МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Социальная философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В.Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В.Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.передача магистрантам базовых знаний по проблемам социальной философии, формирование у них навыков философской рефлексии, развитие способности магистрантов к критическому осмыслению социальной реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— основные методы критиче-ского анализа;
— методологию системного подхода;
— содержание основных направлений философской мысли от древности до совре-менности;
— периодизацию всемирной и отечественной истории, ключе-вые события истории России и мира;


3.2.Уметь:
3.2.1.— выявлять проблемные ситу-ации, используя методы
анализа, синтеза и абстрактного мышления;
— осуществлять поиск реше-ний проблемных ситуаций
на основе действий, экспери-мента и опыта;
—производить анализ явлений
и обрабатывать полученные результаты;
— определять в рамках вы-бранного алгоритма вопросы (задачи),
подлежащие дальнейшей разра-ботке предлагать способы их решения;
— формировать и аргументи-рованно отстаивать собствен-ную
позицию по различным про-блемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явле-ний и событий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.— технологиями выхода из проблемных ситуаций, навы-ками выработки стратегии дей-ствий;
— навыками критического анализа;
— основными принципами философского мышления, навыками
философского анализа соци-альных, природных и гумани-тарных явлений;
— навыками анализа историче-ских источников, правилами ведения дискуссии и полемики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные подходы к исследованию общества
1.1. Основные подходы к исследованию общества Лекции 2 2 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные подходы к исследованию общества Практические 2 2 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные подходы к исследованию общества Сам. работа 2 6 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Природа социально-философского знания его особенности и ло-гика развития
2.1. Природа социально-философского знания его особенности и ло-гика развития Лекции 2 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Природа социально-философского знания его особенности и ло-гика развития Сам. работа 2 4 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Формирование социальной философии.
3.1. Формирование социальной философии. Лекции 2 2 УК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Формирование социальной философии. Практические 2 2 УК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Формирование социальной философии. Сам. работа 2 6 УК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Социальная философия Х1Х-ХХ вв.
4.1. Социальная философия Х1Х-ХХ вв. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Социальная философия Х1Х-ХХ вв. Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Социальная философия Х1Х-ХХ вв. Сам. работа 2 4 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основные течения современной социальной философии
5.1. Основные течения социальной философии Лекции 2 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
5.2. Основные течения современной социальной философии Практические 2 4 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
5.3. Основные течения современной социальной философии Сам. работа 2 6 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Природные основы социальной жизни
6.1. Природные основы социальной жизни Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л2.1
6.2. Природные основы социальной жизни Сам. работа 2 6 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Деятельность как средство воспроизведения общественных отношений
7.1. Содержание понятия «деятельность» и его методологическая роль в контексте социальной философии. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.2. Содержание понятия «деятельность» и его методологическая роль в контексте социальной философии. Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.3. Содержание понятия «деятельность» и его методологическая роль в контексте социальной философии. Сам. работа 2 6 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Социальная философия о деятельности как мировоззренческом принципе объяснения действительности
8.1. Проблема духовности в современной России и концепция духовной жизни общества В.С. Барулина. Практические 2 2 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
8.2. Проблема духовности в современной России и концепция духовной жизни общества В.С. Барулина. Сам. работа 2 6 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Становление социальности. Основные сферы жизни общества
9.1. Становление социальности. Основные сферы жизни общества Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
9.2. Становление социальности. Основные сферы жизни общества Сам. работа 2 5 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ЗАДАНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

Вопрос 1. Как называется умышленно искаженная информация?
а. Дезинформация
б. Информативный поток
в. Достоверная информация
с. Зашифрованная информация
Ответ а.

Вопрос 2. Как называется информация, к которой ограничен доступ?
а. Конфиденциальная
б. Противозаконная
с. Открытая
д. Недоступная
Ответ: а

Вопрос 3. Что называют защитой информации?
а. Все ответы верны
б. Деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации
в. Деятельность по предотвращению несанкционированных воздействий на защищаемую информацию
с. Деятельность по предотвращению непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию
Ответ: а

Вопрос 4.Носитель информации это:
а. физическое лицо, или материальный объект, в том числе, - физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
в. субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;
с. субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или по-средника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;
д. субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами;
е. участник правоотношений в информационных процессах.
Ответ: а

Вопрос 5. Стратегия это:
а. план, руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее;
в. принцип поведения или следование некой модели поведения;
с. позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках.
д. перспектива, т. е. основной способ действия организации, или это «теория бизнеса» организации.
е. ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
Ответ: а

Вопрос 6. Выберите 2 0твета
Принято выделять следующие виды гипотез: (выбрать 2 варианта)
а. подтверждающиеся;
в. исходные;
с. второго уровня;
д. частные.
Ответ: в с

Вопрос 7. Оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами - это:
а. панель;
в. эксперимент;
с. экспертная оценка;
д. метод мозговой атаки.
Ответ: с

Вопрос 7. Совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлече-ния из документальных источников информации в целях решения определённых исследо-вательских задач:
а. анкетирование;
а. наблюдение;
с. эксперимент
д.. анализ документов.
Ответ :д.

Вопрос 8. Предметом исследования является:
а. основное, выявляемое в ходе исследования противоречие;
в. специфика исследования;
с. совокупность лиц;
д. расчет выборки.
Ответ: а.

Вопрос 9. Научное прогнозирование опирается на:
а. объективные закономерности
в. качественную информацию
с. интуицию
д. логику

Ответ:_а, с, .д.

Вопрос 10. Выберите 1 ответ
Научный прогноз раскрывает:
а. гипотезы развития
в. условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач
с. положительные и отрицательные тенденции
д. альтернативные направления развития

Ответ:_, .д.

Вопрос 11. Выберите 1 ответ
Более правдоподобная теория сменяет менее правдоподобную - таков путь развития нау-ки, по мнению
Выберите один ответ:
а. К.Поппера
б. И.Лакатоса
с. Т.Куна
Ответ:_а


Вопрос 12. Выберите 1 ответ
Предметом социогуманитарных наук являются:
а.Человек и природа
б. Общество и человек
с. Природа и космос
Ответ: б

Вопрос 13. Выберите 1 ответ.
Проблема понимания разрабатывается
а. В математике
б. В естествознании
с. В методологии социоuуманитарных наук

Ответ: с


Вопрос 14. Выберите 1 ответ.
В состав социогуманитарных наук входят:
а.Физика и химия
б. социология и история
с. математика и информатика
Ответ: б

Вопрос 15. Выберите 1 ответ.
Интерпретация – это:
А. Объяснение текстов
В. Понимание текстов
С. толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания
Ответ: с

Задания открытого типа


1. Что представляет из себя системный подход?

Ответ:
системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных эле-ментов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.

2. Перечислите (назовите) методы эмпирического исследования

Ответ:
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т. д.


3. Назовите методы теоретического уровня исследования

Ответ:
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индук-цию, дедукцию, аналогию) и др.

4. Назовите эмпирические методы, применяемые в социологии

Ответ:
Метод наблюдения, опрос (анкетирование, интервью), метод изучения документов, соци-альный эксперимент

5. Какие методы относятся к общенаучным методам познания?
Ответ:
К общенаучным методам познания относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, классификация.

6. Что такое достоверность результатов исследования и чем она определяется?
Ответ:
Достоверность (внутренняя валидность) результатов исследования определяется тем, на-сколько структура исследования соответствует поставленным задачам, и в какой степе-ни полученные данные справедливы в отношении изучавшейся выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать исследование, в котором возможность возникновения систе-матических и случайных ошибок сведена к минимуму.


7. Что представляет из себя исторический подход или «метод историзма» в социогуманитарном познании?
Ответ:
Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их воз-никновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

8. Что такое проблемная ситуация
Ответ:
Проблемная ситуация в широком смысле - это совокупность отношений между необходимостью и возможностью возникновения нового научного знания.
Проблемная ситуация - это прежде всего познавательная ситуация, выражающаяся в не-возможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Начиная разрешать проблемную ситуацию ученый высказывает некоторые предположения о способах и результате разрешения, которые формулируются в гипотезах.

9. Каковы причины возникновения проблемных ситуаций:
Ответ:
Выделяют следующие причины и условия возникновения проблемной ситуации:
1. Новые факты не укладываются в рамки существующей теории, что требует новых гипотез и их экспериментальной проверки
2. Конкурируют несовместимые самостоятельные теории, объясняющие с разных принципиальных позиций одно и то же явление
3. Комплекс фактов противоречит господствующим теориям и требует пересмотра баз-вых теоретических представлений, мировоззрения и методологии


10. Назовите исследователей, внёсших значительный вклад в разработку метjдологии социальных наук
Ответ:
В.Дильтей, Гадамер, М.Вебер, Э. Дюргеййм, К.Маркс, Г.Риккерт, М.Бахтин,

11. На количественную или на качественную сторону ориентировано социальное по-знание?
Ответ :
Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. Здесь явления и процессы исследуются главным образом со стороны качества и единичного (индивидуального), а не количества и всеобщего.

12. Что такое «понимание» в социогуманитарногм познании?
Ответ:
присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная преломляется в связную систему предметов «мира человека». Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений.

13. . Перечислите и расположите в правильном порядке этапы формирования научного аппарата исследования
Ответ:
1) определение объекта исследования;
2) формулировка проблемы
3) выяснение известного и неизвестного для данного предмета исследования;
4) выяснение того научного направления, в русле которого лежит эта проблема
5) конкретизация предмета исследования.

14. На какой срок составляется стратегический план?
Ответ: на длительный срок.

15.Перечислите основные концепции динамики научного знания постпозитивизма с указанием их авторов.
Ответ :
1. Т. Кун . Концепция структуры научных революций
2. Концепция роста научных знаний К.Поппера
3. И. Лакатос. Концепция научно-исследовательских программ
4. П. Фейерабенд г. Концепция эпистемологического анархизма

16. Постройте в правильной последовательности структурно-логическую цепочку форм познания мира:
Ответ:
1: ощущение
2: восприятие
3: представление
4: понятии
5: суждение
6: умозаключение

17. Что такое «тактика научного исследования»?
Ответ:
Тактиика научного исследования – это компонент реализации стратегии, в котором описывается действие для конкретной ситуации

18. Что понимается под структурой системы?
Ответ:
Структура системы– совокупность элементов системы и связей между ними в виде мн-жества.
Структура системы означает строение, расположение, порядок и отражает определенные взаимосвязи, взаимоположение составных частей системы, т.е. ее устройства и не учитывает множества свойств (состояний) ее элементов.

19. Дайте характеристику закрытой и открытой системы:
Ответ:
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно не-зависимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, кото-рые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

20. Дайте понятие «социальной проблемы»
Ответ:
Социальная проблема-это проблема, которая затрагивает многих людей в обществе. Это группа общих проблем современного общества, которые многие люди стремятся решить. Это часто является следствием факторов, выходящих за пределы контроля индивида.

21. В чём специфика объекта и субъекта в социогуманитарных науках?:
Ответ:
Специфика заключается в том, что объектом здесь выступает деятельность самого субъ-екта познания. Субъект познания соотносится с субъектом действия (человек является и субъектом познания, и реально действующим лицом). Объектом познания становится и взаимодействие между субъектом и объектом познания. Кроме того, в объекте социально-гуманитарного познания, как правило, присутствует и его субъект.

22. Что такое интерпретация?
Ответ:
это– разъяснение, (ис)толкование], в широком смысле – фундаментальная операция мышkения, придание смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объекивированным в знаковой или чувственно-наглядной форме. И. – основа любого процесса коммуникации, в ходе которого приходится истолковывать намерения и действия людей, их слова и жесты, произведения худож. лит-ры, музыки, иск-ва, элементы знаковых систем. ... И. в науке – совокупность значений (смыслов), придаваемых к.-л. образом элементам некоторой теории (выражениям, формулам и отд. символам).

23. Чем определяется выбор проблемы научного исследования?
Ответ:
Выбор проблем, как и исследований, предпринимаемых в науке, определяется потребностями общества. Выбор и постановка научных проблем в огромной степени зависят от уровня и состояния знаний в той или иной отрасли науки. Поскольку возникновение проблемы свидетельствует о недостатке существующих в науке знаний, то первая задача исследователя состоит в том, чтобы конкретно выявить пробелы и дефекты в имеющихся гипотезах и теориях.

24. Что такое достоверность результатов исследования и чем она определяется?
Ответ:
Достоверность (внутренняя валидность) результатов исследования определяется тем, на-сколько структура исследования соответствует поставленным задачам, и в какой степени полученные данные справедливы в отношении изучавшейся выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать исследование, в котором возможность возникновения систематических и случайных ошибок сведена к минимуму.

25. Что такое идеографический подход в исследовании?
Ответ:
Идеографический подход в исследовании предполагает способ познания, целью которого является изображение объекта как единой уникальной целостности. Идеографический метод может быть направлен на постижение индивидуального в его своеобычности, однократности, уникальности либо на определение общих закономерностей, отраженных в единичном случае.









5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Вариант 1.. онлайн-тестирование, количество заданий в тесте -30. Размещён на сайте университета.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещён в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине на образовательном портале цифровой университет АлтГУ" Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 30.

тест
Социальная философия
1.
a.К какой сфере общества относится антимонопольное законодательство?
b К какой сфере общества относится производство мебели?
c. К какой сфере общества относится формирование рабочего класса?
1.политич.
2.экономич.
3. социальная .

Ответ: А-1, Б-2, В-3
2.Традиционный тип общества характеризуется
Выберите один ответ:
a. Незыблемостью социальной структуры
b. Традициями землепашества.
c. Традиционными верованиями и культами

3 «Социальная философия" не является наукой, так как не может дать «подлинных» зна¬ний. Они могут быть получены лишь на основе «точных наук», - это мнение сложилось в рамках:
Выберите один ответ:
a. Детерминизма
b. Концептуализма
c. Позитивизма
d. Иррационализм

4. Сущность механистического подхода к обществу заключается в понимании его как
Выберите один ответ:
a. Механистической системы связей и отношений
b. Механической системы взаимосвязи сфер жизнедеятельности людей
c. Совокупности механических причин и следствий
d. Статистического агрегата частей

5. Последним, неделимым элементом социальной системы является
Выберите один ответ:
a. Индивид
b. Социальный субъект
c. Микрогруппа
d. Семья

6. Сущность натуралистического подхода к обществу заключается в понимании его как
Выберите один ответ:
a. Прогрессивного развития природы
b. Результата действия природных (натуральных) причин
c. Естественного продолжения природы
d. Продукта природной необходимости

7. В сущности своей общество
Выберите один ответ:
a. Целостная система взаимного обмена деятельностью социальных субъектов.
b. . Есть совокупность людей и предметов, которыми они пользуются
c. Выражает те связи и отношения, в которых находятся индивиды, продукт взаимодействия людей
d. Является результатом сознательного соглашения между людьми об устройстве совместной жизнедеятельности

8. Волюнтаризм – это течение, абсолютизирующее
Выберите один ответ:
a. Роль волевого начала в истории
b. Паритет между сознательным (волевым) и материальным
c. Приоритет волевых начал в психике и поведении индивида
d. Волеизъявление как фактор поведения масс людей

9. Г. Спенсер является представителем:
Выберите один ответ:
a. Расово-антропологического направления
b. Социал-дарвинизма
c. Органической школы
d. Социального механицизма

10. Идеализм во взглядах на общество – это:
Выберите один ответ:
a. Попытка объяснить историю общества как смену культур
b. Утверждение идеалов
c. Стремление к идеалу
d. Признание первичности идеального начала в общественных процессах

11. Идею о том, что все развитие общества предопределено следует назвать
Выберите один ответ:
a. Прагматизмом
b. Фатализмом
c. Догматизмом
d. Монизмом

12. Какая из перечисленных особенностей не характерна для техногенной ("западной" ) цивилизации?
Выберите один ответ:
a. стремление к стабильности и предсказуемости общественной жизни
b. ценность научной рациональности
c. ценность власти, силы и господства над природой
d. принцип недеяния и достижения гармонии с природой

13. Какие из перечисленных ниже совокупностей являются социальными группами?
Выберите один ответ:
a. семья
b. читатели научной библиотеки АлтГУ
c. городское население
d. зрители футбольного матча

14. Какие черты присущи тоталитарному обществу?
Выберите один ответ:
a. Общество, в котором гарантировано свободное развитие его членов
b. Общество, в котором результаты референдума не только подсчитываются, но и учитываются
c. Общество, в котором власть служит обществу, а не общество власти
d. Общество, в котором действует жесткая система господства-подчинения

15. Какой из перечисленных объектов не относится к культуре?
Выберите один ответ:
a. система образования
b. агротехника
c. наука
d. природные ресурсы

16.Какому типу цивилизации свойственно стремление к гармонии общества с природой?
Выберите один ответ:
a. традиционному (восточному)
b. обоим типам
c. техногенному

17. Ноосфера – это понятие, выражающее
Выберите один ответ:
a. Природа как источник ресурсов для жизнедеятельности человека
b. Созданная людьми искусственная среда, «вторая природа
c. Безраздельное господство человека над природой;
d. Земная оболочка, охваченная разумной деятельностью человека

18. Основателем расово - антропологического направления в социальной философии является:
Выберите один ответ:
a. А. Гобино
b. Г. Кэрри
c. Ж. Боден
d. В. Оствальд

19. Основной вопрос политической жизни - это:
Выберите один ответ:
a. вопрос о благополучии
b. вопрос о власти
c. вопрос о людях
d. вопрос о деньгах

20. Постклассический образ социальной реальности базируется на идее
Выберите один ответ:
a. Преобразовании природы в интересах общества
b. Глобализма
c. Приоритета общественных ценностей
d. Интерсубъективности

21. Принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания был сформулирован
Выберите один ответ:
a. О.Контом
b. В.И. Лениным
c. К.Марксом и Ф.Энгельсом

22. Различие между законами природы и общества выражается в том, что
Выберите один ответ:
a. Законы природы действуют автоматически, законы общества – законы деятельности
больших масс людей, законы – тенденции
b. . Законы природы неизменны, законы общества изменяются с каждой новой эпохой
c. Законы природы никому не подчиняются, а законы общества зависят от людей
d. . Законы природы не зависят от сознания людей, а законы общества создаются людьми сознательно

23. Совокупность представлений о будущем человечества и область насущных знаний, охватывающих перспективы социальных процессов
Выберите один ответ:
a. психология
b. политология
c. геронтология
d. футурология

24. Совокупность природных условий, определяющих существование человека на нашей планете, была названа В.И. Вернадским
Выберите один ответ:
a. экологией
b. стратосферой
c. ноосферой
d. биосферой

25. Социальная философия – это:
Выберите один ответ:
a. . Наука о наиболее общих законах функционирования и развития общества
b. Наука об особенностях функционирования и развития конкретного общества, государства
c. Распространение диалектики на познание законов общества.

26. Сущность органического направления в социальной философии заключается:
Выберите один ответ:
a. В анализе человека как биосоциального существа
b. В признании первичности биологических инстинктов, как ведущих в деятельности человека
c. В рассмотрении общества по аналогии с биологическим организмом
d. В признании вторичности социального и первичности биологического в обществе

27. Сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношения между государствами на международной арене, это сфера
Выберите один ответ:
a. политическая
b. социальная
c. духовная
d. экономическая

28. Техногенная цивилизация базируется на идее
Выберите один ответ:
a. . Гармонии человека и природы
b. Покорения природы человеком
c. Ведущей роли техники
d. Научно-технической революции

29. Устойчивая совокупность культурных черт, характерных для определённой социальной группы (молодёжная, уголовно-криминальная и т.п.)
Выберите один ответ:
a. массовая культура
b. субкультура
c. политическая культура

30. Что из перечисленного не входит в материальную культуру?
Выберите один ответ:
a. культура отношения к собственному телу
b. музыкальная культура
c. культура труда и материального производства
d. культура быта


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84 % заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% и менее 50 % заданий.
Зачёт - это выполнение заданий на "отлично", хорошо", "удовлетворительно". Выполнено заданий от 51 до 100%,
Не зачёт -верно выполнено 50% и менее 50 % заданий.

Ключ.
1. a-1, b-2, c-3
2 -c
3-c
4- a
5- a
6-c
7-c
8-a
9-c
10-d
11-b
12-d
13-a
14-d
15-d
16-a
17-d
18-a
19-b
20-d
21-c
22-d
23-d
24-d
25-a
26-c
27-a
28-b
29-b
30-b



Вариант - 2.
Экзамен в устной форме

Перечень вопросов
Вопросы к экзамену
1. Предмет социальной философии
2. функции социальной философии
3. Место социальной философии в системе гуманитарного знания
4. Основные подходы к исследованию общества
5. Природа социально-философского знания
6. Формирование социальной философии
7. Социально-философские вопросы в античной философии
8. Мыслители Средневековья и Возрождения о проблемах общества.
9. Вопросы естественного права и государства в философии 18 века ( Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье)
10. Социальная философия Х1Х-ХХ вв.
11. Позитивистская социальная философия
12. Социальная философия марксизма
13. Социальная философия географического направления
14. Биологического, географического и технологического направлений
15. Основные течения современной социальной философии
16. Природа человека, его происхождение и сущностные характеристики
17. Природные основы социальной жизни
18. Окружающая природа как совокупность условий существования человека
19. Пути взаимодействия общества и природы
20. Понятие ноосферы. В. Вернадский о ноосфере.
21. Понятие социальности. Становление социальности.
22. Социальная структура современной России
23. Деятельность как средство самореализации людей и воспроизведе-ния общественных отношений
24..Социальная философия о деятельности как мировоззренческом принципе объяснения действительности
25.. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бахтин)
26.. Деятельность и культура, социальная философия о межкультурных связях людей.
27. Формационная и цивилизационная теории развития общества.
28.. Представления о линейности и цикличности исторического развития. Основные концепции (Данилевский, О. Шпенглер, К. Маркс и др.)
29. Движущие силы исторического развития
30. Проблема определения понятия «интеллигенция».
31. Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития.
32. Особенности русской интеллигенции.
33. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интел-лигенции.
34.. Н.Бердяев об интеллигенции («Философская истина) и интелли-гентская правда»
35. Булгаков С.Н (Героизм и подвижнечество) и С.Л. Франк (Этика нигилизма) об интеллигенции.
36. Основные сферы жизни общества
37. Классическая модель культуры (гуманизм, историзм, рационализм).
38. Многообразие концепций культуры


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Отлично (зачтено) студентом дан полно й в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, .достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных мате-риалов по курсу, даёт аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных* вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным . умением давать аргументированные ответы и приводить примеры недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьёзных неточностей, обнаруживающей незнание процессов изучаемой предметной области, отличающейся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением дать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская ан-тропология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рой, О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/472400
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Э2 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Э3 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Э4 Курс в Moodle «Социальная философия» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.