МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности управления проектами в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.;старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Особенности управления проектами в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами теоретическими и прикладными аспектами в области социального проектирования;
овладение знаниями о сущности программно-целевого подхода в управлении социальной сферой;
формирования умения разрабатывать документы для участия в конкурсах социальных проктов и анализировать возможность их участия в грантовом конкурсе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и процедуры разработки и оценки социальных программ
возможности социальных программ в управлении социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать потенциал социальных программ и проектов в решении проблем социальной работы
осуществлять поиск конкурсов социальных проектов,направленных на решение проблем в области социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком написания программного документа и конкурсных документов;
способностью осуществлять мониторинг социальных программ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Программно-целевой механизм управления социальной работой
1.1. Социальное управление проектами в социальной работе Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Социальное управление проектами в социальной работе Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Сам. работа 1 18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Разработка и реализация социальных программ
2.1. Стратегия и этапы разработки социальных программ Практические 1 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Управление проектной деятельностью Лекции 1 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Подготовка и написание проектной заявки Сам. работа 1 15 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Мониторинг и оценка социальных программ Практические 1 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Мониторинг и оценка социальных программ Сам. работа 1 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и спецификой организации - это:
а) социальный проект
б) проект
в) программа деятельности
2. Совокупность проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения называют:
а) проект
б) план
в) программа
3. Какой этап проекта подразумевает функцию инициации?
а) Концептуальный
б) Этап реализации проекта
в) Этап завершения проекта
4. Жизненный цикл и продолжительность проекта зависит от:
а) Целей
б) Организационных и материальных возможностей
в) Возможностей учреждений, организаций
г) Все выше перечисленное
5. Что выступает в качестве предмета государственного социального заказа?
а) объем услуг, которые должны получить жители города
б) услуга или проект, сформулированные государственным заказчиком в виде технического задания
в) изменения, которые должны произойти в регионе за 3 года
6. Деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является создание специфических социальных или культурных продуктов или услуг, приносящих пользу обществу или отдельным социальным группам - это:
а) социальный проект
б) социальные изменения
в) социальная программа
7. Каким требованиям должны соответствовать социальные проекты?
а) быть конкретным, измеряемым и реалистичным
б) демонстрировать привлекательность, преимущества и достоинства этого проекта
в) охватывать не менее 1000 человек
г) учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для осуществления
8. Сколько этапов в проектировании выделяют?
а) 8
б) 4
в) 3
г) 5
9. Систематический сбор, фиксирование, хранение и исследование ключевых данных о параметрах состояния осуществляемого социального проекта - это:
а) контроль
б) оценка
в) мониторинг
10. Мониторинг, организованный по инициативе организации, предоставившей финансирование (грант, субсидию и пр.), налоговых органов и т.д. называется:
а) внутренний
б) внешний
11. Набор значений какой-либо переменной в зависимости от времени и/или места - это:
а) данные
б) индикатор
в) показатель
12. Установление выраженной в каких-либо характеристиках или единицах измерения степени достоинства явления — человека, вещи, процесса называют:
а) оценкой
б) индикатором
в) характеристика
13. Оценка, начинающаяся во время разработки нового проекта либо при внесении в проект существенных изменений, а также в случае, если выяснилось, что в проекте есть неразрешимые противоречия, либо же когда у проекта появляется новое функциональное назначение - это:
а) оценка при завершении проекта
б) оценка при формировании проекта
в) оценка при реализации проекта
14. Сколько этапов в проведении оценки проекта выделяют?
а) 8
б) 6
в) 3
г) 5
15. Противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения - это:
а) объекта проекта
б) социальное изменение
в) социальная проблема

Ответы:

1. б
2. в
3. а
4. г
5. б
6. а
7. а,б,г
8. б
9. в
10. б
11. б
12. а
13. б
14. г
15. в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Перечислите признаки проекта.
Ответ: Наличие цели, Изменения, Ограниченности во времени, Ограниченность требуемых ресурсов, Комплексность и организация, Специфическая организация проекта
2. Какие виды проектов выделяют в зависимости от масштаба?
Ответ: межгосударственный, международный, национальный и межрегиональный.
3. Перечислите этапы жизненного цикла проекта.
Ответ: 1.Замысел, идея, 2.Анализ проблемы, 3.Разработка концепции, 4.Разработка проекта, 5.Оценка результатов, итогов, 6.Подведение итогов (закрытие проекта)
4. На каком этапе проекта осуществляется основная часть запланированных мероприятий – налаживание эффективного контроля и проверки?
Ответ: Этап реализации проекта
5. В чем разница между проектом и программой?
Ответ: Проект отличается от программы более ограниченными сроками выполнения и меньшими масштабами деятельности
6. экономико-правовая форма реализации государственных планов и программ, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности - это:
Ответ: государственный социальный заказ
7. Какую цель преследует любой социальный проект?
Ответ: конкретно измеряемые изменения в состоянии объекта
8. Перечислите этапы разработки социального проекта.
Ответ: 1. Организационный этап; 2. Этап разработки проекта; 3. Этап согласования и утверждения проекта; 4. Этап пропаганды и организации контроля выполнения
9. При проведении ______________ не выносится суждения о достоинствах и недостатках соответствующего проекта с выводом о ходе его реализации, о достигнутом результате, о полученном эффекте, хотя и собираются и исследуются необходимые для этого данные.
Ответ: мониторинга
10. В чем заключается глобальная цель мониторинга?
Ответ: выявление проблем проекта
11. Что отслеживается в мониторинге проекта?
Ответ: Использование ресурсов, Процесс выполнения программы, Результаты, Влияние проекта
12. Индикаторы, служащие для измерения результатов программы в целом и применяются ко всей территории, населению, общественным и экономическим институтам называют _______________
Ответ: контекстные
13. Индикаторы, касающиеся лишь части общества или территории, которые действительно были затронуты деятельностью программы называют __________________________
Ответ: программные
14. Вынесение суждения о достоинствах и недостатках такого проекта с выводом о степени годности его для реализации, о ходе его выполнения, о достигнутом результате, об эффекте по его завершении - это ___________________
Ответ: оценка
15. Перечислите виды оценки.
Ответ: предварительная, промежуточная, завершающая
16. Какие фазы оценивания проекта выделяют?
Ответ: при формировании проекта; в процессе реализации проекта; воздействие проекта; достижение результата
17. Определите фазу проведения оценки проекта: "Проводится с момента начала реализации проекта. В данной фазе проверяется соответствие количества людей, на которых социальный проект должен оказать воздействие, количеству людей, которых он реально затрагивает".
Ответ: Оценка в процессе реализации проекта
18. Перечислите этапы оценивания проекта.
Ответ: 1. Постановка вопроса; 2. Сбор информации о проекте; 3. Обработка данных; 4. Вынесение суждений о проекте и выводы; 5. Оформление отчета
19. __________ социального проектирования – это тот, кто осуществляет проектирование с целью преобразования социальной действительности.
Ответ: Субъект
20. ____________________ представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные и научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса
Ответ: Социальный проект

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие социального проектирование и программирования.
2.Взаимосвязь социальных проектов и социальных инноваций с социальной работой
3.История социального программирования и проектирования в России.
4.Социальная программа, социальный проект как форма управления
5.Виды проектов и программа: общее и специфическое
6.Уровни разработки социальных программ: особенности разработки
7.Понятие стратегического планирования
8.Жизненный цикл проекта/программы
9.Составные части проекта и их краткая характеристика
10.Межсекторное взаимодействие в области разработки и реализации социальных программ и проектов: достижения, проблемы и перспективы сотрудничеств
11.Конкурс социальных проектов
12.Особенности выделения грантовой поддержки для НКО
13.Индикаторы успешности социального проекта , программы
14.Оценка социального проекта на этапе разработки
15.Оценка социального проекта на этапе реализации и после его окончания
16.Мониторинг в социальных проектов, программ
17.Сущность оценки социальных проектов, программ
18.Межсекторное взаимодействие в социальном проектировании
19.Положение о грантах: цели документа, виды, характеристики
20.Региональные, федеральные конкурсы грантов: цели, задачи общее и специфичное
21.Механизм предоставления грантовой поддержки
22.Трудности и проблемы реализации социального проекта.
23.Этапы разработки проектов, программ.
24.Сферы реализации проектов и программ в России
25.Современные программы и проекты : федеральный и региональный пример.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1.Дайте сравнительную характеристику мониторингу и оценке социальных программ.
2.Представьте графический жизненный цикл проекта.
Разработайте социальный проект, направленный на социальную поддержку малообеспеченных людей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л1.2 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование органи-заций: , Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — e.lanbook.com
Л2.2 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э2 2.Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций. Конкурсы. [Режим доступа http://grants.oprf.ru/12535/]
Э3 3.Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э4 4.Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э5 Курс в системе Moodle "Особенности управления проектами в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.