МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияРазработка биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фармация_РБ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 Фармация
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6.1 Знает основные современные информационные технологии для взаимодействии с субъектами обращения лекарственных средств с учетом требований информационной безопасности
ОПК-6.2 Осуществляет эффективный поиск информации, необходимой для решения задач профессиональной деятельности, с использованием правовых справочных систем и профессиональных фармацевтических баз данных
ОПК-6.3 Использует информационные технологии для математической обработки и представления данных наблюдений и экспериментов при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-6.4 Применяет автоматизированные информационные системы во внутренних процессах фармацевтической и (или) медицинской организации, а также для взаимодействий с клиентами и поставщиками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровые технологии в профессиональной деятельности
1.1. Методы работы с БД Elibrary.ru, Scopus, WoS, Международные патентыне БД (Россия, США, ЕС), Агрегаторы научной информации Лабораторные 2 8
1.2. Визуализация химических структур веществ Лабораторные 2 6
1.3. Визуализация эксперементальных данных Лабораторные 2 2
1.4. Сам. работа 2 65
Раздел 2. Введение в программирование на языке Python, знакомство со средами разработки Jupyter Notebook и GoogleColab
2.1. Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
2.2. Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 3. Загрузка данных в рабочую среду. Визуализация данных и описательная статистика. Корреляционно-регрессионный анализ
3.1. Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Лабораторные 2 12 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
3.2. Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 4. Типовые задачи машинного обучения: кластеризация, классификация и регрессия
4.1. Избранные методы кластеризации данных (k-means, иерархическая и спектральная кластеризация, DBSCAN). Задачи обучения с учителем. Понятие переобучения. Деревья решений для задач классификации и регрессии. Методы, основанные на деревьях решений: Random Forest, XGBoost и CatBoost. Метрики качества обучения и валидация Лабораторные 2 12 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
4.2. Избранные методы кластеризации данных (k-means, иерархическая и спектральная кластеризация, DBSCAN). Задачи обучения с учителем. Понятие переобучения. Деревья решений для задач классификации и регрессии. Методы, основанные на деревьях решений: Random Forest, XGBoost и CatBoost. Метрики качества обучения и валидация Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 5. Введение в нейронные сети и глубокое обучение
5.1. Полносвязные нейронные сети. Фреймворк TensorFlow и инструментарий Keras для построения нейронных сетей. Контроль переобучения. Классификация и регрессия с помощью нейронных сетей. Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
5.2. Полносвязные нейронные сети. Фреймворк TensorFlow и инструментарий Keras для построения нейронных сетей. Контроль переобучения. Классификация и регрессия с помощью нейронных сетей. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 6. Сверточные нейронные сети в задачах анализа изображений
6.1. Идеи, лежащие в основе сверточной нейронной сети, ее преимущество в сравнении с полносвязной нейронной сетью в задачах обработки изображений. Инструментарий Keras для построения сверточных нейронных сетей. Предобученные нейронные сети и перенос обучения. Примеры задач компьютерного зрения Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
6.2. Идеи, лежащие в основе сверточной нейронной сети, ее преимущество в сравнении с полносвязной нейронной сетью в задачах обработки изображений. Инструментарий Keras для построения сверточных нейронных сетей. Предобученные нейронные сети и перенос обучения. Примеры задач компьютерного зрения Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 7. Нейронные сети в задачах анализа текста. Конструирование чат-ботов
7.1. Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
7.2. Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 8. Сервисы, использующих технологии искусственного интеллекта
8.1. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
8.2. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11104



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОПК-6: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Энтропия Шеннона обладает свойством:
A. Аддитивности
B. Ассоциативности
C. социальности
ответ: a
2. Для оценки статистики источника сообщений используется:
A. скользящее окно
B. подвижное окно
C. пластиковое окно
ответ: a
3. Каких списков нет в текстовом редакторе?
A. точечных
B. нумерованных
C. маркированных
ответ: a
4. Какую комбинацию клавиш следует применить, чтобы вставить в документ сегодняшнюю дату?
A. Shift + Alt + D
B. Shift + Ctrl + V
C. Ctrl + Alt + A
ответ: a
5. Колонтитул – это:
A. область, которая находится в верхнем и нижнем поле и предназначается для помещения названия работы над текстом каждой страницы
B. внешний вид печатных знаков, который пользователь видит в окне текстового редактора
C. верхняя строка окна редактора Word, которая содержит в себе панель команд (например, «Вставка», «Конструктор», «Макет» и т. д.)
ответ: a
6. Табличные процессоры относятся к какому программному обеспечению?
A. Прикладному
B. Функциональному
C. Специализированному
ответ: a
7. 30 ячеек электронной таблицы содержится в диапазоне:
A. E2:G11
B. A15:D20
C. C4:F9
ответ: a
8. Какие типы фильтров существуют в табличном процессоре Excel?
A. Автофильтр, расширенный фильтр
B. Тематический фильтр, автофильтр
C. Текстовый фильтр, числовой фильтр
ответ: a
9. Что не поможет удалить с диска компьютерный вирус?
A. Дефрагментация диска
B. Проверка антивирусной программой
C. Форматирование диска
ответ: a
10. База данных это:
A. модель в которой упорядоченно хранятся данные
B. программа для сбора и хранения информации
C. таблица с данными в формате Exсel
ответ: a
11. Как называется группа файлов, которая хранится отдельной группой и имеет собственное имя?
A. Каталог
B. Байт
C. Дискета
ответ: a
12. Прикладное программное обеспечение это:
A. Программа общего назначения, созданная для выполнения задач
B. Каталог программ для функционирования компьютера
C. База данных для хранения информации
ответ: a
13. Процессор обрабатывает информацию:
A. В двоичном коде
B. В текстовом формате
C. На языке Pascal
ответ: a
14. Дисковод это устройство для:
A. Чтения информации со съемного носителя
B. Записи информации на запоминающее устройство
C. Соединения с LAN
ответ: a
15. Укажите неправильное имя каталога.
A. TER**N
B. RAZNOE
C. OFF
ответ: a
16. Что такое кластер на магнитном диске?
A. единица дискового пространства
B. конверт для диска
C. виртуальный диск
ответ: a
17. Статистические функции табличных процессоров используются для:
A. Вычисления суммы квадратов отклонений; плотности стандартного нормального распределения
B. Проверки равенства двух чисел; расчета величины амортизации актива за заданный период
C. Перевода из градусов в радианы
ответ: a
18. Табличный процессор обрабатывает следующие типы данных:
A. Дата, Время, Текстовый, Финансовый, Процентный
B. Банковский, Целочисленный, Дробный, Текстовый, Графический
C. Матричный, Временной, Математический, Текстовый, Денежный
ответ: a
19. Диапазоном не может быть:
A. Группа ячеек D1, E2, F3
B. Фрагмент столбца
C. Прямоугольная область
ответ: a
20. Числовое выражение 15,7Е+4 из электронной таблицы означает число:
A. 157000
B. 157,4
C. 0,00157
ответ: a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1. В 1834 году англичанин Чарльз Бэббидж изобретает аналитическую машину. Архитектура современного компьютера во многом схожа с архитектурой аналитической машины. В аналитической машине Бэббидж предусмотрел следующие части: склад (store), фабрика или мельница (mill), управляющий элемент (control) и устройства ввода/вывода информации. Какое из устройств современного компьютера соответствует «складу»?

Ответ: жесткий диск

2. Есть программа, которая позволяет пользователю управлять файлами и папками на компьютере. Как она называется?
Ответ: файловый менеджер

3. Существуют компьютерные вирусы, которые распространяются в сети. Они проникают в память компьютера из сети, вычисляют сетевые адреса других компьютеров и рассылают по этим адресам свои копии. Как называются эти вирусы?

Ответ: репликаторы или черви

4. Это программное обеспечение (ПО) является неотъемлемой частью компьютера. Без него невозможно взаимодействовать ни с одним устройством ЭВМ. Именно это ПО руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном. Как называется это программное обеспечение?
Ответ: системное программное обеспечение

5. Сжатие файлов называется
Ответ: архивация файлов

6. Как называется конечный и упорядоченный набор символов, используемых для пред¬ставления информации в помощью определенного языка

Ответ: алфавит

7. Как называетсяэлемент конечного множества, который отличается от других элементов этого множества
Ответ: знак

8. процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности, и наука об этом поиске.
Ответ: информационный поиск

9. наука, которая изучает и описывает модель информационной безопасности данных
ответ: криптография

10. как называется количество символов в алфавите
ответ: мощность алфавита
11. мощные компьютеры, на которых хранится программное обеспечение и другая информация, например, сайты, блоги и т.д., к которой могут обращаться пользователи сети. Сервером также иногда называют программу, обеспечивающую выполнение функции организации коммуникаций в сети.
Ответ: сервер

12. совокупность объектов или других подсистем, связанных единой целью и решаемыми задачами
ответ: система


13. интерактивный многопользовательский веб-сайт, представляющий собой автоматизированную социальную среду и позволяющий общаться группе пользователей, объединенных общим интересом, информационное содержание которого формируется самими участниками сети
ответ: социальная сеть

14. потенциальная возможность нарушения режима информационной безопасности
ответ: угроза информационной безопасности
15. юридическое лицо, выполняющее функции по: изготовлению сертификатов ключей подписей, созданию ключей электронных цифровых подписей по обращению участников информационной системы с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа электронной цифровой подписи, приостановлению и возобновлению действие сертификатов ключей подписей, а также аннулированию их, ведению реестра сертификатов ключей подписей, обеспечению его актуальности и возможности свободного доступа к нему участников информационных систем, проверке уникальности открытых ключей электронных цифровых подписей в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра, выдаче сертификатов ключей подписей в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с информацией об их действии, осуществлению по обращениям пользователей сертификатов ключей подписей подтверждения подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей, предоставлению участникам информационных систем иных связанных с использованием электронных цифровых подписей услуг.
Ответ: удостоверяющий центр

«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гудфеллоу Я., Бенджио И., Курвилль А. Глубокое обучение: Издательство "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Гласснер Э. Глубокое обучение без математики. Т. 1: Основы. – 578 с.: М.: ДМК , 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Гласснер Э. Глубокое обучение без математики. Том 2. Практика. – 610 с.: М.: ДМК , 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шакла Нишант Машинное обучение и TensorFlow. - 336 с.: ил. - (Серия «Библиотека программиста»). : СПб.: Питер, 2019
Л2.2 Николенко С., Кадурин А., Архангельская Е. Глубокое обучение. — 480 с.: ил. — (Серия «Библиотека программиста»).: СПб.: Питер, 2018
Л2.3 Ын Анналин, Су Кеннет Теоретический минимум по Big Data. Всё, что нужно знать о больших данных: Спб.: Питер, 2019
Л2.4 Джоши, Пратик. Искусственный интеллект с примерами на Python. : Пер. с англ. - 448 с.: СПб. : ООО "Диалектика", 2019
Л2.5 Ганегедара, Т. Обработка естественного языка с TensorFlow: , 2020 e.lanbook.com
Л2.6 Дейтел Пол, Дейтел Харви Python: Искусственный интеллект, большие данные и облачные вычисления. — 864 с.: СПб.: Питер, 2020
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ng. A. Machine Learning coursera.org
Э2 Нейронные сети и компьютерное зрение stepik.org
Э3 Нейронные сети и обработка текста stepik.org
Э4 Профессиональный информационно-аналитический ресурс, посвященный машинному обучению, распознаванию образов и интеллектуальному анализу данных machinelearning.ru
Э5 UCIMachineLearningRepository — репозиторий наборов данных для машинного обучения archive.ics.uci.edu
Э6 IAPREducationCommittee&Resources — коллекция ссылок на образовательные ресурсы по распознаванию образов, машинному обучению, обработке сигналов, обработке изображений и компьютерному зрению, поддерживаемая Международной ассоциацией распознавания образов homepages.inf.ed.ac.uk
Э7 Андрей Созыкин Учебный курс «Программирование нейросетей на Python» www.asozykin.ru
Э8 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Python 3.6 и выше
Фреймворк Anaconda
Google Colab
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины