МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы теории государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы теории государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор А.А. Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор А.А. Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина "Проблемы теории государства и права" важна при подготовке бакалавров юриспруденции. На старших курсах изучение проблем теории государства и права с учетом и на основе изученного студентами материала отраслевых и специальных дисциплин должно способствовать преодолению фрагментарности знаний и формированию целостного представления о юриспруденции как единой науке. Важным является обсуждение спорных вопросов о предмете теории государства и права, о ее структуре, связи с отраслевыми и специальными юридическими науками, о деидеологизации правовой науки и т.д. Невозможно за небольшой промежуток времени рассмотреть все общетеоретические проблемы правовой науки, но важно при анализе отдельных тем осознать, что юриспруденция – единая наука, в основе которой лежат общие для всех правовых наук принципы, подходы, цели.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
ПК-1 .1 Знает виды и особенности нормативных правовых актов в профессиональной
ПК-1 .2 Умеет выявлять пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения.
ПК-1 .3 Владеет приемами подготовки нормативных правовых акто
ПК-2.03Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности
ПК-2.03.1 Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в государственно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.03.2 Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.03.3 Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в государственноправовой сфере деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов в профессиональной сфере.
ПК-2.03.1. Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в государственноправовой сфере деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет выявлять пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения.
ПК-2.03.2. Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственноправовой сфере деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов.
ПК-2.03.3. Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы теории государства
1.1. Функции и механизм государства Лекции 8 2 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Функции и механизм государства Практические 8 6 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Функции и механизм государства Сам. работа 8 6 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Формы и типы государства Лекции 8 2 ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Формы и типы государства Практические 8 4 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Формы и типы государства Сам. работа 8 6 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Правовое государство Практические 8 4 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Проблемы теории права
2.1. Определение, признаки и сущность права Лекции 8 2 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Определение, признаки и сущность права Практические 8 4 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Определение, признаки и сущность права Сам. работа 8 6 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Право в системе нормативного социального регулирования Лекции 8 2 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Право в системе нормативного социального регулирования Практические 8 4 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Право в системе нормативного социального регулирования Сам. работа 8 6 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Система права и система законодательства Лекции 8 2 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Система права и система законодательства Практические 8 4 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Система права и система законодательства Сам. работа 8 6 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Проблемы правового регулировани и его механизма Лекции 8 2 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Проблемы правового регулировани и его механизма Практические 8 4 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Проблемы правового регулировани и его механизма Сам. работа 8 9 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Экзамен
3.1. Экзамен Экзамен 8 27 ПК-2.03.2, ПК-2.03.3, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10024

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Определите нормативные правовые акты, равнозначные по юридической силе
А) Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»
Б) Приказ комитета по образованию г. Барнаула и приказ Министерства образования и науки Алтайского края
В) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Г) Устав АлтГУ и Положение о юридическом институте АлтГУ
Ответ: В

Вопрос 2. Какой метод осуществления государственной власти позволяет добиться более эффективного результата по причине влияния на сознание человека?
А) Убеждение;
Б) Принуждение;
В) Понуждение;
Г) Наказание.
Ответ: А

Вопрос 3. Какой признак права указывает на официальное закрепление нормы права в законах и иных нормативно-правовых актах?
А) Нормативность.
Б) Обеспеченность и возможность государственного регулирования.
В) Интеллектуально-волевой характер.
Г) Формальная определенность.
Ответ: Г

Вопрос 4. Выберете строку, в которой верно перечислены способы систематизации законодательства:
А) инкорпорация, консолидация, структуризация, учет
Б) инкорпорация, консолидация, кодификация, учет
В) корпорация, консолидация, кодификация, учет
Г) инкорпорация, интеграция, кодификация, учет
Ответ: Б

Вопрос 5. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Гражданский кодекс РФ
Б) Уголовный кодекс РФ
В) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Г) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
Ответ: Г

Вопрос 6. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Устав города Барнаула
Б) Устав Алтайского края
В) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Г) Закон Алтайского края «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края»
Ответ: В

Вопрос 7. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Закон РФ «О защите прав потребителей»
Б) Гражданский кодекс
В) Федеральный закон «О защите конкуренции»
Г) Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Ответ: Г

Вопрос 8. Выберете строку, в которой верно перечислены структурные элементы нормы права:
А) основание, диспозиция, санкция
Б) гипотеза, диспозиция, санкция
В) гипотеза, норма, санкция
Г) гипотеза, диспозиция, наказание
Ответ: Б

Вопрос 9. Выберете верный способ указания реквизитов нормативного правового акта:
А) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
Б) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В) Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»
Г) Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Ответ: В

Вопрос 10. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации»)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: В

Вопрос 11. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (Конституция РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: Г

Вопрос 12. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (Конституция РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: А

Вопрос 13. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев» (Гражданский кодекс РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: Б

Вопрос 14. Назовите, какой принцип использовался в нижеприведенном случае:
«Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки» (Уголовный процессуальный кодекс РФ)
А) Правовая преюдиция
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: А

Вопрос 15. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере:
«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» (Гражданский кодекс РФ)
А) Бланкетный
Б) Прямой
В) Отсылочный
Г) Казуистичный
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое право в объективном смысле?
Ответ: право – это система общеобязательных формально-определелнных правил поведения, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения.

Вопрос 2. Назовите основные принципы правотворчества (как минимум пять).
Ответ: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность.

Вопрос 3. Назовите общие стадии, присущие всем видам правотворчества.
Ответ: Решение о принятии НПА, разработка НПА, обсуждение, принятие, подписание и опубликование, мониторинг.

Вопрос 4. Какие требования предъявляются к оформлению юридических документов?
Ответ: Определенность предмета регулирования, структурированность, наличие реквизитов

Вопрос 5. Какие требования предъявляются к языку (тексту) официальных правовых актов?
Ответ: Официально-деловой стиль, использование юридических терминов, ясность, лаконичность.

Вопрос 6. Какие законы не должны издаваться в Российской Федерации, согласно ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации?
Ответ: «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Вопрос 7. Раскройте структуру юридической техники.
Ответ: Язык права (юридическая терминология), правовые конструкции, правила составления и оформления правовых актов.

Вопрос 8. .Назовите два основных метода правового регулирования.
Ответ. Императивный и диспозитивный.

Вопрос 9. Какие типы правового регулирования являются основными?
Ответ: Общедозволительный и разрешительный.

Вопрос 10. Какой принцип правотворчества проявляется в возможности принятия нормативных правовых актов в форме референдума, обсуждении законопроектов в средствах массовой информации, обращении с предложениями/замечаниями граждан и должностных лиц.
Ответ: принцип демократизма.

Вопрос 11. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации» (Конституция РФ)
Ответ: отсылочный

Вопрос 12. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (Конституция РФ)
Ответ: Бланкетный

Вопрос 13. 14 февраля 2000 г. Пленумом Верховного суда РФ было принято Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». В п. 9 названного Постановления, например, говорится: «Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (ст. 21 УК РФ), не создает соучастия». Определите правовую природу данного акта. Содержит ли он нормы права? Поясните свой ответ.
Ответ: Это интерпретационный правовой акт / акт толкования права; он не содержит нормы права, только разъясняет их.

Вопрос 14. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

Вопрос 15. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________________.
Ответ: принятый позднее.

Вопрос 16. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, применяются нормы _______________.
Ответ: федеральных законов РФ.

Вопрос 17. В 2018 году Девятым арбитражным апелляционным судом криптовалюта была признана иным имуществом. Соответственно, к спорным правоотношениям были применены нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с оборотом имущества. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
Ответ: аналогия закона.

Вопрос 18. Истец, воспользовавшись услугой по обмену криптовалюты на сервере, владельцем которого является Ответчик, перевел на указанный сервер принадлежащую ему криптовалюту с целью ее обмена на российские рубли. В отсутствие норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд в своем решении руководствовался принципами экономической целесообразности и добросовестности сторон. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
Ответ: аналогия права.

Вопрос 19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
Ответ: нет, не обязана; отдельные граждане не входят в круг субъектов законодательной инициативы.

Вопрос 20. Что входит может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?
Ответ: имущественные отношения (договор займа).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.03
Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Выберете из нижеперечисленного пример отраслевого принципа права:
А) Принцип законности
Б) Принцип состязательности
В) Принцип равенства прав и возможностей работников
Г) Принцип гуманизма
Ответ: В

Вопрос 2. Назовите функцию права, которая направлена на защиту значимых общественных отношений и вытеснении нежелательных посредством применения мер юридической ответственности.
А) Регулятивная статическая функция
Б) Регулятивная динамическая функция
В) Информационно-регулятивная функция
Г) Охранительная функция
Ответ: Г

Вопрос 3. Из нижеперечисленного укажите нормативный правовой акт.
А) Трудовой договор преподавателя с Алтайским государственным университетом
Б) Распоряжение директора юридического института о предоставлении индивидуального графика обучения
В) Приказ о повышении заработной платы
Г) Положение о Министерстве образования и науки Алтайского края
Ответ: Г

Вопрос 4. Что из нижеперечисленного НЕ относится к элементам правового регулирования:
А) Обычай
Б) Правоотношения
В) Юридический факт
Г) Норма права
Ответ: А

Вопрос 5. Выберите из нижеперечисленного списка тип правового регулирования:
А) Императивный
Б) Координационный
В) Обязывающий
Г) Общедозволительный
Ответ: Г

Вопрос 6. Что из перечисленного НЕ относится к признакам нормы права?
А) Общеоязательность
Б) Нормативность
В) Однократность
Г) Формальная определенность
Ответ: В

Вопрос 7. Что из перечисленного НЕ относится к разновидностям гипотезы как структурного элемента нормы права:
А) Простая
Б) Бланкетная
В) Альтернативная
Г) Сложная
Ответ: Б

Вопрос 8. Разновидностью норм права по характеру предписания НЕ являются:
А) Обязывающие нормы
Б) Запрещающие нормы
В) Управомочивающие нормы
Г) Временные нормы
Ответ: Г

Вопрос 9. Укажите нормативный правовой акт, в котором используются преимущественно запрещающие нормы права:
А) Уголовный кодекс РФ
Б) Гражданский кодекс РФ
В) Налоговый кодекс РФ
Г) Уголовно-исполнительный кодекс РФ
Ответ: А

Вопрос 10. Определите место Основ законодательства РФ о нотариате в иерархии источников российского права:
А) федеральный конституционный закон
Б) федеральный закон
В) модельный закон
Г) подзаконный акт
Ответ: Б

Вопрос 11. К какому источнику права относится сборник правил инкотермс (от англ. International commercial terms), закрепляющий сложившиеся правила ведения международной торговли.
А) Правовой обычай
Б) Правовая доктрина
В) Судебный прецедент
Г) Корпоративная норма
Ответ: А

Вопрос 12. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, нести обязанности – это:
А) Правосубъектность
Б) Правоспособность
В) Деликтоспособность
Г) Дееспособность
Ответ: Г

Вопрос 13. Укажите форму реализации права, при которой субъект правоотношений воздерживается от совершения действий, запрещенных нормой права:
А) Соблюдение
Б) Исполнение
В) Использование
Г) Применение
Ответ: А

Вопрос 14. Что из нижеперечисленного НЕ является признаком правонарушения?
А) Противоправное деяние
Б) Виновное деяние
В) Общественно опасное деяние
Г) Аморальное деяние
Ответ: Г

Вопрос 15. Выберете НЕверное суждение из нижеперечисленных:
А) Юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности
Б) Юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности
В) Юридическое лицо может быть к административной ответственности
Г) Юридическое лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Классифицируйте принципы права в зависимости от сферы реализации и приведите по одному примеру для каждого вида принципов права.
Ответ: общеправовые (законность), отраслевые (равенство прав и возможностей работников), межотраслевые (состязательность).

Вопрос 2. Назовите стадии применения права.
Ответ: Анализ фактов, выбор норм права, принятие и оформления акта применения права.

Вопрос 3. Назовите формы реализации права.
Ответ: Соблюдение, исполнение, использование, применение права.

Вопрос 4. Дайте определение применения права как особой формы реализации права.
Ответ: Рассмотрение дел управомоченными государственными органами и должностными лицами и принятие решений, официально определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела.

Вопрос 5. Дайте определение понятия «норма права».
Ответ: норма права – общеобязательное правило поведение, санкционированное государством и обеспеченное силой государственного принуждения.

Вопрос 6. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий меру дозволенного и должного поведения.
Ответ: диспозиция.

Вопрос 7. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий условие, при наличии которого реализуется данная норма.
Ответ: гипотеза.

Вопрос 8. Заполните пропуски. (1) ____________ нормы права предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования. (2)______________ нормы права закрепляют процедуры и формы, необходимые для защиты (1) ______________норм права.
Ответ: 1) материальные; 2) процессуальные.

Вопрос 9. Дайте определение понятия «правоотношение».
Ответ: правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Вопрос 10. Для чего необходимы реквизиты нормативных правовых актов?
Ответ: для идентификации их в системе законодательства / для определения действия актов во времени, пространстве, для определения их места в системе законодательства, для облегчения их поиска.

Вопрос 11. Определите вид нижеприведенной нормы по предмету правового регулирования (материальная/процессуальная норма):
«Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции».
Ответ: процессуальная норма.

Вопрос 12. Определите вид нижеприведенной нормы по предмету правового регулирования (материальная/процессуальная норма):
«Защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащиты права и т.д.»
Ответ: материальная норма права.

Вопрос 13. Застройщик поселка коттеджного типа передал поселковую дорогу в собственность товарищества собственников жилья. При возникновении спорной ситуации о порядке пользования поселковой дорогой суд применил нормы об общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
Ответ: аналогия закона.

Вопрос 14. Порядок оборота земельных участков на территории города Барнаула регламентирован решениями Барнаульской городской думы, законами Алтайского края, Земельным кодексом РФ. В случае правовой коллизии между вышеуказанными нормативными правовыми актами, нормы какого нормативного правового акта будут иметь первостепенное значение при рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края?
Ответ: Земельный кодекс РФ.

Вопрос 15. Супруги выступают учредителями двух крестьянских хозяйств. Один из супругов, выступая главой одного крестьянского хозяйства обратился в суд с требованием к другому супругу, выступающему главой второго крестьянского хозяйства, с требованием о взыскании задолженности по договору поставки сельскохозяйственной продукции. Нормы какого кодифицированного нормативного акта применяются к спорным правоотношениям.
Ответ: Гражданский кодекс РФ.

Вопрос 16. В ходе ремонтных работ офиса личному имуществу одного из работников офиса был причинен ущерб. Работник обратился с требованием к руководству о возмещении причиненного ущерба. Нормы какого кодифицированного акта применил работник в данном случае?
Ответ: Трудовой кодекс РФ.

Вопрос 17. При обращении в Арбитражный суд Алтайского края истец не уплатил государственную пошлину за обращение в суд с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не были указаны размеры государственной пошлины, оплачиваемой при обращении в суд. Нормы какого кодифицированного нормативного акта должен был использовать истец для определения размеров государственной пошлины?
Ответ: Налоговый кодекс РФ

Вопрос 18. Водитель во время движения по трассе пользоваться телефоном (печатал срочное рабочее сообщение). Сотрудниками ГИБДД был составлен протокол, фиксирующий правонарушение, и назначено наказание в виде штрафа. Ознакомившись с правилами дорожного движения, водитель не увидел предусмотренных в них санкций за нарушение правил использования телефона во время вождения, в связи с чем посчитал, что постановление незаконно. Законно ли постановление? Нормы какого кодифицированного нормативного акта применимы в данном случае?
Ответ: Законно. Санкции за нарушение правил дорожного движения предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вопрос 19. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельным кодексом РФ разрешена продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения. Законом Алтайского края запрещена приватизация земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Каким нормативным правовым актом следует руководствоваться при решении вопроса о приобретении в собственность земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Алтайского края?
Ответ: Закон Алтайского края.

Вопрос 20. Постановление администрации города Барнаула противоречит решению Барнаульской городской Думы, но соответствует постановлению главы города Барнаула. Какой из вышеуказанных муниципальных правовых актов на территории города Барнаула обладает высшей юридической силой?
Ответ: решение Барнаульской городской думы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Что такое право в объективном смысле?
2. Назовите основные принципы правотворчества (как минимум пять).
3. Назовите общие стадии, присущие всем видам правотворчества.
4. Какие требования предъявляются к оформлению юридических документов?
5. Какие требования предъявляются к языку (тексту) официальных правовых актов?
6. .Назовите два основных метода правового регулирования.
7. Какие типы правового регулирования являются основными?
8. Классифицируйте принципы права в зависимости от сферы реализации и приведите по одному примеру для каждого вида принципов права.
9. Назовите стадии применения права.
10. Назовите формы реализации права.
11. Дайте определение применения права как особой формы реализации права.
12. Дайте определение понятия «норма права».
13. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий меру дозволенного и должного поведения.
14. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий условие, при наличии которого реализуется данная норма.
15. Дайте определение понятия «правоотношение».
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации» (Конституция РФ)
2. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (Конституция РФ)
3. 14 февраля 2000 г. Пленумом Верховного суда РФ было принято Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». В п. 9 названного Постановления, например, говорится: «Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (ст. 21 УК РФ), не создает соучастия». Определите правовую природу данного акта. Содержит ли он нормы права? Поясните свой ответ.
4. В 2018 году Девятым арбитражным апелляционным судом криптовалюта была признана иным имуществом. Соответственно, к спорным правоотношениям были применены нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с оборотом имущества. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
5. Истец, воспользовавшись услугой по обмену криптовалюты на сервере, владельцем которого является Ответчик, перевел на указанный сервер принадлежащую ему криптовалюту с целью ее обмена на российские рубли. В отсутствие норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд в своем решении руководствовался принципами экономической целесообразности и добросовестности сторон. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
6. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
7. Что входит может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?
Ответ: имущественные отношения (договор займа).
8. Определите вид нижеприведенной нормы по предмету правового регулирования (материальная/процессуальная норма):
«Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции».
9. Определите вид нижеприведенной нормы по предмету правового регулирования (материальная/процессуальная норма):
«Защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащиты права и т.д.»
10. Застройщик поселка коттеджного типа передал поселковую дорогу в собственность товарищества собственников жилья. При возникновении спорной ситуации о порядке пользования поселковой дорогой суд применил нормы об общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
11. Порядок оборота земельных участков на территории города Барнаула регламентирован решениями Барнаульской городской думы, законами Алтайского края, Земельным кодексом РФ. В случае правовой коллизии между вышеуказанными нормативными правовыми актами, нормы какого нормативного правового акта будут иметь первостепенное значение при рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края?
12. В ходе ремонтных работ офиса личному имуществу одного из работников офиса был причинен ущерб. Работник обратился с требованием к руководству о возмещении причиненного ущерба. Нормы какого кодифицированного акта применил работник в данном случае?
13. При обращении в Арбитражный суд Алтайского края истец не уплатил государственную пошлину за обращение в суд с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не были указаны размеры государственной пошлины, оплачиваемой при обращении в суд. Нормы какого кодифицированного нормативного акта должен был использовать истец для определения размеров государственной пошлины?
Ответ: Налоговый кодекс РФ
14. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельным кодексом РФ разрешена продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения. Законом Алтайского края запрещена приватизация земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Каким нормативным правовым актом следует руководствоваться при решении вопроса о приобретении в собственность земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Алтайского края?
15. Постановление администрации города Барнаула противоречит решению Барнаульской городской Думы, но соответствует постановлению главы города Барнаула. Какой из вышеуказанных муниципальных правовых актов на территории города Барнаула обладает высшей юридической силой?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Л. Честнов, С. А. Сидоров, А. В. Рабош ; под редакцией В. А. Рабоша Актуальные проблемы теории государства и права: учебник Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2019 https://e.lanbook.com/book/136699
Л1.2 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л2.2 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мудл: Проблемы теории государства и права portal.edu.asu.ru
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теорию государства и права можно назвать «матерью юридических наук», ибо ее понятийным аппаратом и методологическими рекомендациями пользуются все отрасли отечественного права. Студент, имеющий по какой-либо причине пробелы в знаниях по курсу теории государства и права, испытывает трудности и в изучении отраслевых дисциплин на протяжении всего периода обучения в вузе. Как учебная дисциплина, теория государства и права призвана обеспечить эффективное усвоение студентами системы знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития. Основательное, систематическое изучение этой дисциплины помогает студентам выработать умение мыслить юридическими категориями, правильно толковать и применять юридические нормы, юридически грамотно оценивать различные жизненные ситуации. Изучая курс «Проблемы теории государства и права», студенты должны показать знание специфической правовой терминологией, навыки юридического анализа.