) Правительством РФ;
г) Государственной Думой РФ;
д) Советом Федерации РФ.

30. Право граждан РФ на равный доступ к государственной службе относится к группе _______________ прав и свобод.

31. Наиболее распространённым основанием прекращения гражданства Российской Федерации является __________________________.

32. Выбор гражданства при изменении границы между государствами называется ______________________.

33. Документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации называется _____________________________________________.

34. Вопросы предоставления политического убежища иностранным гражданам в соответствии с Конституцией России решает _______________________________.

35. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет ___________________________________.

ОПК-2. Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения

ОПК-2.1. Знает природу правоотношений и юридических фактов.

1. Как называется право быть избранным в органы государственной власти?
а) классическое избирательное право;
б) активное избирательное право;
в) пассивное избирательное право;
г) демократическое избирательное право.

2. Россия как федеративное государство является:
а) национально-государственной федерацией;
б) административно-территориальной федерацией;
в) сочетает в себе национальный и территориальный принцип построения;
г) не основана ни на национальном, ни на территориальном принципе.

3. Судей районных судов в Российской Федерации назначает:
а) Совет Федерации;
б) Государственная Дума;
в) Президент РФ;
г) орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
д) представитель Президента РФ в федеральном округе.

4. Из какого числа депутатов состоит Государственная Дума Российской Федерации?
а) 350;
б) 450;
в) 500;
г) 176.

5. Метод правового регулирования – это…
а) совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения;
б) совокупность приемов и способов правового закрепления общественных норм;
в) властные предписания, основанные на запрете, обязанностях и ответственности;
г) основанная на дозволении возможность выбора равноправными сторонами отношений вариантов поведения.

6. Предмет конституционного права РФ отличается от предметов других отраслей права тем, что оно регулирует только базовые слои ...
а) общественных отношений;
б) частных общественных отношений;
в) общественных отношений между гражданами;
г) публичных общественных отношений;
д) отношений человека и государства.

7. Сколько республик среди субъектов Федерации РФ?
а) 19;
б) 21;
в) 20;
г) 22;
д) 24.

8. Коллегиальными органами являются...
а) Правительство РФ, правительства субъектов РФ;
б) прокуратуры субъектов РФ;
в) прокуратура РФ;
г) министерства РФ;
д) министерства субъектов РФ.

9. Высшим непосредственным выражением власти народа являются ________________________ и _____________________________ .

10. Лицо, не имеющее гражданства, называется __________________________.

11. Типом республики, в которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики является ________________________________.
12. Структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенций между ними называется ________________________________.

ОПК-2.2. Умеет определять правовую природу общественных отношений.

13. Конституционное право России считается ведущей отраслью системы права потому, что оно в правовой форме ...
а) устанавливает принципы верховенства государства над личностью;
б) устанавливает верховенство государственных органов над общественными объединениями;
в) устанавливает верховенство государства над народом;
г) устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства;
д) дает возможность государству быть над обществом.

14. Кто может ввести в России чрезвычайное положение?
а) Президент РФ;
б) Федеральное Собрание РФ;
в) Правительство РФ;
г) Верховный Суд РФ.

15. Местное самоуправление – это:
а) способ осуществления народом принадлежащей ему государственной власти;
б) самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения;
в) право граждан РФ на осуществление местного самоуправления;
г) деятельность органов общественной самодеятельности по реализации инициатив населения.

16. Какое из указанных отношений является конституционно-правовым?
а) между государственными учреждениями и их должностными лицами;
б) между гражданами и их профсоюзными объединениями;
в) между государством и гражданами по поводу приобретения государственной собственности;
г) между судами различных инстанций;
д) между Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ;
е) между муниципальным советом и мэром города.

17. Гражданство - это устойчивая ...
а) связь человека с народом государства;
б) правовая связь человека с государством;
в) политическая связь человека с государством;
г) связь человека с обществом;
д) связь человека с населением страны.

18. Активное избирательное право гражданина РФ - это право ...
а) быть избранным в государственный орган;
б) быть назначенным в государственный орган;
в) избирать государственные органы и органы местного самоуправления;
г) быть руководителем избирательной компании;
д) быть наблюдателем в избирательной компании.

19. Президент Российской Федерации избирается ...
а) Федеральным собранием РФ;
б) гражданами РФ;
в) Советом Федерации РФ;
г) представителями субъектов Федерации РФ;
д) Государственной Думой РФ.

20. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ определяется по предложению ...
а) Председателя Правительства Государственной Думе РФ;
б) Председателя Правительства Совету Федерации РФ;
в) Председателя Правительства Президенту РФ;
г) Государственной Думы Совету Федерации РФ;
д) Президента РФ председателю Правительства РФ.

21. Гражданин РФ К. получил иностранное гражданство. Определите характеристику данного юридического факт в контексте существующих правоотношений - правового состояния гражданства РФ. Поступок гражданина К. является правообразующим, правоизменяющим или правопрекращающим?
________________________________________

22. Согласно Конституции РФ, судебная власть осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского, уголовного и ____________________ судопроизводства.

23. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности ____________________________________________.

24. Согласно действующей Конституции РФ предметы ведения государства делятся на предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также ______________________________________.

ОПК-2.3. Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений.

25. Норма ч.4 ст. 109 Конституции РФ в соответствии с которой «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации» относится к нормам:
а) обязывающим;
б) дозволительным;
в) запретительным;
г) отсылочным.

26. Как в конституционном праве называются нормы, однозначно определяющие вариант поведения субъекта?
а) императивными;
б) индивидуальными;
в) специализированными;
г) диспозитивными.

27. В понятие "каждый" в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. входят...
а) личности;
б) лица без гражданства;
в) граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства;
г) граждане РФ;
д) граждане иностранных государств.

28. Конституционный принцип неотчуждаемости прав и свобод человека в РФ означает, что ...
а) ни одно лицо не может быть ограничено в свободе;
б) ни одно лицо не может быть освобождено от конституционных обязанностей;
в) государство и общество обязаны предоставлять права и свободы гражданам;
г) ни одно лицо не может быть лишено конституционных прав и свобод;
д) каждый несет обязанности перед государством.

29. К личным конституционным правам и свободам человека и гражданина НЕ относятся...
а) свобода совести и свобода вероисповедания;
б) право определять и указывать свою национальную принадлежность;
в) право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ;
г) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;
д) право свободно выезжать за пределы РФ.

30. Председатель Правительства РФ назначается ...
а) Президентом РФ с согласия Федерального собрания РФ;
б) Советом Федерации РФ;
в) Государственной Думой РФ;
г) Советом Государственной Думы с согласия Президента РФ;
д) Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой РФ.

31. Сравнительный анализ норм Конституции РФ позволяет сделать вывод, что среди основных категорий физических лиц – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства - максимальный объем прав, свобод и обязанностей закреплен за ______________________.

32. Согласно действующей Конституции Российской Федерации обладает полномочиями назначать на должность Председателя Правительства, высшее командование Вооруженных сил, судей федеральных судов _______________________________ .

33. Досрочное прекращений полномочий Президента Российской Федерации предусмотрено Конституцией РФ в случае отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия или _________________.

34. Гражданин Польши Лех Подоляк в течение многих лет работал и продолжает работать строителем в России. Он достиг пенсионного возраста и решил вступить в Демократическую партию и профсоюз строителей, а также приобрести дом с земельным участком, полагая, что ему будет проще получать пенсию в России, не меняя гражданства. Ему, однако отказали в пенсии, как иностранцу (А), не приняли в партию (Б), в профсоюз (В), отказали в оформлении сделки на дом (Г) и землю (Д). Какой отказ правомерен? Выберите буквенный вариант (варианты).
_____________________________

35. Гражданин Афганистана Садри и гражданин РФ Семёнов, проживавший в Таджикистане, вместе явились на пост иммиграционного контроля РФ и обратились с просьбой на первых порах, до рассмотрения дела по существу, выдать им хотя бы свидетельство о регистрации их ходатайств: первому – в качестве беженца, второму – вынужденного переселенца. Они объяснили, что в их странах почти постоянно существует чрезвычайное положение, война, голод, что и является причиной их обращений.
Удовлетворят просьбу первого (А), второго (Б), обоих (В), никого (Г)? Выберите буквенный вариант (варианты).
________________________________

ОПК-7. Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов

ОПК-7.1. Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов правовых актов и иных юридических документов.

1. Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации осуществляется путем: а) принятия новой Конституции Российской Федерации;
б) внесения изменений в статьи этих глав;
в) принятия новой редакции соответствующей главы;
г) принятия новой редакции всех этих трех глав.

2. Какой нормативный правовой акт из нижеперечисленных обладает наиболее высокой юридической силой на территории Российской Федерации:
а) федеральный закон;
б) указ Президента РФ;
в) федеральный конституционный закон;
г) инструкция Центрального банка РФ;
д) постановление Правительства РФ.

3. Высшая юридическая сила Конституции РФ заключается в:
а) обязанности соблюдения ее всеми органами государства, общественными объединениями, гражданами;
б) возможности ее изменения только Конституционным Собранием, путем референдума или квалифицированным большинством парламента;
в) обязательном соответствии ей всех других нормативных правовых актов;
г) соответствии ей указов Президента РФ.

4. Выберите правильный порядок расположения актов по юридической силе в порядке убывания:
а) указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания;
б) постановления Правительства РФ; указы Президента РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания;
в) постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ;
г) нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ.

5. Конституция РФ 1993 г. принята...
а) Государственной Думой РФ;
б) Федеральным Собранием РФ;
в) народом на референдуме;
г) Президентом РФ;
д) Советом Федерации РФ.

6. Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть пересмотрены ...
а) Советом Федерации РФ;
б) Государственной Думой РФ;
в) Конституционным Собранием РФ;
г) Федеральным Собранием РФ;
д) Президентом РФ.

7. Из перечисленных видов источников права - федеральный закон, постановление Правительства РФ, закон субъекта РФ, Закон РФ о поправке к Конституции РФ, указ Президента РФ – наиболее высокой юридической силой обладает _________________________.

8. Годом принятия действующей Конструкции РФ является ___________________.

9. Как называется принцип разработки нормативных правовых актов, согласно которому нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, её законам и иным актам более высокой юридической силы?
_________________________________

10. Назовите юридическое свойство Конституции РФ, согласно которому Конституция РФ обладает приоритетом над всеми правовыми актами, действующими на территории РФ.
________________________________________

11. Каким нормативным правовым актом, согласно Конституции РФ, определяется порядок деятельности Правительства РФ?
_______________________________________

12. Какие виды законов принимаются по предметам ведения Российской Федерации?
_______________________________________

ОПК-7.2. Умеет самостоятельно составлять проекты правовых актов и иных юридических документов.

13. Какое правовое положение можно внести в Основной закон Республики Алтай, но нельзя включить в Основной закон Алтайского края?
а) об установлении дополнительных государственных языков;
б) об административно-территориальном устройстве субъекта РФ;
в) о символике;
г) о социально-культурном развитии.

14. Определите, к какому элементу правового акта относятся такие положения как заголовок, дата принятия и номер акта.
а) реквизиты;
б) преамбула;
в) первая глава;
г) приложение.

15. Какой структурный элемент конституционно-правовой нормы содержится в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»?
а) гипотеза;
б) диспозиция;
в) санкция;
г) обязанность.

16. В случае противоречия между Конституцией РФ и международным договором с участием РФ необходимо руководствоваться ____________________________.

17. При внесении изменений в какие главы Конституции РФ реализуется процедура пересмотра Конституции РФ?
_________________________________

18. На уровне Алтайского края было принято решение об изменении наименования субъекта РФ. Однако в ч. 2 ст. 137 Конституции РФ не указан вид акта, которым данное изменение вносится. Назовите нормативный правовой акт, которым вносятся изменения наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ.
____________________________________________

19. Алтайское краевое Законодательное Собрание внесло предложение об изменении ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, обосновывая необходимость исключения из конституционного текста положений о необходимости согласия Российской Федерации на смену статуса субъекта РФ. Какой акт необходимо принять для внесения изменений в ст. 66 Конституции РФ, в случае если данное предложение будет принято и одобрено?
____________________________________________

20. В ходе расследования уголовного дела обозначилась необходимость осуществить ограничение права на тайну переписки и телефонных переговоров лица, подозреваемого в совершении преступления. Какой акт необходимо принять в данном случае?
__________________________________________

21. Основными видами источников отрасли конституционного права РФ являются нормативные договоры, правовые позиции Конституционного Суда РФ и ________________________________.

22. Области с входящими в их состав автономными округами называют ______________________________________ субъектами РФ.

23. Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, разрешает дела о несоответствии федеральных законов Конституции РФ такой орган, как ___________________________________.

24. Официальное толкование Конституции РФ уполномочен давать только _________________________________________.

ОПК-7.3. Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков проектов правовых актов и иных юридических документов.

25. Законодательное собрание Приморского края приняло закон, явно противоречащий Конституции РФ.
а) его отменяет Федеральное Собрание РФ;
б) его отменяет Президент РФ;
в) лишает действия Конституционный Суд РФ;
г) лишает действий уставный суд края.

26. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения как субъектов РФ определяется ...
а) только уставами названных субъектов;
б) только Федеративным договором 1992 г.;
в) указами Президента РФ;
г) Конституцией РФ, Федеративным договором и уставами субъектов РФ;
д) только Конституцией РФ 1993 г.

27. Имеют ли право законодательной инициативы в Государственной Думе РФ главы исполнительной власти субъектов РФ?
а) им такое право предоставлено конституциями республик-субъектов Федерации;
б) им такое право Конституцией РФ не предоставлено;
в) руководители исполнительной власти республик имеют, руководители исполнительной власти других субъектов не имеют;
г) им такое право предоставлено уставами субъектов Федерации;
д) им такое право предоставлено Конституцией РФ.

28. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ________________________ права и свободы человека и гражданина.

29. В Конституционный Суд Российской Федерации поступило обращение гражданина С. с просьбой пересмотреть уголовное дело, в рамках которого его обвинили в убийстве гражданки И. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомил заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона. По какому критерию обращение не соответствовало требованиям?
___________________________________________

30. В Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации, однако Конституционный Суд Российской Федерации счел, в соответствии со ст. 85 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», данный запрос недопустимым. Определите, по вопросам какого ведения был принят закон субъекта РФ, если проверка конституционности данного акта является недопустимой?
___________________________________________

31. Восполните пробел ст. 79 Конституции Российской Федерации:
«Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их ____________________________, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

32. Председатель Счётной палаты РФ назначается на должность ____________________________.

33. В одной из республик – субъекте РФ возникли массовые беспорядки, сопровождаемые насилием. Есть предложения: ввести в субъекте РФ чрезвычайное положение (А), президентское правление (Б). Президент РФ ввел чрезвычайное положение (В), но Совет Федерации эту меру не утвердил (Г). Какие предложения и действия правильны?

________________________

34. Статья 65 Конституции РФ содержит перечень субъектов Федерации с их названиями. Две республики Северного Кавказа приняли законы об изменении их названий. В связи с этим необходимо внести изменения в ст. 65.
А – изменения не вносить, так как законодательные органы республик не вправе менять свои названия, поскольку они закреплены в Конституции РФ, Б – внести изменения в Конституцию РФ, руководствуясь законом 1998 г. о поправках к Конституции РФ, В – внести изменения в названия (ст. 65), руководствуясь ч. 2 ст. 137 и постановлением Конституционного Суда, предоставившего право Президенту вносить изменения подобного рода своим указом. Какой вариант правильный?
___________________________

35. При отсутствии федерального закона о мерах борьбы с эпидемиями законодательный орган Красноярского края принял закон по данному вопросу, поскольку он входит в сферу совместной компетенции РФ и ее субъектов. Через три месяца принят соответствующий федеральный закон. Закон края должен быть отменен высшими органами государственной власти Федерации (А), Конституционным Судом РФ (Б), уставным судом края (В), другим законом края (Г), приведён в соответствии с федеральным законом (Д). Какие решения правильны?
______________________________

ПК-1. Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования

ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.

1. Действующая Конституция Российской Федерации не содержит главу:
а) «Избирательная система»;
б) «Права и свободы человека и гражданина»;
в) «Местное самоуправление»;
г) «Судебная власть».

2. Уставы субъектов РФ признаются источниками конституционного права РФ, если они ...
а) применяются на территории всей России;
б) подтверждены референдумом;
в) ратифицированы РФ;
г) применяются на территории соответствующих субъектов РФ;
д) приняты единогласно.

3. Референдумы по предмету решения вопросов подразделяются на...
а) сложные и простые;
б) конституционные и простые;
в) законодательные и нормативные;
г) законодательные и простые;
д) конституционные и законодательные.

4. Федеральные законы в РФ принимаются...
а) Государственной Думой РФ;
б) Советом Федерации РФ;
в) Президентом РФ;
г) Правительством РФ;
д) Советом Федерации с одобрения Государственной Думы РФ.

5. Федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него подано не менее ...
а) 3/4 голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации;
б) 1/2 голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации;
в) 3/4 голосов от числа проголосовавших сенаторов Российской Федерации;
г) 2/3 голосов от числа проголосовавших сенаторов Российской Федерации;
д) 2/3 голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации.

6. Поступивший к Президенту РФ федеральный закон должен быть рассмотрен им в течение ...
а) 25 дней;
б) 14 дней;
в) 30 дней;
г) 18 дней;
д) 20 дней.

7. Какие виды правовых актов принимает Президент Российской Федерации?
_____________________________________

8. Данные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, но вместе с этим на их основе принимаются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. О каких актах идет речь?
________________________________________

9. Данный федеральный акт должен соответствовать Конституции РФ, в то время как все иные положения федеральных, региональных и местных правовых актов не должны ему противоречить. О каком федеральном правовом акте идет речь?
_________________________________________

10. Любые изменения в тексте глав 1, 2 и 9 Конституции РФ называются _____________________.

11. Согласно Конституции РФ Правительство РФ издаёт постановления и ____________________.

12. Избирательные округа могут быть одномандатными и __________________________.

ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.

13. Какому субъекту, согласно ст. 104 Конституции РФ, не предоставлено право законодательной инициативы?
а) Президент Российской Федерации;
б) Правительство Российской Федерации;
в) исполнительные органы субъектов Российской Федерации;
г) Верховный Суд Российской Федерации.

14. Федеральный конституционный закон РФ - это...
а) закон, принимаемый по вопросам, указанным в Конституции РФ;
б) какая-либо глава Конституции РФ;
в) закон, вносящий поправки в Конституцию РФ;
г) сама Конституция РФ;
д) закон, изменяющий Конституцию РФ.

15. Нормативные акты, принятые Правительством РФ, могут быть отменены...
а) Советом Федерации РФ;
б) Государственной Думой РФ;
в) Президентом РФ;
г) Федеральным Собранием РФ;
д) группой субъектов РФ.

16. Деятельность какого органа из перечисленных регламентируется федеральным, а не федеральным конституционным законом?
а) Правительства РФ;
б) Прокуратуры РФ;
в) Верховного Суда РФ;
г) Конституционного Суда РФ.

17. Совет Федерации РФ принимает только...
а) постановления;
б) распоряжения;
в) законы;
г) законы и постановления;
д) законы и распоряжения.

18. Конституция РФ предусматривает, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в том же порядке, который предусмотрен для принятия данного нормативного правового акта. Порядок принятия какого нормативного правового акта Конституция РФ указывает как основу для внесения поправок в главы с 3 по 8 Конституции РФ?
___________________________________

19. По предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ был принят федеральный закон и закон субъекта РФ, однако в текстах данных актах обнаружились противоречия. Какой акт будет обладать более высокой юридической силой и будет подлежать применению?
____________________________________

20. По вопросам, предусмотренным ст. 73 Конституции РФ (вопросам остаточного ведения субъектов РФ), был принят федеральный закон и закон субъекта РФ, однако в текстах данных актах обнаружились противоречия. Какой акт будет обладать более высокой юридической силой и будет подлежать применению?
______________________________________

21. Правила какого акта будет подлежать применению, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом?
________________________________________

22. Главу 9 Конституции Российской Федерации о конституционных поправках вправе пересмотреть только _________________________________________.

23. В соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и _______________________¬¬¬¬-_______.

24. Нормативным правовым актом, которым Государственная Дума регулирует порядок ее работы, внутреннее устройство и парламентские процедуры является _____________________________.

ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.

25. Какие структурные элементы конституционно-правовой нормы содержатся в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
а) гипотеза, диспозиция, санкция;
б) гипотеза, диспозиция;
в) гипотеза;
г) диспозиция.

26. Как называется часть нормативного правового акта, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного нормативного правового акта (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе его применения?
__________________________________

27. Что (какие категории), согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием?
______________________________________

28. Определите способ изложения правовой нормы, использованный в ч.1 ст.109 Конституции РФ: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации»?
_______________________________________________

29. Как называется принцип, учитываемый при написании нормы права, в соответствии с которым государство, предоставляя гражданам права и свободы, одновременно обеспечивает условия их реализации и эффективной защиты?
_______________________________

30. Действующая Конституция РФ состоит из _________ статей.

31. В Федеральное Собрание РФ поступило предложение группы депутатов передать Республике Алтай вопросы регулирования и защиты прав национальных меньшинств на территории республики. Депутаты ссылались на ч. 2 ст. 78 и указали, что предварительное согласие республики получено. Кроме того, органы государственной власти республики, как и ее население, лучше знают обычаи и традиции национальных меньшинств. Это предложение верно (А), неверно (Б). Решено также передать регулирование вопросов владения землёй, изъятой из гражданского договора. Это решение правильно (В), неверно (Г)? Выберите соответствующий вариант (варианты).
_________________________________

32. Государственная Дума в третий раз отклонила предложение Президента РФ о кандидатуре на должность председателя Правительства РФ (были предложены разные кандидатуры).
Президент: А – предлагает новую кандидатуру; Б – кандидатуру из числа обсуждавшихся в четвёртый раз; В – вправе распустить Думу с назначением новых выборов; Г – сам назначает Председателя Правительства РФ. Какой (какие) вариант (варианты) верный (верные)?
_________________________________

33. Первой стадией подготовки проектов законов является формирование ______________________ законопроекта.

34. При противоречии между нормами конституции республики в составе РФ и нормами закона данной республики необходимо руководствоваться _________________________________.

35. Норма права, закрепляющая исходные, руководящие положения общего характера, имеющие значение для отдельной отрасли, подотрасли, института права либо права в целом называется ________________________.

Ключи к тестовым заданиям
ОПК-1.
1. в
2. г
3. в
4. б
5. г
6. д
7. а
8. д
9. б
10. в
11. города федерального значения, области
12. государственное право
13. б
14. д
15. б
16. б
17. а
18. д
19. г
20. парламентского контроля
21. публичной власти
22. суверенитет
23. основные
24. личных
25. а
26. в
27. д
28. г
29. д
30. политических
31. выход из гражданства
32. оптация
33. вид на жительство
34. Президент РФ
35. Председатель Правительства РФ
ОПК-2.
1. в
2. в
3. в
4. б
5. а
6. а
7. д
8. а
9. референдум и выборы
10. апатрид
11. смешанный
12. форма правления
13. г
14. а
15. б
16. д
17. б
18. в
19. б
20. в
21. правоизменяющим
22. арбитражного
23. Государственной Думой
24. предметы (остаточного) ведения субъектов РФ
25. в
26. а
27. в
28. г
29. г
30. д
31. гражданами РФ
32. Президент РФ
33. отставки
34. Б, Д
35. Г
ОПК-7.
1. а
2. в
3. в
4. а
5. в
6. в
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ
8. 1993
9. законности
10. высшая юридическая сила (допустимо «верховенство»)
11. федеральным конституционным законом
12. федеральные конституционные законы и федеральные законы
13. а
14. а
15. б
16. Конституцией РФ
17. 1, 2, 9
18. указ Президента РФ
19. Закон РФ о поправке к Конституции РФ
20. судебное решение
21. нормативные правовые акты
22. сложносоставными
23. Конституционный Суд РФ
24. Конституционный Суд РФ
25. в
26. г
27. б
28. умаляющие
29. подведомственности
30. предметам ведения субъекта РФ
31. истолковании
32. Советом Федерации
33. В, Г
34. В
35. Д
ПК-1.
1. а
2. г
3. д
4. а
5. а
6. б
7. указы и распоряжения
8. указы Президента РФ
9. федеральный конституционный закон
10. пересмотр Конституции РФ
11. распоряжения
12. многомандатными
13. в
14. а
15. в
16. б
17. а
18. федеральный конституционный закон
19. федеральный закон
20. закон субъекта РФ
21. международного договора
22. Конституционное Собрание
23. международные договоры
24. регламент
25. б
26. преамбула
27. права и свободы человека и гражданина
28. отсылочный
29. гарантированности
30. 137
31. Б, Г
32. В, Г
33. концепции (допускается «идеи»)
34. конституцией
35. принцип
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
По каким критериям можно разграничить представленные ниже категории?
Конституционное право как отрасль права
Конституционное право как наука
Конституционное право как учебная дисциплина
Вопрос 2.
Считаете ли вы решения Конституционного Суда РФ источниками конституционного права Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 3.
Как известно, многие конституционно-правовые нормы имеют общий характер правового воздействия. Как вы считаете, в чем заключается причина такого подхода к наполнению конституционного права? Зачем в рамках конституционного права были введены такие нормы? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 4.
Объясните, почему, несмотря на часть ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, на первое месте в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе ставится Конституция РФ, а не международные нормы, принципы и международные договоры.
Вопрос 5.
Каковы были причины принятия Конституции РФ 1993 г.? Почему нельзя было внести соответствующие изменения в Конституцию РСФСР 1978 г.? Аргументируйте свой ответ. Причины можно объединить в группы: политические, правовые, социальные и т.д.
Вопрос 6.
Почему особый порядок изменения предусмотрен только для глав 1, 2 и 9 Конституции РФ? Считаете ли вы, что на данные главы нужно распространить тот же порядок изменения, который предусмотрен для глав с 3 по 8 Конституции РФ? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 7.
Почему до сих пор не принят федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании? Выскажите свое аргументированное мнение.
Вопрос 8.
Почему изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся Указом Президента РФ, когда конституционный текст не предоставляет Президенту РФ такого полномочия? Почему изменения в ст. 65 Конституции РФ не вносятся в том же порядке, который предусмотрен для изменения глав с 3 по 8 Конституции РФ?
Вопрос 9.
Какой правовой смысл закладывается в категорию «высшая ценность», закрепленную в ст. 2 Конституции РФ? Продемонстрируйте данный смысл на конкретном примере.
Вопрос 10.
Как вы считаете, не нарушает ли систему сдержек и противовесов превалирующая роль Президента РФ? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 11. Какой тип экономического устройства фактически существует в России? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 12.
Объясните, чем право на личную неприкосновенность отличается от права на неприкосновенность частной жизни?
Вопрос 13.
Как на пассивное и активное избирательное право гражданина РФ влияют следующие факты:
- Наличие двойного или множественного гражданства;
- Постоянное проживание за пределами Российской Федерации.
Вопрос 14.
Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование является обязательным. Однако ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Получение какого образования в таком случае является обязательным? Предусматривается ли ответственность за невыполнение данной обязанности? Выскажите свое мнение, подкрепленное аргументами.
Вопрос 15.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В каких формах индивид может исполнить эту обязанность? Если он самостоятельно покрасит один из памятников, который нуждается в реставрации, то можно ли это считать исполнением данной обязанности? Аргументируйте свои ответы.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Согласно ст. 136 Конституции РФ, изменения вносятся в главы с 3 по 8 Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако оформляются данные изменения Законом РФ о поправке к Конституции РФ. Объясните, почему Конституционный Суд РФ предпочел обозначить новый, не предусмотренный Конституцией РФ вид акта (закон РФ о поправке), а не указал на возможность внесения изменений посредством принятия федерального конституционного закона.
Вопрос 2.
Приведите три примера конституционно-правовых норм (из Конституции РФ 1993 г.), содержащих в своей структуре гипотезу и диспозицию, при этом четко выделяя, что конкретно является гипотезой, а что – диспозицией.
Вопрос 3.
Приведите три примера конституционно-правовых отношений, четко выделяя в них субъекты, объект и содержание.
Вопрос 4.
Выберите конституционно-правовые отношения и на их примере продемонстрируйте, какие юридические факты их породили, изменили и прекратили.
Вопрос 5.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности.
Вопрос 6.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос 7.
Приведите минимум три примера прав и свобод, указывая то, какие обязанности являются для них корреспондирующими и на каких субъектов возложено исполнение данных обязанностей.
Вопрос 8.
Приведите пример того, в каких случаях право на неприкосновенность жилища может быть ограничено посредством судебного решения.
Вопрос 9.
Обучающийся в юридическом институте Алтайского государственного университета гражданин Китая Хуан Хан пришел на экзамен по дисциплине «Конституционное право» и заявил, что желает воспользоваться возможностью, предоставленной ему ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Ссылаясь на данную статью и подчеркивая то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, Хуан Хан высказал желание использовать родной язык в процессе обучения, то есть сдавать экзамен на китайском языке. Дайте правовую оценку данной ситуации.
Вопрос 10.
Придумайте ситуацию, в которой продемонстрируете проявление недобросовестной конкуренции, объяснив в чем именно проявляется недобросовестность.
Вопрос 11.
Приведите пример использования в рамках иной не запрещенной законом экономической деятельности:
- имущества;
- своих способностей.
Вопрос 15.
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, только граждане РФ и их объединения могут иметь в частной собственности землю. Означает ли это, что иностранный гражданин и лицо без гражданства не имеет права купить частный дом на территории Российской Федерации? Либо данный человек сможет оформить право собственности на дом, но не сможет оформить право собственности на землю? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 16.
Гражданин РФ был отправлен в годичную рабочую командировку за границу. В течение этого года должны проводиться выборы Президента РФ. Каким образом данный гражданин может проголосовать за кандидата в Президенты РФ?
Вопрос 17.
Объясните на примере, как работает правило «закон обратной силы не имеет», закрепленное в ст. 57 Конституции РФ? Пример можно придумать.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС 40.05.04 ФГОС ВО 3++.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: Конституционное право Российской Федерации Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : Конституционное право России Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционное право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office

Microsoft Windows
7
Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит вам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершим освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовка к зачету или экзамену следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.