МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы доказывания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
ст.преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы доказывания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 14.06.2023 протокол № 5.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистров высокого уровня правосознания в области уголовного судопроизводства; совершенствование знаний магистров уголовно-процессуального права, в частности, норм, регламентирующих собирание, проверку и оценку доказательств; совершенствование практических навыков в проведении процессуальных действий по доказыванию обстоятельств совершенного преступления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПК-2.1 Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
ПК-2.2 Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности.
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания.
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-6.1. Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности.ПК-2.1. Знает нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-6.2. Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания.ПК-2.2. Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-6.3. Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.ПК-2.3. Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия теории доказывания
1.1. Основные понятия теории доказывания Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Основные понятия теории доказывания Практические 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Основные понятия теории доказывания Сам. работа 2 15 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Понятие и виды доказательств
2.1. Понятие и виды доказательств Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Практические 2 6
2.3. Понятие и виды доказательств Сам. работа 2 15 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Понятие и виды источников доказательств
3.1. Понятие и виды источников доказательств Практические 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Понятие и виды источников доказательств Сам. работа 2 17 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Лекции 2 2
Раздел 4. Поняние и виды свойств доказательств
4.1. Поняние и виды свойств доказательств Практические 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.2. Поняние и виды свойств доказательств Сам. работа 2 15 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.3. Поняние и виды свойств доказательств Лекции 2 2
Раздел 5. Собирание, проверка и оценка доказательств
5.1. Собирание, проверка и оценка доказательств: лабораторный практикум Практические 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.2. Собирание, проверка и оценка доказательств Сам. работа 2 13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.3. Собирание, проверка и оценка доказательств Лекции 2 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
«Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2437
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
1. достоверность
2. достаточность
3. допустимость
4. относимость
ОТВЕТ:4
Вопрос 2. Классифицировать доказательство: показания свидетеля – очевидца, уличающие обвиняемого в совершении преступления
1. вещественное
2. прямое
3. косвенное
4. производное
ОТВЕТ:2
Вопрос 3. Будет ли являться доказательством объяснение очевидца преступления данное
им оперативному работнику органа дознания до возбуждения уголовного дела?
1. да
2. да, это доказательство – иной документ п.6 ч.2 ст.74 УПК РФ
3. нет
4. да, если очевидец будет допрошен в качестве свидетеля
ОТВЕТ:3
Вопрос 4. Протокол допроса свидетеля – это…
1. доказательство
2. источник доказательства
3. процессуальная форма закрепления показаний свидетеля
4. иной документ
ОТВЕТ:4
Вопрос 5. Каким доказательством будет являться видеопленка с изображением совершаемого преступления?
1. вещественным доказательством
2. иным документом
3. предметом
4. заключением специалиста
ОТВЕТ:1
Вопрос 6. Что из перечисленного не является доказательством?
1. постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого
2. справка о судимости
3. характеристика с места работы
4. заключение специалиста – товароведа о стоимости похищенного
ОТВЕТ:1
Вопрос 7. Показания это…
1. письменные сведения о совершенном преступлении
2. сообщение допрашиваемого лица об известных ему обстоятельствах преступления
3. предположение либо догадка допрашиваемого лица об известных ему обстоятельствах преступления
4. мнение, оценка допрашиваемым лицом определенных обстоятельств имеющих значение для дела
ОТВЕТ:2
Вопрос 8. Доказывание – это …
1. обнаружение, закрепление и изъятие доказательств
2. оценка доказательств
3. собирание, проверка, оценка доказательств
4. выдвижение версий, собирание, оценка доказательств
ОТВЕТ:3
Вопрос 9. Собирание доказательств не осуществляется посредством …
1. следственных действий
2. оперативно – розыскной деятельности
3. истребования следователем предметов и документов, имеющих значение для дела
4. представления участниками предметов и документов
ОТВЕТ:2
Вопрос 10. Бремя доказывания виновности лежит на…
1. суде
2. государственном обвинителе
3. подозреваемом
4. свидетеле
ОТВЕТ:2
Вопрос 11. Использоваться в качестве доказательства по уголовному делу не могут:
1. показания подозреваемого
2. показания потерпевшего, основанные на предположениях
3. заключение специалиста
4. показания эксперта
ОТВЕТ:2
Вопрос 12. Доказательство признать недопустимым не вправе:
1.дознаватель
2.следователь
3.суд
4.защитник
ОТВЕТ:4
Вопрос 13. Показания свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, являются:
1. недопустимым доказательством
2. недостоверным доказательством
3. неотносимым доказательством
4. косвенным доказательство
ОТВЕТ:1
Вопрос 14. Сведения, известные свидетелю с чужих слов, являются:
1. косвенным доказательством
2. производным доказательством
3. прямым доказательством
4. первоначальным доказательством
ОТВЕТ:2
Вопрос 15. Вещественным доказательством являются:
1. предметы, обнаруженные в ходе следственных действий
2. предметы, полученные защитником от подзащитного и иных лиц
3. предметы, представленные следователю (суду) участниками судопроизводства
4. предметы, приобщенные к делу в качестве вещественных до¬казательств
ОТВЕТ:4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА : Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
ОТВЕТ: относимость
Вопрос 2. Классифицировать доказательство: показания свидетеля – очевидца, уличающие обвиняемого в совершении преступления
ОТВЕТ: прямое
Вопрос 3. Будет ли являться доказательством объяснение очевидца преступления данное
им оперативному работнику органа дознания до возбуждения уголовного дела?
ОТВЕТ: нет, не будет
Вопрос 4. Протокол допроса свидетеля – это…
ОТВЕТ: процессуальная форма закрепления показаний свидетеля
Вопрос 5. Каким доказательством будет являться видеопленка с изображением совершаемого преступления?
ОТВЕТ: вещественным доказательством
Вопрос 6. Каким источником доказательств является справка о судимости?
ОТВЕТ: иной документ
Вопрос 7. Показания получает следователь при проведении какого следственного действия?
ОТВЕТ: допроса
Вопрос 8. Доказывание – это …
ОТВЕТ: собирание, проверка, оценка доказательств
Вопрос 9. В процессе доказывания запрещается использовать…
ОТВЕТ: результаты оперативно – розыскной деятельности
Вопрос 10. Бремя доказывания виновности лежит на…
ОТВЕТ: государственном обвинителе
Вопрос 11. Какие показания потерпевшего нельзя использоваться в качестве доказательства:
ОТВЕТ: показания, основанные на предположениях, слухах, догадках
Вопрос 12. Может ли защитник доказательство признать недопустимым :
ОТВЕТ: не может
Вопрос 13. Показания свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, являются:
ОТВЕТ: недопустимым доказательством
Вопрос 14. Каким видом доказательств являются сведения, известные свидетелю с чужих слов
ОТВЕТ: производным доказательством
Вопрос 15. Какое решение следователя придает предмету значение вещественного доказательства
ОТВЕТ: постановление о приобщении к делу в качестве вещественного до¬казательства
Вопрос 16. К каким источникам доказательств относится паспорт
ОТВЕТ: иные документы
Вопрос 17. Укажите первое действие следователя по собиранию вещественных доказательств:
ОТВЕТ: обнаружение предмета, документа
Вопрос 18. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
ОТВЕТ: вступления приговора в законную силу
Вопрос 19. Может ли использоваться сторонами доказательство, полученное с нарушением закона и признанное недопустимым…
ОТВЕТ: не может быть использовано ни стороной обвинения, ни стороной защиты
Вопрос 20. Цель доказывания – это …
ОТВЕТ: получение достоверного знания о совершенном преступлении

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что относится по источнику доказательств к иным документам:
1. бухгалтерский баланс с подчистками и исправлениями
2. поддельный банковский чек
3. паспорт
4. материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи следственных действий
ОТВЕТ:3
Вопрос 2. Укажите первое действие следователя по собиранию вещественных доказательств:
1. признание вещественным доказательством
2. осмотр предмета, документа
3. обнаружение предмета, документа
4. приобщение вещественного доказательства к уголовному делу
ОТВЕТ:3
Вопрос 3. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
1. вступления приговора в законную силу
2. истечения срока рассмотрения уголовного дела
3. направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением
4. направления уголовного дела в суд
ОТВЕТ:1
Вопрос 4. Доказательство, полученное с нарушением закона и признанное недопустимым…
1. может быть использовано в доказывании по уголовным делам
2. не может быть использовано для доказывания виновности
3. не может быть использовано ни стороной обвинения, ни стороной защиты
4. может быть использовано в зависимости от характера допущенного нарушения
ОТВЕТ:3
Вопрос 5. Цель доказывания – это …
1. собирание доказательств
2. признание подсудимого виновным в совершении преступления
3. постановление приговора
4. получение достоверного знания о совершенном преступлении
ОТВЕТ:4
Вопрос 6. Чем, в соответствии с законом, руководствуются присяжные заседатели
при разрешении уголовного дела?
1. чувством морали
2. чувством справедливости
3. правосознанием
4. совестью
ОТВЕТ:4
Вопрос 7. Обязан ли обвиняемый доказывать свою невиновность?
1. да
2. нет
3. обязан доказать факты и обстоятельства, приводимые им в свою защиту,
4. нет, это бремя возложено на его защитника
ОТВЕТ:2
Вопрос 8. При отказе государственного обвинителя от обвинения в полном объеме, суд обязан…
1. прекратить уголовное дело
2. продолжить судебное разбирательство и постановить приговор
3. заменить государственного обвинителя
4. продолжить судебное разбирательство в части причиненного потерпевшему вреда
ОТВЕТ:1
Вопрос 9. Преюдиция – это..
1. общеизвестные факты и обстоятельства, не подлежащие доказыванию
2. обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором суда
3. применение при отсутствии правовой нормы норм
4. разрешение дела на основании приговора по другому уголовному делу
ОТВЕТ:2
Вопрос 10. В процесс доказывания в соответствии с УПК РФ не включается:
1. закрепление доказательств
2. обнаружение доказательств
3. оценка доказательств
4. применение доказательств
ОТВЕТ:4
Вопрос 11. Собирание доказательств не осуществляет:
1. дознаватель
2. следователь
3. прокурор
4. свидетель
ОТВЕТ:4
Вопрос 12. Классификация доказательств в уголовном процессе по предмету доказывания:
1. прямые и косвенные
2. первоначальные и производные
3. вещественные и личные
4. обвинительные и оправдательные
ОТВЕТ:1
Вопрос 13. Свойство доказательств в уголовном процессе, выражающееся в их законности
1. допустимостью
2. достаточностью
3. относимостью
4. достоверностью
ОТВЕТ:1
Вопрос 14. Оценка доказательств в уголовном процессе:
1. подразумевает их анализ и установление значимости
2. производится любым субъектом доказывания
3. предшествует их проверке
4. проводится только судом
ОТВЕТ:1
Вопрос 15. Пределы доказывания в уголовном процессе – это:
1. те границы, за которыми осуществлять доказывание нерационально
2. категория, определяющая достаточность собранных доказательств
3. требование о собирании доказательств надлежащим субъектом
4. доказывание события преступления
ОТВЕТ:2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К каким источникам доказательств относится паспорт
ОТВЕТ: иные документы
Вопрос 2. Укажите первое действие следователя по собиранию вещественных доказательств:
ОТВЕТ: обнаружение предмета, документа
Вопрос 3. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
ОТВЕТ: вступления приговора в законную силу
Вопрос 4. Может ли использоваться сторонами доказательство, полученное с нарушением закона и признанное недопустимым…
ОТВЕТ: не может быть использовано ни стороной обвинения, ни стороной защиты
Вопрос 5. Цель доказывания – это …
ОТВЕТ: получение достоверного знания о совершенном преступлении
Вопрос 6. Чем, в соответствии с законом, руководствуются присяжные заседатели
при разрешении уголовного дела?
ОТВЕТ: совестью
Вопрос 7. Обязан ли обвиняемый доказывать свою невиновность?
ОТВЕТ: нет, не обязан
Вопрос 8. При отказе государственного обвинителя от обвинения в полном объеме, суд обязан…
ОТВЕТ: прекратить уголовное дело
Вопрос 9. Преюдиция – это..
ОТВЕТ: обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором суда
Вопрос 10. Назовите первый этап доказывания
ОТВЕТ: собирание доказательств
Вопрос 11. Собирание доказательств осуществляет ли свидетель
ОТВЕТ: нет, не осуществляет
Вопрос 12. Классификация доказательств в уголовном процессе по предмету доказывания:
ОТВЕТ: прямые и косвенные
Вопрос 13. Свойство доказательств в уголовном процессе, выражающееся в их законности
ОТВЕТ: допустимость
Вопрос 14. Кто оценивает доказательства
ОТВЕТ: следователь, дознаватель, суд
Вопрос 15. Какое свойство доказательств отражает пределы доказывания
ОТВЕТ: достаточность
Вопрос 16. Предмет доказывания - это:
ОТВЕТ: совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию
Вопрос 17. Каким признаком определяется допустимость доказательств:
ОТВЕТ: соблюдением закона при получении доказательств
Вопрос 18. Доказательство, полученное с нарушением закона, признается…:
ОТВЕТ: недопустимым
Вопрос 19. Какие доказательства имеют заранее установленную силу:
ОТВЕТ: никакие доказательства не имеют заранее установленной силы
Вопрос 20. Показания обвиняемого, данные им в отсутствие защитника в ходе досудебного производства по уголовному делу и не подтвержденные им в суде:
ОТВЕТ: должны быть признаны недопустимыми

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета или экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет (экзамен) проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 2 вопрос теоретического характера
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Проблемы теории доказывания.
2. Свобода оценки доказательств.
3. Процедура оценки допустимости доказательств.
4. Критерии допустимости доказательств.
5. Показания эксперта, специалиста.
6. Понятие доказательств и их источников.
7. Свойства доказательств.
8. Предмет и пределы доказывания.
9. Классификация доказательств.
10. Процесс доказывания.
11. Субъекты доказывания.
12. Заключение эксперта. Показания эксперта.
13. Показания подозреваемого, обвиняемого.
14. Показания свидетелей, потерпевших.
15. Вещественные доказательства.
16. Участие обвинителя в доказывании.
17. Участие защитника в доказывании.
18. Заключение эксперта и специалиста.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Егорова Е.В., Бурыка Д.А. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 3-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы доказывания" ( для магистрантов ДО) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Актуальные проблемы доказывания" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.