Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целями освоения дисциплины «Частная орнитология» являются является подробное знакомство с миром птиц: видовым разнообразием, происхождением и эволюцией, географическим распространением, морфологическим и анатомическим строением, физиологией, экологией, поведением, значением в жизни человека, рациональным использованием и охраной. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:отличительные черты класса птиц в связи с приспособлением их к полету. Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по орнитологии, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований. Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию орнитологии, ведению дискуссии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности |
ПК-2.1 | Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности |
ПК-2.2 | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации |
ПК-2.3 | Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов |
ПК-3.02 | Способен осуществлять деятельность по обеспечению рационального использования, охране и воспроизводству охотничьих животных и охране охотничьих угодий |
ПК-3.02.1 | Знает биологию охотничьих животных, методики сбора информации об охотничьих животных и правила их учета, а также принципы воспроизводства |
ПК-3.02.2 | Умеет анализировать данные о распределении и численности животных, планировать мероприятия по их охране и воспроизводству |
ПК-3.02.3 | Владеет навыками определения видовой принадлежности животных, анализа состояния популяций охотничьих животных и мониторинг охотничьих угодий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - схемы проведения учетов птиц в различных биотопах; - методы компьютерной обработки полевых данных и основные программы для представления данных учетов птиц; - основные типы презентации данных полевого исследования в орнитологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - организовывать и проводить авифаунистические исследования; - работать с научной литературой, оформлять результаты исследований в виде проектов, заявок и отчетов, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований, владеть навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований; - обрабатывать полевые данные и презентовать результаты исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами научного коллекционирования птиц; - навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований; - методами критического анализа полученной информации и грамотным представлением результатов исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в орнитологию. Содержание, предмет, задачи и структура, взаимосвязь с другими науками. Методы изучения птиц. Учеты численности птиц. Методы отлова и мечения. Кольцевание птиц. Исследование гнездовой биологии, состава кормов и трофического поведения. Формы и методы измерения птиц. Мониторинг птиц. | ||||||
1.1. | Введенпие в орнитологию. Учеты численности птиц. Методы отлова и мечения. Кольцевание птиц. Исследование гнездовой биологии, состава кормов и трофического поведения. Формометрия и мониторинг птиц. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Учеты численности птиц | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.2 | |
1.3. | Применение современных технических средств для учетов числености птиц | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.2 | |
1.4. | Методы непрямой оценки численности | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.3 | |
1.5. | Методы матобработки полевых данных | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1 | |
Раздел 2. Происхождение птиц. Гипотезы происхождения и эволюции птиц. Предки современных птиц. Палеоорнитология. Ископаемые остатки птиц. Современная систематика птиц. Современное состояние научной системы класса. Подробная характеристика отрядов, широко распространенных в Алтайском крае, их видовое разнообразие. | ||||||
2.1. | Систематика птиц | Лекции | 7 | 4 | Л2.1 | |
2.2. | Происхождение и систематика птиц | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.3 | |
2.3. | Подробная характеристика отрядов, широко распространенных в Алтайском крае, их видовое разнообразие. | Сам. работа | 7 | 8 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Периодические явления в жизни птиц. Суточные и сезонные ритмы. Регуляция размножения. Линька. Фотопериодическая регуляция. | ||||||
3.1. | Миграции птиц | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.2 | |
3.2. | Изучение миграции птиц | Лабораторные | 7 | 2 | ||
3.3. | Линька и размножение птиц | Лабораторные | 7 | 2 | ||
3.4. | Физиологические механизмы адаптации птиц и ориентация | Сам. работа | 7 | 8 | Л2.1, Л1.3 | |
Раздел 4. Охрана птиц и ее методы. Исторические предпосылки охраны. Охрана мест обитания, ключевых орнитологических территорий, редких и исчезающих птиц. Птицы из Красных книг. | ||||||
4.1. | Методы охраны птиц и территорий | Лекции | 7 | 4 | Л1.2 | |
4.2. | Законодательная и методическая база охраны местообитаний и видов птиц | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.3 | |
4.3. | Лесное хозяйство и охрана птиц | Сам. работа | 7 | 8 | Л2.1 | |
Раздел 5. Прикладная орнитология. Авиационная и медицинская орнитологии. Птицы и эпидемиологическая обстановка. Птицы как охотничий ресурс. Птицы и сельское хозяйство. | ||||||
5.1. | Прикладная орнитология | Лекции | 7 | 4 | Л1.2 | |
5.2. | Авиационная и медицинская орнитология. Птицы и эпидемиологическая обстановка. | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1 | |
5.3. | Птицы как охотничий ресурс. Птицы и сельское хозяйство. | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.2 | |
5.4. | Городская орнитология | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.2 | |
5.5. | Контроль и управление поведением птиц | Сам. работа | 7 | 7 | Л2.1 | |
5.6. | Зачет | 7 | 0 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Орнитология как наука. 2. Основные этапы развития орнитологии. 3. Общая характеристика класса птиц как прогрессивной ветви позвоночных, приспособившихся к полету. Особенности строения и функционирования кожных покровов, скелета, мускулатуры. 4. Морфология органов дыхания птиц. Механизм дыхания. Особенности кровообращения у птиц. 5. Органы размножения птиц. Строение и развитие яйца. Особенности насиживания яиц. 6. Биология питания (набор кормов, техника и арена кормодобывания, смена кормов). Органы пищеварения. 7. Экологические типы птиц, их адаптивные особенности. Явление конвергенции в классе птиц. 8. Годовой цикл жизни у птиц, основные биологические периоды (зимовка, размножение, линька), их приуроченность и адаптация к определенной сезонной обстановке. 9. Особенности процесса обмена веществ у птиц. 10. Характеристика нервной системы птиц. Способность к рассудочной деятельности. 11. Теории происхождения птиц. 12. Вымершие птицетазовые и ящеротазовые виды птиц. Краткая характеристика, особенности организации, биологии. Причины их вымирания. 13. Филогенетическое древо птиц. 14. Характеристика абиотических, биотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и численность птиц. 15. Методы учета и регуляции численности птиц. 16. Современная система класса птиц. Количество семейство, число родов и видов птиц. Таксономические, биологические особенности представителей различных отрядов птиц. 17. Основные типы движения птиц, их классификация и краткая характеристика. 18. Особенности водно-солевого обмена птиц. 19. Особенности терморегуляции птиц. Механизмы физической и химической терморегуляции. Терморегуляторное поведение. 20. Основные пути приспособления птиц к температурным условиям окружающей среды. 21. Онтогенез птиц. Насиживание. Этапы эмбрионального и постэмбрионального развития. Матуронатные и имматуронатные птицы. 22. Миграции – как адаптивное явление в жизни птиц. 23. Предмиграционный период. Этапы формирования миграционного полета. 24. Методы, применяемые для изучения миграций. 25. Ориентация птиц в пространстве. Гипотезы навигации птиц: гипотеза солнечной дуги (Мэтьюз), магнитная гипотеза, ольфакторная гипотеза (Паппи), использование наземных ориентиров, ориентация по звездам (опыты Крамера). 26. Кольцевание и отлов птиц. Характеристика и значение. 27. Суточные ритмы. Характеристика, значение. Главные факторы, определяющие формирование специфики суточных ритмов. 28. Орнитофауна Алтайского края. 29. Характеристика орнитофауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. 30. Редкие и исчезающие виды птиц. Деятельность человека по охране редких видов. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС по дисциплине Частная орнитология.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева | Экология животных : учебное пособие | Лань, 2015 | |
Л1.2 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD |
Л1.3 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рябицев В.К. | Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель | Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001 | |
Л2.2 | Кучин А.П. | Птицы Алтая. Воробьиные: | Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Орнитология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Предмет "Частная орнитология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Частная орнитология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |