МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегии успешной исследовательской коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 34 34 34 34
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.;к.с.н., Препод., Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор , Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Стратегии успешной исследовательской коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: изучение теоретических и методологических оснований как базы для современных коммуникативных технологий в практике исследовательской деятельности. Определение содержания и сущности коммуникаций в организации и проведения научной работы; изучение основных особенностей вербальных коммуникаций и их специфики в различных контекстах; обучение основам коммуникативного тренинга в процессе организации и планирования научного исследования в различных учреждениях; освоение практических технологий и методики социально-психологического сопровождения личности в организации в контексте эффективных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
ОПК-1.1 Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования
ОПК-1.2 Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных
ОПК-1.3 Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ОПК-1.4 Создает информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цел

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы исследовательской коммуникации в современном мире
1.1. Искусство воздействия на личность и коллективв процессе организации научного исследования Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Воздействие на личность и коллектив в процессе организации научного исследования Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Многозначность и полифункциональность коммуникаций в организации на разных этапах проведения научного исследования. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Многозначность и полифункциональность коммуникаций в организации на разных этапах проведения научного исследования. Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Многозначность и полифункциональность коммуникации на разных этапах проведения научного исследования Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Микроструктурный анализ коммуникации в организации. Учет и использование в процессе научного исследования Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Микроструктурный анализ коммуникаций в организациию Учет и использование в процессе научного исследования Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Коммуникативный тренинг по формированию навыков успешного взаимоедйствия с разными субъектами научного исследования Практические 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций в процессе успешной исследовательской стратегии. Этика деловых отношений в процессе научной деятельности Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций в процессе успешной исследовательской стратегии. Этика деловых отношений в процессе научной деятельности Практические 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций. Использование в процессе успешной исследовательской стратегии. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Конфликт в процессе научных исследований. Управление конфликтом с помощью коммуникативных стратегий Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Конфликт в процессе научных исследований. Управление конфликтом с помощью коммуникативных стратегий Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Специфика письменных научных коммуникаций. Реферат. Научная статья. Автореферат магистерской диссертации. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Этика деловых отношений в процессе научной деятельности Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Консультации 1 34 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-1: Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
1. Коммуникация это:
a) специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания
b) метод передачи информации от одного объекта другому
c) форма организации работы по передаче информации
2. Вербальные коммуникации:
a) реализуются посредством устных и письменных сообщений
b) осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи
3. Невербальные коммуникации:
a) осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи
b) реализуются посредством устных и письменных сообщений
4. Выберите 1 наиболее важную цель интерактивной коммуникаций:
a) обмен информацией
b) формирование сообщества
c) разрешение конфликта
d) Проведение исследования

5. Межличностные коммуникации можно рассматривать как:
a) горизонтальные процессы
b) нисходящие процессы
c) восходящие процессы
d) интерактивные процессы
6. Активная форма межличностной коммуникации, в которой два коммуниканта обмениваются собственными высказываниями, чаще всего их речь тесно связана с непосредственной конкретной ситуацией общения, где собеседники объединены тематической общностью и коммуникативными мотивами.
a) Диалог
b) Беседа
c) Форум
d) Копинг
7. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом недостоверной информации
a) да
b) нет

8. Процесс обмена информацией начинается с ее формирования:
a) да
b) нет
9. Способ передачи информации определяется:
a) сформированностью каналов коммуникации
b) целью коммуникации
c) наличием общих сторон коммуникации знаковой системы
10. Получатель информации должен уметь:
a) быстро выделить тематику информации по ключевым словам;
b) качественно перерабатывать информацию сформировать обратный контент
c) восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы
d) оперативно переправить полученную информацию
11. Эффективность коммуникативного процесса увеличивается при обращении к ссылкам на известных людей и исследования?
a) да
b) нет
12. Выбор схемы распространения информации осуществляет:
a) инициатор
b) специально созданные для этой цели службы
c) коммуникатор
13. Эффективность коммуникационных процессов зависит и от возможностей сохранения информации на всех этапах осуществления коммуникации и отсутствия ее искажений во всех звеньях коммуникативной системы:
1) да
2) нет
14. В межличностных коммуникациях роль канала коммуникации выполняют:
a) письма
b) приказы
c) слова и предложения
15. Аргументация как коммуникативная процедура это:
1) Процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т. д.) с использованием других утверждений
2) Это метод формирования и отстаивания своей точки зрения
3) процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора



ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное самим автором диссертации. (Автореферат диссертации )
2. Функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (Научный стиль)
3. Лицо с оконченным высшим образованием (по диплому – специалист или магистр) с прикреплением к вузу или НИИ для подготовки диссертации без непосредственного зачисления и обучения в аспирантуре (Соискатель кандидатской степени )
4. Квалификационная работа, содержащую совокупность перспективных и актуальных в плане общетеоретической ориентации и практической значимости результатов и положений (Кандидатская диссертация)
5. Форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. (Категория)
6. Система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения (Концепция)
7. Установленная совокупность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение необходимых результатов измерений в соответствии с данным методом. (Методика измерений)
8. Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, философское учение о методах познания и преобразования действительности; определенная система методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или другой науки. (Методология)
9. Печатное произведение, в котором наиболее полно и всесторонне освещается изучаемый предмет или вопрос (Монография)
10. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий (Научное исследование)
11. Научный документ, содержащий изложение результатов научноисследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории (Научный доклад)
12. Способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. (Метод исследования)
13. Способ отражения объективной реальности (получения знания), возникший с возникновением жизни и непрерывно развивающийся от примитивного чувственного восприятия к абстрактному мышлению. (Познание)
14. Система основных понятий в той или иной области знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. (Теория)
15. Изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи и т.п., то есть то, ради чего и начиналось данное научное исследование (цель исследования)
16. Степень важности темы в данный момент времени , в данной ситуации времени для решения какой-то проблемы (актуальность темы)
17. Задача научного характера, требующая проведения научного исследования, является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы. (Научная тема)
18. Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, охватывающая три вида работ: фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, поисковые научные исследования.( Научная (научно-исследовательская) деятельность)
19. Как расшифровывается аббревиатура РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
20. Критерий, показывающий реальную пользу от применения результатов исследования в практической деятельности, их прикладную ценность. Обоснование практической значимости исследования дается в вводной части и подтверждается в заключении (или разделе обсуждения при его наличии) (практическая значимость)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
1. Деловая коммуникация реализуется в следующих основных коммуникативных формах. Выберите 3 формы коммуникации
a) монологической
b) диалогической
c) полилогической
d) экономической
e) социологической
2. Научная конференция это:
a) форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы, строго на определенную тему
b) вид деловых контактов во многом обеспечивает эффективность взаимодействия с внешней средой
c) мероприятие, направленное на информационную и поддержку имиджа организации
3. Документ, в котором представлены результаты исследовательской работы для большой аудитории. Используется чаще всего на научных конференциях, в рамках доклад
a) научная презентация
b) доклад
c) конспект
4. Каких видов презентации по способу оформления не существует:
a) Факторные
b) Статичные
c) Анимированные,
d) Мультимедийные
5. Виды общения, используемые в процессе презентации научных результатов. Выберите несколько ответов:
a) все виды
b) познавательное
c) убеждающее
d) ритуальное
6. Можно использовать маркетинговые коммуникации в процессе презентации научных данных
a) Да
b) Нет
7. Целесообразность используемых вербальных и/или невербальных средств, соотнесение вербальных и/или невербальных приемов общения с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой является:
a) эффективностью коммуникации
b) типологией коммуникации
c) качеством коммуникации


8. Шум как форма энтропии в коммуникации – это:
a) внешние факторы, искажающие сообщение, нарушающие его целостность и возможность восприятия приемником
b) внутренние факторы, искажающие сообщение, нарушающие его целостность и возможность восприятия приемником

9. Жесты как элемент невербальной коммуникации – это:
a) способ знакового использования рук
b) способ знакового использования лица

10. Модель социальной коммуникации Якобсона включает в себя:
1) адресант ‒ адресат ‒ сообщение ‒ код‒ контекст ‒ контакт
2) адресант ‒ рецепиент‒ сообщение ‒ код‒ контекст ‒ контакт
3) коммуникатор- адресат ‒ сообщение ‒ код‒ контекст ‒ контакт
11. Вид социальной коммуникации, характеризуемый наибольшей степенью обезличивания и виртуализации его участников:
a) массовая
b) индивидуальная
12. Можно ли сказать, что главной целью научной коммуникации является сообщение объективной информации (результатов научных исследований), доказательство истинности научного знания.
a) Да
b) Нет
13. Совокупность ученых-профессионалов, организация которых отражает специфику научной профессии
a) Научное сообщество
b) Научная коллоборация
c) Аналитический отдел
14. Функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи
a) Научный стиль
b) Формальный стиль
c) Ритуальный стиль
15. Эффективность коммуникативного процесса увеличивается при обращении к ссылкам на известных людей и исследования?
c) да
d) нет
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A,В,С
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение. (Анкета )
2. способ получения экспертной информации с помощью специально разработанных анкет. (Анкетирование )
3. научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание ученой степени (Диссертация )
4. Перечень источников из которых взят материал научной Выпускной квалификационной работы - научные журналы, книги, научные статьи, похожие диссертации, иностранная литература, онлайн-источники. (Библиографический список (список литературы)
5. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, недоказанное утверждение, предположение или догадка. Это — экстраполяция от известного — в неизвестное (Гипотеза)
6. Краткие выводы, что было исследовано и обнаружено и как это применимо. Анализ полученных результатов выводится основная суть, которая предлагается для рассмотрения научной общественности, обобщение проведённой работы (Заключение )
7. Форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. (Категория)
8. Система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения (Концепция)
9. Установленная совокупность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение необходимых результатов измерений в соответствии с данным методом. (Методика измерений)
10. Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, философское учение о методах познания и преобразования действительности; определенная система методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или другой науки. (Методология)
11. Печатное произведение, в котором наиболее полно и всесторонне освещается изучаемый предмет или вопрос (Монография)
12. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий (Научное исследование)
13. Научный документ, содержащий изложение результатов научноисследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории (Научный доклад)
14. Способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. (Метод исследования)
15. Способ отражения объективной реальности (получения знания), возникший с возникновением жизни и непрерывно развивающийся от примитивного чувственного восприятия к абстрактному мышлению. (Познание)
16. Система основных понятий в той или иной области знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. (Теория)
17. Изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи и т.п., то есть то, ради чего и начиналось данное научное исследование (цель исследования)
18. Степень важности темы в данный момент времени , в данной ситуации времени для решения какой-то проблемы (актуальность темы)
19. Задача научного характера, требующая проведения научного исследования, является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы. (Научная тема)
20. Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, охватывающая три вида работ: фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, поисковые научные исследования.( Научная (научно-исследовательская) деятельность)
21. Как расшифровывается аббревиатура РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
22. Научное, систематизированное по какому-либо признаку перечисление и описание книг и других изданий (БИБЛИОГРАФИЯ)
23. Что такое ВКР? (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА)
24. Самостоятельная письменная работа, предоставляемая при окончании университетов и некоторых других образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, выполняется студентом на последнем году обучения и служит одной из форм проверки его подготовленности к самостоятельной работе по специальности (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА , дипломная работа)
25. Предусмотренная учебным планом письменная работа студента на определенную тему, содержащая элементы научного исследования (Курсовая работа)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации
1. Коммуникации как междисциплинарная область научного знания.
2. Общенаучная характеристика коммуникативной деятельности.
3. Краткая история становления психологии коммуникаций.
4. Предмет, задачи, структура предмета коммуникации в организации.
5. Методы исследования в психологии коммуникаций.
6. Коммуникации как многоаспектный феномен.
7. Основные видоизменения коммуникаций в современном мире.
8. Сущность коммуникаций в научной презентации.
9. Функции коммуникативного процесса при исследовательском поведении
10. Классификация коммуникативных процессов.
11. Возрастание значимости коммуникаций в жизни современного общества.
12. Сущность коммуникативной компетентности.
13. Полифункциональность коммуникативной деятельности.
14. Роль вербальной и невербальной коммуникации.
15. Паравербальные характеристики общения.
16. Темпоритмические особенности общения.
17. Пространственный рисунок общения.
18. Сущность «impression manadgement»
19. Роль «этикедных кодов» в общении.
20. Суть коммуникативного зеркала.
21. Аутокоммуникативное поведение.
22. Взаимодействие вербального и невербального общения.
23. Коммуникативное пространство.
24. Научная презентация результатов: цели и правила
25. Паралингвистические характеристики общения.
26. Эффективность научного стиля
27. Алгоритм публичного выступления.
28. Правила публичных выступлений.
29. Инструменты управления вниманием.
30. Законы ораторского искусства.
Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Таратухина Ю.В. - Отв. ред., Безус С.Н. - Отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стратегии успешной исследовательской коммуникации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.