МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы маркетинговых исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 34 34 34 34
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.;Старший преподаватель, Сарыглар С.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы маркетинговых исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостной системы представлений о современных методах социологических исследований, способствовать повышению уровня компетентности в использовании современных социологических методов для анализа социальных проблем и получения эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития конкретных социальных явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
ОПК-3.1 Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных
ОПК-3.2 Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов
ОПК-3.3 Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования
ОПК-3.4 Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем
ОПК-3.5 Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий
ОПК-3.6 Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
ПК-2.1. Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК1.2. Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных
ОПК-1.3. Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ОПК-2.3. Анализирует и создает инструментарий исследования применительно к задачам социологического исследования
ПК-1.2. Умеет планировать, собирать социальную информацию для проведения социальных исследований

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
ОПК-3.3. Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования
1.1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Управление процессом исследования как трудовой деятельностью: разведение ролей, затраты, методы стимулирования Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Дизайн исследования как стратегия проведения эмпирического социологического исследования Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Обоснование выбора методов сбора и анализа данных Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Основная стратегия исследования: поисковая, описательная, аналитическая Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования Сам. работа 2 15 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Современные методы сбора социологической информации
2.1. Современные методы сбора социологической информации Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Технологии сбора данных: общие проблемы традиционных и современных методов Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Сбор информации методами опросов: интервью face-to-face, телефонное интервью, анкетирование, on-line и off-line опросы, прессовые и почтовые опросы Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Развитие опросов в формате mixed-method.Способы использования количественно-качественных (mixed) методов Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Интервью (биографическое, фокусированное, углубленное/глубинное и др.). Фокус-группа. Коллективная дискуссия. Открытая групповая дискуссия. Анализ случая как исследовательская стратегия. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Современные методы сбора социологической информации Сам. работа 2 15 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования
3.1. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Обоснование методов обработки данных. Назначение программ для ввода данных. Технология компьютерного анализа социологических данных. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Анализ одномерных распределений и таблиц сопряженности. Методы многомерного анализа. Социологический индекс как инструмент анализа социологических эмпирических данных. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Документальные источники в социологических исследованиях и методы их анализа. Качественный подход к анализу текстов. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
3.6. Консультации 2 34

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отличительными особенностями социального прогнозирования выступают:
a) Сравнительно общий и абстрактный характер формулирования цели прогнозирования
b) Многозначность развития объекта прогнозирования
c) Отсутствие в социальном прогнозе директивности
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

Вопрос 2. Верно ли следующее суждение:
Задача социального прогноза – содействие научному обоснованию и оптимизации множества альтернативных решений, представленных в виде планов и программ развития.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Выберите принципы прогнозирования:
a) Системности
b) Согласованности
c) Качественности
d) Ситуативности
e) Все перечисленное
ОТВЕТ: a,b

Вопрос 4. Какое основание лежит в основе следующих видов прогнозов: глобальные, структурные, макропгронозы, микропрогнозы?
a) Масштабам прогнозирования
b) Цели прогнозирования
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Долгосрочный прогноз реализуется на период:
a) до 1 года
b) от 1 месяца до 1 года
c) от 1 года до 5 лет
d) от 5 лет до 15 лет
e) свыше 15 лет
ОТВЕТ: d

Вопрос 6. Промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз?
a) Период упреждения
b) Период основания прогноза
ОТВЕТ: b

Вопрос 7. Функция социального прогнозирования, заключающаяся в определении важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем, называется:
a) Ориентирующая
b) Нормативная
c) Предупредительная
ОТВЕТ: b

Вопрос 8. Какой вид аналитики прогнозирует неизвестные события в будущем, отвечая на вопрос «Что может случиться?» на основе анализа накопленной информации?
a) Описательная
b) Диагностическая
c) Предиктивная
d) Предписывающая
ОТВЕТ: с

Вопрос 9. К какому из видов научного прогнозирования относятся индивидуальные экспертные оценки?
a) Интуитивные методы
b) Методы трендового моделирования
c) Аналитические модели
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Какие методы научного прогнозирования основываются на том, что неизвестен ни один из внутренних механизмов развития объекта, что условия, определяющие поведение объекта в прошлом, какими бы они ни были, определяют характер его поведения и в будущем?
a) Интуитивные методы
b) Методы трендового моделирования
c) Аналитические модели
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Верно ли следующее суждение:
Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпринятых мер по его реализации.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Какие принципы относят к инструментарию Форсайт?
a) Вовлеченность
b) Коммуникация
c) Регулирование
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 13. Как называется метод форсайта, в основе которого предполагается опрос большого количества экспертов, до 2–3 тысяч, и организация так называемой обратной связи (через проведение второго тура опроса).
a) Разработка сценариев
b) Дельфи
c) Критические технологии
d) Экспертные панели
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Верно ли следующее суждение:
Разработка социального проекта, как правило, начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития социального явления или процесса.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Верно ли следующее суждение:
SMART-анализ является одним из методов оценки эффективности разработки и реализации социальных проектов.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что понимается под научно обоснованным суждением о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения?
ОТВЕТ: Прогноз

Вопрос 2. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения и требующее подтверждения.
ОТВЕТ: Гипотеза

Вопрос 3. Под […] необходимо понимать определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию
ОТВЕТ: Социальным прогнозированием

Вопрос 4. […] назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок.
ОТВЕТ: Практическое

Вопрос 5. Какая классификация лежит в основании деления прогнозов на поисковые и нормативные?
ОТВЕТ: по целям прогнозирования

Вопрос 6. На какой период времени осуществляется среднесрочный прогноз?
ОТВЕТ: от 1 года до 5 лет

Вопрос 7. Содержанием какого вида прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?
ОТВЕТ: поисковый

Вопрос 8. Какой вид прогноза направлен на определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем?
ОТВЕТ: нормативный

Вопрос 9. Как называется функция социального прогнозирования, заключающаяся в описание и анализе возможных и вероятных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития?
ОТВЕТ: предупредительная

Вопрос 10. […] работа – это процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию – аналитический документ.
ОТВЕТ: Аналитическая

Вопрос 11. Как называются данные со следующими характеристиками: объем которых превышает 100Гб/500Гб/1ТБ; которые не могут быть обработаны в «Excel», не поддающиеся обработке на одном компьютере?
ОТВЕТ: Big Data

Вопрос 12. […] или дескриптивная аналитика — это область статистики, методы которой ориентированы на сбор, систематизацию и обобщение «сырых» данных из различных источников с целью обнаружения в них интерпретируемых зависимостей и закономерностей
ОТВЕТ: Описательная

Вопрос 13. Что такое совокупность приемов и способов мышления, которая позволяет на основе анализа эндогенных и экзогенных значащих переменных объекта прогнозирования, а также их измерений, в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определенной достоверности относительно перспектив их развития?
ОТВЕТ: Методы прогнозирования

Вопрос 14. К какому виду методов социального прогнозирования относятся метод исторической аналогии, написание сценария, имитационные модели?
ОТВЕТ: аналитические модели

Вопрос 15. Какой метод представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе?
ОТВЕТ: Форсайт

Вопрос 16. Как называется метод форсайта, предполагающий создание сценариев развития тех или иных технологических областей?
ОТВЕТ: Разработка сценариев

Вопрос 17. Как называется метод форсайта, в рамках которого группа экспертов из 12–20 человек в течение нескольких месяцев обдумывает возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки.
ОТВЕТ: Экспертные панели

Вопрос 18. Как называется деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений?
ОТВЕТ: социальное проектирование

Вопрос 19. Метод исследования социальных явлений и процессов с помощью моделей, воспроизводящих особенности структуры, поведения, а также свойства оригинала и последующее их экспериментальное или мысленное исследование называется […]
ОТВЕТ: Моделирование

Вопрос 20. По функциональному признаку содержательные модели под­ разделяются на описательные, объяснительные и […]
ОТВЕТ: прогностические

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Роль маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений.
2. Маркетинговое исследование: определение, цели, задачи и принципы.
3. Типология и организационные формы маркетинговых исследований: виды, характеристика.
4. Этапы маркетингового исследования: перечень и содержание.
5. Методы и технологии маркетинговых исследований.
6. Программа маркетингового исследования: определение и содержание.
7. Отчет об исследовании: типовая структура, содержание и критерии качества.
8. Структура маркетинговой информационной системы.
9. Маркетинговая информация: понятие и типы.
10. Этика в маркетинговых исследованиях.
11. Особенности и необходимость этики в проведении маркетинговых исследований.
12. Этические вопросы «заинтересованных сторон».
13. Международный кодекс маркетинговых исследований.
14. Прогнозирование в маркетинге.
15. Классификация прогнозов в маркетинге и методы прогнозирования.
16. Проблемы маркетинговых исследований.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте проблему, цель, задачи, гипотезу маркетингового исследования для следующей управленческой проблемы - Вывод на рынок нового продукта.
2.Сформулируйте проблему, цель, задачи, гипотезу маркетингового исследования для следующей управленческой проблемы - Эффективность рекламной кампании, которая проводится на протяжении трех лет.
3.Сформулируйте проблему, цель, задачи, гипотезу маркетингового исследования для следующей управленческой проблемы - Целесообразность увеличения затрат на продвижение продукта, находящегося на этапе зрелости.
4. Сформулируйте проблему, цель, задачи, гипотезу маркетингового исследования для следующей управленческой проблемы - Выбор стратегии ценообразования для нового продукта.
5. Сформулируйте проблему, цель, задачи, гипотезу маркетингового исследования для следующей управленческой проблемы – Выбор формы стимулирования торгового персонала, для повышения мотивации.
6. Разработайте инструменты для проведения маркетингового исследования – Опросник для глубинного интервью в соответствии с Воронкой Гэллапа.
7. Разработайте инструменты для проведения маркетингового исследования – Анкету для экспресс-опроса.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э9 курс в мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.