МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Качественный анализ социологических данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 69
индивидуальные консультации 68
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 69 69 69 69
Консультации 68 68 68 68
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Суртаева О.В.;Старший преподаватель, Сарыглар С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Качественный анализ социологических данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности к использованию методов качественного анализа данных для критического восприятия и анализа профессиональной информации, проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению социологических исследований в социальной сфере на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных
ПК-1.1 Знает модели и методы описания и объяснения социальных явлений и процессов
ПК-1.2 Умеет планировать, собирать социальную информацию для проведения социальных исследований
ПК-1.3 Умеет обрабатывать и представлять анализ полученных данных в ходе исследования
ПК-3Способен разрабатывать проекты по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа
ПК-3.1 Знает основные этапы и способы разработки и распространения результатов проектной деятельности по изучения общественного мнения
ПК-3.2 Владеет методами разработки и распространения результатов проектов по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы использования методов качественного анализа данных для критического восприятия и анализа профессиональной информации, проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методы качественного анализа данных для проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов и критического восприятия полученных социологических данных в процессе исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения целесообразности методов качественного анализа данных для проведения конкретных научных исследований, письменного и устного изложения результатов, критического восприятия полученных социологических данных в процессе исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Подготовка первичной социологической информации к обработке. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Подготовка первичной социологической информации к обработке. Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Подготовка первичной социологической информации к обработке. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Последовательность действий социолога при анализе данных социологического исследования. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Последовательность действий социолога при анализе данных социологического исследования. Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Последовательность действий социолога при анализе данных социологического исследования. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Характеристика основных методов анализа социологической информации. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Характеристика основных методов анализа социологической информации. Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Характеристика основных методов анализа социологической информации. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Описание как метод анализа информации. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Описание как метод анализа информации. Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Описание как метод анализа информации. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Объяснение как метод анализа информации. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Объяснение как метод анализа информации. Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Объяснение как метод анализа информации. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Процедура прогноза как метод анализа информации. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Процедура прогноза как метод анализа информации. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Процедура прогноза как метод анализа информации. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Анализ данных в повторных и сравнительных социологических исследованиях. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Анализ данных в повторных и сравнительных социологических исследованиях. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Анализ данных в повторных и сравнительных социологических исследованиях. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Гибкие методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Гибкие методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Гибкие методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Электронные методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.17. Электронные методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.18. Электронные методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.19. Обоснование выводов и рекомендаций в социологическом исследовании. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.20. Обоснование выводов и рекомендаций в социологическом исследовании. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.21. Обоснование выводов и рекомендаций в социологическом исследовании. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.22. Итоговые документы социологического исследования. Требования, предъявляемые к ним. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.23. Итоговые документы социологического исследования. Требования, предъявляемые к ним. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.24. Особенности подготовки и написания социологического отчета. Сам. работа 2 9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.25. Консультации 2 68

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен к проведению социологических исследований в социальной сфере на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли определение:
Полевое исследование — это изучение людей, действующих в естественных условиях их повседневной жизни.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 2. Верно ли следующее суждение:
Интервью направлено на выявление содержания действий участников исследования и разделяемых ими смыслов.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 3. К какому из следующих видов интервью можно отнести следующее суждение?
Задача интервьюера в том, чтобы дать возможность собеседнику рассказать о своем внутреннем мире, переживаниях, представлениях и т. д.
a) Структурированное
b) Полуструктурированное
c) Глубинное
d) Свободное
ОТВЕТ: с

Вопрос 4. К какому виду вопросов в полевом интервью относится следующее определение?
Данный тип вопросов строится на анализе, который был выверен структурными вопросами.
a) Описательные
b) Структурные
c) Контрастные
ОТВЕТ: с

Вопрос 5. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы?
a) До 5
b) До 12
c) До 20
ОТВЕТ: b

Вопрос 6. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
a) Поквартирный опрос
b) Онлайн-опрос
c) Телефонный опрос
ОТВЕТ: b

Вопрос 7. Как называется исследование нескольких подтем на данных, собранных в разных местах?
a) Лонгитюдное
b) Многофокусное
c) Сравнительное
d) Исследование случая
ОТВЕТ: b

Вопрос 8. Функция любой фокус-группы —… социального действия.
a) Создание
b) Моделирование
c) Описание
ОТВЕТ: b

Вопрос 9. Верно ли следующее суждение:
Биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Какой метод сбора данных не относится к качественным?
a) Наблюдение
b) Опрос
c) Интервью
d) Биографическая прогулка
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Верно ли следующее определение:
Программа исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 12. Верно ли следующее определение:
В широком смысле под дизайном понимается конфигурация различных элементов, включающая теоретические подходы, методы, жанр проекта, выборку и др., позволяющая провести полевое исследование.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 13. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: разработка общего логического плана исследования, использование методов сбора и анализа информации, разработка процедуры исследования?
a) Методологическая
b) Методическая
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Методический раздел программы содержит:
a) Определение обследуемой совокупности
b) Выбор методов сбора информации
c) Определение объекта и предмета исследования
d) Интерпретацию основных понятий
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 15. … проблемной ситуации должен начинаться с выявления характеризующих ее противоречий.
a) Формулировка
b) Анализ
c) Решение
ОТВЕТ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется свойство выборки отражать генеральную совокупность с определенной погрешностью (ошибкой выборки)?
ОТВЕТ: Репрезентативность

Вопрос 2. В рамках какого исследования осуществляются регулярные замеры характеристик или состояния одного и того же субъекта/объекта на протяжении длительного периода времени, иногда даже в течение нескольких десятков лет?
ОТВЕТ: Лонгитюдное

Вопрос 3.В рамках какого метода сбора данных работает фасилитатор?
ОТВЕТ: Открытые групповые дискуссии

Вопрос 4. Как называется метод, направленные на получение информации о повседневных маршрутах участников исследования и реконструкцию их биографии путем прохождения памятных для них мест?
ОТВЕТ: Биографическая прогулка

Вопрос 5. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
ОТВЕТ: Сase - study

Вопрос 6. Какие методы не предполагают статистической обработки?
ОТВЕТ: Качественные

Вопрос 7. К какой методике относятся ментальные карты?
ОТВЕТ: проективные методики

Вопрос 8. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: определение научной проблемы, формулировка целей и задач исследования?
ОТВЕТ: методологическая

Вопрос 9. Добавьте пропущенное слово: Все элементы программы должны быть изложены в … последовательности.
ОТВЕТ: логической

Вопрос 10. Какой раздел программы социологического исследования представляет определение объекта и предмета исследования, интерпретацию основных понятий, выдвижение гипотез?
ОТВЕТ: Методологический

Вопрос 11. Добавьте пропущенное слово: … – это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
ОТВЕТ: Проблема

Вопрос 12. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – это ожидаемый конечный результат (решение проблемы), который можно достигнуть только с помощью исследования
ОТВЕТ: Цель

Вопрос 13. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – совокупность конкретных установок, направленных на анализ и решения проблемы.
ОТВЕТ: Задачи

Вопрос 14. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование.
ОТВЕТ: Объект

Вопрос 15. Добавьте пропущенное слово: … исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
ОТВЕТ: Предмет

Вопрос 16. Добавьте пропущенное слово: Основное назначение … теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
ОТВЕТ: социометрического

Вопрос 17. Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом: экспериментатор, экспериментальная ситуация, экспериментальный фактор (или независимая переменная), экспериментальный …
ОТВЕТ: объект

Вопрос 18. Вопросы, отражающие социальнодемографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др., может располагаться как в начале, так и в конце анкеты.
ОТВЕТ: паспортичка

Вопрос 19. Добавьте пропущенное слово: Правильная … социологической информации позволяет исследователю сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий.
ОТВЕТ: интерпретация

Вопрос 20. Что представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения?
ОТВЕТ: отчет

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен разрабатывать проекты по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой вид опросного метода не относится к компьютерному?
a) CATI
b) CAPI
c) Web
d) SAQ (самозаполняемые опросники)
ОТВЕТ: d

Вопрос 2. Как называется выборка, не имеющая вероятностного обоснования, складывающаяся на основе случаев, выбираемых независимо друг от друга?
a) Панельная
b) Стихийная или доступная
c) Отсеянная или поточная
d) Ривер-сэмплинг
ОТВЕТ: b

Вопрос 3. Главные части опросника – […], основная тема, демографические вопросы, заключение.
a) Служебное поле
b) Переходы между темами
c) Вступление
ОТВЕТ: с

Вопрос 4. Что может присутствовать во вступлении анкеты?
a) Цель опроса
b) Кто его проводит
c) Добровольность участия респондентов
d) Соблюдение конфиденциальности
e) Все перечисленные варианты
ОТВЕТ: e

Вопрос 5. Что можно отнести к демографическим вопросам?
a) Пол
b) Возраст
c) Доход
d) Национальность
e) Расовая принадлежность
f) Все перечисленные варианты
ОТВЕТ: f

Вопрос 6. Как называется свойство выборки отражать генеральную совокупность с определенной погрешностью (ошибкой выборки)?
a) Репрезентативность
b) Генеральность
c) Надежность
ОТВЕТ: a

Вопрос 7. Верно ли определение:
Шкалирование - процесс создания континуума (последовательного ряда), на котором размещаются измеряемые объекты.
c) Верно
d) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 8. К входным данным в системе SPSS относятся:
a) Файлы результатов
b) Данные, полученные из диалогов
c) Файлы синтаксиса
d) Исходные данные
ОТВЕТ: d

Вопрос 9. Верно ли следующее суждение:
Data mining имеет широкий набор инструментов визуализации больших данных, что дает возможность работать с ними социологам без дополнительной математической подготовки.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Что не относится к параданным?
a) Время заполнения опросника
b) IP адрес
c) Идентификация браузера
d) Информация о размере экрана
e) Все варианты относятся
ОТВЕТ: e

Вопрос 11. Верно ли следующее определение:
Полевое исследование — это изучение людей, действующих в естественных условиях их повседневной жизни.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

Вопрос 12. Какие методы не предполагают статистической обработки?
a) Количественные
b) Качественные
ОТВЕТ: b

Вопрос 13. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы?
d) До 5
e) До 12
f) До 20
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Верно ли следующее суждение:
Проверка множественных регистраций является одним из основных способов проверки достоверности данных онлайн опросов.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

Вопрос 15. Верно ли следующее суждение:
Быстрота получаемой информации является одним из преимущества интернет-опросов.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
ОТВЕТ: онлайн-опрос

Вопрос 2. Как называются автоматизированные системы телефонных опросов?
ОТВЕТ: Cati

Вопрос 3. Как называется выборка, которая формируется на основе баз (списков) потенциальных респондентов с использованием регистрационных социально демографических данных для исследования однородных (гомогенных) аудиторий?
ОТВЕТ: Панельная или направленная выборка

Вопрос 4. Что такое метаданные в общем смысле?
ОТВЕТ: данные о данных

Вопрос 5. Как называются метаданные, собираемые в ходе онлайн-исследования?
ОТВЕТ: параданные

Вопрос 6. Что такое Data Mining?
ОТВЕТ: Интеллектуальный анализ данных

Вопрос 7. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
ОТВЕТ: Сase – study

Вопрос 8. Как называется исследование, которое опирается на сопоставление нескольких случаев, периодов, социальных групп по ряду параметров?
ОТВЕТ: Сравнительное

Вопрос 9. К какой методике относятся рисуночные техники?
ОТВЕТ: проективные методики

Вопрос 10. Как называется вид социологического опроса, в котором используются электронные анкеты, созданные при помощи текстовых редакторов и рассылаемые по доступным исследователю базам адресов электронной почты?
ОТВЕТ: E-mail

Вопрос 11. Добавьте пропущенное слово:
[…] платформа – это цифровая инфраструктура, которая позволяет двум или более группам взаимодействовать.
ОТВЕТ: Цифровая

Вопрос 12. Как называется технология проведения личных интервью в формате face-to-face с помощью электронной анкеты на планшетных компьютерах или мобильных устройствах?
ОТВЕТ: Capi

Вопрос 13. Как называются панели, представляющие собой сообщества интернет-пользователей, которые согласились участвовать в опросах регулярно за материальное вознаграждение или/и по иным мотивам?
ОТВЕТ: Онлайн Access-панели

Вопрос 14. Два основных выделяемых формата онлайн фокус-групп являются чат и […] (онлайн дискуссия).
ОТВЕТ: форум(-ы)

Вопрос 15. При запуске SPSS пользователю открывается окно для […], редактирования и просмотра данных исследования.
ОТВЕТ: ввода

Вопрос 16. Как в программе SPSS называется интерфейс работы с данными, представленный набором текстовых функций?
ОТВЕТ: Синтаксис

Вопрос 17. Добавьте пропущенное слово:
[…] социальная наука — это комплексное, междисциплинарное исследование социальных систем как структур, обрабатывающих информацию, и при помощи передовых вычислительных систем.
ОТВЕТ: вычислительная

Вопрос 18. Что такое Big Data?
ОТВЕТ: большие данные

Вопрос 19. Что такое Digital Humanity?
ОТВЕТ: цифровые гуманитарные науки

Вопрос 20. Что такое Data Science?
ОТВЕТ: наука о данных

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Общая характеристика и особенности заключительного этапа социологического исследования.
2. Виды итоговых документов. Зависимость итогового документа от вида исследования.
3. Информация (информационная справка) как заключительный документ социологического исследования.
4. Информационная записка: структура и основные разделы.
5. Аналитическая записка: структура и основные разделы.
6. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР): структура и основные разделы.
7. Графическое изображение данных в заключительных документах социологического исследования. Виды графического изображения данных.
8. Логика построения отчета. Структура отчета. Приложения к отчету.
9. Ценность социологической информации.
10. Ошибки социологического исследования и их влияние на качественный анализ данных.
11. Проверка методических документов на точность, полноту и качество заполнения.
12. Нумерация методических документов Кодирование информации. Подготовка к обработке открытых вопросов.
13. Логическая программа обработки информации. Виды обработки информации.
14. Цель социологического исследования как определение уровня анализа социологических данных.
15. Описание всей совокупности данных как первая стадия анализа. Уплотнение исходной информации и формирование агрегатных признаков на второй стадии анализа.
16. Использование индексов при уплотнении информации. Первичные и вторичные индексы.
17. Интерпретация и объяснение данных на третьей стадии.
18. Прогноз как четвертая стадия анализа.
19. Гипотезы социологического исследования как методологический инструмент анализа полученных данных. Требования, предъявляемые к гипотезам.
20. Описательные методы анализа: простая группировка, классификация (перекрестная группировка), эмпирическая типологизация.
21. Объяснительные методы анализа: теоретическая типологизация, эксперимент.
22. Виды группировок.
23. Особенности построения перекрестной группировки.
24. Перекрестная группировка (классификация) и ее анализ.
25. Особенности построения трехмерных таблиц.
26. Возможности факторного и кластерного анализа социологических данных.
27. Виды объяснения: причинное, генетическое, структурно-функциональное; уверенное и предположительное.
28. Отличия объяснения от описания и интерпретации.
29. Теоретическая (конструированная) типологизация как метод объяснительного анализа.
30. Идеальная модель как средство теоретической типологизации.
31. Эксперимент как метод анализа и его виды (натурный и мысленный). Функции экспериментирования.
32. Процедуры воссоздания экспериментальной ситуации.
33. Понятие прогноза. Виды прогнозов: тривиальный и нетривиальный прогноз; оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы; поисковые и нормативные прогнозы.
34. Источники информации, необходимые для прогнозирования.
35. Основные прогностические приемы.
36. Особенности использования и аналитические возможности экстраполяции, моделирования и экспертизы.
37. Понятие и роль «прогнозного фона» при социальном прогнозировании.
38. Общие правила, которые предъявляются к повторным и сравнительным социологическим исследованиям для аналитической работы.
39. Виды сравнительных и повторных исследований.
40. Вторичный анализ социологических данных как разновидность сравнительного анализа.
41. Количественные и качественные методы сбора информации. Качественный подход к социальному знанию в научном исследовании.
42. Casestudy как метод и методология социологического исследования.
43. Нарративное, клиническое (интенсивное), фокусированное интервью: особенности организации и реализации.
44. Анализ личных документов.
45. Фокус-группа: организация, реализация, познавательные возможности.
46. Качественный анализ результатов при контент-анализе текстов.
47. Электронные фокус-группы и особенности анализа социологической информации.
48. Электронные опросы: особенности анализа социологической информации.
49. Понятие рекомендации и ее роль в итоговом документе.
50. Технология внедрения практических рекомендаций.
51. Вариативность рекомендаций. Виды рекомендаций. Теоретическая и практическая рекомендации.
52. Требования к разработке рекомендаций.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
2. Постройте прогноз развития социальных процессов исходя из предложенного массива статистических данных (массив данных предоставляется преподавателем).
3. Изложите в форме текста основные результаты качественного анализа данных, представленных на графике/ в таблице (материал предоставляется преподавателем).
4. Оцените значимость объективных и субъективных факторов, влияющих на реальное состояние и динамику социальных процессов (материал предоставляется преподавателем).
5. Постройте таблицу на основе предоставленных эмпирических социологических данных (материал предоставляется преподавателем).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Case study как метод и методология социологического исследования. Нарративное, клиническое (интенсивное), фокусированное интервью: особенности организации и реализации.
2. Анализ личных документов.
3. Анализ социологической информации, полученной при помощи качественных методов.
4. Виды обработки информации.
5. Виды сравнительных и повторных исследований.
6. Возможности факторного и кластерного анализа социологических данных.
7. Вторичный анализ социологических данных как разновидность сравнительного анализа.
8. Гипотезы социологического исследования как методологический инструмент анализа полученных данных. Требования, предъявляемые к гипотезам.
9. Графическое изображение данных в заключительных документах социологического исследования.
10. Зависимость итогового документа от вида исследования.
11. Источники информации, необходимые для прогнозирования.
12. Количественные и качественные методы сбора информации. Качественный подход к социальному знанию в научном исследовании.
13. Логика построения отчета.
14. Общая характеристика и особенности заключительного этапа социологического исследования.
15. Объяснительные методы анализа: теоретическая типологизация, эксперимент.
16. Описательные методы анализа: простая группировка, классификация (перекрестная группировка), эмпирическая типологизация.
17. Основные прогностические приемы.
18. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР): структура и основные разделы.
19. Ошибки социологического исследования и их влияние на качественный анализ информации.
20. Понятие и роль «прогнозного фона» при социальном прогнозировании.
21. Проверка методических документов на точность, полноту и качество заполнения.
22. Роль заказчика и заинтересованных лиц на заключительном этапе социологического исследования.
23. Социологическая информация и практическое решение. Понятие рекомендации и ее роль в итоговом документе.
24. Структура отчета.
25. Фокус-группа: организация, реализация, познавательные возможности.
26. Цель социологического исследования как определение уровня анализа социологических данных.
27. Ценность социологической информации.
28. Электронные методы сбора информации и особенности анализа полученной информации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/8C29F874-FFB5-4EB5-ACCA-673E965566A7.
Л1.2 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/3E3F5B55-EB65-4E57-B9D0-379CF60341A9.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зерчанинова, Т. Е. Социология: методы прикладных исследований: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Качественный анализ социологических данных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.